Программа секции Экосистемы города Борисоглебск

ПРОГРАММА секции «ЭКОСИСТЕМЫ ГОРОДА БОРИСОГЛЕБСК»   Возраст обучаемых 13-16 лет. Программа позволяет юным биологам приобрести навыки исследовательской работы не только с водными экосистемами, но и с другими экосистемами Воронежской области. Углубить и расширить знания о биологических объектах родного края.       Данная программа познакомит юннатов с особенностями разных экосистем, с методиками ведения исследовательской работы на разных ландшафтах Воронежской области, подробнее познакомятся с фло...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Борисоглебская гимназия №1»


ПРОГРАММА КРУЖКА «ЭКОСИСТЕМЫ ГОРОДА БОРИСОГЛЕБСК»

Разработана учителем биологии

«МОУ Борисоглебская гимназия №1»

Гущиной М.И. ВКК.


Возраст обучаемых 13-16 лет


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа позволяет юным биологам приобрести навыки исследовательской работы не только с водными экосистемами, но и с другими экосистемами Воронежской области. Углубить и расширить знания о биологических объектах родного края.

Данная программа познакомит юннатов с особенностями разных экосистем, с методиками ведения исследовательской работы на разных ландшафтах Воронежской области, подробнее познакомятся с флорой и фауной и их рациональным использованием.

Программа предусматривает экскурсии в Зоологический музей, ботанический сад, Кунсткамеру в г. Санкт-Петербурге, посещение Краеведческого музея г. Борисоглебска, посещение промышленных предприятий г. Борисоглебска, конезавода в п.Хреновое.

В программе уделяется большое значение охране природных ресурсов и их рациональному использованию. На занятиях предусмотрено широкое использование видеоматериала, изготовление наглядных пособий для последующего использования на уроках биологии.

Актуальность и новизна данной программы заключается в следующем:

Является дополнением к базовой учебной программе, изучаются особенности природы Воронежской области (растения, животные, грибы, особенности охраны природы).

Программа направлена на углубление и расширение экологических знаний, приобретение навыков исследовательской работы,

ЦЕЛИ:

Формирование активной жизненной позиции и биоцентрического мировоззрения на основе развития экологического мышления.

Расширение кругозора и углубление знаний о природе родного края.

Развитие творческих способностей через ЛОТ: исследовательскую, проектную и проблемно-поисковую деятельность.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

расширить кругозор, изучить многообразие живых организмов родного края,

овладение навыками полевых исследований и камеральной обработке материала, сбора и составления коллекций и гербариев.

Развивающие:

развитие логического мышления, творческих способностей, умения сравнивать, анализировать, делать выводы из собственных наблюдений,

Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием, навыки общения общения, ведения экологического мониторинга и биомониторинга.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение и рациональное использование природных ресурсов,

МЕТОДЫ: словесные (лекция, беседа), наглядные (лабораторные и практические работы, видеоматериал, экскурсии), эксперимент.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

«ЭКОСИСТЕМЫ ГОРОДА БОРИСОГЛЕБСК»

Тема

Всего

часов

Теоретич.

занятий

Практич.

занятий

1

Общие знакомствос экосистемами России

10

4

6

2

Естественные экосистемы

21

11

10

3

Социоприродные экосистемы

3

1

2

4

Сельскохозяйственные экосистемы

12

3

9

5

Городские экосистемы. Промышленность города

13

4

9

6

Общие вопросы охраны природы

27

8

19

7

Человечество в биосфере

16

3

18

ИТОГО 102 34 68

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема

Теоретические

Практические

1

1. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЭКОСИСТЕМАМИ РОССИИ.10ч.

1


2

Биоразнообразие и проблема его сохранения видеофильм

1


3-4

Экскурсия в СПб Ботанический сад


2

5-6

Экскурсия в зоологический музей СПб


2

7-8

Экскурсия в Кунсткамеру СПб.


2

9-10

Викторина «ЧТО НОВОГО Я УЗНАЛ О ПРИРОДЕ РОССИИ?»

2


11

2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ. 21ч.

Разнообразие и значение лесных экосистем. (Видеофильм).

1


12-13

Экскурсия «Многообразие лесных экосистем»


2

14-15

Видовой состав растений дубрав, березняков, сосняков, смешенного леса. (работа с определителями).

2


16-17

Видовой состав животных разных экосистем. (работа с определителями).

2


18-19

Видовой состав грибов разных экосистем. (работа с определителями).

2


20

Л/р Изучение организмов различных экологических ниш и их роль в круговороте веществ

1

21

Л/р Лесные экосистемы и влияние на них рекреационных нагрузок.


1

22

Степные экосистемы. Луговые экосистемы. (Видеофильм).

1


23

Болотные экосистемы. Пресноводные экосистемы. (Видеофильм).

1


24-25

Решение экологических задач


2

26-27

Индивидуальные практические занятия.


2

28-29

Экскурсия «Естественные экосистемы г. Борисоглебска»


2

30-31

КЛУБ ЗНАТОКОВ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ

2


32

3. СОЦИОПРИРОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ. 3ч.

Новый участок круговорота жизни - человечество. (Видеофильм).

1


33-34

Индивидуальные практические занятия.


2

35

4. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ. 12ч

Общие представления об агроэкосистемах. Из истории обработки почв.(Презентация)

1


36-37

Из истории введения севооборотов. Животноводство.(Презентация)

2


38

Л/р Оценка экологического состояния почвы

1

39-40

Решение экологических задач


2

41-44

Экскурсия на Хреновской конезавод


4

45-46

Индивидуальные практические занятия


2

47

5. ГОРОДСКИЕ ЭКОСИСТЕМЫ. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ГОРОДА. 13ч.

Загрязнение среды промышленными отходами. (Презентация)

1


48-49

Экология автомобильного транспорта.

Л/р Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта. (Презентация)

1

1

50-51

Растения в городе.

Л/р Изучение фитонцидных растений и их использование в интерьере

1

1

52-53

Квартира как экосистема.

Л/Р Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты

1

1

54-55

ЗАЩИТА ПРОЕКТА «ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ КВАРТИРА»


2

56-57

Индивидуальные занятия


2

58-59

Решение экологических задач


2

60

6. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ. 27ч.

Охрана природы и рациональное природопользование. (Презентация)

1


61

Особо охраняемые территории. Старейшие заповедники России (видеофильм)

1


62-66

Экскурсия в Воронежский заповедник


5

67-68

История появления Красной книги.

Изготовление альбома «Растения и животные Красной книги Воронежской области»

1

1

69-70

Экологический мониторинг.

Л/р Качественная оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников. Л/р Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны.

1

1

71-72

Решение экологических задач


2

73-74

Встреча с участниками полевой практики, проводившие биоиндикацию качества окружающей среды по растениям и животным

2


75

Нетрадиционная энергетика (видеофильм). Энергосбережение. Ресурсосбережение.

1


76

Л/р Оценка экологического состояния воздушной среды

1

77-78

П/р Моделирование механизма «парникового эффекта»

П/р Определение кислотности атмосферных осадков


2

79

Проблема роста народонаселения

1


80-82

Разработка анкеты социологического опроса об отношении к природе.

Проведение социологического опроса населения


3

83-84

Решение экологических задач


2

85-86

Индивидуальные практические занятия


2

87

7.ЧЕЛОВЕК В БИОСФЕРЕ. 16 ч.

П/р Показатели состояния здоровья населения


1

88

П/р Определение питательных веществ, необходимых организму человека (тест)


1

89

П\Р Изучение типологических свойств личности с помощью теста Айзенка.


1

90-92

Стресс как экологический фактор.

П\Р Оценка степени напряжения и степени уверенности в себе.

П\Р Знакомство с методами управления течением стрессовых реакций

1

2

93

Экологические аспекты хронобиоритмологии.

П\Р Определение хронобиологического типа

1

94

Профилактика и коррекция дезадаптаций.

П\Р Методы выполнения цигун-дыхательных упражнений


1

95-96

Индивидуальные практические занятия


2

97-100

Спортивный праздник «В здоровом теле - здоровый дух»


4

101-102

Итоговое занятие

2



ИТОГО

34

6 8


ПО ЗАВЕРШЕНИИ ПРОГРАММЫ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

Названия природных объектов различных экосистем г. Борисоглебска.

Естественные и искусственные экосистемы г. Борисоглебска, взаимоотношения организмов внутри этих экосистем, растения и животных Красной книги, обитающих на территории Воронежской области, методики проведения лабораторных и практических работ.

Особенности естественных и агроэкосистем.

Опасные антропогенные агенты воздуха, воды и почвы.

Методики биоиндикации качества окружающей среды по растениям и животным.

Методики сохранения здоровья в стрессовых ситуациях.

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

Пользоваться лабораторным оборудованием, проводить лабораторные и практические работы согласно методике, работать с определителем, делать оценку состояния окружающей среди с помощью биоиндикаторов, изготавливать анкеты для тестирования населения, изучать состояние своего здоровья и его сохранять, моделировать экологическую ситуацию.

Пользоваться различными тестами для определения своего хронобиологического типа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М: «АО МДС», 1996.

2. Ашихмина Т.Я. Мониторинг окружающей среды, М: «Агар», 2000.

3.ГубареваЛ.И. и др. Экология человека. М: «ВЛАДОС», 2003.

4. Иванников И.В. Что растет вокруг тебя. М: «Учпедгиз», 1962.

5.Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных. Или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: «Академия холдинг», 2003.

6. Кочеткова Н.И. и др. Редкие беспозвоночные животные. М: «Агропромиздат», 1986.

7.Любимов В.В. Вопросы и ответы. М: «Дрофа», 1995.

8. Машкин С.И. Дендрология Центрального Черноземья. Воронеж: ВГУ, 1971.

9. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. М: «Устойчивый мир», 2000.

10. Нейштадт М.И. Определитель растений. М: «Учпедгиз», 1948

11. Никитский Н.Б., Свиридов А.В. Насекомые Красной книги СССР. М: «Педагогика», 1987.

12. Новиков В.С., губанов И.А. Школьный атлас- определитель высших растений. М: «Просвещение», 1985.

13. Ошмарин А.П.. Ошмарина В.И. Экология. Школьный справочник. Ярославль: «Академия развития» 1998.

14. Печенюк Е.В. Атлас высших водных и прибрежно-водных растений. Воронеж, 2004.

15. Райков Б.Е. Зоологические экскурсии. М: «Топикал», 1994

16. Сабунаев В. Занимательная зоология. Ленинград: «Детская литература», 1976.

17. Травникова В.В. Биологические экскурсии. СПб: «Паритет», 2002.

18. Цвелев Н.Н. Флора Хоперского государственного заповедника. Ленинград: «Наука», 1988.

19. Тихонов А.В. Красная книга России. М: «РОСМЭН», 2002.

© 2010-2022