• Преподавателю
  • Биология
  • Поурочный план по биологии Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры

Поурочный план по биологии Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая.

Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.

Лабораторная работа № 3.

Получение мигательного рефлекса и его торможение.

Номер урока: 16 Тип урока: изучение нового материала

Образовательные: В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения головного мозга, а так же больших полушарий головного мозга. .

Развивающие: Способствовать развитию познавательного интереса к предмету, аналитического и логического мышления, зрительной и звуковой памяти, точности и аккуратности. Умение работать с текстом учебника.

Воспитательные: позитивное отношение к предмету и учёбе, взаимоуважение в коллективе, правильное отношение к общечеловеческим ценностям.

Ход урока:

I. Организационно- мотивационный этап:

Проверить готовность учащихся на урок.

Определить тему и цели урока.

II. Операционно-деятельный этап.

Мозг развивается до 20 лет.

Средняя масса головного мозга составляет 1300-1400г.

От постоянных интеллектуальных, учебных нагрузок нейроны растут, у них формируется большое количество отростков. В результате улучшаются память, внимание, мышление, мировоззрение, и другие процессы высшей нервной деятельности.

Головной мозг состоит из серого(снаружи) и белого(внутри) вещества.

В белом веществе образуется проводящие пути, которые позволяют связывать головной и спинной мозг.

В головном мозге имеется вязкая жидкость, которая выводит продукты обмена и регулирует внутричерепное давление. По мере развития мозга развиваются три отдела: ствол мозга, мозжечок, и большие полушария.

Ствол мозга - к нему относится продолговатый мозг, варолиев мост, средний и промежуточный мозг.

Большие полушария -самый развитый отдел.

Мозг состоит из пяти отделов: большие полушария, продолговатый мозг, задний, средний, промежуточный.

Продолговатый мозг.

Продолжение спинного мозга. Белое вещество расположено снаружи, а серое внутри.

Длина продолговатого мозга 2,5-3 см.

В сером веществе располагаются нервные центры дыхания, сердечной деятельности и пищеварения.

Рефлексы продолговатого мозга:

  • Защитные (чихание, кашель, рвота, слезотечение)

  • Пищевые (сосание, глотание, секреция пищеварительных желез)

  • Сердечно-сосудистые (регуляция работы сердца и сосудов)

  • Дыхательные (вдох и выдох)

Задний мозг.

Состоит из варлиева моста (между продолговатым и средним мозгом) и мозжечка.

Мозжечок.

Над продолговатым мозгом и мостом и смещен в затылочную область. Он имеет кору, состоящую из серого вещества и много извилин. Отростки мозжечка соединяют со всеми отделами головного мозга. Мозжечок поддерживает тонус мышц, сохраняет равновесие тела, координирует движения.

Средний мозг.

Расположен между задним мозгом и промежуточным.

Через средний мозг проходят восходящие и нисходящие проводящие пути. Регулирует тонус мышц.

Промежуточный мозг.

Лежит выше и впереди среднего мозга. Состоит из зрительного бугра и подбугорной области. Регулирует обмен веществ, сердечно-сосудистую деятельность, работу желез внутренней секреции, выделение и сон.

Передний мозг.

Впереди над промежуточным мозгом расположены большие полушария головного мозга. Кора состоит из серого вещества, а внутри расположено белое вещество. Поверхность содержит извилины, ограниченные бороздами. В каждом полушарии располагаются четыре доли: лобную, теменную, височную, затылочную.

Функции:

1.

зрительная зона

2.

слуховая

3.

обонятельная

4.

вкусовая

5.

двигательная

6.

кожно-мышечная чувствительность

7.

регуляция работы всего организма.

III. Контрольно-оценочный этап.

Выполнение лабораторной работы №3:

Тема: «Получение мигательного рефлекса и его торможение»

Цель: на основе получения мигательного рефлекса выяснить действие высших центров мозга на работу низших центров.

Оборудование: интерактивная доска

Ход работы

1.Осторожно прикоснитесь рукой

а) к наружному углу глаза,
б) к внутреннему углу глаза,
в) к ресницам,
г) к бровям,
д) к коже век,

Отметьте те области, раздражение которых вызывает непроизвольное
мигание, знаком «+»

2.Результаты оформите в виде таблицы.

Область

Непроизвольное мигание

к наружному углу глаза

к внутреннему углу глаза

к ресницам

к бровям

к коже век


3.Почему не наблюдается мигательный рефлекс при раздражении некоторых областей?

4. Многократно прикасайтесь к внутреннему углу глаза со стороны носа, не задевая ресниц. Что происходит?

5.Составьте схему рефлекторной дуги мигательного рефлекса.

Укажите функцию каждого звена.

Вывод:
Какое значение имеет мигательный рефлекс?
Это рефлекс условный или безусловный

IV. Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке?

Д/з работа с конспектом, повторить материал о функции спинного и головного мозга.

© 2010-2022