Технологическая карта урока для 5 класса Бактерии

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока на тему «Строение и жизнедеятельность бактерий »

Дата 30.11.2015

Тип урока: Урок открытия нового знания

Технология: Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные формы работы

Решаемые проблемы: Чем отличается бактериальная клетка от растительной?

С чем связаны эти отличия? Чем можно объяснить широкое распространение бактерий на нашей планете?

Учебная цель урока: сформировать представление о бактериях; сосредоточить внимание учащихся на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий.

Виды деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами и иллюстрациями; индивидуальное заполнение сводной таблицы об особенностях строения и жизнедеятельности представителей царства Бактерии при опоре на теоретические источники с последующей демонстрацией результатов и взаимопроверкой

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться описывать особенности строения бактериальной клетки; различать формы бактериальных клеток и называть их; объяснять причины широкого распространения бактерий; характеризовать процессы питания, размножения и спорообразования у бактерий; сравнивать способы питания сапротрофных бактерий и бактерий-паразитов; объяснять значение спорообразования в жизни бактерий; выращивать культуру сенной палочки

Метапредметные: Познавательные: работать с различными источниками информации; составлять план и конспект параграфа; проводить сравнение объектов по заданным критериям.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, выполнять задания учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения

Личностные : Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о бактериях как о микроскопических одноклеточных организмах, клетки которых не имеют оформленного ядра.


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Формирование УУД.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Задачи:

- проверить готовность обучающихся к уроку;

- создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок;

- наметить шаги учебной деятельности.

- Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Предлагает учащимся занять свои места, проверить готовность рабочего места.

- оценивает полноту готовности класса и оборудования к уроку; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организует внимание всех учащихся.

-Напоминает учащимся об инструкциях по технике безопасного поведения на рабочем месте, во время проведения лабораторных работ, правилах работы с учебником. Объясняет наиболее важные положения инструкции.

- определяет шаги учебной деятельности; критерии успешности учебной деятельности (лист самооценки)

- Приветствуют учителя.

- Выполняют действия по началу урока согласно Уставу школы (проверяют личную готовность к началу урока)

Отмечают собственную готовность, класса и оборудования к уроку;

- включаются учащихся в деловой ритм;

- определяют шаги своей учебной деятельности;

- изучают критерии успешности учебной деятельности (лист самооценки).

Познавательные УУД: Умеют выделять существенную информацию из Устава школы.

Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД.: Контролируют оценивают себя и товарищей

Личностные УУД.: Получают мотивацию и интерес к уроку, ориентацию на сохранение здоровья

  1. Проверка выполнения домашнего задания

Цель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция.

Задачи:

- проверить правильность выполнения домашнего задания;

- выявить пробелы и наметить пути их устранения.

-Проверяет и корректирует правильность и осознанность выполнения домашнего задания; акцентирует опорные знания учащихся.

- выявляет пробелы и намечает пути их устранения.

-предлагает дополнительные творческие и углубленные задания по теме для учащихся с высокой мотивацией на изучение темы (индивидуально по выбору ученика)

- Дают развернутый ответ на вопросы:

1) Какую функцию выполняет образовательная ткань и где она встречается в растений?

2) Что характерно для клеток механической ткани, с чем это связано?

3) Какова функция проводящих тканей? Как она отражена в особенностях строения клеток проводящей ткани?

4) За что отвечает основная ткань?

- Работают с биологическим рисунком по определению типа ткани растений

- Выполняют проверочную работу и взаимопроверку заданий - тесты (выбор одного правильного варианта из 4, трех вариантов из 6)

- Работают с раздаточными карточками и рабочей тетрадью на печатной основе.

Познавательные УУД: работают с печатным текстом в виде тестов, с иллюстрациями, выделяют главное; дают определения понятий.

Коммуникативные УУД: слушают учителя и одноклассников; строят речевые высказывания в устной форме; выражают свои мысли согласно задачам коммуникации

Регулятивные УУД : выполняют задания учителя по предложенному алгоритму и делают выводы о качестве проделанной работы.

Личностные УУД.: Формируют познавательный интереса к изучению биологии

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель: актуализация опорных знаний необходимых для «открытия нового знания», организация самостоятельного выполнения учащимися пробного учебного действия с фиксацией индивидуального затруднения.

Задачи:

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- зафиксировать затруднения учащихся в выполнении пробного учебного действия;

- определить границы знания и незнания;

- актуализировать опорные знания и изученные способы действий;

- подготовить учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания».

  1. Создает проблемную ситуацию -видеофрагменты: человек заболел, молоко скисло, опавшая листва превратилась в перегной.

  2. Актуализирует опорные знания.

  3. Создаёт условия для выполнения учащимися пробного действия (Лабораторная работа «Рассматривание микропрепарата сенной палочки»).

  4. инструктирует учеников по выполнению действий согласно технике безопасности.

  5. Организует взаимопроверку правильности выполнения работы и заполнение учащимися листа самооценки.


  1. Выдвигают предположение о причинах данных явлений.

  2. Выдвигают предположение о теме, с помощью учителя формулируют тему урока.

  3. Осуществляют актуализацию своего опыта для «открытия нового знания»; определяют границы знания и незнания.

  4. Выполняют пробное учебное действие, с фиксацией затруднений: изготавливают микропрепарат сенной палочки, рассматривают его под микроскопом, зарисовывают в тетради)

  5. Готовятся к изучению нового материала.

Познавательные УУД: изготавливают микропрепарат, настраивают микроскоп, зарисовывают биологический рисунок

Выделяют главное; дают определения понятий.

Коммуникативные УУД: слушают учителя и одноклассников; строят речевые высказывания в устной форме; выражают свои мысли согласно задачам коммуникации, работают в парах;

Регулятивные УУД : организовывают выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делают выводы о качестве проделанной работы; грамотно формулируют вопросы; аргументируют свою точку зрения

Личностные УУД.: Формируют познавательный интерес к изучению биологии

4. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности

Цель: определение места и причины затруднения в пробном учебном действии учащихся, формулировка совместно с учащимися проблемы, цели и задач урока.

Задачи:

- организовать обсуждение с учащимися возникшего затруднения (зафиксировать, какого знания или умения недостаёт для решения исходной задачи, причина затруднения);

- определить и сформулировать проблему;

- создать условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока);

- разработать план учебных действий по достижению цели урока.

- Помогает учащимся выявить и зафиксировать во внешней речи место и причины затруднения при выполнении пробного учебного действия;

  1. - осуществляет совместное целеполагание урока с принятием целей учащимися (определение темы урока); вместе с учащимися формулирует тему урока

- использует приемы и средства для включения учащихся в процесс целеполагания;

- организует деятельность по приему целей учащимися;

- разрабатывает план учебных действий по достижению цели урока (решения проблемы).

- Выявляют и фиксируют во внешней речи место и причины затруднения при выполнении пробного учебного действия: неизвестны многие особенности рассмотренного под микроскопом организма.

- Вместе с учителем определяют тему и цель урока.

- Разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока:

  1. нужно узнать особенности строения бактериальной клетки;

  2. научиться различать формы бактериальных клеток и называть их;

  3. выяснять причины широкого распространения бактерий;

  4. выявить особенности процессов питания, размножения и спорообразования у бактерий;

  5. научиться сравнивать способы питания различных бактерий

  6. узнать, как бактерии переживают неблагоприятные условия

  7. интересно было бы научиться выращивать культуру сенной палочки

Познавательные: работают с различными источниками информации; составляют план изучения объекта; проводят сравнение объектов по заданным критериям.

Регулятивные: определяют цель урока и ставят задачи, необходимые для ее достижения.

Коммуникативные: слушают учителя и одноклассников; грамотно формулируют вопросы; аргументируют свою точку зрения; грамотно формулируют вопросы; аргументируют свою точку зрения

Личностные УУД.: Формируют познавательный интерес и представления о бактериях как о микроскопических одноклеточных организмах, клетки которых не имеют оформленного ядра

5. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Цель: построение проекта выхода из затруднения в пробном учебном действии учащихся и его реализация.

Задачи:

- организовать совместный поиск путей решения проблемы;

- построить совместно с учащимися проект выхода из затруднения, определить алгоритм, шаги по решению проблемы (что необходимо сделать чтобы решить проблему);

- организовать решение проблемной ситуации.

- организовывает совместный поиск путей решения проблемы через заполнение схемы «Что известно? Что неизвестно?»

- строит совместно с учащимися проект выхода из затруднения, определяет алгоритм, шаги по решению проблемы

- организовывает решение проблемной ситуации.

Строят совместный проект выхода из затруднения: (что необходимо сделать, чтобы решить проблему):

1. нужно узнать особенности строения бактериальной клетки;

2. научиться различать формы бактериальных клеток и называть их;

3. выяснять причины широкого распространения бактерий;

4. выявить особенности процессов питания, размножения и спорообразования у бактерий;

5. научиться сравнивать способы питания различных бактерий

6. узнать, как бактерии переживают неблагоприятные условия

7. интересно было бы научиться выращивать культуру сенной палочки








Познавательные УУД: работают различными источниками информации, выделяют главное.

Коммуникативные УУД: слушают учителя и одноклассников; строят речевые высказывания в устной форме; выражают свои мысли согласно задачам коммуникации

Регулятивные УУД : делают выводы о качестве проделанной работы.

Личностные УУД.: Формируют познавательный интерес и представления о бактериях как о микроскопических одноклеточных организмах, клетки которых не имеют оформленного ядра

  1. Реализация построенного проекта

Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия устраняющего причину выявленного затруднения, фиксация нового способа действия в вербальной и знаковой форме и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении всех задач этого типа.

Задачи:

- организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

- организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной (групповой) исследовательской деятельности (новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования);

- организовать ситуацию решения учебной задачи, систематизировать полученную информацию;

- использовать построенный способ действий для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;

- зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

  1. Рассказывает о широком распространении бактерий. Останавливается на особенностях строения бактериальной клетки. Подчеркивает, что бактерии - примитивные одноклеточные организмы, у которых нет оформленного ядра, что они отличаются формой, размерами, способами передвижения. Предлагает рассмотреть бактерии, имеющие разную форму.

(Рассказ сопровождается слайдовой презентацией)

- Организует работу с биологическими рисунками учебника

- организует работу с фрагментами текста учебника по постановке вопросов к прочитанному материалу, по пересказу мини-фрагментов текста, по сравнению иллюстраций и схем учебного текста

-демонстрирует способ выращивания культуры сенной палочки

-Фиксирует новое знание в речи и знаках.

- Слушают учителя, фиксируют возникающие вопросы по ходу рассказа

- рассматривают и отмечают слайды и рисунки учебника, отмечают особенности строения бактериальной клетки;

- учатся различать формы бактериальных клеток и называть их;

-выясняют причины широкого распространения бактерий , отвечая на вопросы и ставя вопросы по прочитанному тексту;

-выявляют особенности процессов питания, размножения и спорообразования у бактерий, читая и пересказывая содержание фрагментов текста;

- сравнивают способы питания различных бактерий по схемам и иллюстрациям учебника

-узнают из текста учебника, как бактерии переживают неблагоприятные условия

-Узнают, как вырастить культуру сенной палочки из анализа демонстрации учителем

Познавательные УУД: работают с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, учатся выделять главное; давать определения понятий.

Коммуникативные УУД: слушают учителя и одноклассников; строят речевые высказывания в устной форме; выражают свои мысли согласно задачам коммуникации

Регулятивные УУД : организовывают выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делают выводы о качестве проделанной работы.

Личностные УУД.: Формируют познавательный интерес и представления о бактериях как о микроскопических одноклеточных организмах, клетки которых не имеют оформленного ядра, понимание значимости микробиологии для развития различных отраслей народного хозяйства и сохранения природы

  1. Первичное закрепление

Цель: закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Задачи:

- организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий (применение знаний в новой ситуации);

- установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать;

- организовать самопроверку (взаимопроверку) учащимися своих решений по эталону;

- повторить и закрепить ранее изученное на уроке.

- Организовывает самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на применение знаний в новой ситуации - заполнение таблицы в рабочей тетради на печатной основе

- устанавливает правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявляет пробелы, неверные представления и корректирует их. Проводит диалог.

- организует взаимопроверку учащимися своих решений по эталону заполненной таблицы на слайде;

- организует повторение и закрепление ранее изученного материала на уроке.

  1. Заполняют таблицу в рабочей тетради на печатной основе, опираясь на вновь полученные знания, с опорой на текст учебника, схемы и биологические рисунки

  2. Выполняют взаимопроверку работ в парах и определяют ошибки друг у друга

  3. Отвечают на вопросы по пройденному материалу на уроке

Познавательные УУД: Учатся заполнять таблицу, работая с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделяют главное; дают определения понятий.

Коммуникативные УУД: слушают учителя и одноклассников; строят речевые высказывания в устной форме; выражают свои мысли согласно задачам коммуникации

Регулятивные УУД : организовывают выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делают выводы о качестве проделанной работы.

Личностные УУД.: Формируют познавательный интерес и представления о бактериях






  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу)

Цель: организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой своих решений по эталону.

Задачи:

- организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий;

- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

- оценить уровень усвоения материала, определить затруднения

Организует самостоятельное выполнение учащимися тестовых заданий на новую тему « Строение и жизнедеятельность бактерий»;

- организует самопроверку учащимися своих решений по тестовым заданиям с выделенным правильным ответом ;

- оценивает уровень усвоения материала, определяет затруднения

- Выполняют тестовые задания на новую тему « Строение и жизнедеятельность бактерий»

- проверяют правильность выполнения тестов по образцу с выделенным правильным ответом. Анализируют причину ошибки

Познавательные УУД: анализируют правильность нового знания, выделяют главное; дают определения понятий.

Коммуникативные УУД: анализируют свой ответ

Регулятивные УУД : объективно контролируют и корректируют собственные ответы, организовывают выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делают выводы о качестве проделанной работы.

Личностные УУД.: Формируют познавательный интерес к изучению бактерий.

  1. Включение в систему знаний и повторение

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного.

Задачи:

- выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

- организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным;

- повторить и закрепить изученное для введения в последующем новых способов действий;

- выявить причины ошибок и наметить пути коррекции.

- Задает вопросы по новому материалу с целью выявить и зафиксировать границы применимости нового знания: работа с биологической схемой-рисунком «Бактерии вокруг нас»

- организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным: составление коллажа из рисунков, на которых изображены бактерии разных групп;

- повторить и закрепить изученное для введения в последующем новых способов действий;

- выявить причины ошибок и наметить пути коррекции.

- обобщают знания об изученном материале. Отвечают на вопросы учителя, выявляя границы применения знаний о бактериях, их строении, жизнедеятельности, способах размножения.

- выявляют и фиксируют границы применимости нового знания; под руководством учителя повторяют термины урока, акцентируя внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий - находят свои ошибки и ошибки товарищей, исправляют их

- применяют новые знания при решении практических задач. составляют схему - коллаж из рисунков, на которых изображены различные бактерии;

Познавательные УУД: анализируют правильность нового знания, выделяютглавное; давать определения понятий.

Коммуникативные УУД: Умение анализировать свой ответ и ответ товарища

Регулятивные УУД : Умение объективно контролировать и корректировать собственные ответы

Личностные УУД.:

Формируют познавательный интерес к изучению бактерий.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками своей собственной деятельности

  1. Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку деятельности

  2. Подводит итоги деятельности на уроке:

  3. Задаёт разноуровневые домашнее задание.

  4. Предлагает закончить заполнение карты самооценки и выставить себе итоговую оценку за работу на уроке.

- соотносят цель и результаты, фиксируют степень их соответствия, намечают дальнейшие цели деятельности; фиксируют новое знание, подводят итог работы

- используют приемы рефлексии;

- проводят анализ достижения цели урока;

- Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; проводят рефлексия деятельности по предложенным критериям успешности (заполняют лист самооценки).

Познавательные УУД: обобщают; делают выводы используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД: выражают свои мысли согласно задачам коммуникации

Регулятивные УУД : осуществляют самооценку учебной деятельности на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные УУД.: Формируют познавательный интерес к изучению бактерий

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задачи:

- закрепить изученный учебный материал;

- сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;

- проверить понимание выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности с которыми могут столкнуться учащиеся;

- побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся;

- объявить критерии оценки домашнего задания;

- обеспечить дифференцированность домашнего задания (по выбору).

- сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;

- производит разбор по выполнению домашнего задания, указывает на трудности с которыми могут столкнуться учащиеся;

- объявляет критерии оценки домашнего задания;

- представляет домашнее задание по выбору

- Выбирают уровень для выполнения домашнего задания согласно собственным притязаниям и уровню усвоения знаний

Познавательные УУД: используют свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД: анализируют ь свои притязания

Регулятивные УУД: осуществляют самооценку учебной деятельности на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные УУД.: развивают познавательный интерес к изучению бактерий, осознают практическую значимости учебного материала.



© 2010-2022