«Виды корней и типы корневых систем» 6 класс

Урок разработан для учащихся 6 класса с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Кроме плана-конспекта в разработке имеется инструктивная карточка для учащихся, содержащая все задания и план работы на уроке.  Тип урока  Комбинированный, с элементами лабораторной работы Технология Технология проблемного обучения с элементами технологии критического мышления Цель урока Дать представление о корнях растения, особенностях их внешнего строения, значении в жизни растений. Задачи урока 1) образовательные: сформировать знания о корне как подземном органе растения, его значении, внешнем строении, видах корней и типах корневых систем, научить распознавать их на биологических объектах; 2) развивающие:  продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, развивать навыки анализа-синтеза и сравнения, совершенствовать навыки работы с гербарными материалами; 3) воспитательные: воспитывать чувства взаимопомощи, доброжелательности через организацию работы в парах
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока № 14

15.10.2014 г. 6 «Б» класс:

Краткая аннотация:

Урок разработан для учащихся 6 класса с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Кроме плана-конспекта в разработке имеется инструктивная карточка для учащихся, содержащая все задания и план работы на уроке.

План-конспект урока по биологии в 6 классе.


Тема урока

«Виды корней и типы корневых систем» (2-ой урок в

теме).

Тип урока

Комбинированный, с элементами лабораторной работы

Технология

Технология проблемного обучения с элементами технологии критического мышления

Цель урока

Дать представление о корнях растения, особенностях их внешнего строения, значении в жизни растений.

Задачи урока

1) образовательные: сформировать знания о корне как подземном органе растения, его значении, внешнем строении, видах корней и типах корневых систем, научить распознавать их на биологических объектах;

2) развивающие: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, развивать навыки анализа-синтеза и сравнения, совершенствовать навыки работы с гербарными материалами;

3) воспитательные: воспитывать чувства взаимопомощи, доброжелательности через организацию работы в парах.

Формы организации деятельности учащихся на уроке

Индивидуальная, фронтальная, парная.

Материально-техническое

обеспечение

Гербарные материалы растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, рабочие тетради, инструктивные карточки для работы на уроке, учебник.

Ожидаемые результаты

Называть типы корневых систем и виды корней, основные функции корня; приводить примеры растений с различными корневыми системами.


ХОД УРОКА


Этап урока, его продолжительность


Содержание этапа

Организация начала урока. Подготовка к работе.

5 мин.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Учитель: сегодня на уроке мы продолжаем изучение органов растения.

Учитель предлагает выполнить задание №1 в инструктивной карточке (см. Приложение 1): ответить на вопросы кроссворда. Выполнение этого задания позволит проверить материал предыдущего урока и выявить начальный уровень знаний по новой теме.

Выполненное задание обсуждается фронтально.

Этап «Вызов» - 8 мин.

5 мин.


3 мин.



Далее учитель предлагает выполнить задание 2.1 в карточке (загадки), которые сопровождаются игрой «Третий лишний»

Лишнее слово и является темой урока

Учитель: я предлагаю вам опуститься под землю, чтобы познакомиться с одним из органов растения. Это корень.

Учитель: Верно. Сегодня на уроке вы будете работать по инструктивным карточкам, выполнять лабораторную работу. В результате вы узнаете о видах корней, о корневых системах, их видах, сможете приводить примеры растений с разными типами корневых систем. Вам поможет учебник (§ 6), плакаты. И так, в рабочих тетрадях записываем тему урока.

После этого учитель просит заполнить первую и вторую колонки «маркированной» таблицы (см. Приложение2). В эту колонку учащиеся записывают всё, что знают о корне и хотят узнать (ставят задачи на урок). Учащиеся фронтально обсуждают сделанные записи.

Этап «Осмысление» - мин. 13 мин.

2 мин.



3 мин.

.

9 мин.

Далее учитель задает вопрос: а что такое орган? Какие бывают органы у растений. Учащиеся вместе с учителем составляют схему.

После схемы учитель читает стихотворение, из которого учащиеся должны выбрать функции корня

После этого учащиеся переходят к выполнению задания 2.4 в инструктивной карточке (см. Приложение 1). Учащиеся выполняют лабораторную работу «Стержневая и мочковатая корневая системы». Работают в парах, обсуждают , делают выводы по ходу работы.

Учитель организует фронтальную проверку выполнения задания, заслушивает ответы нескольких учащихся. Учащиеся оценивают свою работу.

Динамическая пауза.

2 мин.

Учитель предлагает сделать перерыв в работе и организует динамическую паузу.

Рефлексия. 3 мин.

Учащимся предлагается оценить свои знания по теме в начале урока и в конце. Для этого им необходимо начертить два отрезка по 5 клеток каждый. На первом отрезке поставить точку, которая будет соответствовать уровню знаний в начале урока (1 клетка - 1 балл), а на втором - уровню знаний на данном этапе. Обсуждение.

Запишите вывод со стр. 49 в 3-ю колонку

Первичный контроль знаний.

7 мин.

Учитель: вы оценили себя, основываясь на собственных ощущениях. А теперь вам предстоит проверить свои знания, выполнив тест. Это 3-е задание в инструктивных карточках.

Затем проводится взаимопроверка и оценивание .

Этап «Домашнее задание». 3 мин.

Учитель задаёт дифференцированное домашнее задание.

1. § 6.

2. а) Если у вас не было затруднений в выполнении лабора-

торной работы и за тест получили «5», то напишите

синквейн по теме «Корень»

б) Если у вас не было затруднений в выполнении лабора-

торной работы и за тест получили «4», то повторите

записи в тетради и ответьте на вопросы стр. 49 №1-3

в) Если вы испытывали трудности в выполнении лабора-

торной работы и за тест вы получили «3», то выучите

§ 6.

Спасибо за урок.






Приложение 1


Инструктивная карточка для работы на уроке

по теме «Виды корней. Корневые системы».



Содержание учебного элемента

Организация работы

Оценка

1


3 мин.

Подготовка к работе

«Виды корней и типы корневых систем» 6 класс


Работайте самостоятельно.



Обсудите выполнение задания с классом.


2


Изучение нового материала

2.1. Отгадайте загадки

1. Растут - зеленеют,

Упадут - пожелтеют,

Полежат - почернеют.

2. В высоту, к теплу и свету,

Без усилий лезут ветки,

И настойчивей, упорней

Прорастают в землю …

3. На ветках -

Плотные комочки.

В них дремлют

Клейкие листочки.

Из 3-х отгадок выберите лишнее слово, объясните свой выбор. Это и будет темой нашего урока

2.2 Заполнение таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

2.3 Дайте определения «Орган»

«Виды корней и типы корневых систем» 6 класс«Виды корней и типы корневых систем» 6 класс Орган


2.4. Выполнение лабораторной работы «Типы корне-

вых систем».

1. Рассмотрите Корневы системы предложенных

вам растений. (рис. На стр. 36 учебника)

2. Отберите растения со стержневой корневой сис-

темой. Почему вы так решили? Какими корнями

она образована?

3. Отберите растения с мочковатой корневой сис-

темой. Почему вы так решили? Какими корнями

она образована?

4. Внесите результаты в тетрадь.

1. Схема

2. Рис.

3.Выводукаких растений какая корневая система


Обсудите выполнение задания с классом.



Обсудите выполнение задания с классом.




Работайте в паре. Результаты запишите. Объясните друг другу, как вы определили тип корневой системы и какими корнями она образована.

Проверь правильность выполнения задания с учителем. Оцени сою работу по 5-ти бальной шкале.


3

5 мин.

Проверка качества усвоения материала

Тест

1. Какую функцию не выполняет корень?

А) закрепление в почве,

Б) всасывание веществ из почвы,

В) запас веществ,

Г) образование органических веществ.

2. Из зародышевого корешка семени развивается ко-

рень:

А) главный, Б) боковые, В) придаточные.

3. Стержневая корневая система имеет хорошо разви-

тые:

А) главный корень,

Б) боковые корни,

В) придаточные корни.

4. Мочковатая корневая система характерна для:

А) капусты,

Б) пшеницы,

В) люпина,

Г) подсолнечника.

5. Корни, отрастающие от главного корня, называются:

А) придаточными,

Б) боковыми,

В) воздушными.

Оценка работы: 0 ошибок - «5», 2 ошибки - «3»,

1 ошибка - «4», 3 ошибки - «2».

Работайте индивидуально.




Проверьте работу и оцените ее.

Работайте в парах


Оцените работу на уроке путем вывода средней оценки результатов каждого этапа урока

Оценка


Приложение 2

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землею корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!


© 2010-2022