- Преподавателю
- Биология
- Календарно-тематическое планирование (биология 5 класс программа И. П. Пономарёвой)
Календарно-тематическое планирование (биология 5 класс программа И. П. Пономарёвой)
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нигматулина З.А. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование ( 35 часов)
№
Тема урока
Дата (план/ фактически)
Количество часов
Тип урока
Планируемые результаты
(УУД)
Форма организации познавательной деятельности
Формы контроля
Организация самостоятельной деятельности
Наглядность,
ИКТ
Примечание
Предметные
Метапредметные
Личностные
Тема 1. Биология - наука о живом мире (8 ч)
1
Наука о живой природе
1
Урок изучения нового материала
1.Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии
2. Овла-дение умением оце-нивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
Формирование личностных представлений о ценности природы
Работа в группах
Взаимопроверка
1. Выдвижение гипотез и их обсуждение
2. Работа с иллюстрациями учебника, обсуждение
Презентация «Многообразие живых организмов на Земле»
2
Свойства живого
1
Урок изучения нового материала
Выделение существенных приз-наков биологических объек-тов (отли-чительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий
Умение работать с разными источниками биологической информации:
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы
Работа в парах
Самопроверка
1. Выдвижение гипотез и их обсуждение,
2. Заполнение таблицы в тетради
3. Работа с таблицами, с текстом учебника, обсуждение
Таблицы «Строение цветкового растения» , « Строение животного» , «Строение человека» . Презентация « Признаки живой природы»
3
Методы изучения природы
1
Урок -исследование
Овладение методами биологической науки
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
1. Беседа с элементами объяснения
Фронтальная работа
Тест
1. Выдвижение гипотез и их обсуждение
2.Самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника
Портреты выдающихся ученых-биологов
4
Увеличительные приборы
1
Урок изучения нового материала
Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
Формирование комму-никативной компетентности в обще-нии и сотрудни-честве со сверстни-ками
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Лабораторная работа №1
«Изучение устройства увеличительных приборов»
Взаимопроверка
1.Изучение устройства микроскопа в парах
2. Приёмы работы с микроскопом (демонстрация в группах)
Презентация «Методы изучения живой природы», микроскопы, лупы
5
Строение клетки. Ткани
1
Урок -исследование
Различение на таблицах частей и органоидов клетки
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
Лабораторная работа № 2
«Знакомство с клетками растений»
Взаимопроверка
1.Самостоятельная работа с текстом учебника, обсуждение
2. Приготовление временного микропрепарата кожицы лука
Таблицы «Строение растительной и животной клеток»
Микроскоп, готовые микропрепараты
6
Химический состав клетки
1
Урок -исследование
Выделение существенных признаков биологических объектов
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы
Работа в группах по изучению химического состава клетки
Взаимоконтроль
1. Выдвижение гипотез и их обсуждение
2. Выполнение опытов
Живые комнатные растения, семена под-солнечника
7
Процессы жизнедеятельности клетки
1
Урок - изучение нового материала
Выделение существенных признаков биологических процессов в клетке
Умение работать с разными источниками биологической информации:
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы
Работа в группах
Тестирование по строению и жизнедеятельности клетки (взаимоконтроль)
Работа с текстом учебника.
Видеофильм «Процессы жизнедеятельности клетки», портреты ученых, изучавших клетку, ЦОР
8
Великие естествоиспытатели
Обобщение знаний по теме «Биология-наука о живой природе»
1
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Объяснение роли биологии в практической деятельности людей
Умение осознанно исполь-зовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зре-ния, аргу-ментировать и отстаивать свою точку зрения;
Формирование уважительного отношения к истории
Работа в группах
Дифференцированная итоговая работа по теме ( контроль учителя)
Сообщения учащихся
Портреты ученых-естествоиспытателей, ЦОР
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)
9
Царства живой природы
1
Урок изучения нового материала
Сравнение
биологических объектов и умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения
Овладение умениями ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы
Работа в группах
Взаимоконтроль
1.Решение проблемной ситуации
2. Работа с текстом учебника
Таблица «Царства живой природы»,
ЦОР
10
Бактерии: строение и жизнедеятельность
1
Урок-исследован ие
Выделение существенных признаков бактерий
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступ-ках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы
Работа в группах
Взаимоконтроль
1.Решение проблемной ситуации
2. Работа с текстом учебника
Таблица «Формы бактерий», ЦОР
11
Значение бактерий в природе и для человека
1
Урок-путешествие
Знание роли различных организмов в жизни человека
Умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе
Работа в группах и парах
Самокон троль, взаимоконтроль
1.Работа с текстом учебника
2. Обсуждение презентации
Презентация «Роль бактерий в природе и жизни человека»
12
Растения
1
Урок-исследование
Выделение существенных признаков
растений
Овладение умениями ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы
Работа в группах
Взаимоконтроль
1. Работа с гербарием
2. Работа с учебником
Презентация «Многообразие растений»
13
Лабораторная работа №3 «Знакомство с внеш-ним строе-нием побегов растения»
1
Урок-исследование
Классификация - определе-ние при-надлежности биоло-гических объектов к определенной систе-матической группе
Овладение составляющими исследо-вательской деятельности, клас-сифицировать, наблю-дать, де-лать выво-дыи заклю-чения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Работа в парах
Взаимоконтроль
1. Работа с иллюстрациями учебника и гербарием
Гербарий
14
Животные
1
Урок изучения нового ма териала
Выделение существенных признаков
животных
Овладение умениями ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Работа в группах
Взаимоконтроль
1. Работа с «Энциклопедией животных»
2. Работа с учебником
Презентация «Многообразие животных»
15
Лабораторная работа
№ 4
«Наблюдение за пере-движением животных»
1
Урок -исследование
Классификация - определе-ние при-надлежности биоло-гических объектов к определенной систе-матической группе
Овладение составляющими исследо-вательской деятельности, клас-сифицировать, наблю-дать, де-лать выво-дыи заклю-чения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Работа в парах
Взаимоконтроль, самоконтроль
1. Работа с учебником
2. Работа с микроскопом
3. Наблюдение и обсуждение результатов наблюдения
ЦОР Уроки Кирилла и Мефодия . Биология.
Животные
«Движение простейших»
Микроскопы, инструментарий, культура с водными организмами(инфузориями)
16
Грибы
1
Урок - изучения нового материала
Выделение существенных признаков
грибов
Овладение умениями ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы
Работа в парах
Взаимоконтроль
Самоконтроль
1. Работа с учебником
2. Работа с натуральными объектами
3.Работа с рисунками и фотографиями
Таблица «Строение шляпочного гриба», натуральные объекты (шампиньоны, плодовые тела трутовиков),изображения, рисунки грибов.
17
Многообразие и значение грибов
1
Урок -путешествие
Объяснение роли грибов в природе и в жизни человека
Умение находить биологическую информацию в различных источ-никах (тексте учебника, научно- популярной ли-тературе, биологических словарях и спра-вочниках), анали-зировать и оцени-вать информацию;
Формирование личностных представлений о ценности природы
Работа в группах
Взаимоконтроль
Самоконтроль
1. Работа с учебником
2. Работа с натуральными объектами
3.Работа с рисунками и фотографиями
Презентация «Многообразие грибов»
18
Лишайники
1
Урок - изучения нового материала
Выделение существенных признаков
лишайников
Овладение умениями ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе
Работа в парах
Взаимоконтроль
Самоконтроль
1. Работа с учебником
2. Работа с натуральными объектами
3.Работа с рисунками и фотографиями
Таблица «Строение лишайника»
19
Значение живых организмов в природе. Обобщение и систематизация знаний
1
Урок контроля знаний
Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения
Умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе
Работа в группах
Взаимоконтроль,
тест
1. Работа с учебником
2. Работа с дополнительными источниками (энциклопедии)
Презентация «Значение живых организмов в природе»
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)
20
Среды жизни планеты Земля
1
Урок -путешествие
Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения
Овладение умениями ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать
Формирование личностных представлений о ценности природы
Работа в группах
Взаимоконтроль
1.Работа с учебником
2. Работа с гербарием
3. Работа с объектами живой природы
Гербарий водных, наземных и паразитических растений, объекты живой при- роды из различных сред обитания
21
Экологические факторы среды
1
Урок - изучения нового материала
Значения биологического разнообразия для сохранения биосферы
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Работа в парах
Взаимоконтроль
1.Работа с учебником
2. Работа с гербарием
3. Работа с объектами живой природы
Презентация «Среды жизни на Земле», гербарий, изображение объектов живой при роды из различных сред жизни
22
Приспособления организмов к жизни в природе
1
Урок - исследование
Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Умение работать с разными источниками биологической информации:
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы
Работа в парах
Взаимоконтроль, самоконтроль
1.Работа с учебником
2. Работа с гербарием
3. Работа с объектами живой природы
Гербарий растений леса, изображения организмов разных систематических групп, объекты живой при роды
23
Природные сообщества
1
Урок-путешествие
Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме
Умение работать с разными источниками биологической информации
Формирование эколо-гической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, береж-ного отно-шения к окружающей среде
Работа в группах
Взаимоконтроль, самоконтроль
1.Работа с учебником
2. Работа с гербарием
3. Работа с объектами живой природы
Кинофильм «Природные сообщества», гербарий растений разных ярусов леса, изображения животных , таблица «Круговорот веществ в природе»
24
Природные зоны России
1
Урок - исследование
Выявление изменчивости организ-мов; прис-пособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея-тельность с учите-лем и сверстниками, работать индивидуально и в группе:
Формирование эколо-гической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, береж-ного отно-шения к окружающей среде
Работа в группах
Взаимоконтроль, самоконтроль
1.Работа с учебником
2. Работа с гербарием
3. Работа с объектами живой природы
Гербарий растений разных природных зон, карта «Природные зоны России»
25
Жизнь организмов на разных материках
1
Урок -путешествие
Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов
Умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Воспитание россий-ской граж-данской идентичности: пат-риотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину
Работа в парах
Взаимоконтроль, самоконтроль
1.Работа с учебником
Презентация «Растения и животные разных материков Земли», портреты Ч.Дарвина и Н.И.Вавилова
26
Жизнь организмов в морях и океанах
1
Урок -исследование
Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов
Умение работать с разными источниками биологической информации
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы
Работа в группах
Взаимоконтроль
1. Работа с учебником
2. Работа с изображениями объектов живой природы
Физическая карта мира
Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)
27
Как появился человек на Земле
1
Урок - изучения нового материала
Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения
Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения
Формирование уважительного отношения к истории,
Работа в группах, идивидуальная работа
Взаимоконтроль, самоконтроль
1.Работа с учебником
Рисунки с изображениями предков человека, человекообразных обезьян, орудий древнего человека; географическая карта мира.
28
Как человек изменял природу
1
Урок -исследование
Знание основных правил поведения в природе
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи
Формирование личностных представлений о ценности природы
Работа в парах
Взаимоконтроль, самоконтроль
1.Работа с учебником
Изображения вымерших животных , различных видов лесов
29
Важность охраны живого мира планеты
1
Урок - изучения нового материала
Знание основных правил поведения в природе
Формирование личностных представлений о ценности природы
Работа в парах
Взаимоконтроль, самоконтроль
1.Работа с учебником
Таблицы с изображениями редких и исчезающих видов живот ных и растения
30
Сохраним богатство живого мира
1
Урок-путешествие
Знание основных правил поведения в природе
Умение работать с разными источниками биологической информации:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Работа в парах
Взаимоконтроль, самоконтроль
1.Работа с учебником
Видеофильм о биологическом разнообразии планеты Земля
31
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»
1
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Знание основных правил поведения в природе
Умение работать с разными источниками биологической информации
Формирование личностных представлений о ценности природы
Работа в группах
Взаимоконтроль, самоконтроль
Решение заданий
Таблицы, ранее использованные на уроках по изучению данной темы
32
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса
1
Урок контроля знаний
Знание курса биологии 5 класса
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Формирование ответственного отношения к учению
Индивидуальная
Самоконтроль, контроль учителя
Выполнение контрольной работы
Объекты живой природы
33
Экскурсия «Весенние явления в природе»
1
Урок-путешествие
Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Групповая работа
Контроль учителя, взаимоконтрошль
Отчет об экскурсии
Объекты живой природы
34
Резервный урок(Обсуждение заданий на лето)
1
35
Резервный урок
1