- Преподавателю
- Биология
- Урок биологии по теме Внешнее строение рыб
Урок биологии по теме Внешнее строение рыб
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ипатова Н.В. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Внешнее строение рыб.
Разуму свойственно размышлять,
то есть связывать причины и следствия,
давать ответ на вопрос "почему",
находить в цепи происходящего начала и концы.
Ж. Фабр
Цель:
Образовательные: установить, какие особенности внешнего строения рыб соответствуют условиям жизни в воде.
Воспитательные: воспитывать внимательное и чуткое отношение к природе, формировать целостное представление о мире.
Развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с текстом; развивать коммуникативные навыки.
Здравствуйте, меня зовут Н.В.
Я - ваш путеводитель в водном мире.
-
Стадия вызова
Фрагмент фильма
В водах, покрывающих три четверти поверхности нашей планеты, плавает, ползает, ютится несметное множество живых организмов. Во всех водоемах Земли - от малых прудов до великих океанов - плодятся, растут, живут и умирают мириады рыб. По числу видов они намного уступают насекомым, но по разнообразию форм и размеров - от крохотных рыбок до пятнадцатиметровых чудовищ - с ними не могут сравниться даже и насекомые. По возрасту это самые древние позвоночные животные. Существуют древние рыбы, прошедшие прямой путь эволюции в сотни миллионов лет, - акулы, скаты, миноги, рогозубы.
Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен урок?
Попробуйте сформулировать тему урока…
Я уверена, что многое о рыбах уже вам известно, но все же, как вы думаете, что нового мы можем узнать на сегодняшнем уроке. Какой цели мы постараемся достигнуть в ходе урока?
Цель: Найти взаимосвязь внешнего строения рыб и среды обитания.
Начинаем работу. Составить кластер
Что вы знаете о внешнем строении рыбы?
Слушаем и записываем ответы.
-
Стадия осмысления
Каждая группа получает задание
1 группа.
Задание:
Используя текст учебника или информационный лист, личные знания выделите особенности воды как среды обитания рыб.
2 группа.
Задание:
Прочтите текст и рассмотрите рисунок.
Что вы можете сказать о форме и окраске тела?
Чем отличается окраска спинной стороны тела от окраски брюшной? Объясните почему?
3 группа.
Задание:
Прочтите текст и рассмотрите рисунок.
Найдите отделы тела: голову, туловище, хвост.
Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов тела для жизни рыб?
Рассмотрите плавники. Как они расположены? Сколько их? Установите названия плавников. Подпишите на рисунке названия плавников
4 группа.
Задание:
Прочтите текст и рассмотрите рисунок.
Имеются ли у рыб органы чувств?
Каково их строение?
5 группа.
Задание:
Прочтите текст и рассмотрите рисунок.
Чем покрыто тело рыбы? Каково значение покровов тела для рыб?
Обменяйтесь полученной информацией с участниками других групп. Ваша задача образовать группы таким образом, чтобы в них были участники с эмблемами рыб разного цвета.
-
Рефлексия.
-
Этап.
Давайте вернемся к кластеру. Что мы можем добавить в наш кластер из материала, который вы узнали сегодня на уроке?
Покров тела - слизь и чешуя
Окраска тела
Обтекаемая форма тела
Органы дыхания - жабры, кишечное дыхание
Специализированное зрение
Органы движения - плавники
Особый орган чувств - боковая линия
Вывод: в связи с приспособленностью к жизни в воде у рыб сформировались специальные приспособления: обтекаемая форма тела, чешуя, слизь, жабры, боковая линия. Эти приспособления относительны, так как полезны только в воде. Вне воды рыбы не могут передвигаться, питаться, чувствовать запахи, дышать.
Как вы думаете, использует ли человек знания о приспособленности рыб к условиям среды в своей жизни? Как? Где?
Например, кольчуга. Что она вам напоминает?
Или форма тела рыб? Человек, устраивая свои приспособления для быстрого передвижения в воде, заостряет носы лодок и кораблей.
И таких примеров множество. Существует целая наука, занимающаяся изучением особенностей строения и жизнедеятельности организмов для создания новых приборов, механизмов - бионика.
Наверняка, кто-то из вас в будущем станет ученым - биоником, который используя свои знания о внешнем строении рыбы, сделает открытие в науке: высокоскоростную подводную лодку или космический корабль.
А чтобы вы еще лучше изучили тему урока, дома поработайте с текстом учебника § , стр. и выполните задание № в рабочей тетради.
2 этап.
Подходит к концу наш с вами урок. Мне очень хочется узнать: как вы себя чувствовали на уроке? Как вы поняли материал урока?
У каждого из вас есть жетончик с изображением смайлика.
Вам нужно поместить жетон в той части доски, которая наиболее соответствует состоянию на уроке.
Чувствовал (а) себя комфортно
Чувствовал (а) себя некомфортно