• Преподавателю
  • Биология
  • Методика проведения занятия по биологии на тему Генетика человека и ее значение для медицины и охраны здоровья

Методика проведения занятия по биологии на тему Генетика человека и ее значение для медицины и охраны здоровья

    Занятие по биологии на тему "Генетика человека и ее значение для медицины и охраны здоровья" входит в Раздел Наследственность и изменчивость организма.      Цель данного занятия показать роль генетики человека в формировании здоровой семьи и здорового общества, раскрыть ее значение в развитии медицины и охраны здоровья. Знания в облости генетики пола, наследственных заболеваний, их возникновения и проявления, помогут сохранить здоровье будущим поколениям, здоровье и гармонию в семье.       М...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ








ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО БИОЛОГИИ
1 курс

Группа СКМ-113; ЭПМ-113


«ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

ДЛЯ МЕДИЦИНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ»
















Преподаватель биологии высшей категории

Абакумова А.И.







КЕРЧЬ

2014

Тема занятия: Генетика человека и ее значение для медицины

и охраны здоровья

Тип занятия: комбинированный

Цель занятия: познакомиться с генетикой человека,

сформировать представление о хромосомном определении

пола, рассмотреть наследственные заболевания, выяснить

значение генетики для развития медицины и охраны

здоровья

Воспитательная цель: формировать здоровый образ жизни и бережное

отношение к своему здоровью.

Методы: беседа, демонстрация, объяснении,

межпредметные связи

Оборудование: учебники Биология 10-11 класс, презентации,

компьютер, слайды, фотоснимки, рисунки,

высказывания и цитаты о семье и здоровье

Литература:

  1. Кучеренко Н.Е., Вернес Ю.Г. Общая биология: учебник для учащихся

10- 11 кл. сред. Общеобразоват. Шк.: Пер. с укр.К.: Генеза, 2001. - 448с.

  1. Беляев Д.К. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. сред. Шк. М.:

Просвещение, 1991. - 271 с.

  1. Полянский Ю.И. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. сред. Шк. М.: Просвещение, 1987. - 287 с.

  2. Богданова Т.Л. и др. Справочник по биологии. Издательство «Научная

мысль», 2002|

  1. Биологический энциклопедический словарик. Под радакц|. Гилярова М.С. Издательство «Советская энциклопедия», 1986.

  2. Бугай О.В. Биология в терминах, таблицах и схемах: Справочно-учебное

пособие. - 3-е издательство, дополн. - Харьков: Веста. Издательство

«Ранок», 2003, - 128 с.

  1. Карузина И.П. Биология. Издательство 6-е, перераб. и дополн. М.,

«Медицина». 1977, - 328

  1. Основы общей биологии / Под ред. Элибберта. - М.: Мир|світ|, 1982.- 437 с.

  2. Общая биология: Пособие для учителей. / Под ред. акад|. Дубинина Н.П. -

М.: Освіта, 1980. - 335 с.

ХОД ЗАНЯТИЯ


I. Организационный момент.

- приветствие студентов и преподавателя;

- проверка присутствующих на занятии студентов;

- проверка готовности аудитории и студентов к занятию.

II. Восприятие и усвоение нового материала.

Преподаватель:

На прошлых занятиях мы знакомились с генетикой растений, животных. Изучили, как наследуются признаки, почему происходит изменение организмов.

Сегодня мы рассмотрим самую близкую нам тему в разделе «Генетика».

Сообщение числа, темы и цели и плана занятия.

(запись студентами в конспект)

План

1. Хромосомное определение пола

2. Наследование признаков, сцепленных с полом

3. Генетика человека

4. Значение генетики для медицины и здравоохранения

Преподаватель:

Тема сегодняшнего занятия стала очень актуальна в социальном обществе. Ведь ячейкой этого общества является семья. А самое главное для любой семьи - это здоровье.

Любая семья начинается с детей. Каждый из вас в будущем станет родителем и каждый видит свою семью по-разному.

(показ слайдов семей малодетных и многодетных)




Что же определяет рождение в семье девочек или мальчиков?

На этот вопрос нам поможет ответить первый пункт нашего плана.

1. Хромосомное определение пола

(студенты записывают в конспект 1 вопрос плана занятия)

Просмотр слайдов и объяснение

Еще в конце 19 века ученые обратили внимание на отличие в одной паре гомологичных хромосом в хромосомном наборе самца и самки.

В диплоидном наборе самок многих видов хромосомы все пар сходны между собой. У самцов в хромосомах существует отличие.

В 1910 году Т.Морган проводил огромное количество опытов по исследованию наследственности на плодовой мушке дрозофиле. Соматические клетки дрозофилы содержат 4 пары хромосом:

- 3 пары - аутосомы - хромосомы одинаковые и у самки и у самца;

- 1 пара хромосом отличительная для самки и самца.

Было установлено, что эта пара хромосом отвечает за развитие пола в организмах. Была названа половые хромосомы. В клетках самок дрозофилы 3 пары аутосом и две одинаков палочковидные половые хромосомы, названы Х-хромосомы.

Половой набор самки - ХХ.

В клетках самцов дрозофилы 3 пары аутосомы и одна половая хромосома как у самки палочковидная - Х, а другая отличается по строению и набору генов - палочковидная с плечом, назвали У-хромосома.

Половой набор самца - ХУ

Методика проведения занятия по биологии на тему Генетика человека и ее значение для медицины и охраны здоровья

Яйцеклетки женского организма несут одинаковый набор хромосом:

- набор артосом и плюс Х-хромосома.

Поскольку все гаметы женского организма одинаковые, такой пол называют гомогаметный.

Сперматозоиды мужского организма отличаются по набору хромосом:

- 1/2 несут набор артосом плюс Х-хромосому,

- 1/2 несут набор артосом плюс У-хромосома.

Гаметы мужского организма неодинаковые: образуются разные типы гамет. Такой пол называют гетерогаметный.

Как определяется пол у человека?

Проведем эксперимент.

(Приглашаются 2 девушки и 2 парня. Распределяются парами и получают таблички с указанием гамет:

Женские гаметы - Х, Х

Мужские гаметы - Х, У

Если пара имеет соотношение ХХ - рождается девочка.

Если пара имеет соотношение ХУ - рождается мальчик.)

Этот эксперимент показывает, что пол определяют мужской организм и в момент оплодотворения.

Мы узнали как определяется пол организма.

А как будут наследоваться признаки, расположенные в половых хромосомах?

Следующий вопрос нашего занятия.

2. Наследование признаков, сцепленных с полом

(студенты записывают в конспект 2 вопрос плана занятия)

Просмотр слайдов и объяснение

Большая часть генов, определяющих признаки организма, находятся в аутосомах. В таком случае не имеет значения какого пола организм, признак проявляется у обоих полов. Существуют некоторые признаки, на характер наследования которых влияет пол организма. Это объясняется тем, что гены данных признаков находятся в половых хромосомах. Из-за разно строения Х и У-хромосом, признаки могут проявиться или у женской особи или у мужской, в зависимости в какой из данных хромосом локализован ген.

Такие признаки называют сцепленными с полом.

Примером сцепленного наследования является наследование черепаховой окраски шерсти у кошек. Котов с такой окраской не бывает. Такой факт длительно не могли объяснить, пока не установили, что ген окраски шерсти находится в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном В, рыжая - геном b. Лежат в Х.

Тогда:

ХВ ХВ - черная кошка

Хb Хb - рыжая кошка

ХB Хb - черепаховая кошка

ХB У - черный кот

Хb У - рыжий кот

Особи мужского пола имеют 1 Х-хромосому, поэтому могут быть или черной или рыжей окраски.

У человека сцеплено с полом наследуются некоторые заболевания: дальтонизм и гемофилия. Гены, определяющие развитие этих болезней находятся в Х-хромосоме и являются рецессивными. Поэтому, болезнь чаще проявляется у мужского пола, так как 1 Х-хромосома. Следовательно:

- если ХН У - здоров,

- если Хh У - болен.

(Студенты делают вывод: если гены расположены в половых хромосомах, то они проявятся у определенного пола)

3. Генетика человека

(студенты записывают в конспект 3 вопрос плана занятия)

Просмотр таблицы





Генетика человека - это особый раздел генетики, который изучает:

- особенности наследования признаков у человека,

- наследственные заболевания (медицинская генетика),

- генетическую структуру популяций человека.

Из направлений генетики человека наиболее интенсивно развиваются цитогенетика, биохимическая генетика, иммуногенетика, генетика высшей нервной деятельности, физиологическая генетика.

Генетика человека является теоретической основой современной медицины и современного здравоохранения. Её подразделяют на:

- антропогенетику, изучающую закономерности наследственности и изменчивости нормальных признаков человеческого организма,

- демографическую генетику (генетика народонаселения),

- экологическая генетику (учение о генетических аспектах взаимоотношений человека с окружающей средой),

- медицинскую генетику, которая изучает наследственные патологии (болезни, дефекты, уродства и др.).

В настоящее время известно около 2 000 наследственных заболеваний.

Просмотр и прослушивание презентации, подготовленной студенткой группы Ибрагимовой Леонорой «Наследственные заболевания человека»

(студенты записывают в конспект классификацию заболеваний)






4. Значение генетики для медицины и здравоохранения

(студенты записывают в конспект 4 вопрос плана занятия)

Наиболее важной областью генетики человека является медицинская генетика. Медицинская генетика помогает понять взаимодействие биологических и факторов среды в патологии человека. Иногда ее рассматривают не как раздел генетики человека, а как самостоятельную область общей генетики.

Формирование медицинской генетики началось в 30-е гг. XX в., когда стали появляться факты, подтверждающие, что наследование признаков у человека подчиняется тем же закономерностям, что и у других живых организмов.

Задачей медицинской генетики является выявление, изучение, профилактика и лечение наследственных болезней, а также разработка путей предотвращения вредного воздействия факторов среды на наследственность человека.

Прослушивание реферата, подготовленного студенткой группы Латей Екатериной «Значение генетики для медицины и охраны здоровья»





Основным путем предотвращения наследственных заболеваний является их профилактика. Для этого во многих странах мира, существует сеть учреждений, обеспечивающих медико-генетическое консультирование населения. В первую очередь его услугами должны пользоваться лица, вступающие в брак, у которых имеются генетически неблагополучные родственники.

Генетическая консультация обязательна при вступлении в брак родственников, лиц старше 30-40 лет, а также работающих на производстве с вредными условиями труда. Врачи и генетики смогут определить степень риска рождения генетически неполноценного потомства и обеспечить контроль за ребенком в период его внутриутробного развития. Следует отметить, что курение, употребление алкоголя и наркотиков матерью или отцом будущего ребенка резко повышают вероятность рождения младенца с тяжелыми наследственными недугами.

IV. Обобщение знаний.

Вопросы самоконтроля:

1) Какие хромосомы отвечают за развитие пола?

2) Почему соотношение полов в природе составляет 1 : 1?

3) Когда признак сцеплен с полом? Приведите примеры.

4) В чем значение развитие генетики человека?

5) Какие методы исследования применяет генетика человека?

Литература: 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 16

V. Подведение итогов.

Преподаватель благодарит студентов за подготовку сообщений, участие в работе на занятии. Выставляются оценки за сообщения, активную работу на занятии.


© 2010-2022