Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

1.Кому адресована программа

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897;

- с Примерной программой основного общего образования по биологии, являющейся ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников;

- с авторской программой Н. И. Сонина, В. Б. Захарова(Биология. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2014).

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го класса ,5-й класс - 1 час в неделю (35 часов в год)


  1. Соответствие рабочей учебной программы федеральным государственным образовательным стандартам

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ( утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с изменениями и дополнениями приказ Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 )

2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год ( Приказ от 31 марта 2014 г. N 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования, Приказ от 8 июня 2015 г. N 576 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации)


  1. Потребитель образовательных услуг

Характеристика особенностей усвоения материала в 5 классе.

Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся данного класса.

В этом возрасте у детей активно начинает развиваться логическая память. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания.

Рабочая программа построена на основе системно-деятельностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и с учетом удовлетворения запросов потребителя образовательных услуг, индивидуальных склонностей и способностей учащихся.


  1. Отличительные особенности образовательного учреждения

Тип учреждения - Основная общеобразовательная школа.

Цель работы на данной ступени обучения:

МАОУ «ООШ №29» ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учётом их индивидуальных особенностей (возрастных, физиологических, психических, индивидуальных и др.), образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путём создания в школе максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития ребёнка. Исходя из модели выпускника основной школы в 5а, 5б классах необходимо:

- освоить на уровне требований государственной программы учебный материал по биологии;

- приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации;

- достигнуть показателей развития интеллектуальной сферы, достаточных для организации своей познавательной, оценочной деятельности;

  1. Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Раздел «Ведение в биологию» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

6. Основные составляющие учебно-воспитательного процесса

В данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:

• анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в основной школе;

• возможность широкого применения изучаемого материала на практике;

• взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;

• обогащение опыта и знаний школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов, заданий, не изучавшихся в данном курсе.

Элементы развивающей системы образования

1.Создание «Ситуации успеха».

2. Самооценка детей.

3. Решение поставленной проблемы, задачи.

5. Рефлексия.

Образовательные технологии, применяемые на уроках природоведения:

Традиционное обучение

• Технологии уровневой дифференциации

• Игровые технологии

• Технология исследовательской деятельности

• Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении

• Технология учебного проектирования

• Здоровьесберегающие технологии.

Формы уроков:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-практикум, экскурсия.

Методы обучения:

  1. проблемный,

  2. исследовательский,

  3. программированный,

  4. объяснительно-иллюстративный

Виды деятельности учащихся на уроке:

• объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

решение познавательных и практических задач, отражающих связь «природа-

общество»;

• применение полученных знаний для действий в конкретных ситуациях;

• умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

• поиск нужной информации, и ее анализ

• выбор вида чтения, в соответствии с поставленной целью (ознакомительное,

просмотровое, поисковое

• решение задач творческого и поискового характера;

• владение элементами исследовательской деятельности, элементарными

умениями прогноза

• формулирование полученных результатов;

Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:

Вид контроля

Количество часов (работ)

Лабораторные работы

6

Тестовый контроль

4

7. Об ожидаемых образовательных результатах

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в 5 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

-формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры, воспитание в учащихся любви к природе;

- признание права каждого на собственное мнение;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

- умение слушать и слышать другое мнение

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы 5 класса по биологии являются умения:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи;

  • проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

- участвовать в совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

- находить и использовать причинно-следственные связи;

  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

Предметные результаты освоения биологии в 5 классе:

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живой природы;

  • устройство светового микроскопа;

  • основные органоиды клетки;

  • основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

  • ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

  • существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

  • основные признаки представителей Царств живой природы.

  • основные среды обитания живых организмов;

  • природные зоны нашей планеты, их обитателей.

  • предков человека, их характерные черты, образ жизни;

  • основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

  • характеризовать методы биологических исследований;

  • работать с лупой и световым микроскопом;

  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

  • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

  • определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;

  • объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

  • сравнивать различные среды обитания;

  • характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

  • сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

  • выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

  • приводить примеры обитателей морей и океанов;

  • наблюдать за живыми организмами.

  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;

  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • различать на живых объектах таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

8.Развитие компетентностей

Ключевые компетенции являются составляющей частью личности ученика, его
внутреннего мира, а также развивают его способности, в результате чего у него
появляются возможности решать в повседневной жизни различные проблемы.
Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно
расставляют ценностные ориентиры, помогают ученику самоопределиться и научиться
принимать решения и брать за них ответственность на себя.

Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов.

Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной
деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать
факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует
самостоятельную познавательную работу. По отношению к изучаемым объектам ученик
овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей
действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, навыками
действий в нестандартных ситуациях.

Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. На уроках биологии можно показать возможности информационной базы Интернета, научить вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

Компетенции личностного самосовершенствования формируются, когда ученик осознает, что все чему он учится, необходимо ему для раскрытия собственных способностей, возможностей, т.е. самосовершенствования.

Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1.

Живой организм: строение и изучение

8

6

3

2.

Многообразие живых организмов

14

10

7

2

3.

Среда обитания живых организмов

6

5

3

1

4.

Человек на Земле

5

4

1

5.

Резерв

2

6.

Всего

35

25

14

3



Основное содержание учебно-тематического планирования


№ п/п

Название темы

Основные

изучаемые вопросы

Кол-во часов

Лабораторные и практические работы

1.

Живой организм: строение и изучение

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Биология - наука о живых организмах Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований. Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

8

3

2.

Многообразие живых организмов

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

14

3.

Среда обитания живых организмов

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество

6

2

4.

Человек на Земле

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи

5

1

5.

Резерв


2

1










Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока


Результаты:

предметный,

метапредметный,

личностный

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение 8 ч.

1

(1)

Введение. Живой организм

Предметные: научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; давать определение понятию «биология», объяснять роль биологических знаний; знать: основные признаки живой природы, признаки живых организмов; уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные- общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; регулятивные - планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; выполнять контроль, коррекцию, оценку деятельности.

Личностные: самоопределение - проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания



2. (2)

Наука о живой природе.

Предметные: научится называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, роль биологических знаний Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные- общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; логические - подводить итоги работы, формулировать вывод; коммуникативные - владеть коммуникативными умениями, иметь опыт межличностной коммуникации, корректно вести диалог и участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; контроль, коррекцию, оценку деятельности на уроке.

Личностные: смыслообразование - понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться



    (3)

    Методы изучения природы. Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

    (демонстрационная)

    Предметные: научатся определять основные методы биологических исследований; объяснять понятия: опыт, наблюдение, гипотеза; характеризовать методы биологических исследований; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения длины, температуры, времени.

    Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - формировать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; логические - подводить итоги работы, формулировать выводы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно.

    Личностные: смыслообразование - понимают значение знаний, образования в жизни человека, имеют желание и стремление учиться, делают правильный выбор для себя: как надо учиться и чему



    4.

    (4)

    Увеличительные приборы.. Лабораторная работа 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

    Предметные: познакомятся с устройством светового микроскопа; научатся называть основные органоиды клетки; соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; логические - подводить итоги работы, формулировать выводы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы, выполнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; выполнять контроль, коррекцию, оценку деятельности.

    Личностные: смыслообразование - стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования



    5.

    (5)

    Живые клетки .

    Лабораторная работа № 3

    «Строение клеток кожицы чешуи лука»

    Предметные: узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части);

    Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): владеть приемами исследовательской деятельности;

    Личностные: смыслообразование - стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования



    6.

    (6)

    Химический состав клетки

    Предметные: научатся называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения tforo, что уже известно, и того, что ещё" неизвестно; контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке.

    Личностные: осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, демонстрируют стремление к здоровому образу жизни



    7.

    (7)

    Вещества и явления в окружающем мире

    Предметные: научатся наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, используя соответствующие признаки, приводить примеры простых и сложных веществ; называть элементарное определение молекулы, атома. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; коммуникативные: взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы.

    Личностные: самоопределение - проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; демонстрируют интеллектуальные и творческие способности



    8.

    (8)

    Великие естествоиспытатели

    Предметные: научатся называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

    Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; отвечать на вопросы учителя; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

    Ре г у лятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; осуществление учебных действий - отвечать на вопросы. Личностные: самоопределение - проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания



    Раздел 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 14 ч

    9.

    (1)

    Как развивалась жизнь на Земле

    Предметные: научатся выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых, биологических объектов; основные признаки представителей Царств живой природы; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения Земли.

    Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные: самоопределение - имеют адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении



    10.

    (2)

    Разнообразие живого

    Предметные: научатся называть основные признаки представителей Царств живой природы, признаки живых организмов, среды обитания различных живых существ; определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств; различать изученные объекты в природе, на таблицах; приводить примеры тел живой и неживой природы; описывать рисунки; делать зарисовки животных.

    Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулировать проблему; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; выполнять инструкцию, учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Личностные: проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.



    11.

    (3)

    Бактерии

    Предметные: научатся различать изученные объекты в природе. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательн ые: общеучебные : использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

    Личностные: смыслообразование - понимают социальную роль и нравственную позицию ученика



    12.

    (4)

    Грибы

    Предметные: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

    Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные: имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика



    13.

    (5)

    Растения. Водоросли

    Предметные: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

    Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; выполнять постановку проблемы; отвечать на вопросы; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

    Личностные: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания




    14.

    (6)

    Мхи.

    Предметные: научатся различать изученные объекты в природе. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

    Личностные: самоопределение - имеют адекватную позитивную самооценку



    15.

    (7)

    Папоротники

    Предметные: научатся различать изученные объекты в природе.



    16.

    (8)

    Голосеменные растения

    Предметные: научатся различать изученные объекты в природе, по таблицам.

    Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; ком муникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания



    17.

    (9)

    Покрытосеменные (цветковые) растения

    Предметные: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, выполнять постановку и формулирование проблемы; логические - осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия, Использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук



    18.

    (10)

    Значение растений в природе и жизни человека

    Предметные: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - выполнять постановку и формулирование проблемы; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания



    19.

    (11)

    Животные. Простейшие

    Предметные: научатся объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

    Метапредметные универсальные учебные действия (У УД): познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использоватъ речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; ставить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы , выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук



    20.

    (12)

    Беспозвоночные

    Предметные: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

    Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - овладевать приемами работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

    Личностные: смыслообразование - проявляют интерес к новому материалу, способу учебной задачи и способу действия



    21.

    (13)

    Позвоночные

    Предметные: научатся определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, выполнять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, демонстрируют эстетическое отношение к живым объектам



    22.

    (14)

    Значение животных в природе и жизни человека (комбинированный)

    Предметные: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; систематизировать информацию, составлять небольшое сообщение к уроку; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование -составлять план работы с учебником, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

    Личностные: осознают необходимость ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук



    Р а з д е л 3. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 6 ч

    23.

    (1)

    Три среды обитания живых организмов (формирование новых знаний)

    Предметные: научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - формулировать ответы на вопросы учителя; использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование -составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

    Личностные: осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук



    24.

    (2)

    Жизнь на разных материках (комбинированный)

    Предметные: научатся определять основные среды обитания живых организмов; называть природные зоны нашей планеты, их обитателей; сравнивать условия обитания в различных природных зонах.

    Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование -составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

    Личностные: осознают и демонстрируют ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.



    25.

    (3)

    Природные зоны Земли (формирование новых знаний)

    Предметные: научатся называть среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли, черты приспособленности живых организмов к определённым условиям.

    Метапредметные универсальные учебные действия (У УД): познавательные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

    Личностные: демонстрируют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук




    26.

    (4)

    Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа 4 «Определение наиболее распространённых растений и животных»

    Предметные: научатся называть сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов), приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; наблюдать за живыми организмами. Универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные -соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; осваивать приемы исследовательской деятельности; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные - уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями.

    Личностные: осознают ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук


    27.

    (5)

    Практическая работа 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»

    Предметные: научатся сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз навател ь-н ы е: общеучебные - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять практическую работу, целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные - слушать и понимать речь других людей.

    Личностные: осознают ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы



    28.

    (6)

    Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения

    Предметные: научатся применять полученные знания в самостоятельной работе.

    Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно.

    Личностные: нравственно-этическая ориентация - ориентируются на моральную норму трудолюбия и умения в любом деле; смыслообразование - имеют желание и стремление учиться, делают правильный выбор для себя: как надо учиться и чему



    Раздел 4. Человек на Земле 5 ч

    29.

    (1)

    Как человек появился на Земле. Лабораторная работа 5 «Измерение своего роста и массы тела» (комплексное применение знаний, умений, навыков)

    Предметные: научатся называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; регулятивные: планирование -составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные: обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями.

    Личностные: осознают ответственное отношение к природе, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук



    30.

    (2)

    Как человек изменил Землю (комбинированный)

    Предметные: научатся называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу, роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей; приводить примеры изменений, происходящих в живой и неживой природе нашей планеты.

    Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

    Личностные: демонстрируют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к здоровому образу жизни; любознательность к изучению природы методами естественных наук



    31.

    (3)

    Жизнь под угрозой.

    Не станет ли Земля пустыней? (комбинированный)

    Предметные: научатся объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных.

    Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их;

    р е г у л я т и в н ы е: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

    Личностные: проявляют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды; стремятся к здоровому образу жизни; демонстрируют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук



    32.

    (4)

    Здоровье человека и безопасность жизни.

    Предметные: научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, демонстрировать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей.

    Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу, целеполагание -формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные: слушать и понимать речь других людей; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

    Личностные: демонстрируют ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды; стремятся к соблюдению здорового образа жизни; смыслообразование - стремятся хорошо учиться и сориентированы на качественное получение образования



    33.

    (5)

    Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи (применение знаний

    Предметные: научатся применять полученные знания в самостоятельной работе; объяснять роль растений и животных в жизни человека. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё" неизвестно.

    Личностные: проявляют интеллектуальные и творческие способности; понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении



    34.

    Обобщение и повторение изученного за год

    Предметные: научатся вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе.

    Метапредметные универсальные учебные действия (У УД): познаватель-

    ные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией:

    поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информа-

    ции; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы;

    коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и свер-

    стниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии

    с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точно-

    стью; демонстрировать коммуникативные умения, владеть опытом межличностной

    коммуникации, вести диалог и участвовать в дискуссии; регулятивные: при-

    нимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

    Личностные: самоопределение - проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; проявляют творческие способности



    35.

    Резерв








    Информационно-методическое обеспечение

    Учебно-методический комплект по биологии 5 класс

    1. Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : учебник для общеобразовательных уч
      реждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М.: Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).

    2. Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).

    Дополнительная литература для учителя:

    1. А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. -М.: Дрофа, 2006. -96с; 2003

    2. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия.

    3. Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.

    4. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

    5. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

    6. Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 67кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с: 6 ил. - (Дидактические материалы);

    7. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

    8. Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс - М.: Экзамен, 2008.

    9. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;

    10. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с.

    Дополнительная литература для учащихся:

    1. Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304с.: ил.

    2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР): (Т. 1.) - М.: Агропромиздат, 1989. - 383с: ил.

    3. Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с;

    4. Баранов В.Д, Г. В. Устименко. Мир культурных растений. Справочник- М.: Мысль, 1994. 381с: ил.

    5. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. - Мн.: Валев, 1995. -)28с: ил.

    6. Биология. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+, 1994. - с. 92-684;

    7. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 218с;

    8. Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 1997. - 350с;

    9. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Колос, 1992. - 350с;

    10. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. -I: 1996. - 556с;

    11. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с: ил.

    12. Новиков В. С, Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991.- 240с: ил.

    Интернет-ресурсы:

    • Программа по биологии. - Режим доступа : drofa.ru/for-users/teacher/vertical/ programme

    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru

    Электронные приложения к учебникам. - Режим доступа : drofa.ru/catnews/dl/ main/biologyict.edu.ru/lib/school-catalog

    Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования"

    fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. МинОбр РФ

    Открытый класс

    school-collection.edu.ru

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    Федеральный государственный образовательный стандарт

    Федеральный портал «Российское образование»

    Портал «Информационно-коммуника-ционные технологии в образовании»

    it-n.ru Сеть творческих учителей

    Педсовет.org

    Живой журнал Методичка

    12-й Всероссийский интернет-педсовет

    festival.1september.ru/articles/subjects/5

    Фестиваль педагогических идей. Биология

    Биоуроки

    Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

    Раздаточные

    Микроскоп

    Посуда и принадлежности для опытов

    Демонстрационные

    Штатив лабораторный

    Лабораторные

    Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии

    Технические средства обучения:

    Компьютер


    © 2010-2022