• Преподавателю
  • Биология
  • Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме Строение и жизнедеятельность бактерий с приложениями

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме Строение и жизнедеятельность бактерий с приложениями

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Тип урока: закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель: обеспечить закрепление новых знаний и способов деятельности.

Задачи: организовать деятельность учащихся по закреплению новых знаний и умений.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Выделение существенных признаков бактерий, различение на таблицах частей и органоидов бактериальной клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии.

Метапредметные: Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Личностные: Формирование ответственного отношения обучению, умение самостоятельно приобрести знания, способность к самоконтролю.

Решаемые проблемы: Формирование системы знаний и умений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни.

Основные понятия темы: бактерии, микроорганизмы, бактериология, паразиты, сапрофиты, симбионты.

Образовательные ресурсы: учебник «биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс, линия «Вертикаль», М.: Дрофа, 2015 г.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД


1.Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Личностные:

Самоконтроль учебной деятельности.


2. Актуализация опорных знаний

Подводит учащихся к формированию темы урока. Беседа с классом.

1)Что мы знаем о бактериях?

2)Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?

Наша задача сегодня на уроке: понять, что же позволило бактериям заселить все среды обитания, и процветать на протяжении уже более 2 млн. лет?

Учащиеся отвечают

Строят в тетрадях таблицу «Знаю - Хочу узнать - Узнал» (ЗХУ).

Каждый учащийся в теч. 2 мин записывает в столбик 1 все то, что он знает о бактериях.

Далее в группах учащиеся в теч. 2 мин обсуждают записанное и дополняют столбик 1.

После этого обсуждаем вместе, дополняем первый столбик таблицы.

Во второй столбик вносим то, что учащиеся хотели бы узнать о бактериях.

Отвечает на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

Предметные: Формирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации

Заполняют таблицу.

Самостоятельно предполагают какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Работа с таблицей.

Формирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.


3.Изучение новой темы

1 Организует работу в группах.

Класс разделен на 3 группы.

Задание группам: изучить текст учебника по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий», выполнить задания, подготовить рассказ, приготовиться к защите. (Приложение 2)

Работают в группах. Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. Находят в тексте параграфа нужную информацию, анализируют, обсуждают,сравнивают, моделируют. Отображают информацию графически.

Личностные: . Находят в тексте параграфа нужную информацию, анализируют, обсуждают,сравнивают Предметные: Знакомятся со строением бактериальной клетки, многообразием.

Учатся выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности бактерий: питание, размножение, дыхание, образование спор.

Метапредметные: Отображают информацию графически.

Руководители каждой группы, организуют работу группы, распределяют роли внутри группы.

Коммуникативные

Построение речевого высказывания.


4.Первичное закрепление

Обсуждаем то, что записали в третий столбик. Смотрим, на все ли вопросы столбца 2 получены ответы. клетка отличается от старой?

Представление группами итогов своей работы.

Во время выступления групп учащиеся записывают новую информацию в столбик 3 таблицы ЗХУ.

Строят логическую цепь рассуждений. Работают с таблицей.

Метапредметные: Выбор наиболее эффективного способа оформления информации.

Коммуникативные:

Представление работы группы. Демонстрируют умение задавать и отвечать на вопросы.


5.Закрепление изученного материала

Какие особенности царства Бактерии мы можем выделить?

Что позволило заселить им все среды обитания?

Учащимся предлагается задание: «Верные -неверные суждения» (Приложение №3).

Отвечают на вопросы

Если суждение верно, учащиеся встают, если нет - сидят на месте.

Коммуникативные:

Обобщают и структурируют полученные знания. Строят монологическое и диалогическое высказывания


6. Итоги урока.

Рефлексия

Учитель предлагает обучающимся оценить деятельность на уроке, используя технологию «Рефлексивная мишень» (Приложение 4). Обучающиеся получают нарисованную на листе формата А3 мишень, которая разделена на пять секторов «Урок был интересным», «Урок был полезным для меня», «Свою работу на уроке оцениваю на», «Знания мне пригодятся в жизни», «Работу учителя я оцениваю на», в которых отмечены параметры оценки.

Мишень комментируется учителем.

Каждый участник педагогического взаимодействия «стреляет» пять раз в мишень, делая отметку маркером в зависимости от оценки действия.

Сравнивают глубину своих знаний о бактериях в начале урока и после изучения темы.

Прогнозируют результаты уровняусвоения изучаемого

материала.

Метапредметные: Самооценка.


7.Домашнее задание

Параграф 11, вопросы на стр.55

Творческое задание (на выбор):

  1. Объясните, в чем значимость выражений «Мойте руки перед едой», «Чистота - залог здоровья»

  2. Составить кроссворд по теме урока.

  3. Подготовить презентацию по теме «Многообразие бактерий», «Значение бактерий в природе и для человека», «Стафилококк - возбудитель пневмонии», «Стрептококк - возбудитель ангины», «Как влияет проветривание на количество бактерий в воздухе».

Записывают в дневники Д/З

Осмысливают объем задания, выбирают одно творческое задание из предложенных.

Метапредметные:

Записывают задание

Приложение 1

Текст

Эти организмы обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, в песках пустынь, в добытой с огромных глубин нефти и даже в воде горячих источников с t+80°С. Они переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.

Ученым известно около 2500 видов. Рассмотреть их можно только под микроскопом, т.к. размеры их очень малы и они бесцветны. Даже самые крупные не превышают 0,01 мкм, а большинство же гораздо меньше.

По-гречески означает палочка, но эти организмы могут иметь самую разнообразную форму.

Приложение 2

Задания группам

Группа № 1

Тема «Форма бактерий и питание бактерий»

  1. Изучите текст учебника на странице 52, 53-54. Распределите обязанности в группе.

  2. Используя бумагу, клей, ножницы изготовьте модели разных форм бактерий. Подпишите их названия.

  3. Закончите схему:

По способу питания бактерии делят

_____________________ _____________________

  1. Подготовьте рассказ о форме и питании бактерий. Приготовьтесь к защите.

Группа № 2

Тема «Строение и распространение бактерий»

  1. Изучите текст учебника на странице 53. Распределите обязанности в группе.

  2. Используя бумагу, клей, ножницы, нитки изготовьте модель строения бактериальной клетки. Подпишите её части.

  3. Закончите схему:

Распространение бактерий

почва ________ ________ ________

  1. Подготовьте рассказ о строении и распространении бактерий. Приготовьтесь к защите.

Группа № 3

Тема «Размножение бактерий и образование спор»

  1. Изучите текст учебника на странице 54. Распределите обязанности в группе.

  2. Используя фотографии и текст учебника, подготовьте ответ на вопрос: как размножаются бактерии?

  3. С помощью цветных карандашей нарисуйте, как образуются споры. Объясните, что такое споры?

  4. Подготовьте рассказ о размножении бактерий и образовании спор. Приготовьтесь к защите.

Приложение 3

Верные-неверные суждения

  1. Бактерии - самые древние обитатели нашей планеты. +

  2. «Бактерион» означает «палочка». +

  3. Все бактериальные клетки имеют ядро. -

  4. Споры у бактерий - это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях. +

  5. Бактерии - микроскопические одноклеточные организмы. +

  6. Бациллы - округлые по форме бактерии. -

  7. Бактерии размножаются бесполым путём. +

  8. Питаются бактерии готовыми органическими веществами. +


















Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме Строение и жизнедеятельность бактерий с приложениями






© 2010-2022