Программа элективного курса по биологии «Решение задач по генетике» 9 класс

    Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике" 9 класс расчитана на 9 часов (0, 25 ч.). Предмет «Основы общей биологии» издательства «Вентана – Граф». После прохождения курса учащиеся должны знать: -основные понятия, термины и законы генетики; -генетическую символику.     Учащиеся должны уметь: - правильно оформлять условия, решения и ответы  гегенетических задач; -решать типичные задачи; -логически рассуждать и обосновывать выводы.    Основная концепция курса: чтобы пом...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса по биологии

«Решение задач по генетике» 9 класс

Пояснительная записка

Предлагаемый курс охватывает основные разделы « Генетика» и « Молекулярная биология», которые являются одним из самых сложных для понимания в школьном курсе биологии. Использование практических навыков, опирающихся на знания теории, позволяют выполнять триединость целей образования: научить, развивать, воспитывать.

Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания.

Целью данного курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики.

Задачи курса:

- усвоение основных понятий, терминов и законов генетики;

- применение теоретических знаний на практике;

- развитие интереса к предмету;

- ознакомление с практической значимостью общей биологии для различных отраслей производства, селекции и медицины. Курс позволяет учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ. Данная программа рассчитана на 9 часов. В 9 классе мы изучаем предмет « Основы общей биологии» издательства « Вентана - Граф» и я считаю целесообразным ведение данного курса.

После прохождения курса учащиеся должны знать:

-основные понятия, термины и законы генетики;

-генетическую символику;

Учащиеся должны уметь:

-правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;

-решать типичные задачи;

-логически рассуждать и обосновывать выводы.

Основная концепция курса

Чтобы помочь учащимся раскрыть собственный потенциал, в программе реализуются принципы, составляющие следующие педагогические концепции.

- добровольность;

-активная позиция;

-научность;

- развивающий характер;

-экологическая направленность;

- профессиональная направленность;

Режим занятий

Программа рассчитана на 9 часов, целесообразно проведение курса как закрепляющего, после изучения тем на уроках биологии.

Количество занятий в неделю-1

Периодичность занятий- 1 раз в неделю.

Учебно - тематичесий план

Название темы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Моногибридное скрещивание


1. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании

1

Решение задач

1

3.

Дигибридное скрещивание.


1.Закономерности при дигибридном скрещивании

1

2.Решение задач.

2

4.

Итоговое занятие

2

5.

Защита проектной работы с презентацией « Составление генетических задач»

1

Содержание программы

Общее количество часов 9

1.Введение. 1 час.

Теоретический курс

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.

2.Моногибридное скрещивание.

Теоретический курс- 1 час.

Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные гены.

Практический курс- 1 час.

Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества генотипов и фенотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.

3. Дигибридное скрещивание 3 часа.

Теоретический курс - 1 час.

Закономерности наследования при дигибридном скрещивании. Цитологические основы наследования , III закон Менделя.

Практический курс -2 часа.

Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание. Выяснение генотипов особей. Определение генотипа организма по соотношению фенотипических классов в потомстве. Определение вероятности появления потомства с анализируемыми признаками. Выяснение доминантности или рецессивности признаков. Независимое наследование при неполном доминировании.

4.Итоговое занятие 2 часа.

Самостоятельное решение задач всех типов.

5.Защита проектных работ с презентацией « Составление генетических задач» - 1 час.

Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки

В результате обучения школьники должны:

- расширить знания об основных генетических законах;

- овладеть специальной генетической терминологией;

- научиться решать генетические задачи повышенной сложности;

- уметь применять различные генетические законы при решении задач:

- уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;

-уметь готовить доклады по теоретическому материалу.

5. Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышений сложности.Поэтому на последних занятиях целесообразно провести итоговую зачетную работу по решению всех изученных типов задач, по результатам которой оценить в форме « зачтено», « не зачтено»

Литература для учащихся

1.Богданова Т. Л., Солодова Е. А.Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы.-М.: АСТ- ПРЕСС ШКОЛА,2002.-816с.

2 Киреева Н. М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике.-Волгоград: Учитель,2003-50с.

Литература для учителя.

1.Муртазин Г. М. задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей.-М.: Просвещение,1981.-192с.

2.Рувинский А. О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии.-М.: Просвещение,1993.-544с.





© 2010-2022