Конспект урока по биологии на тему: Строение цветка (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 126

Кировского района городского округа города Уфа

Республики Башкортостан









«Цветок»

(открытый урок в 6 классе)



Выполнила:

Учитель биологии МБОУ СОШ № 126

Кировского района городского округа

города Уфа Республики Башкортостан

Халиуллина Елена Владимировна

Тема урока: Цветок.

Цели урока: развивать понятие о цветке как о видоизмененном побеге; изучить особенности строения цветка; рассмотреть многообразие цветков и их значение для растений.

Оборудование: Мультимедийный проектор.

Ход урока: I.Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний.

  1. Фронтальный опрос:

- Что такое побег?

- Что такое узел?

- Что такое междоузлие?

- Что такое почка?

- Какие почки называют боковыми?

- Какие почки называют верхушечными?

- Какие виды расположения почек на стебле вы знаете?

- Какие почки называют вегетативными?

- Какие почки называют генеративными?

III. Изучение нового материала.

  1. Беседа с обучающимися.

Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы будем говорить о цветах. Как вы уже сказали, развивается цветок из генеративной почки. А что же такое цветок (ответы детей). Цветок - видоизмененный укороченный побег.

- Подумайте, у всех ли растений образуются цветки? (цветки образуются у цветковых растений)

- Вспомните, какие растения называют цветковыми? (цветковыми называют растения, которые образуют цветки)

Мы знаем, что большинство наших цветковых растений образуют цветки практически каждую весну и лето.

- А все ли цветковые растения цветут регулярно? (цветковыми растениями являются те растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни).

- Давайте теперь вспомним, какова основная функция цветка? (из цветов образуются плоды, в которых созревают семена)

2) Рассказ учителя о строении цветка.

В центре цветка находятся главные части цветка. Это пестик и тычинка. Давайте более подробно разберем строение главных частей цветка. Откройте стр. 127 рис. 99.

Конспект урока по биологии на тему: Строение цветка (6 класс)

Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Внутри пыльника развивается пыльца, а тычиночная нить поднимает пыльник на необходимую высоту.

Пестик состоит из трех частей. Верхняя часть пестика - рыльце. Есть столбик. Нижняя, расширенная часть - завязь. Внутри нее находятся семязачатки. Из них после опыления и оплодотворения образуются семена. А из завязи - плод.

3)Самостоятельная работа обучающихся с учебником.

Заполнить схему №93 на стр.40 в рабочей тетради.

4) Рассказ учителя о многообразии цветков.

Самая яркая и заметная часть цветка - венчик. Это он имеет красочные лепестки. Если лепестки венчика срастаются между собой, такой венчик называется сростнолепестным (например: колокольчик). Если лепестки венчика не срастаются между собой, такой венчик называется раздельнолепестной (например: яблоня).

Конспект урока по биологии на тему: Строение цветка (6 класс)

Если через лепестки можно провести несколько осей симметрии, такой цветок называется правильным. Если через лепестки можно провести только одну ось симметрии, такой цветок называется неправильным.

Нижняя часть цветка называется - чашечкой, на ней имеются чашелистики. И чашечка и чашелистики окрашены в зеленый цвет.

Совокупность чашечки и венчика называют околоцветником.

Откройте стр. 126 рис.98 и сравните два цветка, найдите отличия.

Конспект урока по биологии на тему: Строение цветка (6 класс)

Если у цветка присутствуют и чашечка и венчик, то такой околоцветник называется двойным (например: вишня). Если у цветка нет разделения на чашечку и венчик, то такой околоцветник называется простым (например: тюльпан).

Все перечисленные нами части цветка - и околоцветник, и пестик и тычинки - расположены на цветоложе. Цветоложе является продолжением цветоножке - тоненького стебелька, на котором находится цветок.

В цветках большинства растений имеются как тычинки, так и пестики. Такие цветки называют обоеполыми (например: роза, шиповник).

Но есть растения, цветки которых содержат только тычинки или только пестики. Такие цветки называют раздельнополыми (например: облепиха).

Если в цветке находятся только тычинки, такой цветок называется тычиночным. Если в цветке находятся только пестики, такой цветок называется пестичным.

Посмотрите на рис. 100 стр.127 такие растения как кукуруза, огурец называются однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении.

Конспект урока по биологии на тему: Строение цветка (6 класс)

А иву, тополь называют двудомным растением, так как у него тычиночные цветки расположены на одном растении, а пестичные на другом.

Конспект урока по биологии на тему: Строение цветка (6 класс)

В дальнейшем мы часто будем обращаться к строению цветка и его частям. Для кратности обозначения всех характеристик цветка их принято записывать в виде формулы цветка.

О - простой околоцветник * - правильный

Ч - чашелистики - неправильный

Л - лепестки - женский

П - пестик - мужской

Т - тычинки - обоеполый

Рядом с буквой ставится цифра, которая показывает сколько, например лепестков у цветка. Если число превышает 12, то пишут значок (∞) множества.

Если какие либо части цветка срослись, то цифру пишут в скобках ( ).

Запишем формулу цветка яблони:

* Ч5Л5Т П1

IV. Закрепление

Игра « Отгадай загадки»

  1. В густой, зеленой

Он выглядит нарядно

Но с пашен, как сорняк

Он изгнан беспощадно

Головка голубая

И длинный стебелек,

Ну, кто его не знает?

Это ___________(василек).

- Какой околоцветник у василька двойной или простой?

2) Я капелька лета на тоненькой ножке

Плетут для меня кузовки и лукошки

Кто меня любит, тот рад поклониться

А имя дала мне родная землица.

Это_____________(земляника)

- Какой цветок раздельнолепестной или сростнолепестной?

V Домашнее задание: изучить параграф, выучить термины.


© 2010-2022