- Преподавателю
- Биология
- Статья Использование мнемотехник на уроках биологии: интеллект - карта
Статья Использование мнемотехник на уроках биологии: интеллект - карта
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соколова Т.И. |
Дата | 04.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Использование мнемотехник на уроках биологии: интеллект - карта.
Учитель биологии Соколова Т. И.
ГБОУ СОШ №368
г. Санкт - Петербург
Каждый учитель стремиться сделать урок интересным. Для этого использует различные технологии, и у каждого учителя есть свои «фишки», с помощью которых достигают поставленных задач и делают урок необычным.
Вашему вниманию хочу предложить технологию интеллект - карты. Почему я выбрала эту технологию?
Увеличивается объем информации, который необходим человеку для успешной деятельности. В связи с этим нужно вводить в практику новые формы обучения, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным.
Считаю, что для современного общества актуальны слова американского писателя Элвина Тоффлера: «Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать, а тот, кто не научился учиться». Одна из целей образования XXI века - научить учиться. В нашу жизнь пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Чтобы научить ученика учиться учителя используют различные технологии. Любая технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел.
Нужно научиться отбирать, систематизировать, структурировать информацию. В этом помогает новые методы создания схем - интеллект - карты. Эта технология напоминает опорные конспекты Шаталова, но имеет свои особенности.
Интеллект - карта - это графическое многомерное представление информации на листе бумаги или экране дисплея.
Идею ее создания впервые предложил в 1974 г. английский психолог Тони Бьюзен. Тони Бьюзен - автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума ».
Из 82 книг написанных Бьюзеном и посвященных этой тематике самыми известными являются - «Научите себя думать» и «Супермышление»
Эффективность и результативность использования интеллект - карты тесно связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Мозг человека состоит из нейронов, которые соединяются между собой отростками - дендритами. Можно представить интеллект карты как фотографию сложных и витиеватых взаимоотношений наших мыслей.
При создании интеллект - карты в мозге человека задействованы оба полушария одновременно.
Левое полушарие мозга отвечает за логику, последовательность, анализ, слова, числа. Правое полушарие - за воображение, восприятие цветов, размеры, восприятие пространства. При создании интеллект - карты в мозге человека задействованы оба полушария одновременно. А это в большей степени достигается работой вручную с карандашом и бумагой.
При использовании ментальных карт мы как бы пытаемся нарисовать свое мышление.
Это не только способ восприятия и воспроизведение информации, это другой способ мышления. Этот оригинальный способ повышает эффективность работы человеческого мозга.
В этом году на уроках биологии и я использовала интеллект - карты при изучении нового материала, работы с текстом учебника при выполнении домашнего задания, при опросе на уроке, для подготовки к ЕГЭ. Применила и во внеурочной деятельности в 5 - х и 3-х- классах.
А теперь о преимуществах этой технологии:
-
Наглядность - вся идея видна с первого взгляда
-
Концентрация информации на важных моментах
-
Привлекательность. Тони Бьюзен писал: «Настраивайтесь на создание красивых интеллект - карт».
-
Запоминаемость - развитие памяти и мышления
-
Творчество - вызывает интерес учеников
-
Возможность пересмотра - при необходимости можно вставить новую информацию
-
Экономия времени на конспект
Вашему вниманию представляю примеры интеллект - карт, которые использовала на уроках.
Теперь о правилах создания интеллект - карты. Это графическое представление информации.
-
Рисовать на бумаге формата А-4, расположение - горизонтальное, цвет бумаги - белый
-
Использовать не менее трех цветов. У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека.
-
Четко сформулировать тему и изобразить в центре в виде образа, рисунка, символа.
-
От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви - основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую ключевым словом, использовать печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.
-
Оптимально разместить ключевые элементы карты, использовать рисунки, символы
-
От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.
-
Смысловые блоки обозначаем разными цветами
-
Связать мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.
-
Читать информацию с интеллект - карты по часовой стрелке по кругу, начиная с правого верхнего угла.
Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией.
Конечно, эта технология используется в сочетании с другими технологиями: ИКТ, практическими работами, игровыми и т. д.
Закончить хочу цитатой Тони Бьюзена:
«Рисуйте! Если вы сомневаетесь, стоит рисовать или нет, то выбор очевиден - рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово…. Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ».
Источники:
koob.ru/toni buzan
mind-map.ru/
syntone.ru/
cfin.ru/
dist-tutor.info/
myshared.ru slide/368445
science-education.ru/pdf/2012/138.pdf