- Преподавателю
- Биология
- Разработка урока Нуклеиновые кислоты
Разработка урока Нуклеиновые кислоты
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дамдынчап С.Д. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Нуклеиновые кислоты
Тип урока: комбинированный.
Цели: - обучающая: охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров; углубить знания об особенностях строения и функциях различных видов РНК.
-
развивающая: развивать умения схематично изображать участки ДНК.
-
воспитательная: раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации, рассмотреть механизм этих процессов.
Оборудование: таблица «строение ДНК», «синтез белка».
Ход урока:
Организационный момент.
Повторение пройденного материала:
а) работа с карточками;
б) фронтальный опрос;
1. Что являются мономером белков?
2. Общая формула аминокислот
3. Что такое денатурация? Пример.
4. перечислите функции белков.
Изучение новой темы
Различают 2 типа Н.К. - ДНК и РНК
Н.К. - биополимеры, состоящие из мономеров - нуклеотидов. Каждый нуклеотид состоит из 3-х компонентов, соединенных прочными хим. связями. Это азотистое основание, углевод и остаток фосфорной кислоты.
ДНК - важнейшее вещество в клетке. В клетках организма каждого биологического вида определенное количество молекул ДНК на клетку. Последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК всегда строго индивидуальна и неповторима для каждого биологического вида.
У всех живых существ молекулы ДНК построены по одному и тому же типу. Они состоят из двух полинуклеотидных цепочек, скрученных в виде двойной спирали в направлении слева направо. При этом азотистые основания обращены внутрь спирали и скреплены между собой водородными связями (наподобие застежки «молния»), а дезоксирибозы и остатки фосфорной кислоты на внешней стороне двойной спирали.
Последовательность расположения нуклеотидов в молекуле ДНК определяет наследственную информацию клетки.
Нуклеотиды, соединяясь в полинуклеотидную цепочку, образуют связи между моносахаридами и остатком фосфорной кислоты. В молекуле ДНК только четыре типа нуклеотидов, но благодаря различной их последовательности в длинной цепочке достигается огромное разнообразие молекул ДНК.
Две цепи нуклеотидов соединяются в одну молекулу ДНК по всей длине водородными связями. Водородные связи возникают между пуриновыми и пиримидиновыми азотными основаниями; формируется двойная цепочка одной молекулы ДНК: адениновый нуклеотид одной цепи соединяется с тимидиновым нуклеотидом другой цепи (А=Т), гуаниновый нуклеотид соединяется с цитидиновым нуклеотидом (Г=Ц). Эти пары оснований, как и нуклеотиды, называются комплементарными.
Принцип формирования двуцепочечной молекулы ДНК - принцип комплементарности (от. лат. complementus - дополнение).
Способность нуклеотидов к избирательному соединению в пары называется комплементарностью.
Правило Чаргаффа: количество тимина равно количеству аденина. А гуанина - количеству цитозина.
Если известна последовательность оснований в одной цепи, например Т-Ц-А-Т-Г, то на основе комплементарности в другой цепи последовательность оснований будет: А-Г-Т-А-Ц.
Цепи нуклеотидов образует правозакрученные объемные спирали по десять оснований в каждом витке. При этом последовательность соединений нуклеотидной цепи противоположна таковой в другой. Т.е. цепи, составляющие одну молекулу ДНК, разнонаправлены, или антипараллельны.
На основе комплементарности основана способность молекулы ДНК удваиваться. Процесс удвоения ДНК называется репликацией (от. лат. replicatio - повторение).
Репликация происходит следующим образом. При участии специальных клеточных механизмов (ферментов) двойная спираль ДНК раскручивается, нити расходятся, и постепенно каждой из двух цепочек достраивается комплементарная ей половина из соответствующих нуклеотидов. В результате вместо одной молекулы ДНК образуется две новые одинаковые молекулы. При этом каждая новая вновь образованная двух цепочечная молекула ДНК состоит из одной «старой» цепочки нуклеотидов и одной «новой». Поскольку ДНК является основным носителем информации, то ее способность к удвоению позволяет при делении клетки передавать эту наследственную информацию в образующиеся дочерние клетки.
Структуру молекулы ДНК раскрыли в 1953 г. американский биохимик Д. Уотсон и английский физик Ф. Крик. За это открытие ученые были удостоены в 1962 г. Нобелевской премии. Они доказали, что молекула ДНК состоит из двух полинуклеотидных цепей.
Расположение четырех типов нуклеотидов в цепях ДНК содержит важную информацию: оно определяет последовательность аминокислот в линейных молекулах белка, т.е. их первичную структуру. Набор этих белков, в свою очередь, в качестве ферментов или гормонов определяют свойства клеток и организма.
Признаки
ДНК
РНК
1. Структура молекулы
Биополимер, состоящий из двух полипептидных цепей, соединенных друг с другом. Мономеры - дезоксирибонуклеатиды.
Полимер, мономерами являются рибонуклеотиды, образующие одиночную полинуклеотидную цепочку.
2. Виды нуклеотидов
А, Т, Ц, Г
А, У, Ц, Г
Азот. основание
А, Т,Ц, Г
Рибоза
Р
Азот. основание
А, Т,Ц, Г
Дезоксирибоза
Р
3. Строение нуклеотидов
-
Содержание в клетке
(размещение в клетке)
Содержится в ядре, митохондриях, пластидах, эукариотических клеток. У прокариотических клеток ДНК погружена в цитоплазму.
Находится в ядрышке, рибосомах, цитоплазме, митохондриях, хлоропластах.
-
Функция
Носитель наследственной информации клетки и организма
Участвует в реализации наследственной информации, в биосинтезе белка. По выполнению функций - несколько видов:
-
Информационная, или матричная РНК (иРНК) - переносит закодированную информацию о первичной структуре белков из хромосом в рибосомы.
-
Рибосомная РНК (рРНК) является составной частью рибосом вместе с белками - это место биосинтеза белка.
-
Транспортная РНК - переносит аминокислоты к месту синтеза на рибосомы.
Закрепление изученного материала:
-
Мономер Н.К.
-
Какой углевод содержит молекула ДНК и РНК?
-
Из чего состоит нуклеотид?
-
Какую форму имеет РНК и ДНК?
-
Принцип комплементарности.
-
Где находится молекула ДНК?
-
Функции Н.К.
Домашнее задание: параграф 1.6 читать, зарисовать рис.10 и 11. В конце параграфа ответить на вопросы.
5