Календарно-тематическое планирование (биология 5 класс программа И. П. Пономарёвой)

5 класс Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Цели и задачи курса: • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии; • систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе; • начать формирование представлений о методах на...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование ( 35 часов)


Тема урока

Дата (план/ фактически)

Количество часов

Тип урока

Планируемые результаты

(УУД)

Форма организации познавательной деятельности

Формы контроля

Организация самостоятельной деятельности

Наглядность,

ИКТ

Примечание

Предметные

Метапредметные

Личностные


Тема 1. Биология - наука о живом мире (8 ч)

1

Наука о живой природе

1

Урок изучения нового материала

1.Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

2. Овла-дение умением оце-нивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи

Формирование личностных представлений о ценности природы

Работа в группах

Взаимопроверка

1. Выдвижение гипотез и их обсуждение

2. Работа с иллюстрациями учебника, обсуждение

Презентация «Многообразие живых организмов на Земле»

2

Свойства живого

1

Урок изучения нового материала

Выделение существенных приз-наков биологических объек-тов (отли-чительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий

Умение работать с разными источниками биологиче­ской информации:

Сформированность познавательных интересов и моти­вов, направленных на изучение живой природы

Работа в парах

Самопроверка

1. Выдвижение гипотез и их обсуждение,

2. Заполнение таблицы в тетради

3. Работа с таблицами, с текстом учебника, обсуждение

Таблицы «Строение цветкового растения» , « Строение животного» , «Строение человека» . Презентация « Признаки живой природы»

3

Методы изучения природы

1

Урок -исследование

Овладение методами биологической науки

Овладение составляющими исследовательской и про­ектной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

1. Беседа с элементами объяснения

Фронтальная работа

Тест

1. Выдвижение гипотез и их обсуждение

2.Самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника

Портреты выдающихся ученых-биологов

4

Увеличительные приборы

1

Урок изучения нового материала

Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

Формирование комму-никативной компетентности в обще-нии и сотрудни-честве со сверстни-ками

Умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками

Лабораторная работа №1

«Изучение устройства увеличительных приборов»

Взаимопроверка

1.Изучение устройства микроскопа в парах

2. Приёмы работы с микроскопом (демонстрация в группах)

Презентация «Методы изучения живой природы», микроскопы, лупы

5

Строение клетки. Ткани

1

Урок -исследование

Различение на таблицах частей и органоидов клетки

Умение создавать, применять и преобразовывать зна­ки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Сформированность познавательных интересов и моти­вов, направленных на изучение живой природы;

Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений»

Взаимопроверка

1.Самостоятельная работа с текстом учебника, обсуждение

2. Приготовление временного микропрепарата кожицы лука

Таблицы «Строение растительной и животной клеток»

Микроскоп, готовые микропрепараты

6

Химический состав клетки

1

Урок -исследование

Выделение существенных признаков биологических объектов

Овладение составляющими исследовательской и про­ектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

Сформированность познавательных интересов и моти­вов, направленных на изучение живой природы

Работа в группах по изучению химического состава клетки

Взаимоконтроль

1. Выдвижение гипотез и их обсуждение

2. Выполнение опытов

Живые комнатные растения, семена под-солнечника

7

Процессы жизнедеятельности клетки

1

Урок - изучение нового материала

Выделение существенных признаков биологических процессов в клетке

Умение работать с разными источниками биологиче­ской информации:

Сформированность познавательных интересов и моти­вов, направленных на изучение живой природы

Работа в группах

Тестирование по строению и жизнедеятельности клетки (взаимоконтроль)

Работа с текстом учебника.

Видеофильм «Процессы жизнедеятельности клетки», портреты ученых, изучавших клетку, ЦОР

8

Великие естествоиспытатели

Обобщение знаний по теме «Биология-наука о живой природе»

1

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Объяснение роли биологии в практической деятельности людей

Умение осознанно исполь-зовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравни­вать разные точки зре-ния, аргу-ментировать и отстаи­вать свою точку зрения;

Формирование уважительного отношения к истории

Работа в группах

Дифференцированная итоговая работа по теме ( контроль учителя)

Сообщения учащихся

Портреты ученых-естествоиспытателей, ЦОР

Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)

9

Царства живой природы

1

Урок изучения нового материала

Сравнение

биологических объектов и умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения

Овладение умениями ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определе­ния понятиям, классифицировать

Сформированность познавательных интересов и моти­вов, направленных на изучение живой природы

Работа в группах

Взаимоконтроль

1.Решение проблемной ситуации

2. Работа с текстом учебника

Таблица «Царства живой природы»,

ЦОР

10

Бактерии: строение и жизнедеятельность

1

Урок-исследован ие

Выделение существенных признаков бактерий

Способность выбирать целевые и смысловые установ­ки в своих действиях и поступ-ках по отношению к жи­вой природе, здоровью своему и окружающих

Сформированность познавательных интересов и моти­вов, направленных на изучение живой природы

Работа в группах

Взаимоконтроль

1.Решение проблемной ситуации

2. Работа с текстом учебника

Таблица «Формы бактерий», ЦОР

11

Значение бактерий в природе и для человека

1

Урок-путешествие

Знание роли различных организмов в жизни человека

Умение находить общее реше­ние и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов

Знание основных принципов и правил отношения к жи­вой природе

Работа в группах и парах

Самокон троль, взаимоконтроль

1.Работа с текстом учебника

2. Обсуждение презентации

Презентация «Роль бактерий в природе и жизни человека»

12

Растения

1

Урок-исследование

Выделение существенных признаков

растений

Овладение умениями ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определе­ния понятиям, классифицировать

Сформированность познавательных интересов и моти­вов, направленных на изучение живой природы

Работа в группах

Взаимоконтроль

1. Работа с гербарием

2. Работа с учебником

Презентация «Многообразие растений»

13

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внеш-ним строе-нием побегов растения»

1

Урок-исследование

Классификация - определе-ние при-надлежности биоло-гических объектов к определенной систе-матической группе

Овладение составляющими исследо-вательской деятельности, клас-сифицировать, наблю-дать, де-лать выво-дыи заклю-чения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Работа в парах

Взаимоконтроль

1. Работа с иллюстрациями учебника и гербарием

Гербарий

14

Животные

1

Урок изучения нового ма териала

Выделение существенных признаков

животных

Овладение умениями ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определе­ния понятиям, классифицировать

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Работа в группах

Взаимоконтроль

1. Работа с «Энциклопедией животных»

2. Работа с учебником

Презентация «Многообразие животных»

15

Лабораторная работа

№ 4

«Наблюдение за пере-движением животных»

1

Урок -исследование

Классификация - определе-ние при-надлежности биоло-гических объектов к определенной систе-матической группе

Овладение составляющими исследо-вательской деятельности, клас-сифицировать, наблю-дать, де-лать выво-дыи заклю-чения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Работа в парах

Взаимоконтроль, самоконтроль

1. Работа с учебником

2. Работа с микроскопом

3. Наблюдение и обсуждение результатов наблюдения

ЦОР Уроки Кирилла и Мефодия . Биология.

Животные

«Движение простейших»

Микроскопы, инструментарий, культура с водными организмами(инфузориями)

16

Грибы

1

Урок - изучения нового материала

Выделение существенных признаков

грибов

Овладение умениями ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определе­ния понятиям, классифицировать

Сформированность познавательных интересов и моти­вов, направленных на изучение живой природы

Работа в парах

Взаимоконтроль

Самоконтроль

1. Работа с учебником

2. Работа с натуральными объектами

3.Работа с рисунками и фотографиями

Таблица «Строение шляпочного гриба», натуральные объекты (шампиньоны, плодовые тела трутовиков),изображения, рисунки грибов.

17

Многообразие и значение грибов

1

Урок -путешествие

Объяснение роли грибов в природе и в жизни человека

Умение находить биологическую информа­цию в различных источ-никах (тексте учебника, научно- популярной ли-тературе, биологических словарях и спра-вочниках), анали-зировать и оцени-вать информацию;

Формирование личностных представлений о ценно­сти природы

Работа в группах

Взаимоконтроль

Самоконтроль

1. Работа с учебником

2. Работа с натуральными объектами

3.Работа с рисунками и фотографиями

Презентация «Многообразие грибов»

18

Лишайники

1

Урок - изучения нового материала

Выделение существенных признаков

лишайников

Овладение умениями ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определе­ния понятиям, классифицировать

Знание основных принципов и правил отношения к жи­вой природе

Работа в парах

Взаимоконтроль

Самоконтроль

1. Работа с учебником

2. Работа с натуральными объектами

3.Работа с рисунками и фотографиями

Таблица «Строение лишайника»

19

Значение живых организмов в природе. Обобщение и систематизация знаний

1

Урок контроля знаний

Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения

Умение находить общее реше­ние и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументи­ровать и отстаивать своё мнение;

Знание основных принципов и правил отношения к жи­вой природе

Работа в группах

Взаимоконтроль,

тест

1. Работа с учебником

2. Работа с дополнительными источниками (энциклопедии)

Презентация «Значение живых организмов в природе»

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)

20

Среды жизни планеты Земля

1

Урок -путешествие

Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения

Овладение умениями ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определе­ния понятиям, классифицировать

Формирование личностных представлений о ценности природы

Работа в группах

Взаимоконтроль

1.Работа с учебником

2. Работа с гербарием

3. Работа с объектами живой природы

Гербарий водных, наземных и паразитических растений, объекты живой при- роды из различных сред обитания

21

Экологические факторы среды

1

Урок - изучения нового материала

Значения биологического разнообразия для сохранения биосферы

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно вы­бирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отноше­ния к окружающей среде

Работа в парах

Взаимоконтроль

1.Работа с учебником

2. Работа с гербарием

3. Работа с объектами живой природы

Презентация «Среды жизни на Земле», гербарий, изображение объектов живой при роды из различных сред жизни

22

Приспособления организмов к жизни в природе

1

Урок - исследование

Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Умение работать с разными источниками биологиче­ской информации:

Сформированность познавательных интересов и моти­вов, направленных на изучение живой природы

Работа в парах

Взаимоконтроль, самоконтроль

1.Работа с учебником

2. Работа с гербарием

3. Работа с объектами живой природы

Гербарий растений леса, изображения организмов разных систематических групп, объекты живой при роды

23

Природные сообщества

1

Урок-путешествие

Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме

Умение работать с разными источниками биологиче­ской информации

Формирование эколо-гической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, береж-ного отно-ше­ния к окружающей среде

Работа в группах

Взаимоконтроль, самоконтроль

1.Работа с учебником

2. Работа с гербарием

3. Работа с объектами живой природы

Кинофильм «Природные сообщества», гербарий растений разных ярусов леса, изображения животных , таблица «Круговорот веществ в природе»

24

Природные зоны России

1

Урок - исследование

Выявление изменчивости организ-мов; прис-пособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея-тельность с учите-лем и сверстниками, рабо­тать индивидуально и в группе:

Формирование эколо-гической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, береж-ного отно-ше­ния к окружающей среде

Работа в группах

Взаимоконтроль, самоконтроль

1.Работа с учебником

2. Работа с гербарием

3. Работа с объектами живой природы

Гербарий растений разных природных зон, карта «Природные зоны России»

25

Жизнь организмов на разных материках

1

Урок -путешествие

Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов

Умение находить общее реше­ние и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументи­ровать и отстаивать своё мнение;

Воспитание россий-ской граж-данской идентичности: пат-риотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину

Работа в парах

Взаимоконтроль, самоконтроль

1.Работа с учебником

Презентация «Растения и животные разных материков Земли», портреты Ч.Дарвина и Н.И.Вавилова

26

Жизнь организмов в морях и океанах

1

Урок -исследование

Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов

Умение работать с разными источниками биологиче­ской информации

Сформированность познавательных интересов и моти­вов, направленных на изучение живой природы

Работа в группах

Взаимоконтроль

1. Работа с учебником

2. Работа с изображениями объектов живой природы

Физическая карта мира

Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)

27

Как появился человек на Земле

1

Урок - изучения нового материала

Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения

Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения

Формирование уважительного отношения к истории,

Работа в группах, идивидуальная работа

Взаимоконтроль, самоконтроль

1.Работа с учебником

Рисунки с изображениями предков человека, человекообразных обезьян, орудий древнего человека; географическая карта мира.

28

Как человек изменял природу

1

Урок -исследование

Знание основных правил поведения в природе

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Формирование личностных представлений о ценности природы

Работа в парах

Взаимоконтроль, самоконтроль

1.Работа с учебником

Изображения вымерших животных , различных видов лесов

29

Важность охраны живого мира планеты

1

Урок - изучения нового материала

Знание основных правил поведения в природе

Формирование личностных представлений о ценности природы

Работа в парах

Взаимоконтроль, самоконтроль

1.Работа с учебником

Таблицы с изображениями редких и исчезающих видов живот ных и растения

30

Сохраним богатство живого мира

1

Урок-путешествие

Знание основных правил поведения в природе

Умение работать с разными источниками биологической информации:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Работа в парах

Взаимоконтроль, самоконтроль

1.Работа с учебником

Видеофильм о биологическом разнообразии планеты Земля

31

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»

1

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Знание основных правил поведения в природе

Умение работать с разными источниками биологической информации

Формирование личностных представлений о ценности природы

Работа в группах

Взаимоконтроль, самоконтроль

Решение заданий

Таблицы, ранее использованные на уроках по изучению данной темы

32

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса

1

Урок контроля знаний

Знание курса биологии 5 класса

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Формирование ответственного отношения к учению

Индивидуальная

Самоконтроль, контроль учителя

Выполнение контрольной работы

Объекты живой природы

33

Экскурсия «Весенние явления в природе»

1

Урок-путешествие

Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Групповая работа

Контроль учителя, взаимоконтрошль

Отчет об экскурсии

Объекты живой природы

34

Резервный урок(Обсуждение заданий на лето)

1



35

Резервный урок

1






© 2010-2022