Урок в классе-комплекте 5-6 по темам Многообразие грибов. , Плоды. Многообразие плодов

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме «Многообразие грибов» ( 5 класс) и «Плод. Разнообразие и значение плодов» ( 6 класс) .

Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления новой информации по теме «Многообразие и значение грибов», «Плод. Разнообразие и значение плодов» применения их в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений средствами групповой работы.

Планируемые результаты

Личностные:

-формирование ответственного отношения к учебе;

-формирование основ экологической культуры.

Метапредметные:

-определять цель выполняемой задачи;

-анализировать рисунки учебника;

-эффективно сотрудничать со сверстниками;

-находить информацию в различной литературе;

-анализировать информацию, переводить её из одной формы в другую;

-оценивать выполняемую работу по критериям.

Предметные:

-объяснять общие особенности организации грибов и плодов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);

- распознавать съедобные и ядовитые грибы, правила сбора грибов, разбираться в многообразии плодов.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I.Организационный момент. Приветствие.

- Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть на уроке. Какое у вас настроение? Если хорошее, то поднимите карточку зеленого цвета, если настроение плохое - то карточку красного цвета. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу хочу вам прочитать отрывок из стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

II.Целеполагание и мотивация

-Что же мы с вами сегодня будем изучать? Для этого я предлагаю вам зачитать интересную информацию, и подумать над темой урока.

Оказывается:

- Рыжики можно есть в сыром виде.

- Самый первый в мире антибиотик был выведен из гриба (пенициллин).

- Многие виды грибов являются хищниками .

-Веселка обыкновенная - это самый загадочный гриб наших лесов. И к тому же самый знаменитый. Этот удивительный представитель грибного мира вошел в книгу Гиннеса как рекордсмен по скорости роста - за одну минуту он выбрасывает ножку, которая растет по 5 мм ежеминутно! Соответственно и жизнь этого поистине целебного гриба длится всего один-два дня.

-Многие грибы летают по воздуху, отчего плесневеют продукты питания.

- Некоторые грибы, могут загорая, так же как люди вырабатывать витамин D.

- Итак, пятиклассники, к какому выводу пришли, прослушав этот материал, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?

-Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о грибах и убедимся в том, что их большое разнообразие… Многообразие..

-Пока мы с ребятами 6 класса будем определять тему нашего урока, я вам предлагаю заполнить лист индивидуального продвижения по теме «Многообразие грибов»

-Итак, ребята: я вам загадаю загадки, а вы, дав отгадку, решите, какова тема нашего урока.

Весной повис-

Всё лето кис,

А сладок стал -

На землю пал. (Плод )

-Как вы думаете, о чём идёт речь? Правильно - это плоды. Запишите в тетрадях тему урока «Плод». Какие вы знаете плоды? (показ слайда). Плодов большое разнообразие. Допишите к первой части темы нашего урока её вторую часть « Разнообразие плодов».

- Я вам предлагаю заполнить лист индивидуального продвижения по теме «Плод. Разнообразие плодов».

-Ребята, проанализируйте , что вы знаете и не знаете о грибах.

V.Изучение нового материала. - Сегодня каждый из вас получает свой маршрутный лист и находясь в определенной позиции, будет выполнять соответствующий вид деятельности , в конце урока вы представляете всему классу свою выполненную работу.

Маршрутный лист ученика(цы) 5 класса............................................................. по теме «Многообразие и значение грибов».

1.Позиция «Понятие».

-Ребята. Вспомните, как мы с вами даем определение понятию по схеме (слайд). Учащиеся 6 класса работают самостоятельно. А мы с 5 классом поработаем вместе. Используя текст учебника, страница 60-61 составим определение понятиям : шляпочные грибы, плесневые грибы, антибиотик.

Шляпочные- грибы + многоклеточные + плодовое тело ( шляпка, ножка).

Плесневые- грибы + многоклеточные + многоядерная грибница. ( найти !!!)

Антибиотик- вещество + убивает микробы.

-А теперь все работаем самостоятельно.

2. Позиция «Схема». Изучите материал учебника на странице 60-62 и составьте схему, подтверждающую многообразие грибов.

Грибы

↙ ↘

........................................ Одноклеточные

↙ ↘ ↓

............................. плесневые .....................................

Грибы

↙ ↘

........................................ несъедобные

↙ ↙ ↓ ↘ ↙ ↓ ↘

.............. .................... лисички .............. ложная ............... .........................

лисичка

3. Позиция «Вопрос» . Прочитайте абзац «Одноклеточные грибы» и составьте два вопроса к данному тексту для своих товарищей.

1.Подумайте........................................................................................................................................?.

2.Почему..............................................................................................................................................?

3.Докажите...........................................................................................................................................?

4.Объясните........................................................................................................................................?..........5. Каким образом ........................................................................?

4.Позиция «Интересное!» Выберите из предложенного материала наиболее интересные, по вашему мнению, факты про грибы и поделитесь данной информацией со своими друзьями.

- Есть грибы, которые ловят мелких насекомых. Они охотятся на живых существ.

-Грибы-охотники обзавелись клейкими наростами, сетями из множества колец и другими приспособлениями для ловли животных. Существуют грибы, которые питаются гусеницами. Они выбрасывают споры, на расстояние до 1 метра, которые прилипают к телу насекомого. Споры постепенно прорастают в теле жертвы, уничтожая ее.

-Есть грибки, которые выдерживают любые типы облучения и даже давление до 8 тыс. атмосфер. Зафиксированы случаи развития плесневых грибов на поверхности серной кислоты.

-Некоторые подземные грибницы, проживающие в Северной Америке, занимают площадь в сотни гектаров и имеют вес, в десятки раз превосходящий вес семьи китов. Один из таких грибов растет в американском штате Орегон. Его грибница занимает почти 900 гектаров и имеет вес в сотни тонн. Она стелется вдоль корней других растений, постепенно их убивая. Известно, что многие грибы весьма агрессивны и являются причиной гибели многих других существ.

5.Позиция «Практик». Прочитайте учебник «Биология» на странице 64-65 «Значение грибов для человека» и дополнительную литературу и заполните соответствующую таблицу.

Значение грибов

примеры

продукты питания

заболевания

порча продуктов

медицина

Маршрутный лист ученика(цы) 6 класса .......................................................... по теме «Плод. Разнообразие и значение плодов».

1.Позиция «Понятие». Используя учебник «Биология» 6 класс , страница 66 дайте определение понятиям : плод, околоплодник, покрытосеменные.

Плод- орган + цветковых растений + размножения + образуется после опыления и оплодотворения.

Околоплодник- часть плода + наружная + защищает семена.

Покрытосеменные- растения + семена защищены околоплодником.

2.Позиция «Схема».а) Прочитайте абзац учебника на странице 67-68 «Разнообразие плодов» и составьте схему, которая показывает многообразие плодов по количеству воды в околоплоднике.

Классификация плодов

↙ ↘

сочные ........................

↙ ↓ ↘ ↓ ↘

.............., тыквина, .............. ..............., зерновка

б)Составьте схему «Многообразие плодов» по количеству семян .

Плоды

↙ ↘

Многосемянные ................................

↙ ↓ ↘ ↙ ↓ ↘

коробочка ................. .............. зерновка .............. .............

в) Составьте схему «Многообразие плодов» по способу раскрывания.

Плоды

↙ ↘

............................ невскрывающиеся

↙ ↘ ↙ ↘

боб ............. ................ костянка

3. Позиция «Вопрос». Прочитайте абзац параграфа на странице 68-69 «Распространение плодов и семян» и составьте два вопроса своим одноклассникам по данному материалу.

а)Подумайте ....................................................................................................................................

б) Почему .............................................................................................................................................

в) Объясните .......................................................................................................................................

г) Какие ................................................................................................................................................

д) В чем ...............................................................................................................................................

4.Позиция «Это интересно!». Выберите из предложенного материала наиболее интересные, по вашему мнению, факты про плоды и обозначьте её особым значком.

-Апельсины и некоторые другие цитрусовые, созревают изнутри, когда их кожура ещё зелёная. Но так как покупатели сочтут зелёные апельсины неспелыми, фрукты подвергают обработке в специальных комнатах с тщательно подобранными условиями температуры, влажности и вентиляции в течение нескольких дней.

-В плодах киви содержится гораздо больше витамина С, по сравнению с цитрусовыми фруктами, такими как лимоны и апельсины.

-Как думаете, в какой стране едят больше всего бананов? Ответ: в Уганде, там каждый житель в год съедает более 220 килограмм бананов, то есть бананы у них на завтрак, обед и ужин.

-Английские летчики во время Второй мировой войны употребляли в пищу ягоды черники и варенье из нее, чтобы лучше видеть в сумерках и ночью.

-Хорошая спелая ягода клюквы подпрыгивает, если упадет на твердую поверхность.

-Американские индейцы растирали клюкву в пасту и смешивали с сушеным мясом, чтобы продлить срок его хранения.

-Чтобы очистить орехи пекан от шелухи, их лучше сначала заморозить.

-Сладкий каштан употребляется в пищу европейцами более тысячи лет. По питательности его можно сравнить с рисом и хлебом. Каштаны жарят, запекают, отваривают, но наиболее ценны они в сыром виде.

-Миллионы ореховых деревьев выросли в лесах потому, что белки, зарыв орехи в землю, потом забыли о своих тайниках.

-У мусульман признак самого дурного тона и неуважения к собеседнику - привычка жевать жевательную резинку и грызть семечки во время разговора.

-В коробочке мака содержится 3 тысячи семян. Cемена мака используются в кондитерских изделиях.

-В старину практиковалось ношение желудя как амулета, оберегавшего от старения и трусости.

-Чтобы на дубе выросли желуди, ему должно исполниться как минимум 50 лет.

-В таиландской провинции Лопбури существует ежегодная традиция устраивать обезьяний банкет. В храм приглашают более 2 000 обезьян и обильно угощают тысячами килограммов плодов. Обезьян здесь так любят за то, что они считаются священными животными.

-Ягоды арбуза при выращивании легко принимают любую форму. Благодаря этому арбуз стал естественной целью для японского аппетита к новизне. Фермеры обнаружили способ выращивания арбузов внутри стеклянных коробок так, чтобы арбузы росли в форме куба для удобного хранения в холодильниках.

5. Позиция «Практик». Прочитайте абзац параграфа «Значение плодов» на странице 69-70 и дополнительную литературу и заполните таблицу.

Значение плодов

примеры

созревание семян

расселение растений

продукты питания

медицина

промышленность

VI.Обобщение изученного материала. -Ребята из 6 класса завершили свою работу и я предлагаю им поделиться тем объемом информации, который они изучали. Затем мы послушаем пятиклассников.

-Все справились со своей задачей, но у 6 класса я бы хотела выяснить следующее: я знаю, что вы часто летом и осенью ходите в лес, чтобы набрать грибы. Поделитесь с нами : какими правилами должен пользоваться начинающий грибник, чтоб не навредить своему здоровью? Составьте, пожалуйста, «Памятку начинающему грибнику», все необходимое у вас имеется на рабочем столе. Создайте группу и выполните эту работу как можно эффективнее.

-Зачитайте нам свои советы.

-Большое вам спасибо.

VII. Самооценивание. - Давайте оценим свою работу.

VIII.Рефлексия. - Наш урок подходит к финалу и я предлагаю вам ещё раз проанализировать «Листы индивидуального продвижения» и заполнить её.

- Благодаря вашей работе мы смогли найти ответы. Что изменилось? Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? С каким настроением вы уходите с урока? Покажите мне это руками.

-Большое всем спасибо за работу на уроке, запишите домашнее задание:

а) Составить по теме кроссворд.

б) Найти по домашнему параграфу дополнительный материал в интернете.

в) Составьте мини -проект по своей тематике.

Лист индивидуального продвижения по теме « Многообразие грибов».

Закрась колонку « Мои результаты» красным цветом, если знаний по этому вопросу у тебя не достаточно; зеленым - если ты знаешь отлично и можешь рассказать своему товарищу.

Планируемые результаты

Я научусь

Мои результаты

в начале урока

на конец урока

1.

Характеризовать строение шляпочных грибов.

2.

Классифицировать шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.

3.

Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.

4.

Объяснять понятия «антибиотик» и «пеницилл»

5.

Распознавать съедобные и ядовитые грибы на рисунках, устно.

6.

Объяснять значение грибов для человека и для природы.

Я буду продолжать учиться:

7.

Определять цель выполняемой задачи.

8.

Анализировать рисунки учебника.

9.

Эффективно сотрудничать со сверстниками.

10.

Находить информацию в различной литературе.

11.

Анализировать информацию, переводить её из одной формы в другую.

12.

Составлять вопросы к учебному тексту.

13.

Оценивать выполняемую работу по критериям.

14.

Участвовать в совместном обсуждении проблем.



Лист индивидуального продвижения по теме «Плод. Разнообразие грибов».

Закрась колонку « Мои результаты» красным цветом, если знаний по этому вопросу у тебя не достаточно; зеленым - если ты знаешь отлично и можешь рассказать своему товарищу.

Планируемые результаты

Я научусь

Мои результаты

в начале урока

на конец урока

1.

Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям.

2.

Определять, что такое «плод» , «околоплодник» , «покрытосеменные растения».

3.

Описывать способы распространения плодов.

4.

Объяснять значение плодов в жизни человека.

Я буду продолжать учиться:

5.

Определять цель выполняемой задачи.

6.

Анализировать рисунки учебника.

7.

Эффективно сотрудничать со сверстниками.

8.

Находить информацию в различной литературе.

9.

Анализировать информацию, переводить её из одной формы в другую.

10.

Составлять вопросы к учебному тексту.

11.

Оценивать выполняемую работу по критериям.

12.

Участвовать в совместном обсуждении проблем.



© 2010-2022