- Преподавателю
- Биология
- Программа элективного курса по биологии «Решение задач по генетике» 9 класс
Программа элективного курса по биологии «Решение задач по генетике» 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Беленкова Л.Э. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа элективного курса по биологии
«Решение задач по генетике» 9 класс
Пояснительная записка
Предлагаемый курс охватывает основные разделы « Генетика» и « Молекулярная биология», которые являются одним из самых сложных для понимания в школьном курсе биологии. Использование практических навыков, опирающихся на знания теории, позволяют выполнять триединость целей образования: научить, развивать, воспитывать.
Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания.
Целью данного курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики.
Задачи курса:
- усвоение основных понятий, терминов и законов генетики;
- применение теоретических знаний на практике;
- развитие интереса к предмету;
- ознакомление с практической значимостью общей биологии для различных отраслей производства, селекции и медицины. Курс позволяет учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ. Данная программа рассчитана на 9 часов. В 9 классе мы изучаем предмет « Основы общей биологии» издательства « Вентана - Граф» и я считаю целесообразным ведение данного курса.
После прохождения курса учащиеся должны знать:
-основные понятия, термины и законы генетики;
-генетическую символику;
Учащиеся должны уметь:
-правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;
-решать типичные задачи;
-логически рассуждать и обосновывать выводы.
Основная концепция курса
Чтобы помочь учащимся раскрыть собственный потенциал, в программе реализуются принципы, составляющие следующие педагогические концепции.
- добровольность;
-активная позиция;
-научность;
- развивающий характер;
-экологическая направленность;
- профессиональная направленность;
Режим занятий
Программа рассчитана на 9 часов, целесообразно проведение курса как закрепляющего, после изучения тем на уроках биологии.
Количество занятий в неделю-1
Периодичность занятий- 1 раз в неделю.
Учебно - тематичесий план
№
Название темы
Количество часов
1.
Введение
1
2.
Моногибридное скрещивание
1. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании
1
Решение задач
1
3.
Дигибридное скрещивание.
1.Закономерности при дигибридном скрещивании
1
2.Решение задач.
2
4.
Итоговое занятие
2
5.
Защита проектной работы с презентацией « Составление генетических задач»
1
Содержание программы
Общее количество часов 9
1.Введение. 1 час.
Теоретический курс
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.
2.Моногибридное скрещивание.
Теоретический курс- 1 час.
Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные гены.
Практический курс- 1 час.
Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества генотипов и фенотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.
3. Дигибридное скрещивание 3 часа.
Теоретический курс - 1 час.
Закономерности наследования при дигибридном скрещивании. Цитологические основы наследования , III закон Менделя.
Практический курс -2 часа.
Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание. Выяснение генотипов особей. Определение генотипа организма по соотношению фенотипических классов в потомстве. Определение вероятности появления потомства с анализируемыми признаками. Выяснение доминантности или рецессивности признаков. Независимое наследование при неполном доминировании.
4.Итоговое занятие 2 часа.
Самостоятельное решение задач всех типов.
5.Защита проектных работ с презентацией « Составление генетических задач» - 1 час.
Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки
В результате обучения школьники должны:
- расширить знания об основных генетических законах;
- овладеть специальной генетической терминологией;
- научиться решать генетические задачи повышенной сложности;
- уметь применять различные генетические законы при решении задач:
- уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;
-уметь готовить доклады по теоретическому материалу.
5. Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышений сложности.Поэтому на последних занятиях целесообразно провести итоговую зачетную работу по решению всех изученных типов задач, по результатам которой оценить в форме « зачтено», « не зачтено»
Литература для учащихся
1.Богданова Т. Л., Солодова Е. А.Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы.-М.: АСТ- ПРЕСС ШКОЛА,2002.-816с.
2 Киреева Н. М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике.-Волгоград: Учитель,2003-50с.
Литература для учителя.
1.Муртазин Г. М. задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей.-М.: Просвещение,1981.-192с.
2.Рувинский А. О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии.-М.: Просвещение,1993.-544с.