- Преподавателю
- Биология
- Внеклассное мероприятие по биологии
Внеклассное мероприятие по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Маковая В.С. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок по биологии на тему "Кровь - это жизнь"
Маковая Виктория Сергеевна, учитель биологии
Разделы: Биология
Учитель. Здравствуйте уважаемые гости, ребята! Прошу садитесь!
В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните , что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите пожалуйста в какой же среде теперь существуют клетки?
(Ученик: жидкая внутренняя среда.)
Учитель. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
Чтобы правильно ответить на данный вопрос я предлагаю вам открыть конверты , и из нужных вам карточек на своей парте составить схему "Состав внутренней среды", а Лена сделает это на доске.
Учитель. Лена правильно выполнила задание, сравните свои результаты.
Ребята рассматривая компоненты внутренней среды , что мы можем сказать о лимфе?
Ученик - Жуков Д.:
Лимфа - это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через который лимфа попадает в кровь
Учитель. А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды - тканевой жидкости?
Ученик - Настя Володина..
Тканевой жидкости около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся..
Учитель. А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? (Дети - ДА!!!)
Учитель:
Как по другому мы называем постоянство внутренней среды?
(Дети: Гомеостаз!!!)
Учитель:
Какие параметры гомеостаза или мы их еще называли биологические константы вы знаете?
(Дети: температура тела, артериальное давление, состав крови, пульс и т.д.)
Учитель: Молодцы!!!
Ребята, а вы знаете, что с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.
Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.
(Фильм) "КРОВЬ - что это?"
На протяжении всего занятия мы постараемся ответить на этот вопрос . И вы сами попробуете сформулировать тему нашего урока!
С развитием науки человечество все глубже проникает во многие тайны крови. Исследуя кровь ученые, врачи, исследователи познают ее свойства , функции , строение.
И сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс - это большая лаборатория , перед вами на столике представлены лабораторные инструменты, приборы, посуда - все то, что используют в лабораториях для взятия и исследования крови. Подробно об этом я расскажу на следующем уроке, а сейчас мы на мгновение станем учеными -исследователями, поэтому мы с вами одели белые халаты, как положено в настоящей лаборатории и приступим к работе!
Но чтобы приступить к исследованиям практическим нужно познакомится с теорией, тем более , что некоторые познания у нас уже имеются.
Что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют "носительницей жизни"?
(Далее следует краткое сообщение ученик.)
Ученик Мамонов Юрий:
Кровь - это вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции:
-
Дыхательную Питательную Выделительную Терморегуляторную
-
Гуморальную Поддерживает гомеостаз , т.е постоянство состава внутренней среды, Регуляторная
Учитель: А еще кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. "Кровь" и "жизнь" - слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз "кровь за кровь", "кровные братья", "кровная месть". Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение и состав ?
Итак наша лаборатория преступает к работе.
Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3-4 л у подростков.
(Можно показать банку с красной жидкостью.)
Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.
(Показать пробирку с отстоявшейся кровью.)
Верхний слой - слегка желтоватая полупрозрачная жидкость - плазма крови. Она состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли) и органических веществ: белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада .
Нижний слой - осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами - клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками - тромбоцитами.
Так как мы работаем в лаборатории , все полученные данные мы будем вносить сегодня в специальные лабораторные листы, отметим на них число, а в конце урока запишите тему , которую вы сформируете сами.
Итак, состав крови . Запишем его в виде схемы .
СХЕМА "СОСТАВ КРОВИ"
Учитель:
Теперь подробнее изучим форменные элементы крови по ходу моего объяснения вы продолжаете самостоятельно заполнять лабораторные листы.
Клетки крови и их функции.
Название клетки крови
Кол-во в 1 мм3
и форма
Место образования
Срок жизни клетки
Место разрушения
Функции
ЭРИТРОЦИТЫ
С греческого
"Эритрос" - красный
"Цитос" - клетка
Красные кровяные клетки
Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества -гемоглобина,который присоединяет к себе кислород.
Клетки напоминают губку, поры которой заполнены гемоглобином
Так же клетки не содержат ядро, и не могут размножаться , место ядра занял гемоглобин!!!
У муж. - 4,5-5 млн, у жен.4-4,5млн.
Всего в крови человека 25 трилионов . их общая площадь в 1500 раз больше площади человеческого тела, что обеспечивает им захватить и перенести такое кол-во кислорода , которое полностью обеспечивает жизнедеятельность органов и тканей!!!
Форм аэритроцита - Двояковогнутый диск - эта форма позволяет увеличить площадь клетки
Так как эритроциты сами не могут размножаться , их образование происходит в красном костном мозге
От 30 до 130 дней
Селезенка и печень
Перенос кислорода ко всем органам и тканям и углекислый газ к легким.ТРАНСПОРТНАЯ
На стр. 85 нашего учебника найдите название вещества , которое получается при присоединение гемоглобина с кислородом /оксигемглобин/ Он имеет светлую окраску - поэтому артериальная кровь - алая, а гемоглобин без кислорода - темного цвета , поэтому венозная кровь- темно-красная.
Слова ГЕМОГЛОБИН и ОКСИГЕМОГЛОБИН ЗАПИШИТЕ В БИОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИКИ !!!!!
ЛЕЙКОЦИТЫ
Белые кровяные клетки, бесцветные. Это самые крупные клетки крови, шаровидной формы имеющие ядро
Виды:
ГРАНУЛОЦИТЫ
ЛИМФОЦИТЫ
МОНОЦИТЫ /МАКРОФАГИ/
От 5 до 10 тыс.
Обладают
Амебоидныме движением
Красный костный мозг, вилочковая железа / тимус/ , селезенке, лимфатических узлах
От 3 часов до 5 суток, некоторые несколько лет
Места ранений и воспалений
Распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток, которые оказываются во внутренней среде организма
ЗАЩИТА и ТРАНСПОРТ
В словарик:
ФАГОЦИТОЗ - захват, поглощение и уничтожение чужеродных тел, а сами клетки называются -ФАГОЦИТАМИ
Это явление было открыто русским ученым Ильей Ильичем Мечниковым лауреатом Нобелевской премии за открытие фагоцитарной теории иммунитета , Об этом подробнее нам расскажет Володина Анастасия
АНТИГЕНЫ -чужеродные соединения
АНТИТЕЛА - химические вещества , которые нейтрализуют или уничтожают антигены
ТРОМБОЦИТЫ
Кровяные пластинки
150-400 тыс.
Не содержат ядро
Красный костный мозг.
5-7 суток,
Места ранений, селезенка
Свертывание крови при ранении.
При ранении , когда кровь выходит из сосуда тромбоциты слипаются и разрушаются, выделяя различные ферменты и вызывая химические реакции , которые ведут к свертываемости крови.
В учебнике на стр. 87 зачитайте со слов : "СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ ВОЗМОЖНО….."
Нажать фотопарат/иллюстрации
Нити фибрина и тромб//
В СЛОВАРИК:
ФИБРИНОГЕН, ФИБРИН,ТРОМБ
Учитель:
А сейчас минутка отдыха, прошу вас посмотреть на фигуры над доской , обведите глазками каждую фигурку , а теперь закройте глаза и осторожно надавите на веки, тем самым мы улучшим кровоснабжение глаз и снимем усталость.
Учитель:
Ну а сейчас ученые - исследователи мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и изучим "Микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных - лягушки".
Возьмите инструктивные карточки . Прочитайте цель работы и последовательность ее выполнения. Если нет вопросов можно приступить к работе, соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом.
Инструктивная карточка:
Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки
Ход работы:
-
Подготовьте микроскоп к работе.
-
Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
-
Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.
-
Запишите данные в таблицу , учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра
ЭРИТРОЦИТЫ
ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/
НАЛИЧИЕ ЯДРА
человека
Мелкие
Двояковогнутый дискнет
-
Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
-
Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.
-
Запишите данные в таблицу, о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра
ЭРИТРОЦИТЫ
ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/
НАЛИЧИЕ ЯДРА
лягушки
Крупные , овальной формы
есть
-
У вас на столах лежит пластилин и картон для моделей, используя полученные знания, смоделируйте эритроциты крови человека, лягушки.
Используя модели и данные таблиц сделайте выводы, отвечая на вопросы:
Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?
Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки. Почему?
Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой , размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород , а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки
Учитель:
Вывод сделан, прошу привести в нерабочее положение микроскопы и убрать их с рабочего места, а мы продолжаем наше исследование.
Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови - одно из часто проводимых исследований.
При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ - скорость оседания эритроцитов, я уже рассказывала , если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.
При наличии воспаления в организме:
-
СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов
-
При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).
-
в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов .
Учитель:
Сейчас мы поработаем в группах, 1 ряд - 1 группа.
У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов Нововолковской амбулатории, с учетом медицинской этики Ф.И. людей вымышленные.
Проведем медицинский консилиум
Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток (на экране), можно использовать карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.
(Пока дети работают : на интерактивной доске включить эл. учебник и убрать текст для теста - закрепления.)
Учитель:
Итак, слово 1 группе :
(Данные анализа крови соответствуют норме , мы считаем , что пациент абсолютно ЗДОРОВ!) - Володина А.
Слово 2 группе:
(В данном анализе СОЭ (скорость оседания эритроцитов) превышает норму почти в 3 раза, а количество лейкоцитов в 5 раз мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!!!)- Куприянова А.
Итак слово 3 группе:
(Анализ нашего пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше - это наталкивает нас на мысль , что пациент потерял значительное кол-во крови , т.е у него малокровие (анемия)) - Курочкина Е.
Диагнозы поставлены, верно! Медицинский консилиум завершил свою работу.
Учитель:
Для закрепления знаний о форменных элементах крови предлагаю выполнить следующее задание: перед вами знаки вопросов по очереди постарайтесь ответить на них.
ТЕСТ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ АНАТОМИИ 8 КЛАСС
Итак,
-
Лабораторные листы полностью заполнены, а это значит , что нами получены и теоретические и практические знания.
-
Медицинский консилиум проведен , диагнозы поставлены.
-
Подведем итог : вначале работы нашей лаборатории перед нами стоял вопрос : "КРОВЬ - ЧТО ЭТО?", как вы думаете мы смогли ответить на этот вопрос?
(Ученики: ДА!!!)
Так что же такое кровь? Лена!
(Кровь -это вид соединительной ткани, межклеточное вещество, которой жидкое. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов : эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови - это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь!!!)
Учитель: А значим мы сможем сформулировать и тему нашего урока, я предлагаю сделать это ТВОРЧЕСКИ в виде синквейна, его название КРОВЬ
I. название синквейна
II. 2 прилагательных
III. 3 глагола
IV. Цитата или яркая , красивая фраза на данную тему
V. Строка - эмоция, выражающая личное отношение к теме.
(Пока ребята составляют синквейн учитель формирует выставку из моделей эритроцитов.)
Учитель:
Ребята в каждой вашей красивой фразе есть слово жизнь , если обобщить ваши высказывания, то получится:
КРОВЬ = ЖИЗНЬ!!! Это и будет темой нашего урока! Запишем ее в лабораторных листах.
Отметки.
Домашнее задание:
Все новые понятия в биологическом словарике выучить, параграф 17 , п.т. 62 - всем, + 63 уч-ся кто имеет по биологии оценку "4" и "5"
Курочкиной Елене подготовить сообщении "Что такое иммунитет?"
Учитель: Урок закончен, всем большое спасибо.