- Преподавателю
- Биология
- Программа секции Экосистемы города Борисоглебск
Программа секции Экосистемы города Борисоглебск
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гущина М.И. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «Борисоглебская гимназия №1»
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЭКОСИСТЕМЫ ГОРОДА БОРИСОГЛЕБСК»
Разработана учителем биологии
«МОУ Борисоглебская гимназия №1»
Гущиной М.И. ВКК.
Возраст обучаемых 13-16 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа позволяет юным биологам приобрести навыки исследовательской работы не только с водными экосистемами, но и с другими экосистемами Воронежской области. Углубить и расширить знания о биологических объектах родного края.
Данная программа познакомит юннатов с особенностями разных экосистем, с методиками ведения исследовательской работы на разных ландшафтах Воронежской области, подробнее познакомятся с флорой и фауной и их рациональным использованием.
Программа предусматривает экскурсии в Зоологический музей, ботанический сад, Кунсткамеру в г. Санкт-Петербурге, посещение Краеведческого музея г. Борисоглебска, посещение промышленных предприятий г. Борисоглебска, конезавода в п.Хреновое.
В программе уделяется большое значение охране природных ресурсов и их рациональному использованию. На занятиях предусмотрено широкое использование видеоматериала, изготовление наглядных пособий для последующего использования на уроках биологии.
Актуальность и новизна данной программы заключается в следующем:
Является дополнением к базовой учебной программе, изучаются особенности природы Воронежской области (растения, животные, грибы, особенности охраны природы).
Программа направлена на углубление и расширение экологических знаний, приобретение навыков исследовательской работы,
ЦЕЛИ:
Формирование активной жизненной позиции и биоцентрического мировоззрения на основе развития экологического мышления.
Расширение кругозора и углубление знаний о природе родного края.
Развитие творческих способностей через ЛОТ: исследовательскую, проектную и проблемно-поисковую деятельность.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
расширить кругозор, изучить многообразие живых организмов родного края,
овладение навыками полевых исследований и камеральной обработке материала, сбора и составления коллекций и гербариев.
Развивающие:
развитие логического мышления, творческих способностей, умения сравнивать, анализировать, делать выводы из собственных наблюдений,
Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием, навыки общения общения, ведения экологического мониторинга и биомониторинга.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение и рациональное использование природных ресурсов,
МЕТОДЫ: словесные (лекция, беседа), наглядные (лабораторные и практические работы, видеоматериал, экскурсии), эксперимент.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
«ЭКОСИСТЕМЫ ГОРОДА БОРИСОГЛЕБСК»
№
Тема
Всего
часов
Теоретич.
занятий
Практич.
занятий
1
Общие знакомствос экосистемами России
10
4
6
2
Естественные экосистемы
21
11
10
3
Социоприродные экосистемы
3
1
2
4
Сельскохозяйственные экосистемы
12
3
9
5
Городские экосистемы. Промышленность города
13
4
9
6
Общие вопросы охраны природы
27
8
19
7
Человечество в биосфере
16
3
18
ИТОГО 102 34 68
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Теоретические
Практические
1
1. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЭКОСИСТЕМАМИ РОССИИ.10ч.
1
2
Биоразнообразие и проблема его сохранения видеофильм
1
3-4
Экскурсия в СПб Ботанический сад
2
5-6
Экскурсия в зоологический музей СПб
2
7-8
Экскурсия в Кунсткамеру СПб.
2
9-10
Викторина «ЧТО НОВОГО Я УЗНАЛ О ПРИРОДЕ РОССИИ?»
2
11
2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ. 21ч.
Разнообразие и значение лесных экосистем. (Видеофильм).
1
12-13
Экскурсия «Многообразие лесных экосистем»
2
14-15
Видовой состав растений дубрав, березняков, сосняков, смешенного леса. (работа с определителями).
2
16-17
Видовой состав животных разных экосистем. (работа с определителями).
2
18-19
Видовой состав грибов разных экосистем. (работа с определителями).
2
20
Л/р Изучение организмов различных экологических ниш и их роль в круговороте веществ
1
21
Л/р Лесные экосистемы и влияние на них рекреационных нагрузок.
1
22
Степные экосистемы. Луговые экосистемы. (Видеофильм).
1
23
Болотные экосистемы. Пресноводные экосистемы. (Видеофильм).
1
24-25
Решение экологических задач
2
26-27
Индивидуальные практические занятия.
2
28-29
Экскурсия «Естественные экосистемы г. Борисоглебска»
2
30-31
КЛУБ ЗНАТОКОВ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ
2
32
3. СОЦИОПРИРОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ. 3ч.
Новый участок круговорота жизни - человечество. (Видеофильм).
1
33-34
Индивидуальные практические занятия.
2
35
4. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ. 12ч
Общие представления об агроэкосистемах. Из истории обработки почв.(Презентация)
1
36-37
Из истории введения севооборотов. Животноводство.(Презентация)
2
38
Л/р Оценка экологического состояния почвы
1
39-40
Решение экологических задач
2
41-44
Экскурсия на Хреновской конезавод
4
45-46
Индивидуальные практические занятия
2
47
5. ГОРОДСКИЕ ЭКОСИСТЕМЫ. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ГОРОДА. 13ч.
Загрязнение среды промышленными отходами. (Презентация)
1
48-49
Экология автомобильного транспорта.
Л/р Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта. (Презентация)
1
1
50-51
Растения в городе.
Л/р Изучение фитонцидных растений и их использование в интерьере
1
1
52-53
Квартира как экосистема.
Л/Р Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты
1
1
54-55
ЗАЩИТА ПРОЕКТА «ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ КВАРТИРА»
2
56-57
Индивидуальные занятия
2
58-59
Решение экологических задач
2
60
6. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ. 27ч.
Охрана природы и рациональное природопользование. (Презентация)
1
61
Особо охраняемые территории. Старейшие заповедники России (видеофильм)
1
62-66
Экскурсия в Воронежский заповедник
5
67-68
История появления Красной книги.
Изготовление альбома «Растения и животные Красной книги Воронежской области»
1
1
69-70
Экологический мониторинг.
Л/р Качественная оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников. Л/р Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны.
1
1
71-72
Решение экологических задач
2
73-74
Встреча с участниками полевой практики, проводившие биоиндикацию качества окружающей среды по растениям и животным
2
75
Нетрадиционная энергетика (видеофильм). Энергосбережение. Ресурсосбережение.
1
76
Л/р Оценка экологического состояния воздушной среды
1
77-78
П/р Моделирование механизма «парникового эффекта»
П/р Определение кислотности атмосферных осадков
2
79
Проблема роста народонаселения
1
80-82
Разработка анкеты социологического опроса об отношении к природе.
Проведение социологического опроса населения
3
83-84
Решение экологических задач
2
85-86
Индивидуальные практические занятия
2
87
7.ЧЕЛОВЕК В БИОСФЕРЕ. 16 ч.
П/р Показатели состояния здоровья населения
1
88
П/р Определение питательных веществ, необходимых организму человека (тест)
1
89
П\Р Изучение типологических свойств личности с помощью теста Айзенка.
1
90-92
Стресс как экологический фактор.
П\Р Оценка степени напряжения и степени уверенности в себе.
П\Р Знакомство с методами управления течением стрессовых реакций
1
2
93
Экологические аспекты хронобиоритмологии.
П\Р Определение хронобиологического типа
1
94
Профилактика и коррекция дезадаптаций.
П\Р Методы выполнения цигун-дыхательных упражнений
1
95-96
Индивидуальные практические занятия
2
97-100
Спортивный праздник «В здоровом теле - здоровый дух»
4
101-102
Итоговое занятие
2
ИТОГО
34
6 8
ПО ЗАВЕРШЕНИИ ПРОГРАММЫ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Названия природных объектов различных экосистем г. Борисоглебска.
Естественные и искусственные экосистемы г. Борисоглебска, взаимоотношения организмов внутри этих экосистем, растения и животных Красной книги, обитающих на территории Воронежской области, методики проведения лабораторных и практических работ.
Особенности естественных и агроэкосистем.
Опасные антропогенные агенты воздуха, воды и почвы.
Методики биоиндикации качества окружающей среды по растениям и животным.
Методики сохранения здоровья в стрессовых ситуациях.
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Пользоваться лабораторным оборудованием, проводить лабораторные и практические работы согласно методике, работать с определителем, делать оценку состояния окружающей среди с помощью биоиндикаторов, изготавливать анкеты для тестирования населения, изучать состояние своего здоровья и его сохранять, моделировать экологическую ситуацию.
Пользоваться различными тестами для определения своего хронобиологического типа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М: «АО МДС», 1996.
2. Ашихмина Т.Я. Мониторинг окружающей среды, М: «Агар», 2000.
3.ГубареваЛ.И. и др. Экология человека. М: «ВЛАДОС», 2003.
4. Иванников И.В. Что растет вокруг тебя. М: «Учпедгиз», 1962.
5.Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных. Или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: «Академия холдинг», 2003.
6. Кочеткова Н.И. и др. Редкие беспозвоночные животные. М: «Агропромиздат», 1986.
7.Любимов В.В. Вопросы и ответы. М: «Дрофа», 1995.
8. Машкин С.И. Дендрология Центрального Черноземья. Воронеж: ВГУ, 1971.
9. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. М: «Устойчивый мир», 2000.
10. Нейштадт М.И. Определитель растений. М: «Учпедгиз», 1948
11. Никитский Н.Б., Свиридов А.В. Насекомые Красной книги СССР. М: «Педагогика», 1987.
12. Новиков В.С., губанов И.А. Школьный атлас- определитель высших растений. М: «Просвещение», 1985.
13. Ошмарин А.П.. Ошмарина В.И. Экология. Школьный справочник. Ярославль: «Академия развития» 1998.
14. Печенюк Е.В. Атлас высших водных и прибрежно-водных растений. Воронеж, 2004.
15. Райков Б.Е. Зоологические экскурсии. М: «Топикал», 1994
16. Сабунаев В. Занимательная зоология. Ленинград: «Детская литература», 1976.
17. Травникова В.В. Биологические экскурсии. СПб: «Паритет», 2002.
18. Цвелев Н.Н. Флора Хоперского государственного заповедника. Ленинград: «Наука», 1988.
19. Тихонов А.В. Красная книга России. М: «РОСМЭН», 2002.