Статья Формирование мотивации на уроке биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Формирование мотивации на уроках биологии







Создание условий для формирования положительной мотивации учения на уроках биологии достигается посредством дифференцированного и интегрированного подхода в обучении. Для этого вводятся активные формы обучения, в которых школьник занимает главенствующее место в приобретении и применении знаний.

Дифференцированный подход, заключается в разделении каждого этапа обучения по уровню развития познавательного интереса в соответствии с особенностями мотивируемой им деятельности учащихся. При этом ориентир на следующие принципы:

главное то, что усвоил ученик;

возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного;

реальная практическая дифференциация;

открытость требований;

признание прав ученика на выбор уровня обучения.

На уроках используется систематическое создание интеллектуальных затруднений для стимулирования познавательной поисковой деятельности учащихся. Результатом этого является самостоятельное открытие новых понятий, закономерностей, выявление новых свойств ранее изученных объектов, обобщение их на новом понятийном уровне. При этом перспектива решения проблемы собственными силами вдохновляет учащихся, мобилизует их волевые усилия, делает познавательный процесс привлекательным и личностно значимым.

Рассмотрим особенности профессиональной деятельности по формированию мотивации учения на разных этапах урока биологии.

1. Изучение нового материала. При изложении нового материала для формирования мотивации учения целесообразно активно используют уже имеющиеся знания, умения, навыки и жизненный опыт учащихся.

Более простые операции - нахождение информации в таблицах, учебнике, и объяснение ее, записывание уравнений химических реакций и их чтение - выполняют школьники с низким уровнем мотивации, для которых привлекательна легкость выполнения действий.

Ребятам со средним уровнем мотивации, которые умеют находить и использовать нужный алгоритм действий, предлагается анализировать, сравнивать, систематизировать информацию (конечно, же, с поддержкой учителя).

Возможность объяснить факт, результат эксперимента, то есть сделать выводы, найти причинно-следственные связи, дается учащимся с высоким уровнем мотивации, для которых преобладающим видом деятельности является поиск решений, требующих изменения комбинаций известных алгоритмов.

В результате новый материал изучается самими детьми. Каждому из них выпадает возможность оценить свои силы. У них появляется уверенность в себе, в том, что с похожими заданиями они смогут справиться в будущем. Кто-то может попробовать себя на более высоком уровне.

Формированию положительной мотивации учения на данном этапе в том способствуют подбадривающие высказывания учителя, а не конкретные отметки.

2. Закрепление информации. Этот этап имеет три вида. Первичное закрепление - идет в процессе работы над новым материалом, так как ребята методом проб и ошибок добывают новые знания. Конечно же, ошибки исправляются с помощью учителя.

Вторичное закрепление проводится сразу после первичного и носит репродуктивный характер, так как к концу урока ребята уже устали. Это может быть беседа, тест в виде игры «Звездный час» или выполнение самими учащимися демонстрационных опытов.

Полное закрепление происходит при опросе домашнего задания. При его проверке указываются ошибки, которые исправляются самими же учениками или учителем.

3. Домашние задания. Задания подбираются так, чтобы они соответствовали уровням дифференциации. При этом используются самые обычные учебники и сборники задач и упражнений по химии, имеющиеся в каждой школьной библиотеке. Задача учителя - определить наиболее целесообразное задание для каждого ученика в зависимости от мотивации, уровня подготовленности, способностей и т.д.

Для низкого уровня мотивации - репродуктивного характера, для среднего уровня мотивации - требующие применение полученных знаний в новой ситуации, а для высокого уровня мотивации - творческие задания (решение нестандартной задачи - с лишними данными, или, наоборот, с недостающими).

4. Опрос домашнего задания. Проверка домашней работы имеет следующие формы: индивидуальная работа у доски, работа на месте, фронтальный опрос.

Чтобы снять напряжение у школьников при подготовке к уроку и пребывание на нем, опрос проводится следующим образом: на одном уроке данный ученик выполняет индивидуальную работу на месте, на следующем - индивидуально у доски и на последующем, участвует во фронтальном опросе. Такой прием позволяет более объективно оценить знания, умения и навыки каждого ученика, предупредить пробелы и отставания.

При индивидуальной работе у доски ученик комментирует подготовленное устное или письменное задание и отвечает на дополнительные вопросы. Уровень задания школьник выбирает сам. Если имеют место ответы одного уровня, то для движения вперед, для развития учитель дает инструкцию по выполнению задач остальных уровней. Когда учащиеся выполняют индивидуальную дифференцированную работу на месте за ним также остается право выбора уровня. Время выполнения работы 10-15 минут. Ребятам разрешается пользоваться рабочей тетрадью, учебником, дополнительной литературой. Такая форма работы развивает у ребенка навык самостоятельной работы, умение находить необходимую информацию, позволяет самим учащимся закрепить и откорректировать имеющиеся знания и продвинуться вперед.

Задания подбираются опять же индивидуально:

для низкого уровня мотивации - репродуктивного характера, но дополняются несложными новыми условиями, для того, чтобы заставить поразмыслить, а не искать готовые ответы;

для среднего уровня мотивационной деятельности - предлагаются задания, которые предполагают более глубокие знания и применение их в новой ситуации;

  • задания для высокого уровня мотивации требуют творческого подхода со стороны ученика, домысливания, поиск нестандартного решения.

Фронтальный опрос домашнего задания проводится параллельно с письменным опросом и ответом у доски, для того, чтобы после этого ребята могли найти недочеты в работах, выполненных у доски, а также откорректировать и закрепить свои знания. Ребятам также разрешается пользоваться рабочими тетрадями, учебником. Лучше всего проводить это в виде завуалированного теста - игры, обязательно с комментариями ответов. Применяемые тестовые вопросы составлены так, чтобы у ребят с разным уровнем мотивации развивались операции мышления: абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, конкретизация, систематизация, аналогия.

7. Дополнительные задания. В дополнительные задания входят сообщения, рефераты, исследовательские и проектные работы. Эта форма развивает у ребят умения самостоятельно находить и прорабатывать необходимую информацию в дополнительной литературе. Учитель обязательно обозначает планируемый результат.

Самое простое задание - найти конкретную информацию.

Более сложное задание - подобрать грамотно материал, сделать выводы. Особенно ценно, когда найденная информация находит конкретное приложение: составление журналов с практическими советами, газет с ребусами, кроссвордами.

И, наконец, самое сложное задание - сформулировать проблему, найти в дополнительной литературе способы ее решения, сделать обобщения, выводы, конкретные предложения, отразить свое отношение.

8. Обобщающие уроки.

Обобщающие уроки - это составление обобщающих схем, позволяющее ученику выявить глубинные связи изучаемых процессов и явлений. Ребятам с низким уровнем мотивации дается задание прочитать готовую схему. Дополнить или исправить имеющуюся схему предлагается учащимся, которые умеют анализировать, систематизировать информацию. Школьники, которые любят сами находить способы решений - предлагают свои, авторские схемы.

Таким образом, для формирования положительной мотивации учения на уроках биологии используется дифференцированный и интегрированный подход в обучении. Условия для формирования мотивации учения можно создавать на разных этапах урока биологии: при изучении нового материала, закреплении, опросе домашнего задания, контроле знаний, выполнении практических работ; в ходе выполнения дополнительных и домашних заданий.Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать я считаю, что это один из самых важных компонентов урока.И для этого на своих уроках использую познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки) методы. При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. На уроках биологии я стараюсь создать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой сути. Для создания мотивации учения я использую в своей работе различные приемы. Прием «Удивляй!»Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. ПримерБиология. (7 класс) Тема: «Тип Хордовые. Кл. Птицы». Учитель: Известно, что сова - неясыть питается мышами - зерноедами. Весит она около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? Так вот, одна сова за жизнь сохраняет до 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет. Съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна Пример . Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые». (7 класс) Учитель: Сколько цветков посещают пчёлы? В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день. Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о поглощенности от только что услышанного. Прием «Отсроченная загадка».Пример. Тема: « Тип Хордовые. Кл. Млекопитающие». (7 кл.) Загадку ( удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок. Учитель: - На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном. Это животное не хищник, Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Как вы думаете - с каким животным мы будем знакомиться на следующем уроке? ( Дети называю различных животных.) - Это животное - …. Впрочем, не будем торопиться - продолжение следует… На следующем уроке откроет секрет : это животное - кролик. Да - да, вы не ослышались - кролик! Прием «Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Тексты готовлю заранее, либо поручаю приготовить уч-ся в качестве творческого задания. .Прием « Практичность теории». При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся. Пример Тема: «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды». (9 кл.) Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при: нынешних темпах вырубки к 2001 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации Пример 2: Тема: « Витамины».(8класс). - Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний? Прием «Занимательность» Пример: Биология 10 класс. Обобщающий урок по теме «Размножение организмов» Учитель: Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: « Учитель, ты, обладающий знаниями во многом раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?» Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил… Что ответил философ? Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить. Самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы. Биология открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать. ). Постановка проблемного вопроса. 2.Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала. 3.Аналитический способ.4.Сообщение факта, выдвижение гипотез, предположений. Урок биологии в 8 классе. Тема: « Иммунитет».5.Прием научного спора. Кто прав в спорСтолкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться,чтобы затем занять собственную позицию, стимулирует активный поисдоказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения6.Поиск познавательной проблемы в излагаемом учителем материале, четко формулирование ее и аргументирование ее решение7.Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого.

ВЫВОД: Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету. Условия для формирования мотивации учения можно создавать на разных этапах урока биологии: при изучении нового материала, закреплении, опросе домашнего задания, контроле знаний, выполнении практических работ; в ходе выполнения дополнительных и домашних заданий.Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать я считаю, что это один из самых важных компонентов урока.



© 2010-2022