Статья Использование мнемотехник на уроках биологии: интеллект - карта

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование мнемотехник на уроках биологии: интеллект - карта.

Учитель биологии Соколова Т. И.

ГБОУ СОШ №368

г. Санкт - Петербург

Каждый учитель стремиться сделать урок интересным. Для этого использует различные технологии, и у каждого учителя есть свои «фишки», с помощью которых достигают поставленных задач и делают урок необычным.

Вашему вниманию хочу предложить технологию интеллект - карты. Почему я выбрала эту технологию?

Увеличивается объем информации, который необходим человеку для успешной деятельности. В связи с этим нужно вводить в практику новые формы обучения, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным.

Считаю, что для современного общества актуальны слова американского писателя Элвина Тоффлера: «Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать, а тот, кто не научился учиться». Одна из целей образования XXI века - научить учиться. В нашу жизнь пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Чтобы научить ученика учиться учителя используют различные технологии. Любая технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел.

Нужно научиться отбирать, систематизировать, структурировать информацию. В этом помогает новые методы создания схем - интеллект - карты. Эта технология напоминает опорные конспекты Шаталова, но имеет свои особенности.

Интеллект - карта - это графическое многомерное представление информации на листе бумаги или экране дисплея.

Идею ее создания впервые предложил в 1974 г. английский психолог Тони Бьюзен. Тони Бьюзен - автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума ».

Из 82 книг написанных Бьюзеном и посвященных этой тематике самыми известными являются - «Научите себя думать» и «Супермышление»

Статья Использование мнемотехник на уроках биологии:интеллект - карта

Эффективность и результативность использования интеллект - карты тесно связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Мозг человека состоит из нейронов, которые соединяются между собой отростками - дендритами. Можно представить интеллект карты как фотографию сложных и витиеватых взаимоотношений наших мыслей.

Статья Использование мнемотехник на уроках биологии:интеллект - карта

При создании интеллект - карты в мозге человека задействованы оба полушария одновременно.

Статья Использование мнемотехник на уроках биологии:интеллект - карта

Левое полушарие мозга отвечает за логику, последовательность, анализ, слова, числа. Правое полушарие - за воображение, восприятие цветов, размеры, восприятие пространства. При создании интеллект - карты в мозге человека задействованы оба полушария одновременно. А это в большей степени достигается работой вручную с карандашом и бумагой.

При использовании ментальных карт мы как бы пытаемся нарисовать свое мышление.

Это не только способ восприятия и воспроизведение информации, это другой способ мышления. Этот оригинальный способ повышает эффективность работы человеческого мозга.

В этом году на уроках биологии и я использовала интеллект - карты при изучении нового материала, работы с текстом учебника при выполнении домашнего задания, при опросе на уроке, для подготовки к ЕГЭ. Применила и во внеурочной деятельности в 5 - х и 3-х- классах.

А теперь о преимуществах этой технологии:

  1. Наглядность - вся идея видна с первого взгляда

  2. Концентрация информации на важных моментах

  3. Привлекательность. Тони Бьюзен писал: «Настраивайтесь на создание красивых интеллект - карт».

  4. Запоминаемость - развитие памяти и мышления

  5. Творчество - вызывает интерес учеников

  6. Возможность пересмотра - при необходимости можно вставить новую информацию

  7. Экономия времени на конспект

Вашему вниманию представляю примеры интеллект - карт, которые использовала на уроках.

Статья Использование мнемотехник на уроках биологии:интеллект - картаСтатья Использование мнемотехник на уроках биологии:интеллект - карта

Статья Использование мнемотехник на уроках биологии:интеллект - картаСтатья Использование мнемотехник на уроках биологии:интеллект - карта

Статья Использование мнемотехник на уроках биологии:интеллект - картаСтатья Использование мнемотехник на уроках биологии:интеллект - карта

Статья Использование мнемотехник на уроках биологии:интеллект - картаСтатья Использование мнемотехник на уроках биологии:интеллект - карта

Теперь о правилах создания интеллект - карты. Это графическое представление информации.

Статья Использование мнемотехник на уроках биологии:интеллект - карта


  1. Рисовать на бумаге формата А-4, расположение - горизонтальное, цвет бумаги - белый

  2. Использовать не менее трех цветов. У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека.

  3. Четко сформулировать тему и изобразить в центре в виде образа, рисунка, символа.

  4. От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви - основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую ключевым словом, использовать печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.

  5. Оптимально разместить ключевые элементы карты, использовать рисунки, символы

  6. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

  7. Смысловые блоки обозначаем разными цветами

  8. Связать мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.

  9. Читать информацию с интеллект - карты по часовой стрелке по кругу, начиная с правого верхнего угла.

Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией.

Конечно, эта технология используется в сочетании с другими технологиями: ИКТ, практическими работами, игровыми и т. д.

Статья Использование мнемотехник на уроках биологии:интеллект - карта Закончить хочу цитатой Тони Бьюзена:

«Рисуйте! Если вы сомневаетесь, стоит рисовать или нет, то выбор очевиден - рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово…. Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ».



Источники:

koob.ru/toni buzan

mind-map.ru/

syntone.ru/

cfin.ru/

dist-tutor.info/

myshared.ru slide/368445

science-education.ru/pdf/2012/138.pdf

© 2010-2022