Урок биологии в 7 классе: «Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах»

Цели урока: Образовательная – Познакомить учащихся с особенностями строения паутины и ее роли в жизни паука. Определить значение пауков в природе и жизни человека. Развивающая – Продолжить формирование умений работы с интерактивной доской, схемами, и таблицами. Воспитательная - Прививать бережное отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость. Оборудование: Интерактивная доска, интерактивные анимации: «Внешнее строение паука», «Внутреннее строение паука», логические схемы, аудиокнига, видеоролики. В ходе урока используется интерактивная доска и программа ActivInspire
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сергеевская средняя школа имени Героя Социалистического Труда

Есима Шайкина











Урок биологии в 7 классе на тему:

«Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах»





Подготовил и провел:

учитель биологии

Кособоков А.В.



















2013-2014 уч.год

Урок биологии в 7 классе на тему:

«Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах».

Цели урока:

Образовательная - Познакомить учащихся с особенностями строения паутины и ее роли в жизни паука. Определить значение пауков в природе и жизни человека.

Развивающая - Продолжить формирование умений работы с интерактивной доской, схемами, и таблицами.

Воспитательная - Прививать бережное отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.

Оборудование: Интерактивная доска, интерактивные анимации: «Внешнее строение паука», «Внутреннее строение паука», логические схемы, аудиокнига, видеоролики.

План урока:

  1. Организационный момент

Легенда об Арахне

II. Проверка знаний

III. Новый материал

а) строение паутины и ее роль

б) значение пауков в биогеоценозах (значение в природе и жизни человека)

IV. Обобщение и закрепление

V. Оценивание. Подведение итогов.



Ход урока

(в ходе урока используется интерактивная доска и программа ActivInspire)

Жила в Колофоне Арахна,
Искусница ткацких дел.
Средь смертных ей не было равных,
Никто лучше ткать не умел! Приложение1

    Ребята, а знаете ли вы легенду об Арахне? (прослушивание отрывка из аудиокниги «Легенда об Арахне»)

    Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с общей характеристикой и многообразием паукообразных. На примере паука крестовика изучили внешнее и внутреннее их строение. Рассмотрели место обитания, образ жизни и поведение паукообразных. Сегодня мы продолжим изучать класс паукообразным, но перед этим, я хотел бы проверить ваши знания.

    II. Проверка знаний

    1) Какая наука изучает паукообразных? (арахналогия)

    2) К какому типу животных относятся паукообразные? (членистоногие)

    3) Класс паукообразные включает в себя следующие отряды: (пауки, скорпионы, клещи, сенокосцы)

    4) Достаньте из волшебного сундучка представителей класса паукообразных и правильно расставьте их по схеме. (работа у интерактивной доски)

    5) На слайде необходимо выбрать лишнего представителя, перетянув его в центр квадрата (дафния)

    6) На слайде определите и расставьте соответствующие части внешнего строения паука.

    7) На слайде определите и расставьте соответствующие части внутреннего строения паука.

    8) Определите верные и неверные признаки паукообразных. Расставьте их по соответствующим колонкам.

    III. Молодцы ребята, вы неплохо справились с заданиями. На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с особенностями строения и жизнедеятельностью паукообразных. Мы рассмотрим процесс образования паутины, ее структуру и значение в жизни паука, а также определим место и роль паукообразных в системе живой природы.

    - Ребята, откройте свои рабочие тетради, запишите число и тему урока, также запишите домашнее задание: повторить параграф 42, подготовить доклад о паукообразных

    Многие из вас видели паутину, но не все знают, что она представляет собой, для чего образуется и в каких случаях используется.

    Так что же такое паутина?

    а) Паутина - это особый секрет паутинных желёз, который вскоре после выделения застывает в форме нитей. По химической природе представляет собой белок, близкий по составу к шёлку насекомых.

    Паутина пауков представляет собой особый белок. Внутри паутинной железы паутина существует в жидкой форме. При выделении через многочисленные прядильные трубочки, открывающиеся на поверхности паутинных бородавок, происходит изменение структуры белка, вследствие чего он затвердевает в форме тонкой нити. В дальнейшем паук переплетает эти первичные нити в более толстое паутинное волокно. Паутинная нить очень эластична и превосходит своей прочностью даже сталь, естественно такой же толщины.

    Паутину способны выделять представители ряда групп паукообразных (пауки, ложноскорпионы, некоторые клещи) и губоногие многоножки.

    Каждый паук способен вырабатывать сразу несколько видов нитей. Одни используют ее как материал для изготовления яйцевых коконов, другие для получения ловчих сетей. Так же паутина используется как укрытие во время линьки и при неблагоприятных условиях. Многие пауки применяют паутину для спусков и подъемов, а также для побегов в случаи опасности.

    Давайте обратим внимание на процесс образования ловчей сети паука крестовика. (просмотр анимации)Приложение 2

    Как вы считаете, почему паук не прилипает к своей паутине?(паук перешагивает липкую круговую паутину)





    б) Каково значение пауков в природе и в жизни человека?

    Урок биологии в 7 классе: «Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах».

    IV. Обобщение и закрепление:

    1. Что представляет собой паутина?

    2. Где образуется паутина?

    3. Для чего пауки используют паутину?

    4. Какими свойствами обладает паутина?

    5. Почему пауки не прилипают к паутине?

    6. Для чего паук поедает часть паутины?

    7. Каково значение пауков в природе?

    V. Оценивание. Подведение итогов.

    © 2010-2022