Программа Мои первые шаги в исследовании

Программа элективного курса разработана с целью организации проектно-исследовательской деятельности школьников; формирования познавательных интересов; развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности в информационном обществе. Программа рассчитана на 35 часов. Курс предусматривает 10 практических работ.   Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






ПРОГРАММА

элективного курса по

проектно-исследовательской деятельности

для обучающихся 5 класса


«Мои первые шаги в исследовании»






Программу разработали:

учитель биологии и химии

МБОУ «СОШ №4 г.Камызяк»

Лемякина Елена Павловна

и учитель биологии и географии

МБОУ «Караулинская ООШ»

Имангулова Динара Лухпановна
















Пояснительная записка

Программа элективного курса разработана с целью организации проектно-исследовательской деятельности школьников; формирования познавательных интересов; развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности в информационном обществе.

Программа рассчитана на 35 часов. Курс предусматривает 10 практических работ.

Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Одним из направлений организации внеурочной деятельности предполагается проектно-исследовательская деятельность учащихся. В арсенале инновационных педагогических средств и методов Стандартов 2 поколения особое место занимает проектно-исследовательская творческая деятельность - как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность может послужить отправной точкой для возникновения интереса к науке. Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.

В результате изучения курса должны

Знать:

  • виды исследовательских и проектных работ, требования к их выполнению и защите;

  • интернет-ресурсы, необходимые при выполнении проектно-исследовательской работы.

Уметь:

  • выполнять проектные и исследовательские работы;

  • работать с различными источниками информации;

  • осуществлять поиск необходимой информации для проектной и исследовательской работы с использованием учебной литературы и ресурсов Интернет;

  • составлять план исследовательской работы;

  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности;

  • оформлять результаты исследования.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • способности самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

  • соблюдения речевого этикета, аргументировать свою точку зрения;

  • создания условий для самореализации.

Тематический план

Название темы

Количество часов

1

Введение

2

2

Исследовательская деятельность

8

3

Проектная деятельность

8

4

Методы исследования природы

3

5

Гипотеза и доказательства

5

6

Сбор информации

5

7

Презентация проекта, исследования

4

Итого:

35

Содержание программы

Введение (2 ч)

Знакомство с целями, задачами и содержанием курса, с программой работы. Понятие «проектно-исследовательская деятельность». Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Диагностика исследовательских интересов учащихся.

Практическая работа 1. Формулирование темы, определение актуальности проблемы, цели и задач.

Исследовательская деятельность (8 ч)

Выбор темы исследования (общие направления исследований, правила выбора темы исследования). Цели и задачи исследования. Гипотеза исследования. План исследовательской работы. Выбор источников для сбора материала. План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы. Беседа: «Что мне интересно?». Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников. Общие правила оформления текста исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски, примечания, приложения.

Практическая работа 2. Диагностика сформированности исследовательских умений.

Практическая работа 3. Работа над основной частью исследования.

Практическая работа 4. Создание компьютерной презентации, видеоролика.

Проектная деятельность (8 ч)

Сущность понятия «проектная деятельность», особенности организации метода проектов, анкета с целью установления исследовательских интересов. Знакомство с видами проектов. Работа в группах. Составление плана работы над проектом. Выбор темы проекта, его типа, количества участников; постановка проблемы; сбор копилки вопросов; создание продукта проекта; презентация. Работа учащихся с Интернет - ресурсами: LearningApps.org,

www .researcher .ru,

www .vernadski .info,

www .issl .redu .ru ,

www .irsh .redu .ru .

Практическая работа 5. Создание проектной работы.


Методы исследования природы (3 ч)

Наблюдение, эксперимент, измерение. Проведение измерений на природе. Классификация методов исследования. Измерительные приборы.

Практическая работа 6. Экспериментальное задание (наблюдение какого-либо явления, описать его и проанализировать).

Гипотеза и доказательства (5 ч)

Что такое гипотеза. Выбор гипотезы и этапы её построения. Способы подтверждения гипотезы. Способы доказательства гипотезы. Непосредственное подтверждение гипотезы (опровержение). Гипотеза и теория.

Практическое занятие 7. Построение и доказательство гипотезы. Выбор гипотезы и этапы её построения.

Сбор информации (5 ч)

Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

Практическая работа № 8. Использование каталогов.

Практическая работа №9. Занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».

Презентация проекта, исследования (4 ч)

Использование различных технических средств для представления результатов работы (PowerPoint-презентация работы, таблицы, карты). Публичное выступление. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Культура выступления и ведения дискуссии. Подготовка и оформление презентации и доклада.

Практическая работа № 10. Подготовка презентации и доклада для конференции.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Содержание раздела

Практические работы

1


Введение

Цели и задачи курса. Понятие

«проектно-исследовательская деятельность».

Исследовательские умения в жизни современного человека.

Диагностика исследовательских интересов учащихся.


Практическая работа1. Формулирование темы, определение актуальности проблемы, цели и задач.


2



Исследовательская деятельность

Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. Гипотеза исследования.

План исследовательской работы. Выбор источников для сбора материала.

План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы. Беседа: «Что мне интересно?». Культура выступления.

Структура содержания исследовательской работы.

Общие правила оформления текста исследовательской работы.

Практическая работа2. Диагностика сформированности исследовательских умений.

Практическая работа 3. Работа над основной частью исследования.

Практическая работа 4. Создание компьютерной презентации, видеоролика.


3



Проектная деятельность

Сущность понятия «проектная деятельность», особенности организации метода проектов. Анкета с целью установления исследовательских интересов. Виды проектов. Работа в группах. Составление плана работы над проектом.

Выбор темы проекта.

Работа учащихся с Интернет - ресурсами:

LearningApps.org,

www .researcher .ru,

www .vernadski .info,

www .issl .redu .ru ,

www .irsh .redu .ru .


Практическая работа 5. Создание проектной работы.



4

Методы исследования природы

Наблюдение, эксперимент, измерение. Классификация методов исследования.

Измерительные приборы.


Практическая работа6. Экспериментальное задание (наблюдение какого-либо явления, описать его и проанализировать).


5

Гипотеза и доказательства

Что такое гипотеза. Выбор гипотезы и этапы её построения. Способы подтверждения гипотезы. Способы доказательства гипотезы. Непосредственное подтверждение гипотезы (опровержение). Гипотеза и теория.


Практическое занятие7. Построение и доказательство гипотезы.


6

Сбор информации

Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов. Составление плана информационного текста. Тезисы, виды тезисов. Конспект, правила конспектирования.


Практическая работа № 8. Использование каталогов.

Практическая работа №9. Правила работы в библиографическом отделе.


7

Презентация проекта, исследования

Технические средства для представления результатов работы (PowerPoint-презентация работы, таблицы, карты). Публичное выступление. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Культура выступления и ведения дискуссии. Подготовка и оформление презентации и доклада.

Практическая работа№10. Подготовка презентации и доклада для конференции.









Список литературы

Литература

  1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - 2-е изд. - М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

  2. География. 6-10 классы: уроки-исследования, дискуссии, пресс-конференции/ А.Г.Стадник.-Волгоград: Учитель, 2010.

  3. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. Пособие/ Е.В.Тяглова.-М.Глобус, 2008.

  4. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. // Начальная школа + 2007, №7.

  5. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2.


  1. Проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.В.Ширшина.- Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Полат Е.С. Метод проектов. М.,2001г.

  3. Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991.








© 2010-2022