Открытый урок в 6 классе по теме Грибы

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Здравствуйте дорогие ребята!

Сегодня мы с вами отправимся в страну знаний, где нас ждут новые открытия, новые тайны живой природы.

2. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся

Но для этого необходимо вспомнить, что нового мы узнали на прошлом уроке:

  1. Какими способами размножаются грибы?

  2. Чем питаются грибы?

  3. Какие грибы являются сапрофитами, а какими паразитами?

  4. Какую роль играют грибы в природе?

Зачем мы вспоминаем знания полученные на прошлом уроке (помогут освоить тему нашего урока)

3. Изучение нового материала (I часть).

На заре становления науки большинство натуралистов подразделяли все живые существа на два царства. Как вы считаете, на какие два царства?

(Высказывание детей)

Совершенно верно, на царство животные и растения. Но с открытием микроорганизмов стало ясно, что далеко не все живые существа можно отнести к одной из этих групп.

А кто может назвать царства органического мира?

(Царства Растений, Животных, Бактерий и Грибов. )

Царство Грибов занимают особое положение в системе органического мира. Почему их сначала относили к царству растений , потом к царству животных.(Высказывание детей)

А какими признаками обладает царство Грибов? (говорят дети)

На доске ряд признаков:

1.Не имеют хлорофилла.

2.питаются готовыми органическими веществами (гетеротрофы)

3.Прикрепленный образ жизни.

4.Наличие органического вещества (хитина )в клеточных стенках.

5.Способ поглощения пищи путем всасывания.

Самостоятельная работа.

Учитель. У каждого из вас на парте лежит карточка, её нужно заполнить, т. е. распределить признаки грибов , сближающие с царством растений и царством животных, поставьте только номера в своих карточках.

Проверка самостоятельной работы

Давайте проверим, правильно ли вы распределили?

Признаки грибов, сближающие их с царством животных


  1. Не имеют хлорофилла.

Признаки грибов, сближающие их с царством растений

2. Питаются готовыми органическими веществами(гетеротрофы)

3.Наличие органического вещества (хитина) в клеточных стенках.

Какой вывод можно сделать? (Царство Грибов имеет ряд признаков, сближающие их с царством животные и царством растения)

Этап усвоения нового материала.


  1. Прикрепленный образ жизни.

2.Способ поглощения пищи путем всасывания.


1. Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю - вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья? (Родина)

2. Тебе дано,
А люди им пользуются.
(Имя)

3. Два братца
В воду глядятся,
В век не сойдутся.
(Берега)

4. У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.(Гармошка)

5. Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готов -
Нет ее в начале слов!

(ы)

Из первых букв отгадок составьте слово.

Как вы уже догадались, мы продолжаем знакомиться с царством Грибы. А вот с какими грибами будет знакомство, нужно отгадать последнюю загадку.

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы.

(Высказывание детей.).

Кто сможет назвать тему нашего урока?

Высказывание детей ( Шляпочные грибы).Запись в тетрадях.

Сформулируйте цели нашего урока.

- особенности строения шляпочных грибов;

- способы питания шляпочных грибов;

-виды шляпочных грибов.

Творческое домашнее задание

Знания о грибах встречаются в трудах древнеримских ученых Диоскорида и Плиния Старшего, живших 1 в. до н.э. Они описывали крупные шляпочные грибы, упоминали об их свойствах, в том числе и лечебных. Плиний Старший первым попытался классифицировать грибы на съедобные и несъедобные. А один из грибов получил у него название цезарского, или царского гриба и подавался к столу только знатным патрициям.

Из средних веков до нас дошло мало сведений о грибах. В эпоху Возрождения началось интенсивное изучение растений, появились «Травники», в них входили и описания грибов. Грибами, судя по летописи, пытались лечить Владимира Мономаха. В конце 16 - начале 17 вв. Карл Линней в своем труде «Система природы» описал 95 видов грибов. Он поместил их среди растений, не имеющих цветов.

Появление микроскопа позволило увидеть у грибов споры и грибницу. От греческого слова микос (гриб) получила своё название и наука о грибах. Наука возникла в конце 19 века, основателем её считается русский ученый Ф.М. Каменский. В настоящее время описано 100 тыс. видов грибов.

Учитель:

- Как вы думаете, все ли грибы похожи друг на друга?

Высказывание детей.

Внимание на экран.

Мы привыкли к плодовым телам грибов обычной формы: зонтообразная или воронковидная шляпка на ножке. Но есть и другие.

Доклады: "Дама под вуалью", "Трюфели" - сообщения учащихся.

Какой мы сделаем вывод? (В природе шляпочных грибов большое разнообразие)

Шляпочные грибы ведут прикрепленный образ жизни, а мы с вами проведем

Физминутка.





Постановка проблемы урока учителем:

- Что это за загадочные создания шляпочные грибы? Каковы же особенности строения шляпочных грибов (каждому раздать гриб)

  1. Кто может назвать строение шляпочного гриба? Из каких частей состоит шляпочный гриб?

Открытый урок в 6 классе по теме Грибы



  1. В шляпке два слоя: верхний -покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний -у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы). других -пластинками (пластинчатые)

  2. Определите какие у вас грибы? (Высказывание детей)

  3. В трубочках и пластинках образуются мелкие споры, которые распространяются ветром, насекомыми, беспозвоночными, белками, зайцами и другими животными. Споры не перевариваются в пищеварительных органах и при попадании споры в благоприятные условия, она прорастает, и образуется новая грибница, на которой в последствии образуются новые плодовые тела со спорами.

  4. На ножке с помощью лупы рассмотрите плотно расположенные нити грибницы. Грибница - главная часть гриба .В биологии есть ещё одно название грибницы - мицелий. Грибница образована тонкими ветвящимися трубчатыми нитями - гифами .

Индивидуальная работа по готовому дид. материалу. Работа в тетрадях

Дети зачитывают вывод.(Гриб состоит из шляпки, ножки и грибницы)

- Каждый грибник знает, что рыжики лучше искать в молодом ельничке, маслята - в сосновом лесу. Почему? В чем причина такого устойчивого соседства? Давайте обратимся к учебнику на стр.

Для грибов характерны отношения с высшими растениями, при которых оба организма получают пользу от совместного существования. Образование микоризы (симбиоза гриба и дерева) происходит избирательно.(Демонстрация симбиоза)

- Что же получает гриб от дерева, а дерево от гриба? (Ответы учащихся: корни дерева получают воду и минеральные вещества, гриб - органические вещества.)

- Как называется такой способ полезного сожительства? (Симбиоз, а грибы - симбионты).

Беседа о съедобных и ядовитых грибах. Проблема

(Перед вами названия известных шляпочных грибов. Только буквы в словах перепутаны. Поставьте буквы на место).

1. килисча (лисичка)

1.ПЕОКОН (опёнок)

2.РОКАЕЖСЫ (сыроежка)

3.МОРХОМУ (мухомор)

Среди названых грибов, какие вам известны? А какие грибы встречаются в нашей местности ?

Ответы детей. (Синеножка - Рядовка)

Сообщение ученика.

На какие бы группы вы разделили шляпочные грибы?

Высказывания детей.

(Съедобные и ядовитые)

Сообщение учеников.

Грибы содержат до 40 % белков, 10 - 15 % углеводов, соли фосфора, калия, железа, витамины А, В 1,В 2, С, РР, Д, микроэлементы(медь, йод, цинк и др. )

Но следует отметить , что грибы можно собирать только молодые, даже если они съедобные, поскольку в старых накапливаются ядовитые вещества.

Человек издавна использовал грибы как продукт питания. На Руси на засолку (исконно русский способ заготовки грибов) собирали грузди, рыжики, волнушки. Теперь этих грибов становится все меньше и меньше. А ведь каких-то 100 лет назад Россия была основным поставщиком соленых рыжиков за границу.

С грибами связаны легенды, сказания, небылицы во многих странах земного шара..
Грибы мухоморы не напрасно так названы. До сих пор в деревнях летом ставят блюдца с подслащенной водой и кусочками сырого красного мухомора: насекомые, напившись такой воды, погибают в большом количестве. Заметим, что это биологические меры борьбы с вредителями, а не химические, употребляемые сегодня.

Группу , безусловно ядовитых грибов составляют около 20 видов. Характер отравления определяется количеством съеденных грибов и состоянием здоровья человека. Смертельный исход вызывают отравления бледной поганкой, мухоморами, тигровой, белой и серо-желтой рядовками, строчком и др.

Обобщение знаний по новой теме.

Учитель:

- Что нового вы узнали на уроке?

(Высказывание детей)

Учитель:

-Что хотелось бы узнать?

5. Выставление оценок. Комментарий оценок. Рефлексия.

6. Домашнее задание

Инструктаж выполнения домашнего задания. Запись с доски в дневники. Взаимопроверка записи д/з в дневниках.

Дополнительно творческие задания.

7. Организационный момент.



© 2010-2022