- Преподавателю
- Биология
- Программа Элективного курса по биологии За здоровый образ жизни Ступень обучения (класс) 8 класс
Программа Элективного курса по биологии За здоровый образ жизни Ступень обучения (класс) 8 класс
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чистякова Е.Р. |
Дата | 08.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1г. Макарьева Костромской области
Программа
Элективного курса
по биологии
За здоровый образ жизни
Ступень обучения (класс) 8 класс
Количество часов 17
Составила:
учитель биологии
Чистякова Елена Руслановна
г.Макарьев 2014г
Пояснительная записка
Человечество в целом и каждый человек как индивидуум растет и развивается, взаимодействуя с окружающей средой - природной, антропогенной, социальной, производственной. Человек живет в определенной культурной среде, которая включает материальные и духовные ценности, созданные рядом поколений людей.
Темы курса помогают осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека, понять, что человек - это часть природы, его назначение - понять законы по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами.
Своим появлением направление курса обязано все более четкому осознанию того факта, что общество не справляется с проблемами здоровья, не использует для его сохранения достижения прогресса. Решая проблему за счет интеграции, данный курс обеспечивает активное включение учащихся в творческую работу, поиск.
Элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности.
Темы курса дают учащимся определенные знания об опасных заболеваниях, которые могут повредить здоровью.
Тематика курса помогает школьникам осознать себя в окружающем мире, понять, что здоровье - это достояние всего общества, поэтому каждый человек должен относиться бережно к себе и своему здоровью.
Все темы курса помогают учащимся в осознании того, что человек - это биосоциальное создание: с одной стороны, это биологическое существо и у него есть биологические потребности, а с другой стороны, человек - это личность.
Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю в первом или втором полугодии для 8 класса). Курс направлен на максимальную адаптацию человека к жизни, здоровому образу жизни.
Заканчивается курс обобщающими уроками, на которых учащиеся выступают со своими исследовательскими работами по одной из тем курса.
Цели курса:
-
Развитие интереса к получению знаний о человеке как яв3ени природы.
-
Формирование у учащихся нетерпимого отношения к ухудшающейся окружающей среде,
наносящей ущерб здоровью людей
- Формирование негативного отношения к вредным привычкам.
-Формирование адекватного поведения учащихся, направленного на выздоровление в случае
заболевания.
- Знакомство с основами правильного питания.
-Развитие творческого потенциала учащихся: умение выполнять рефераты, исследовательскую и практическую работы по темам курса.
Задачи курса:
-
Объяснить: что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни.
-
Рассказать о последствиях прямого и косвенного воздействия среды на здоровье человека.
-
Вспомнить традиции русской национальной культуры в оценке здоровья человека.
-
Назвать самые важные факторы здоровья и риска заболеваний для сохранения и укрепления здоровья.
-
Разъяснить понятие исторического подхода к проблеме развития человека как биологического вида.
-
Разъяснить понятие социально-психологической среды и предъявляемые ею требования к современному человеку.
-
Рассказать влияние вредных привычек на состояние здоровья человека.
-
Назвать основные требования к охране труда.
-
Разъяснить: что такое рациональное питание.
-
Убедить о влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека.
-
Назвать меры по улучшению качества окружающей среды.
Методы работы: лекции, беседы, дискуссии, семинары, ролевые игры.
Ожидаемые результаты
-
Объяснять необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека.
-
Сопоставлять характеристику понятий «здоровье» и «болезнь».
-
Объяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности.
-
Объяснять связь наследственных болезней с изменением генотипа человека.
-
Давать характеристику природной среды своей местности, своей квартиры.
-
Предотвращать негативное влияние стресса на здоровье человека.
-
Анализировать и оценивать образ жизни себя самого и своей семьи.
-
Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления собственного здоровья.
-
Составлять рацион питания, полезный для здоровья человека, учитывая индивидуальные особенности.
-
Уметь сказать «нет!» вредным привьикам.
Тематическое планирование
-
№п/п
Темы занятий
Количество часов
1.
Введение. Предмет и задачи курса
«За здоровый образ»
1
2.
Психика и здоровье. Механизмы психической защиты
1
3.
Здоровый образ жизни: творчество и долголетие
1
4.
Жизнь в экстремальных условиях
1
5.
Природная среда - источник инфекционных заболеваний
1
6
Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения
1
7.
Шум и здоровье
1
8.
Образ жизни моей семьи
1
9.
Совы и жаворонки, или природа биологических ритмов
1
10.
Культура питания
1
11.
Лечение музыкой
1
12.
Слова-паразиты
1
13.
Бранное слово
1
14.
Мед и пчелы
1
15.
Алкоголизм, табакокурение, наркомания -болезни химической зависимости
1
16.
«Вредным привычкам - нет!» - выступление
агитбригады
1
17.
Урок-отчет об исследовательской работе
по одной из тем курса
1
Итого: 17 часов.
Содержание курса
Тема 1. Введение в предмет, задачи курса «За здоровый образ жизни». (1 час)
Тема 2. Психика и здоровье. Механизмы психической защиты. (1 час)
Тема 3. Здоровый образ жизни: творчество и долголетие. (1 час)
Тема 4. Жизнь в экстремальных условиях.(1 час)
Тема 5. Природная среда - источник инфекционных заболеваний. (1 час)
Тема 6. Поселение как среда жизни. Среда жилого помещения.. (1 час)
Тема 7. Шум и здоровье.(1 час)
Тема 8. Образ жизни моей семьи.(1 час)
Тема 9. «Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов. (1 час)
Тема 10. Культура питания. (1 час)
Тема 11. Лечение музыкой. (1 час)
Тема 12. Слова-паразиты. (1 час)
Тема 13. Бранное слово. (1 час)
Тема 14. Мед и пчелы. (1 час)
Тема 15. Алкоголизм, табакокурение, наркомания - болезни химической
зависимости. (1 час)
Тема 16. Вредным привычкам - «нет» - выступление агитбригады. (1 час)
Тема 17. Отчет об исследовательской работе по одной из тем курса. (1 час)
Список рекомендуемой литературы
-
Белоусова О. С. Вредным привычкам - нет! Изд. 2004г.
-
Веселова О. В. Наркотики: жизнь или смерть. Изд. 2005г.
-
Еремина О. А. Если хочешь быть здоров. Изд. 2005г.
-
Зверев М. Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии.
Просвещение 1984г.
-
Колесов Д. В. Здоровье школьников - новые тенденции. Изд 2005г.
-
Журналы «Здоровье» за 1999-2006г.
-
Носова Л. В. Шум и здоровье человека. Биология в школе. 1999г. №2.
-
Хрипкова А. Г. Гигиена издоровье школьников. Просвещение 1988г.
-
Скочкова Т. Н. Наркомания: источник, сущность, последствия. Биология в школе 1999г. №5.