Конспект урока Внутренняя среда организма. Кровь

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока биологии в 8 классе

Учитель: Семенова М.В.

Тема: «Внутренняя среда организма. Кровь»

Задачи:

Образовательная: сформировать знания учащихся о внутренней среде организма, составе, особенностях и значении тканевой жидкости, лимфы, крови; познакомить учащихся с составом плазмы и форменных элементов крови, их строением, выполняемыми функциями

Развивающие: содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с учебником, дополнительной литературой; продолжить развивать интеллектуальные способности учащихся (умение обобщать, анализировать, синтезировать, пользоваться терминологией, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме); создать условия для развития навыков самообразования, интереса к биологическим знаниям, помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала для сохранения и укрепления здоровья.

Воспитывающие: способствовать воспитанию культуры общения; формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы, способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

- Сегодня на уроке мы познаем удивительный внутренний мир организма человека.

Тема урока: «Внутренняя среда организма. Кровь» (запись в тетрадь, слайд №1)

  1. Изучение новой темы.

Состав внутренней среды организма человека

  1. Рассказ учителя с элементами беседы.

Показ слайда №2 (состав Внутренней среды)

- Клетки нашего организма могут нормально функционировать только в жидкой среде, т.к. питательные вещества и кислород могут проникать через клеточные мембраны только в растворенном состоянии, и продукты жизнедеятельности клетки выводятся из клетки, также в растворенном состоянии.

-Что такое ткань?

Тканевая жидкость находится между клетками в тканях. Какую функцию выполняют тканевая жидкость и лимфа, вы узнаете, прочитав текст учебника с. 127

1 вариант - тканевая жидкость (слайд №3, вопросы)

2 вариант - лимфа (слайд №4, вопросы)

  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Обсуждение прочитанного.

Гомеостаз - постоянство состава внутренней среды организма (запись определения в тетрадь)

Проблемный вопрос: Как кровь поддерживает постоянство внутренней среды организма? (слайд №5)

Кровь.

Учитель: Существуют разные тайны. И с чем бы ни была связана тайна, любая неизвестность всегда интригует. На сегодняшнем уроке мы с вами побываем в роли охотников за тайной и раскроем тайну капли крови.

  1. Сообщение учащейся о крови.

Учитель: В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание». (слайд №6)

О каком красном море идет речь? (Учащиеся верно отвечают, что образно морем названа кровь.)

О каких кораблях идет речь?

Из каких каменных гаваней выходят новые корабли?

(Ответы на два последних вопроса вызывают затруднение у учащихся). На эти вопросы вы сможете ответить, после изучения данной темы.

-Сформулируйте цель урока.

(познакомиться с составом и функциями крови)

Задачи урока (слайд №6)

-Дополнительно мы узнаем о том, что в нашем организме есть клетки-солдаты, которые гибнут, защищая наше здоровье, в нашем организме есть аварийно-спасательная служба, в этой службе работают клетки крови.

  1. Работа в группах. Самостоятельное изучение новой темы

Раскрытием тайны «Капли крови» будут заниматься 4 лаборатории:

1 лаборатория - «Плазма крови» (задание на листочках желтого цвета).

2 лаборатория - «Лейкоциты» (задание на листочках белого цвета).

3 лаборатория - «Эритроциты» (задание на листочках красного цвета).

4 лаборатория - «Тромбоциты» (задание на листочках оранжевого цвета).

Задания 1гр. Лаборатория «Плазма крови»

Прочитать текст учебника «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 130,

Рассмотреть рисунки учебника, и диаграмму с. 130.

  • Дать понятие термину «Плазма крови»

  • Изучить состав плазмы крови. Нарисовать схему.

  • Сформулировать функции плазмы крови.

  • Подготовить отчет о работе лаборатории

Отчет о работе лаборатории

Плазма крови - это

Состав плазмы

1.

2.

3.

Функции плазмы крови

Задания 2 гр. Лаборатория «Лейкоциты»

Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 131 - 132

Рассмотреть рисунки учебника с. 130 - 131.

  • Дать понятие термину «лейкоциты»

  • Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;

  • Заполнить таблицу

  • Ответить на вопрос: Что такое фагоцитоз? Кокой ученый открыл это явление?

  • Подготовить отчет о работе лаборатории

Отчет о работе лаборатории

Лейкоциты - это

Фагоцитоз - это

Фагоцитоз был открыт

Название клетки

форма

Продолжительность жизни/содержание в крови

Строение

Место образования

Функции




Задания 3 гр. Лаборатория «Эритроциты»

Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 130 - 131

Рассмотреть рисунки учебника с. 130 - 131.

  • Дать понятие термину «эритроциты»

  • Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;

  • Заполнить таблицу

  • Подготовить отчет о работе лаборатории

Отчет о работе лаборатории

Эритроциты - это

Название клетки

Форма

Продолжительность жизни/содержание в крови

Строение

Место образования

Функции


Задания 4 гр. Лаборатория «Тромбоциты»

Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 132

Рассмотреть рисунки учебника с. 132

  • Дать понятие термину «Тромбоциты»

  • Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;

  • Заполнить таблицу

  • Ответить на вопрос: Что такое свертывание крови? Какова ее функция? Как происходит свертывание крови?

  • Подготовить отчет о работе лаборатории

Отчет о работе лаборатории

Тромбоциты - это

Свертывание крови - это

Свертывание крови происходит следующим образом:

Название клетки

Форма

Продолжительность жизни/содержание в крови

Строение

Место образования

Функции


Показать итоговую таблицу на слайде. Сравнить клетки крови, сделать вывод (слайд №7)

-Давайте, теперь все вместе определим функции крови и дадим этим функциям названия. (Запись в тетрадь)

  • Участвует в обеспечении клеток организма питательными веществами, а также связывает и переносит кислород от органов дыхания к тканям и углекислый газ от тканей к органам дыхания (эритроциты) - транспортная.

  • Обладает способностью к свертыванию (тромбоциты) и защищает организм от микробов и генетически чуждых веществ (лейкоциты) - защитная.

  • Обеспечивает химическое взаимодействие между всеми частями организма (кровь разносит гормоны) - гуморальная.

  • Участвует в поддержании постоянства внутренней среды организма (эритроциты, плазма) - гомеостатическая.

  • Охлаждает органы, в которых производиться много тепла и согревает органы, теряющие тепло - терморегуляторная.

5.Лабораторная работа. «Микроскопическое строение крови человека» (слайд №8)

Ход работы:

  1. Подготовить микроскоп к работе;

  2. Установить под микроскоп микропрепарат крови человека.

  3. Рассмотреть препарат.

  4. Сделайте вывод: Что вы видите? Какие это клетки? Почему вы решили, что это эритроциты?

III. Закрепление. Ролевая игра «На приеме у врача»

Учитель: По составу крови можно судить о состоянии организма, так как она живо реагирует на малейшие изменения. В одной капле крови можно увидеть очень многое: болезнь почек, печени, легких, аппендицит, грипп и даже «найти» опухоль.

Учащимся предлагается решить биологические задачи.

1. По данным лабораторного анализа обнаружено, что у больного в крови содержится гемоглобин ниже нормы. Какое влияние это может оказать на организм? (слайд №9)

- Повышается содержание углекислого газа, развивается кислородная недостаточность, что приводит недостатку энергии, быстрой утомляемости, потере сознания.

2. По данным лабораторного анализа обнаружено, что у больного в 1мм3 крови содержится 20 тыс лейкоцитов, в то время как норма - 6 - 8 тысяч. Дайте объяснение этому явлению. (слайд №10)

- Сильный воспалительный процесс.

Итак, мы познакомились со строением и функциями клеток крови, а так же с составом и значением плазмы.

8. Подведение итогов урока.

Ответьте на проблемный вопрос урока:

В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание». (Повторение слайда №6)

О каком красном море идет речь?

О каких кораблях идет речь?

Из каких каменных гаваней выходят новые корабли?

Решение проблемного вопроса, поставленного в начале урока.

А сейчас давайте проанализируем, достигли ли мы на уроке поставленных целей -

- познакомились с составом крови?

- познакомились с функциями крови?

- следовательно, мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения;

На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.

Но самое главное - заботливо относиться к своему здоровью. При любом недомогании врач назначит вам лабораторное исследование крови и соответствующее лечение. А вот заниматься самолечением никогда не надо, вы можете навредить своему организму.

Довольны ли вы своей работой на уроке, своими результатами?

Рефлексия.

У вас у всех на столах лежат листочки: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность, важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана, на нём нарисовано дерево).

Красный - я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке, актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.

Жёлтый - я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.

Зелёный - мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома… Слайд№11











© 2010-2022