Рабочая программа по биологии 5 класс (А. А. Плешаков, Э. Л. Введенский)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Лисьеполянская основная общеобразовательная школа»





РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического зам. директора по УВР директор МОБУ

совета протокол № ____ ___________________ «Лисьеполянская оош»

«___»_________20___г. «___»________20___г. _________Ю.М.Караулов.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«БИОЛОГИЯ»

(5 класс)






Составитель: учитель биологии

Лысова Светлана Васильевна






п. Лисья Поляна, 2015г.








СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка ………………………………..3-7

  2. Учебно-тематический план ……………………………8-9

  3. Содержание учебного предмета ………………………9-10

  4. Рекомендации по оснащению учебного процесса ……10-11

  5. Список литературы ……………………………………...12

  6. Приложение ……………………………………………………13










Пояснительная записка


Предлагаемая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г. № 273-ФЗ; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897; Фундаментального ядра содержания общего образования, 2012г.; соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, устава МОБУ «Лисьеполянская ООШ»,

требованиям «Положения о рабочей программе» (рассмотрено на методическом совете РМК протокол №5 от 19.июня 2013г);

составлена на основе рабочей программы к учебнику А.А.Плешакова, Э.Л.Введенского «Биология. Введение в биологию»: 5 класс, линия «Вектор» (ФГОС), 2013г. и Программы курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова. М.: - ООО «Руское слово», 2012г.

соответствует требованиям к результатам освоения основной общеобразовательной программы, фундаментальному ядру содержания основного общего образования.

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента

системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей:

признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;

- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;

- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Материал курса разделён на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.

Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости, получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Резерв учебного времени целесообразно использовать на увеличение в преподавании доли развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Особая роль курса биологии 5 класса заключается в формировании, у учащихся

представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Отбор содержания связан с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Материалы курса позволяют, обучающимся, получить общие сведения о доступными для их восприятия общебиологические закономерности.

При реализации программы используются элементы технологий:

-Личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

-Развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;

-Объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки, как общеучебных так и специальных (предметных) знаний;

-Формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов;

- Проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека;

-Дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;

-Учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов;

-Технология проблемного подхода, использование проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций

Также при реализации программы используются и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.

При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.

Сроки и этапы реализации программы:

Данная программа изучается в течение учебного года, один раз в неделю (34 часа).

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть

направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ

здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на

изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым

объектам.

Метапредметными результатами освоения программы

по биологии являются:

1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника,

научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать

информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими

исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить

вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,

наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать

материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы,

ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и

прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае

обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном.

Оценка результатов работы - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и

что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и

поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые

средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,

аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения программы по

биологии являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков

живых организмов) и процессов (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,

размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и

превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими

животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека

от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,

бактериями, грибами и вирусами, профилактика инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация - определение принадлежности биологических объектов к

определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в

природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на

примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека;

механизмов наследственности и изменчивости;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека;

на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов

животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее

распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов;

опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и

умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;

типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических

объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их

результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска

на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

(препаровальные иглы, лупы, микроскопы)

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

растениями, укусах животных, простудных заболеваниях; рациональной организации труда и отдыха; выращивания

и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения

наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;

• принципы современной классификации живой природы;

• основные характеристики царств живой природы;

• клеточное строение живых организмов;

• основные свойства живых организмов;

• типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

• приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под

действием экологических факторов;

• правила поведения в природе;

• какое влияние оказывает человек на природу.

Учащиеся должны уметь:

• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить

сообщения и презентации;

• проводить наблюдения и описания природных объектов;

• составлять план простейшего исследования;

• сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных

царств живой природы;

• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со

средой их обитания;

• составлять цепи питания в природных сообществах;

• распознавать растения и животных занесенных в Красные книги.

Формы текущего и итогового контроля:

-Текущий контроль: осуществляется через проведение письменных тестовых заданий разного уровня сложности, практических работ, проектной и исследовательской деятельности;

-Итоговый контроль: тестирование, защита проекта, исследовательской работы.








Учебно-тематический план.

Биология. Введение в биологию. 5 класс (34 часа из расчёта 1 час в неделю)


Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Количество учебных часов

Количество часов на контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, конференции.

1

Введение

2


1.1

Науки о природе

1

1


1.2

Мето­ды

изуче­ния приро­ды. Экскурсия «Осенние изменения в природе».

1


1

2

Глава 1. Мир биологии

19

2.1

Что изуча­ет

биоло­гия

1

1


2.2

Из ис­тории биоло­гии

1

1


2.3

Экс­курсия в мир клеток. Практическая работа № 1. «Изучение строения микроскопа»

1


1

2.4

Как классифицируют орга­низмы

1

1


2.5

Жи­вые цар­ства. Бакте­рии

1

1


2.6

Жи­вые цар­ства. Грибы

1

1


2.7

Живые царства. Растения.

1

1


2.8

Живые царства. Животные.

1

1


2.9

Жизнь начинается

1

1


2.10

Жизнь про­должа­ется

1

1


2.11

Почему дети похожи на родителей.

1

1


2.12

Нужны все на свете.

1

1


2.13

Как живот­ные обща­ются между собой

1

1


2.14

Биология и практика.

1

1


2.15

Биологи защищают природу

Растения и животные Красной книги Оренбургской области

1

1


2.16

Биология и здоровье.

1

1


2.17

Жи­вые орга­низмы и наша безо­пас­ность

1

1


2.18

Мир биологии. Обобщение знаний.

1

1


2.19

Урок обобщения и контроля по теме «Мир биологии»

1


1

3

Организм и среда обитания

13



3.1

Водные обитатели

1

1


3.2

Между небом и землей.

1

1


3.3

Кто в почве живет

1

1


3.4

Кто живет в чу­жих телах

1

1


3.5

Эко­логи­ческие факто­ры

1

1


3.6

Природные сообщества.

1

1


3.7

Жизнь в Мировом океане.

1

1


3.8

Путешествие по материкам.

1

1


3.9

Путешествие по материкам

1

1


3.10

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Организм и среда обитания».

1


1

3.11

Итоговая контрольная работа по курсу биологии 5 класса.

1


1

3.12-3.13

Урок-конференция

2


2


Итого

34

27

7

Содержание учебного предмета.

Введение (2 ч)

Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.

Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология), методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).

Персоналии: Жан Анри Фабр.

Экскурсия «Осенние изменения в природе».

Глава 1. Мир биологии (19 ч)

История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.

Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.

Практическая работа №1 «Изучение строения микроскопа»

Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.

Глава 2. Организм и среда обитания (13 ч)

Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и, каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воды Мирового океана.

Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.

Рекомендации по оснащению учебного процесса

Учебник «Биология. Введение в биологию» 5 класс А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский, М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014г

Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова. М.: - ООО «Руское слово», 2012г.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение должно соответствовать Перечню оборудования кабинета биологии, включать различные типы средств обучения.

Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения

демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.

Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом - для реализации научных методов изучения живых организмов.

Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации,

построении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.

Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии. Картотека с заданиями для индивидуального обучения,

организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ может быть использована как учителем, так и обучающимися в ходе самостоятельной подготовки к итоговой проверке и самопроверке знаний по изученному курсу. Использование наглядных учебных пособий, технических средств осуществляется комплексно, что позволяет реализовать общедидактические принципы наглядности и доступности, достигать поставленных целей и задач, планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

Перечень оснащения кабинета биологии (Предлагаемый перечень материально-технического обеспечения носит рекомендательный характер. Учитель может увеличить или уменьшить его по своему усмотрению)

Натуральные объекты - комнатные цветы

Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Развитие насекомых с полным превращением. Шелкопряд тутовый

Развитие животных с неполным превращением. Саранча

Морское дно

Раковины моллюсков

Скелеты позвоночных животных

Костистая рыба, лягушка, голубь, ящерица, кролик.

Комплекты микропрепаратов

Ботаника

Зоология

Анатомия

Объёмные модели

Ухо

Глаз

Гортань

Модели развития

Папоротника, хламидомонады, сосны обыкновенной.

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Приборы

Раздаточные

Лупа ручная

Лупа препаровальная

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Демонстрационные

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ.

Штатив лабораторный (ШЛб)

Штатив для пробирок.

Печатные пособия

Демонстрационные

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.

Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика

цветковых растений»

Комплект таблиц «Зоология 1. Беспозвоночные»

Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные»

Комплект таблиц «Человек и его здоровье 1. Уровни организации человеческого организма»

Комплект таблиц «Человек и его здоровье 2. Регуляторные системы»

Портреты биологов

Комплект таблиц «Разнообразие животных»





Список литературы

1. Учебник «Биология. Введение в биологию» 5 класс А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский, М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014г

2. Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова. М.: - ООО «Руское слово», 2012г. (электронный вариант)


  1. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


© 2010-2022