• Преподавателю
  • Биология
  • Обучение биологии в условиях ФГОС ООО Конспект урока освоение нового знания Минеральное питание растений

Обучение биологии в условиях ФГОС ООО Конспект урока освоение нового знания Минеральное питание растений

Универсальные учебные действия в биологии 5-6 классКак формировать универсальные учебные действия в курсе биологииПолучение нового образовательного результата связано с формированием не только предметных, но и личностных и метапредметных умений.Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:5–6-й классы Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:5–6-й классыОсознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его по...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Биологии 6 класс

Тема: «Минеральное питание растений. Роль почвы как среды обитания растений»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать знания о растительном организме как открытой системе;

2) сформировать представление о связи строения с выполняемой функцией и со средой обитания;

3) выявить роль почвы как среды обитания, значение удобрений для жизни растений;

4) тренировать умения: выделять главное, общее, находить причину, следствие, связь;

5) тренировать умение концентрировать внимание, умение наблюдать, слушать других.

Материалы к занятию

Демонстрационный материал: тюльпан в стакане с водой, комнатное растение в вазоне с почвой, почвенный срез из музея, коллекция с удобрениями.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Здравствуйте! Я рад, что вы улыбаетесь, желаю всем позитива и находчивости!

− Обратите внимание на срезанное растение, стоящее в стакане с водой. Как вы думаете, на месте цветка образуется плод? Что будет с растением через некоторое время? (Плод не образуется, растение погибнет.)

− Почему? (У растения нет крови, корень всасывает воду и минеральные соли из почвы, почвы тоже нет. Все органы связаны между собой и окружающей средой. Корень, стебель, лист образуют систему, обеспечивающую жизнь и развитие конкретного организма. В данном случае система нарушена.)

− Нарушена система, следовательно, нарушено и главное свойство жизни - обмен веществ и энергии. А какие процессы обеспечивают данное свойство? (Питание, дыхание, выделение.)

− Вам предстоит изучать жизненно важные процессы, происходящие в растении, связанные со средой его обитания.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

− С какого процесса, проходящего в растении, начнём? (С питания, так как с питанием связано получение энергии, а энергия нужна для процессов жизнедеятельности организма.)

− Что такое «питание»? (Поглощение веществ из среды, переваривание, усвоение их клетками.)

− Какие вещества необходимы организму? (Органические и неорганические вещества, вода, минеральные соли, кислород.)

− Кислород участвует в дыхании. Кислород окисляет органические вещества до углекислого газа и воды. При этом образуется энергия. А вода и углекислый газ выделяются в среду. Процессы: питание, дыхание, выделение − связаны между собой и внешней средой.

− Что вы сейчас повторили и узнали?

− Чтобы понять, какова будет ваша цель на данном уроке, какое задание вы должны выполнить? (Задание на пробное действие.)

− Дайте определение понятию «питание растения», используя слова из списка:

Обмен веществ, энергия, всасывание, часть, поглощение, проведение, переваривание, вода, минеральные или неорганические вещества, органические вещества, усвоение, образование, клетки, лист, корень, почва, воздух, процессы.

− На выполнение задания вам предоставляется 1 минута.

− У кого нет ответа?

− Что вы не смогли сделать? (Я не смог дать определение понятию «питание растения», используя слова из списка.)

− Кто сформулировал определение, вы можете обосновать, что дали определение верно?

− Что вы не можете сделать? (Я не могу обосновать, что верно дал определение понятию «питание растения», используя слова из списка.)

− Что дальше надо сделать? (Надо выяснить, почему возникло затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были дать определение понятию «питание растения», используя слова из списка.)

− Каким способом вы воспользовались? (Мы выбирали главные слова, искали связи органа с его функцией…)

− Почему возникло затруднение? (Мы не знаем определение понятия «питание растения».)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Сформулируйте цель деятельности. (Узнать определение понятия «питание растения».)

− Сформулируйте тему урока.

− Почему вам было трудно воспользоваться данным списком? (Очень много слов.)

− Что надо сделать с этим списком? (Надо уменьшить количество слов, выделить ключевые, выявить второстепенные.)

− Отличаются ли растения от других организмов? (Да, они обитают в двух средах.)

− В связи с этим отличием − что ещё надо сделать? (Надо отметить главную причину отличия питания растений, назвать среды обитания и органы питания, их функции.)

− Вы все правильно сказали, я вам предлагаю выполнить следующие задания:

Группа 1: найти ключевые слова, связанные с питанием.

Группа 2: найти причину отличий растений от других организмов.

Группа 3: найти органы питания растений, назвать их функции, обеспечивающие питание.

Группа 4: опустить второстепенные слова.

5. Реализация построенного проекта.

− Определите, кто в вашей группе будет «капитаном», «генератором идей», «оформителем», «критиком». Время на работу - 3 минуты, на представление своей работы - 1 минута.

После выполнения задания каждая группа представляет результат своей работы.

Группа 1: поглощение веществ, вещества: неорганические, органические.

Группа 2: растения обитают в двух средах: в почве и наземно-воздушной среде.

Группа 3: два органа поглощают вещества: корень и лист, следовательно, два этапа питания: почвенное (корневое) и воздушное. Корень всасывает воду и минеральные соли, создает корневое давление, под действием которого они проводятся в лист. В листьях образуются органические вещества, затем проводятся и усваиваются всеми клетками.

Группа 4: второстепенные слова − часть обмена веществ. Переваривания у растений нет.

Обсуждается выполнение задания.

− А теперь в группах сформулируйте определение.

Группы представляют свои варианты, согласованный вариант фиксируется на доске:

Питание растений состоит из двух этапов: всасывание воды и неорганических веществ из двух сред, проведение их в лист, образование органических веществ и кислорода, усвоение всеми клетками растения данных веществ.


6. Первичное закрепление во внешней речи.

− Какую роль играет каждая среда в питании растения? Почему срезанное растение без почвы погибнет?

− Уточним понятие «почва». Назовите ключевые слова, определяющее данное понятие. (Слой земли, верхний слой.)

− Почему на одних почвах растения растут лучше, а на других хуже? (Это зависит от количества перегноя.)

Дальше предложить группам по учебнику выяснить, как происходит почвенное питание.

После выполнения задания группы последовательно озвучивают найденную информацию:

− Перегной насыщает почву органическими и минеральными веществами, придает структурность (комковатость) почве. В структурной почве доступны воздух и вода для корней растения. Легко осуществляется рост корней и образование корневых волосков. Почва - верхний, плодородный слой земли.

− Корневые волоски всасывают воду и растворенные в ней элементы минеральных солей. Через клетки всасывающей зоны корня водный раствор поступает в проводящие сосуды корня, где накапливается. В результате создается корневое давление, под действием которого по проводящим сосудам корня, а затем стебля, а затем жилкам листа вода и минеральные вещества поступают в клетки всех органов. Часть питательных веществ почвы уходит с урожаем. Поэтому состав почвы надо восстанавливать.

− Вещества, искусственно вносимые человеком, называются удобрениями. Выделяют две группы удобрений: органические (торф, помет, навоз) и минеральные (калийные: зола; азотные: мочевина; фосфорные: суперфосфат).

− При внесении удобрений мы должны четко рассчитывать концентрацию вносимых веществ. Экологичнее вносить естественные - органические удобрения.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

− Теперь я предлагаю выполнить самостоятельную работу. С какой целью вы ее будете выполнять?

− Задание: закончите предложения.

1. Комплекс химических реакций между веществами клетки и среды, с выделением или поглощение энергии__________________________________________________.

2. Всасывание воды, минеральных веществ, создание корневого давления для проведения их через стебель в лист_________________________________________.

3. Верхний, плодородный слой земли________________________________________.

4. Вносимые в почву вещества, повышающие её плодородие____________________.


После выполнения задания учащиеся проводят самопроверку по образцу:

1. Обмен веществ и энергии.

2. Корневое питание.

3. Почва.

4. Удобрения.


8. Включение в систему знаний и повторение.

− Где в дальнейшем вы сможете применять открытые знания?

− Где эти знания могут быть использованы в жизни?

9. Рефлексия учебной деятельности.

− Итак, с чем вы познакомились? (С понятиями «питание растений», «корневое питание», «почва», ее роль в жизни растений, «удобрения».)

− Какое главное свойство жизни? (Обмен веществ и энергия.)

− Какие процессы обеспечивают данное свойство? (Питание, дыхание, выделение.)

− В каких средах обитают высшие растения? (В почвенной и воздушной.)

− Какие два органа питания у растения? (Корень и лист.)

− Как вы открывали новые знания?

− Вы реализовали поставленную цель?

− Все виды питания вы сегодня разобрали?

− На следующем уроке вы рассмотрите воздушное питание листа - фотосинтез.

− А теперь оцените работу своей группы и свою работу.

Домашнее задание:

П. 26, рис. 27. Повторить понятия: «питание растения», «корневое питание», «почва», «удобрение», их влияние на жизнь растения. Рассмотреть и подписать элементы тканей корня, стебля, листа.

~ 5 ~


© 2010-2022