- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа по биологии (7 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рамазанова Г.У. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 7 классе построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 17.12. 2010 г. № 1897), программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, Примерной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника.
Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.
УМК предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г. Г. Швецов , З.Г. Гапонюк , издательство «Просвещение», 2015 г., включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждении, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (приказ №253 от 31.03.2014).
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
● формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; овладение понятийным аппаратом биологии;
● приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов: наблюдения за живыми объектами, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов;
● формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; осознание необходимости сохранения биологического разнообразия и природных мест обитания;
● овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разных формах (в виде таблицы, текста, схем, фотографий и т.д.);
● создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.
Содержание учебника для 5-6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности
(питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нем процессов и
взаимодействия с окружающей средой.
Общая характеристика курса биологии
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. В 7 классах число учебных часов 68 (в неделю 2ч). Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Тематическое планирование
Тема
Количество часов
по программе
В. В. Пасечника
по рабочей программе
Многообразие организмов, их классификация
2
2
Бактерии, грибы, лишайники
6
6
Многообразие растительного мира
25
25
Многообразие животного мира
25
26
Эволюция растений и животных, их охрана
3
3
Экосистемы
4
4
Резервное время
3
2
Итого
68
68
В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, интегративного, компетентностного подходов. Содержание курса направлено на формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, доказывать, защищать свои идеи. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие еѐ виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, работать в группе, представлять и сообщать информацию, вступать в диалог и т.д. Содержание учебника для 7 класса нацелено на расширение у обучающихся знаний о разнообразии живых организмов, осознание значимости видового богатства природы, знакомство с эволюцией растений и животных, изучении взаимоотношений организмов в природных сообществах.
Место курса биологии в базисном учебном плане
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. В 7 классах число учебных часов 68 (в неделю 2ч).
Требования к уровню подготовки учащихся.
. В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся, успешно освоившие рабочую программу должны:
знать/ понимать:
-
признаки биологических объектов: клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агросистем; биосферы; животных своего региона;
-
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, транспорт веществ, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
уметь
-
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной общность происхождения и эволюцию животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;
-
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животных;
-
выявлять изменчивость животных, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
-
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных ( в том числе с использованием информационных технологий);
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными; оказания первой помощи при укусах животных; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
СОДЕРЖАНИЕ
учебного курса «Биология. Живые организмы»
7класс.
Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 ч)
Систематика - наука о многообразии и классификации организмов. Вид - исходная единица систематики. Классификация живых организмов.
Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.
Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (6 ч)
Бактерии - доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Грибы - царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы - паразиты растений, животных, человека. Лишайники - комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком. Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.
Лабораторная работа: • Изучение строения плесневых грибов.
Практическая работа: • Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Глава 2. Многообразие растительного мира (25 ч)
Водоросли - наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.
Риниофиты - первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.
Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.
Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников.
Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.
Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.
Многообразие растений, выращиваемых человеком.
Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.
Лабораторные работы:
• Изучение внешнего строения водорослей.
• Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).
• Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).
• Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
• Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.
• Изучение органов цветкового растения.
• Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
• Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
• Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень).
Практические работы:
• Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.
• Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.
• Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.
Глава 3. Многообразие животного мира (28 ч)
Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.
Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.
Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.
Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.
Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.
Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие - возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.
Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.
Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.
Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.
Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.
Лабораторные работы:
• Изучение многообразия одноклеточных животных.
• Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных.
• Изучение многообразия кишечнополостных, внешнего строения пресноводной гидры.
• Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.
• Изучение плоских и круглых червей по влажным препаратам.
• Изучение внешнего строения моллюсков по влажным препаратам.
• Наблюдение за поведением улитки (прудовика, слизня).
• Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям.
• Изучение коллекций насекомых - вредителей сада и огорода.
• Наблюдение за живыми членистоногими.
• Изучение внешнего строения и особенностей движения, дыхания и поведения аквариумных рыб.
• Наблюдение и уход за аквариумными рыбами.
• Описание видового состава рыб местных водоемов.
• Наблюдение за живыми черепахами (лягушками, ящерицами).
• Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова.
• Изучение строения куриного яйца.
• Наблюдение и уход за птицами (канарейками, попугайчиками, курами и др.).
• Изучение внешнего строения млекопитающих.
• Наблюдение и уход за млекопитающими (хомяками, морскими свинками, кроликами и др.).
Экскурсии:
• Разнообразие и роль членистоногих в природе.
• Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны.
• Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк).
Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края.
Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (3 ч)
Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.
Глава 5. Экосистемы (4 ч)
Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.
Контроль уровня достижений планируемых результатов.
Виды контроля:
-
тестирование;
-
устный контроль;
-
самоконтроль и взаимоконтроль;
-
выполнение заданий у ИД (интерактивная доска);
-
выполненные задания в рабочей тетради;
-
результаты практических и лабораторных работ;
-
выполненные проекты.
Содержание контроля:
-
знание понятия, термины;
-
умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
-
умение использовать полученные знания на практике.
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата по плану
Фактичес
кая
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Примечание
1
3
4
5
6
1
Инструктаж па ТБ.
Многообразие организмов, их классификация
1
3.09
Предметные: расширить и углубить знания о многообразии живых организмов, знакомиться с основными положениями систематики как науки
Метапредметные: осваивают основные положения и критерии классификации
Личностные: осознают жизнь как универсальную особенность, продолжают формироваться научное мировоззрение на основе единства живой природы
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
2
Вид - основная единица систематики
1
7.09
Предметные: узнают об основных критериях вида, о приспособлениях особей вида к среде обитания
Метапредметные: учатся сравнивать особи одного и разных видов, находить черты сходства и различия между ними
Личностные: формируется познавательный мотив, элементы экологической культуры, любовь и бережное отношение к родной природе
УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные
3
Бактерии -доядерные организмы.
1
10.09
Предметные: знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, их многообразием и отличием от растений и животных
Метапредметные: продолжают формировать умения самостоятельной работы с текстом и иллюстрациями учебника
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
4
Роль бактерий в природе и жизни человека
1
14.09
Предметные: знакомятся с ролью бактерий в природе и жизни человека
Метапредметные: учатся устанавливать роль бактерий на основе анализа пищевой цепи
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения роли бактерий в круговороте веществ в природе
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
5
Грибы - царство живой природы
1
17.09
Предметные: знакомятся с характерными признаками грибов как самостоятельного царства живой природы
Метапредметные: учатся выделять признаки грибов и на основе их доказывать, почему грибы были выделены в самостоятельное царство природы
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения грибов как самостоятельного царства живой природы
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
6
Многообразие грибов, их роль в жизни человека
Лабораторная работа №1. «Изучение строения плесневых грибов».
1
21.09
Предметные: знакомятся со строением шляпочных, плесневых грибов и дрожжей, их ролью в жизни человека
Метапредметные: учатся проводить простейшие исследования по сравнению грибов, выделению характерных для них признаков, делать выводы на основе сравнения
Личностные: формируется познавательная мотивация на изучение объектов природы
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
7
Грибы - паразиты растений, животных, человека
1
28.09
Предметные: знакомятся с грибами-паразитами и их ролью в природе
Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, самостоятельно готовить сообщения и участвовать в их обсуждении и оценке
Личностные: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
8
Лишайники - комплексные симбиотические организмы
Лабораторная работа №2 «Изучение строения водорослей»
1
1.10
Предметные: расширяют знания о лишайниках как симбиотических организмах
Метапредметные: учатся проводить наблюдения в природе и на их основе делать выводы
Личностные: формируется экологическая культура
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
9
Общая характеристика водорослей
1
5.10
Предметные: обобщить знания о многообразии, среде обитания и жизнедеятельности водорослей
Метапредметные: выделяют существенные признаки в строении и жизнедеятельности водорослей и на этой основе дают им характеристику как низшим растениям
Личностные: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
10
Многообразие водорослей
1
8.10
Предметные: Расширяют знания о многообразии водорослей, познакомятся с представителями основных отделов водорослей Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы,
учатся работать с различными источниками информации
Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
11
Значение водорослей в природе и жизни человека
1
12.10
Предметные: узнают о значении водорослей в природе и жизни человека
Метапредметные: учатся работать с различными источниками информации и проводить отбор материала для составления схемы
Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
12
Высшие споровые растения
1
15.10
Предметные: расширяют знания о высших споровых растениях, узнают об их происхождении и цикле развития
Метапредметные: учатся выделять существенные признаки высших споровых растенй и устанавливать у них черты усложнения по сравнению с низшими растениями
Личностные: формируется научное мировоззрение
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
13
Моховидные
Лабораторная работа №3
«Изучение строения мхов»
1
19.10
Предметные: узнают о моховидных как представителях высших споровых растений, их разнообразии, размножении и значении в природе и жизни человека
Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы
Личностные: формируется научное мировоззрение
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
14
Папоротниковидные
1
22.10
Предметные: узнают о папоротниках как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организацией
Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы
Личностные: формируется научное мировоззрение.
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
15
Плауновидные. Хвощевидные.
1
26.10
Предметные: расширяют свои знания о плауновидных и хвощевидных как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами
Метапредметные: учатся выделять существенные признаки плауновидных и хвощевидных и доказывать их принадлежность к высшим споровым растениям
Личностные: формируется научное мировоззрение
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
16
Голосеменные - отдел семенных растений
1
29.10
Предметные: расширяют знания о характерных признаках и многообразии голосеменных раст.
Метапредметные: учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущество перед высшими споровыми растениями
Личностные: развивают интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
17
Разнообразие хвойных растений
1
5.11
Предметные: расширяют знания о голосеменных растениях и их разнообразии
Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы
Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
18
Покрытосеменные, или Цветковые
Лабораторная работа №4 «Изучение строения покрытосеменных растений»
1
9.11
Предметные: обобщают и углубляют знания о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений Метапредметные: учатся на основе выделения существенных признаков покрытосеменных раст. объяснять, почему их можно рассматривать как наиболее высокоорганизованную и господствующую группу растительного мира
Личностные: формируется любовь и бережное отношение к природе как элементы экологической культуры
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
19
Строение семян
Лабораторная работа №5
«Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»
1
12.11
Предметные: знакомятся с особенностями строения семян растений и их значением.
Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты
Личностные: формируется познавательный интерес к изучению новых объектов живой природы
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
20
Виды корней и типы корневых систем
1
16.11
Предметные: знакомятся с видами корней, типами корневых систем и их функциями
Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке, оформлять её результаты и на их основании делать выводы
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
21
Видоизменения корней.
1
19.11
Предметные: знакомятся с видоизменениями корней как результатом приспособления к условиям существования
Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе установления причинно-следственных связей
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
22
Побег и почки
1
23.11
Предметные: знакомятся со строением побега и почек, развитием побега из почки Метапредметные: развивают умения проводить наблюдения, фиксировать результаты и на их основе делать выводы
Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
23
Строение стебля
1
26.11
Предметные: знакомятся с внешним и внутренним строением стебля
Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
24
Внешнее строение листа
1
30.11
Предметные: знать особенности строения листьев и выполняемые ими функции
Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты
Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению взаимосвязи строения и выполняемых функций
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
25
Клеточное строение листа
1
3.12
Предметные: знакомятся с особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями
Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты
Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
26
Видоизменения побегов
1
7.12
Предметные: знакомятся с видоизменнеными побегами, их биологическим и хозяйственным значением
Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты
Личностные: развивают познавательные потребности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
27
Строение и разнообразие цветков
1
10.12
Предметные: знакомятся со строением цветка Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
28
Соцветия
1
14.12
Предметные: знакомятся с наиболее распространенными соцветиями
Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты
Личностные: развивают познавательные потребности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
29
Плоды
1
17.12
Предметные: знакомяться с типами плодов и их классификацией
Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты
Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению разнообразия плодов
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
30
Размножение покрытосеменных растений
Лабораторная работа №6
« Вегетативное размножение комнатных растений»
1
21.12
Предметные: знакомятся с различными способами опыления цветковых растений, с особенностями полового размножения покрытосеменных растений и образованием у них семян и плодов
Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов
Личностные: демонстрируют сформированные ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
31
Классификация покрытосеменных
1
24.12
Предметные: знакомятся с классификацией и основными систематическими группами рпастений
Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов
Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
32
Класс Двудольные
1
28.12
Предметные: знакомятся с отличительными признаками растений семейств крестоцветных, розоцветных, паслёновых, мотыльковых (бобовых), сложноцветных
Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов
Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
33
Класс Однодольные
1
14.01
Предметные: знакомятся с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков
Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов
Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
34
Общие сведения о животном мире
1
18.01
Предметные: расширяют знания о царстве Животные, о классифика-ции животных, виде; развивают умение выделять существенные признаки животных, различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладевают умением обосновать необходимость охраны животного мира
Метапредметные: продолжают
осваивать учебно- исследовательс-кую деятельность,устанавливать систематическую принадлежность объектов к царству животных, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысло-вые установки по отношению к животному миру
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
35
Одноклеточные животные, или Простейшие
Лабораторная работа №7
« Изучение одноклеточных
животных»
1
21.01
Предметные: расширяют знания о характерных признаках и многообразии одноклеточных животных, совершенствуют умение различать простейших
Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысло-вые установки по отношению к животному миру
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
36
Паразитические простейшие. Значение простейших
1
25.01
Предметные: закрепляют знания о строении и жизнедеятельности одноклеточных животных, формируют представления о паразитических простейших, о профилактике заболеваний.
Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззре-ние в связи с формированием представлений о паразитических простейших, мерах борьбы и профилактике заражения простейшими-паразитами, значении простейших в природе и жизни человека
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
37
Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных
1
28.01
Предметные: расширяются представления о типах тканей, формируются понятия об органах и системах органов; учатся различать ткани животных
Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззре-ние
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
38
Тип Кишечнополостные
1
1.02
Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности, жизненными формами кишечнополостных; формируются понятия регенерации, рефлексе, бесполом и половом размножении кишечнополостных
Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысло-вые установки по отношению к животному миру
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
39
Многообразие кишечнополостных
1
4.02
Предметные: расширяют представления о классах кишечно-полостных, о их значении в природе и жизни человека
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысло-вые установки по отношению к животному миру
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
40
Общая характеристика червей. Тип Плоские черви
1
8.02
Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности червей, учатся различать плоских червей
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью
Личностные: формируются ценности здорового образа жизни
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
41
Тип Круглые черви
1
11.02
Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности круглых червей, учатся различать круглых червей
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью
Личностные: формируются ценности здорового образа жизни
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
42
Тип Кольчатые черви
Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения дождевого червя. Наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения»
1
15.02
Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности кольчатых червей, учатся различать кольчатых червей
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью
Личностные: формируются ценности здорового образа жизни
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
43
Класс Брюхоногие
Лабораторная работа №9
«Изучение строения моллюсков по влажным препаратам»
1
18.02
Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков, учатся различать моллюсков; формируются понятия о мантии, мантийной полости, сердце
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью
Личностные: формируются ценности здорового образа жизни
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
44
Класс Головоногие моллюски
1
22.02
Предметные: расширяют знания о моллюсках, формируется понятие о реактивном движении
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности ,
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
45
Тип Членистоногие.
Класс Ракообразные
Лабораторная работа № 10
«Изучение многообразия членистоногих по коллекциям»
1
25.02
Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности членистоногих, учатся различать членистоногих
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью
Личностные: формируются ценности здорового образа жизни
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
46
Класс Паукообразные
1
29.02
Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных, учатся различать паукообразных, формируются понятия о паутине, ядовитых железах, приемах предохранения от укусов клещей, профилактике заболеваний, вызываемых клещами
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью
Личностные: формируются ценности здорового образа жизни
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
47
Класс Насекомые
1
3.03
Предметные: расширяют знания о строении и жизнедеятельности насекомых, формируется понятие о развитии насекомых с полным и неполным превращением
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
48
Многообразие насекомых
1
7.03
Предметные: расширяют знания о многообразии, значении насеко-мых
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности , соблюдение правил личной гигиены для борьбы с насекомыми-возбудителями болезней человека
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
49
Обобщающий урок
1
10.03
Предметные: обобщают знания о беспозвоночных, формируется естественно-научная картина мира
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
50
Тип Хордовые
1
14.03
Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности хоржовых; формируются понятия хорда, нервная трубка
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью
Личностные: развивают познавательные потребности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
51
Строение и жизнедеятельность рыб
Лабораторная работа №11 «Изучение строения рыб»
1
17.03
Предметные: расширяют знания о позвоночных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития рыб
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
52
Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб
1
21.03
Предметные: расширяют знания о многообразии рыб; знакомятся с приспособлениями рыб к условиям
Обитания; формируются понятия о промысловых рыбах, рыбоводстве
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
53
Класс Земноводные
1
24.03
Предметные: расширяют знания о многообразии земноводных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
54
Класс Пресмыкающиеся
1
4.04
Предметные: расширяют знания о многообразии пресмыкающихся; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
55
Класс Птицы
Лабораторная работа №12
«Изучение строения птиц»
1
7.04
Предметные: расширяют знания о многообразии птиц; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
56
Многообразие птиц и их значение. Птицеводство
Лабораторная работа№13
« Изучение строения куриного яйца»
1
11.04
Предметные: расширяют знания о многообразии птиц;
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
57
Экскурсия «Знакомство с птицами леса»
1
14.04
Предметные: расширяют знания о многообразии лесных птиц для жизни в определенных условиях; убеждаются, что птицы связаны со средой обитания и приспособлены
Метапредметные: учатся наблюдать, фиксировать и оформлять результаты наблюдений
Личностные: воспитывается чувство любви к родной природе, понимание охраны животных
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
58
Класс Млекопитающие,
или Звери
Лабораторная работа №14 «Изучение строения млекопитающих»
1
18.04
Предметные: расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
59
Многообразие зверей
1
21.04
Предметные: расширяют знания о многообразии теплокровных животных;
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
60
Домашние млекопитающие
25.04
Предметные: расширяют знания о домашних млекопитающих, животноводстве, значении зверей в жизни человека
Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации
Личностные: развивают познавательные потребности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
61
Этапы эволюции органического мира
1
28.04
Предметные: знакомятся с представлениями о развитии жизни и об основных ароморфозах растений и животных
Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи между появлением ароморфозов и эволюцией жизни на планете
Личностные: развивают познавательные потребности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
62
Освоение суши растениями и животными
1
2.05
Предметные: знакомятся с условиями, обеспечившими выход древних растений и животных на сушу
Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования и эволюцией растительного и животного мира
Личностные: развивают познавательные потребности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
63
Охрана растительного и животного мира
1
5.05
Предметные: знакомятся с влиянием деятельности человека на видовое разнообразие
Метапредметные: учатся устанавливать последствия непродуманной деятельности человека а природе
Личностные: формируются любовь и бережное отношение к природе
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
64
Экосистема
1
12.05
Предметные: знакомятся с растительными сообществами и их типами, с приспособленностью организмов к совместному проживанию в сообществе
Метапредметные: развивают умения работать с разными источниками
Личностные: развивают познавательные потребности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
65
Среда обитания организмов. Экологические факторы
1
16.05
Предметные: формируется понятие об экологических факторах и их влиянии на живые организмы
Метапредметные: развивают умения работать с разными источниками
Личностные: развивают познавательные потребности
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
66
Биотические и антропогенные факторы
1
19.05
Предметные: формируется понятие о биотических факторах и их влиянии на живые организмы
Метапредметные: учатся анализировать влияние различных экологических факторов и делать выводы об их влиянии на экосистемы
Личностные: формируются элементы экологической культуры
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
67
Искусственные экосистемы
1
23.05
Предметные: формируется понятие об искусственных экосистемах
Метапредметные: учатся сравнивать искусственные и естественные экосистемы
Личностные: формируются элементы экологической культуры
УУД (универсальные учебные действия):
регулятивные, познавательные,
коммуникативные
68
Летние задания
26.05
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебного курса «Биология. Живые организмы»
7 класс
Применение средств обучения в образовательном процессе позволяет реализовать в полной мере общедидактические принципы наглядности и доступности, более эффективно использовать учебное оборудование, необходимое для изучения различных разделов школьного курса биологии, для решения целей и задач, стоящих перед общим биологическим образованием
Учебное оборудование
-
натуральные объекты (комнатные растения, гербарии, препарированные животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции: шишки голосеменных растений, семена цветковых растений);
-
приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы: лупы, световые микроскопы, цифровые микроскопы, микролаборатории, посуда и принадлежности);
-
средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы по ботанике, зоологии; дидактический материал);
-
муляжи и модели (объёмные - цветки различных семейств покрытосеменных, рельефные - размножение сосны обыкновенной);
-
экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы, транспаранты, диапозитивы-слайды), пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.);
-
технические средства обучения - проекционная аппаратура (телевизор, компьютер);
Учебно-методическая литература
Основная:
-
В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 7 классы (учебник)
-
В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 7 класс
-
В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 7 классы (пособие для учителя)
-
В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая программа. 7класс
Дополнительная:
1. Большая энциклопедия природы для детей Пер. с фр. М.: Гриф-фонд,
Межкнига, 1994. 256 с., 308 цв. ил. Издатель А. Л. Дьяченко
2. Энциклопедический словарь юного биолога. / Сост. М. Е. Аспиз. - М.: Педагогика, 1986. - 352 с., ил.
3. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. - 5-е изд., перераб. и доп / Глав. ред. М. Д. Аксёнова - М.: Аванта+, 1999. - 704 с.: ил.
4. Лесная энциклопедия: в 2-х т. / Ред. кол.: Г. И. Воробьёв (гл. ред.) и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1986. - 631 с., ил.
5. Бернатосян С. Г. Флора и фауна: загадки, открытия. - Мн.: «Асар», 1997. - 264 с.: ил.
6. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Растения / Сост. Л. А. Багрова; Под общ. ред. О. Г. Хинн; Худож. А. В. Кардашук, О. М. Войтенко. - М.: ТКО «АСТ», 1996. - 512 с.
7. Я познаю мир:. Дет. энцикл.: Экология / Авт.-сост. А. Е. Чижевский. Худож. В. В. Николаев, А. В. Кардашук, Е. В. Гальдяева. Под общ. ред. О. Г. Хинн. - М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. 432 с.
8. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Животные / Сост. П. Р. Ляхов; Под общ. ред. О. Г. Хинн; Худож. А. В. Кардашук, Е. В. Дедова. - М.: ТКО «АСТ», 1996. - 544 с.
9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Насекомые / Авт.-сост. П. Р. Ляхов, Г. Ю. Любарский; Худож. Е. В. Гальдяева, Л. Л. Сильянова, А. В. Маталкин, К. В. Макаров; Под общ. ред. Е. М. Ивановой. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»», ООО «Астрель», 1999. - 480 с.
10. Жизнь животных. В 7 т. /Гл. ред. В. Е. Соколов. / Под ред. Ю. И. Полянского. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987
11. Станек В. Я. Иллюстрированная энциклопедия животных. Прага, Артия, 1972
12. Станек В. Я. Иллюстрированная энциклопедия насекомых. Прага, Артия, 1972
Электронные пособия:
1. 1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1С», 1998 - 2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
2. Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
3. Федеральное агентство по образованию. Биологические исследования. Методические рекомендации по использованию биологической микролаборатории. - ФГУП «Центр МНТП»
4.Электронное приложение к учебнику (DVD)
27