- Преподавателю
- Биология
- «Виды корней и типы корневых систем» 6 класс
«Виды корней и типы корневых систем» 6 класс
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Меженина Т.А. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока № 14
15.10.2014 г. 6 «Б» класс:
Краткая аннотация:
Урок разработан для учащихся 6 класса с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Кроме плана-конспекта в разработке имеется инструктивная карточка для учащихся, содержащая все задания и план работы на уроке.
План-конспект урока по биологии в 6 классе.
Тема урока
«Виды корней и типы корневых систем» (2-ой урок в
теме).
Тип урока
Комбинированный, с элементами лабораторной работы
Технология
Технология проблемного обучения с элементами технологии критического мышления
Цель урока
Дать представление о корнях растения, особенностях их внешнего строения, значении в жизни растений.
Задачи урока
1) образовательные: сформировать знания о корне как подземном органе растения, его значении, внешнем строении, видах корней и типах корневых систем, научить распознавать их на биологических объектах;
2) развивающие: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, развивать навыки анализа-синтеза и сравнения, совершенствовать навыки работы с гербарными материалами;
3) воспитательные: воспитывать чувства взаимопомощи, доброжелательности через организацию работы в парах.
Формы организации деятельности учащихся на уроке
Индивидуальная, фронтальная, парная.
Материально-техническое
обеспечение
Гербарные материалы растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, рабочие тетради, инструктивные карточки для работы на уроке, учебник.
Ожидаемые результаты
Называть типы корневых систем и виды корней, основные функции корня; приводить примеры растений с различными корневыми системами.
ХОД УРОКА
Этап урока, его продолжительность
Содержание этапа
Организация начала урока. Подготовка к работе.
5 мин.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Учитель: сегодня на уроке мы продолжаем изучение органов растения.
Учитель предлагает выполнить задание №1 в инструктивной карточке (см. Приложение 1): ответить на вопросы кроссворда. Выполнение этого задания позволит проверить материал предыдущего урока и выявить начальный уровень знаний по новой теме.
Выполненное задание обсуждается фронтально.
Этап «Вызов» - 8 мин.
5 мин.
3 мин.
Далее учитель предлагает выполнить задание 2.1 в карточке (загадки), которые сопровождаются игрой «Третий лишний»
Лишнее слово и является темой урока
Учитель: я предлагаю вам опуститься под землю, чтобы познакомиться с одним из органов растения. Это корень.
Учитель: Верно. Сегодня на уроке вы будете работать по инструктивным карточкам, выполнять лабораторную работу. В результате вы узнаете о видах корней, о корневых системах, их видах, сможете приводить примеры растений с разными типами корневых систем. Вам поможет учебник (§ 6), плакаты. И так, в рабочих тетрадях записываем тему урока.
После этого учитель просит заполнить первую и вторую колонки «маркированной» таблицы (см. Приложение2). В эту колонку учащиеся записывают всё, что знают о корне и хотят узнать (ставят задачи на урок). Учащиеся фронтально обсуждают сделанные записи.
Этап «Осмысление» - мин. 13 мин.
2 мин.
3 мин.
.
9 мин.
Далее учитель задает вопрос: а что такое орган? Какие бывают органы у растений. Учащиеся вместе с учителем составляют схему.
После схемы учитель читает стихотворение, из которого учащиеся должны выбрать функции корня
После этого учащиеся переходят к выполнению задания 2.4 в инструктивной карточке (см. Приложение 1). Учащиеся выполняют лабораторную работу «Стержневая и мочковатая корневая системы». Работают в парах, обсуждают , делают выводы по ходу работы.
Учитель организует фронтальную проверку выполнения задания, заслушивает ответы нескольких учащихся. Учащиеся оценивают свою работу.
Динамическая пауза.
2 мин.
Учитель предлагает сделать перерыв в работе и организует динамическую паузу.
Рефлексия. 3 мин.
Учащимся предлагается оценить свои знания по теме в начале урока и в конце. Для этого им необходимо начертить два отрезка по 5 клеток каждый. На первом отрезке поставить точку, которая будет соответствовать уровню знаний в начале урока (1 клетка - 1 балл), а на втором - уровню знаний на данном этапе. Обсуждение.
Запишите вывод со стр. 49 в 3-ю колонку
Первичный контроль знаний.
7 мин.
Учитель: вы оценили себя, основываясь на собственных ощущениях. А теперь вам предстоит проверить свои знания, выполнив тест. Это 3-е задание в инструктивных карточках.
Затем проводится взаимопроверка и оценивание .
Этап «Домашнее задание». 3 мин.
Учитель задаёт дифференцированное домашнее задание.
1. § 6.
2. а) Если у вас не было затруднений в выполнении лабора-
торной работы и за тест получили «5», то напишите
синквейн по теме «Корень»
б) Если у вас не было затруднений в выполнении лабора-
торной работы и за тест получили «4», то повторите
записи в тетради и ответьте на вопросы стр. 49 №1-3
в) Если вы испытывали трудности в выполнении лабора-
торной работы и за тест вы получили «3», то выучите
§ 6.
Спасибо за урок.
Приложение 1
Инструктивная карточка для работы на уроке
по теме «Виды корней. Корневые системы».
Содержание учебного элемента
Организация работы
Оценка
1
3 мин.
Подготовка к работе
Работайте самостоятельно.
Обсудите выполнение задания с классом.
2
Изучение нового материала
2.1. Отгадайте загадки
1. Растут - зеленеют,
Упадут - пожелтеют,
Полежат - почернеют.
2. В высоту, к теплу и свету,
Без усилий лезут ветки,
И настойчивей, упорней
Прорастают в землю …
3. На ветках -
Плотные комочки.
В них дремлют
Клейкие листочки.
Из 3-х отгадок выберите лишнее слово, объясните свой выбор. Это и будет темой нашего урока
2.2 Заполнение таблицы
Знаю
Хочу узнать
Узнал
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
2.3 Дайте определения «Орган»
Орган
2.4. Выполнение лабораторной работы «Типы корне-
вых систем».
1. Рассмотрите Корневы системы предложенных
вам растений. (рис. На стр. 36 учебника)
2. Отберите растения со стержневой корневой сис-
темой. Почему вы так решили? Какими корнями
она образована?
3. Отберите растения с мочковатой корневой сис-
темой. Почему вы так решили? Какими корнями
она образована?
4. Внесите результаты в тетрадь.
1. Схема
2. Рис.
3.Выводукаких растений какая корневая система
Обсудите выполнение задания с классом.
Обсудите выполнение задания с классом.
Работайте в паре. Результаты запишите. Объясните друг другу, как вы определили тип корневой системы и какими корнями она образована.
Проверь правильность выполнения задания с учителем. Оцени сою работу по 5-ти бальной шкале.
3
5 мин.
Проверка качества усвоения материала
Тест
1. Какую функцию не выполняет корень?
А) закрепление в почве,
Б) всасывание веществ из почвы,
В) запас веществ,
Г) образование органических веществ.
2. Из зародышевого корешка семени развивается ко-
рень:
А) главный, Б) боковые, В) придаточные.
3. Стержневая корневая система имеет хорошо разви-
тые:
А) главный корень,
Б) боковые корни,
В) придаточные корни.
4. Мочковатая корневая система характерна для:
А) капусты,
Б) пшеницы,
В) люпина,
Г) подсолнечника.
5. Корни, отрастающие от главного корня, называются:
А) придаточными,
Б) боковыми,
В) воздушными.
Оценка работы: 0 ошибок - «5», 2 ошибки - «3»,
1 ошибка - «4», 3 ошибки - «2».
Работайте индивидуально.
Проверьте работу и оцените ее.
Работайте в парах
Оцените работу на уроке путем вывода средней оценки результатов каждого этапа урока
Оценка
Приложение 2
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!