• Преподавателю
  • Биология
  • Статья Игровые приемы на уроках биологии как средство формирования основных УУД у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида

Статья Игровые приемы на уроках биологии как средство формирования основных УУД у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мерзлякова Наталья Александровна, заместитель директора по УВР, учитель биологии МБОУ «СОШ № 63».


Игровые приемы на уроках биологии как средство формирования основных УУД у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.

«В игре раскрывается перед детьми мир,

раскрываются творческие возможности личности.

Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития»

- В.А. Сухомлинский.

Одним из результатов образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения являются универсальные учебные действия (УУД). По А. Г. Асмолову УУД - это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые, как пишет В.В. Давыдов, включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора, возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

В основе развития познавательных универсальных учебных действий лежит интерес к содержанию изучаемого предмета как главная движущая сила познавательной деятельности обучающихся. В педагогической теории и практике интерес рассматривается как мощный стимул обучения, как эффективное средство познавательной деятельности учащихся, позволяющее учителю сделать процесс овладения знаниями, умениями и навыками более привлекательным.

Обучающиеся специальных (коррекционных) классов VII вида отличаются сниженным интересом к изучаемым предметам и их содержанию, и биология не является исключением. Кроме того, ведущей деятельностью обучающихся к 6-7 классу становится общение. Следовательно, важная задача педагога - сделать так, чтобы интерес к обучению стал потребностью.

Одна из возможностей реализации данной задачи - использование дидактических игр и игровых приемов на уроках.

Приведем некоторые виды дидактических игр (игровых приемов) по классификации Е. В. Карповой:

  • Развивающие направлены на развитие личности обучающегося;

  • Коллективные способствуют формированию и совершенствованию коммуникативных УУД;

  • Подвижные, реализуют потребность обучающихся в двигательной активности, направлены на создание доброжелательной атмосферы;

  • «Тихие» способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т.д.;

  • «Скоростные», так как способствуют доведению навыка до автоматизма;

  • Игры-загадки, так как разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки задач обучения детей на данном этапе, наглядные пособия и др.) помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

Коллективность позволяет сплотить школьный класс в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку, и зачастую - более сложные.

Соревновательность создает у ребёнка или группы детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.

Игра - не урок. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие и многое другое - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.

К игре, как к любой форме деятельности, предъявляются психологические требования:

  • игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней;

  • важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к ней;

  • для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, возраст, усидчивость, организованность учащихся;

  • содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников, игра должна завершаться получением результатов, представляющих ценность для них.

Учебная игра выполняет ряд функций:

  • обучающую - даёт знания;

  • воспитательную - оказывает воздействие на личность обучаемого, развивает его мышление, расширяет кругозор;

  • ориентационную - учит ориентироваться в конкретной ситуации;

  • мотивационно - побудительную - мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

Примеры познавательных игр и игровых приемов, направленных на

Формирование и совершенствование коммуникативных УУД:

  • Конференции, ток-шоу, в том числе: «Есть или не есть - вот в чем вопрос?», «Нужно ли охранять животных?», «Благоустроим город Ижевск», «Если бы не было растений…»

  • Брейн-ринг: обучающимся дается время составить ряд вопросов с тем условием, чтобы ответ на каждый вопрос был односложным (кроме «да» и «нет»). Затем обучающиеся объединяются в пары и каждый из партнеров в течение одной минуты задает свои вопросы товарищу в быстром темпе. Ответы фиксируются в специальных карточках.

  • «Эскалатор» - обучающиеся осуществляют взаимопроверку терминов, поочередно выполняя роли педагога и ученика.

  • «Что? Где? Когда?» - работа в группе строится по принципу всем известной игры, когда в течение минуты необходимо найти ответ на вопрос, часто проблемный. Особенно обучающимся интересен прием «Черный ящик». В черном ящике помещается объект или его изображение, а обучающимся дается описание объекта. Например, при изучении раздела «Птицы» возможен такой вариант задания: «Эта птица - морской разбойник. Даже названа она в честь старинных парусных кораблей, на которых пираты часто грабили проходящие суда. И темная окраска оперения схожа с черным цветом пиратского флага. Полет быстрый, стремительный; питается рыбой, но предпочитает не ловить ее самостоятельно, а отбирает у других птиц». (ответ - фрегат).

  • Творческие задания с элементами театральной деятельности: например - группе дается задание изобразить невербальными средствами молекулу белка, оболочку клетки, процесс опыления и т.п.

Формирование и совершенствование регулятивных и познавательных УУД:

  • Игры-путешествия, например - «Игра по станциям». Условие - к следующей станции можно двигаться , лишь ответив на вопросы.

  • «Лабиринт». Обучающимся представлен ряд вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Выбирая соответствующий ответ, обучающийся движется в определенном направлении. Цель - добраться до клетки «выход» за меньшее количество ходов.

  • «Морской бой». Прием эффективен при закреплении и контроле содержания, имеющего много элементов. Например, характеристика отрядов, семейств, систем органов.

Поставьте крестик на пересечении названия семейства и его характеристики.

Кресто-

цветные

Розо-

цветные

Пасле-

новые

Бобо-

вые

Сложно-

цветные

Ч(5)Л(5)Т5П1


Слива, вишня

яблоня и др.


Ч4Л4Т4+2П1


Соцветие - корзинка


Плод - боб



  • Филлворды, кроссворды. Обучающиеся специальных (коррекционных) классов VII вида имеют ограниченный словарный запас, низкую грамотность, с большим трудом запоминают термины. Работа с терминологией эффективно может быть построена с использованием различного вида кроссвордов.

Например:

Найдите среди букв ответы на вопросы

О

Р

Г

А

Н

И

Ч

Е

С

К

Н

И

В

О

К

Й

Е

Л

К

И

А

В

К

Р

А

Х

М

А

Л

Е

С

Е

В

О

Д

Ы

О

Д

О

Й

О

Л

Г

У

Д

П

О

Д

С

О

Л

И

А

К

И

Н

Ч

Е

Н

Л

  1. Группа веществ, к которым относятся белки, жиры и углеводы (12)

  2. Растительный белок иначе называется ... (10)

  3. С помощью добавления йода в мутной воде распознается …. (7)

  4. После сжигания растений остается зола - это минеральные … (4)

  5. Семена какого растения нужно раздавить, чтобы получить жиры (12)

  6. Крахмал относится к органическим веществам, которые называются …. (8)

  7. Какое вещество окрашивает крахмал в синий цвет? (3)

Из оставшихся не вычеркнутыми букв составьте слово. Какое это вещество - органическое или неорганическое? Напишите, что необходимо сделать, чтобы обнаружить его в растении?


  • Кто лишний?

Найди среди птиц лишнюю и объясни, почему ты так считаешь.

1. филин, сокол, сплюшка, сыч

Лишний-___________________________,

Потому что ____________________________

_______________________________________

2. Скопа, сокол, сипуха, сип

Лишний-___________________________,

Потому что ____________________________

Формирование и совершенствование личностных УУД:

  • Найди ошибку. Дается описание поведения, поступка некоего человека (в виде рассказа, сказки, притчи), в котором обучающемуся необходимо выделить неверные шаги, принципы.

  • «А как бы сделал я?», «если бы я…» - построение модели поведения в гипотетической ситуации, которая позволяет раскрыть, скорректировать моральные аспекты представлений обучающихся.

В заключении хотелось бы сказать, что далеко не каждый урок можно и нужно строить с использованием игровых приемов и элементов, однако применение их, даже и в старших классах вполне оправдано.

В процессе игры у обучающихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и противников, поддерживается интерес к предмету.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: Пос. для учителя./ А.Г. Асмолов - М.: Просвещение, 2011 г.

  2. Выготский Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребенка» Вопросы психологии №6, 1966 г.

  3. Газман.О.С.,Харитонова В.Е. «В школу с игрой»,Просвещение, 1991 г.

  4. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. М.: Академия развития, 1997 г.

  5. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Народное образование, 1998 г.

  6. Шмаков С.А. «Игры учащихся - феномен культуры».Новая школа, 1994 г.


© 2010-2022