Урок биологии по теме Внешнее строение рыб

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Внешнее строение рыб.

Разуму свойственно размышлять,
то есть связывать причины и следствия,
давать ответ на вопрос "почему",
находить в цепи происходящего начала и концы.

Ж. Фабр

Цель:

Образовательные: установить, какие особенности внешнего строения рыб соответствуют условиям жизни в воде.

Воспитательные: воспитывать внимательное и чуткое отношение к природе, формировать целостное представление о мире.

Развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с текстом; развивать коммуникативные навыки.

Здравствуйте, меня зовут Н.В.

Я - ваш путеводитель в водном мире.

  1. Стадия вызова

Фрагмент фильма

В водах, покрывающих три четверти поверхности нашей планеты, плавает, ползает, ютится несметное множество живых организмов. Во всех водоемах Земли - от малых прудов до великих океанов - плодятся, растут, живут и умирают мириады рыб. По числу видов они намного уступают насекомым, но по разнообразию форм и размеров - от крохотных рыбок до пятнадцатиметровых чудовищ - с ними не могут сравниться даже и насекомые. По возрасту это самые древние позвоночные животные. Существуют древние рыбы, прошедшие прямой путь эволюции в сотни миллионов лет, - акулы, скаты, миноги, рогозубы.

Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен урок?

Попробуйте сформулировать тему урока…

Я уверена, что многое о рыбах уже вам известно, но все же, как вы думаете, что нового мы можем узнать на сегодняшнем уроке. Какой цели мы постараемся достигнуть в ходе урока?

Цель: Найти взаимосвязь внешнего строения рыб и среды обитания.

Начинаем работу. Составить кластер

Что вы знаете о внешнем строении рыбы?

Слушаем и записываем ответы.



  1. Стадия осмысления

Каждая группа получает задание

1 группа.

Задание:

Используя текст учебника или информационный лист, личные знания выделите особенности воды как среды обитания рыб.

2 группа.

Задание:

Прочтите текст и рассмотрите рисунок.

Что вы можете сказать о форме и окраске тела?

Чем отличается окраска спинной стороны тела от окраски брюшной? Объясните почему?

3 группа.

Задание:

Прочтите текст и рассмотрите рисунок.

Найдите отделы тела: голову, туловище, хвост.

Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов тела для жизни рыб?

Рассмотрите плавники. Как они расположены? Сколько их? Установите названия плавников. Подпишите на рисунке названия плавников

4 группа.

Задание:

Прочтите текст и рассмотрите рисунок.

Имеются ли у рыб органы чувств?

Каково их строение?

5 группа.

Задание:

Прочтите текст и рассмотрите рисунок.

Чем покрыто тело рыбы? Каково значение покровов тела для рыб?

Урок биологии по теме Внешнее строение рыб

Обменяйтесь полученной информацией с участниками других групп. Ваша задача образовать группы таким образом, чтобы в них были участники с эмблемами рыб разного цвета.





  1. Рефлексия.

  1. Этап.

Давайте вернемся к кластеру. Что мы можем добавить в наш кластер из материала, который вы узнали сегодня на уроке?

Урок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыб







Покров тела - слизь и чешуя

Окраска тела

Обтекаемая форма тела

Органы дыхания - жабры, кишечное дыхание

Специализированное зрение

Органы движения - плавники



Особый орган чувств - боковая линия







Вывод: в связи с приспособленностью к жизни в воде у рыб сформировались специальные приспособления: обтекаемая форма тела, чешуя, слизь, жабры, боковая линия. Эти приспособления относительны, так как полезны только в воде. Вне воды рыбы не могут передвигаться, питаться, чувствовать запахи, дышать.

Как вы думаете, использует ли человек знания о приспособленности рыб к условиям среды в своей жизни? Как? Где?

Например, кольчуга. Что она вам напоминает?

Или форма тела рыб? Человек, устраивая свои приспособления для быстрого передвижения в воде, заостряет носы лодок и кораблей.

И таких примеров множество. Существует целая наука, занимающаяся изучением особенностей строения и жизнедеятельности организмов для создания новых приборов, механизмов - бионика.

Наверняка, кто-то из вас в будущем станет ученым - биоником, который используя свои знания о внешнем строении рыбы, сделает открытие в науке: высокоскоростную подводную лодку или космический корабль.

А чтобы вы еще лучше изучили тему урока, дома поработайте с текстом учебника § , стр. и выполните задание № в рабочей тетради.

2 этап.

Подходит к концу наш с вами урок. Мне очень хочется узнать: как вы себя чувствовали на уроке? Как вы поняли материал урока?

У каждого из вас есть жетончик с изображением смайлика.

Урок биологии по теме Внешнее строение рыб

Вам нужно поместить жетон в той части доски, которая наиболее соответствует состоянию на уроке.

Чувствовал (а) себя комфортно

Чувствовал (а) себя некомфортно
























































Урок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыб

Урок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыбУрок биологии по теме Внешнее строение рыб



© 2010-2022