• Преподавателю
  • Биология
  • Методическая разработка сценария к итоговому занятию по элективному курсу «Генетика» для 8 класса

Методическая разработка сценария к итоговому занятию по элективному курсу «Генетика» для 8 класса

Сценарий сказки предлагается как итоговое занятие курса и как реклама курса для группы обучающихся. Генетики, ученики 8-х классов, помогают сказочным героям справиться с житейскими проблемами, объясняя их с научной точки зрения.Курс «Генетика» введен как предметно-ориентированный элективный курс (8 часов – одна четверть) с целью расширения и углубления знаний по биологии и предпрофильной подготовки обучающихся. Решение задач по генетике развивает у школьников логическое мышление и позволяет г... ВВЕДЕНИЕ Раздел «Генетика» в курсе «Общая биология» является одним из самых сложных для понимания. Облегчению усвоения этого раздела способствует элективный курс «Решение задач по генетике». Курс вводится для учащихся 8-х классов с целью расширения и углубления знаний и предпрофильной подготовки. Программа курса создает условия для подготовки к выбору экзамена и участию в олимпиаде; учитывается обязательный минимум содержания основного общего биологического образования. Решение задач развивает у школьник... 1.Введение: генетика как наука. Правила оформления задач. 2.Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. 1 закон Менделя – закон единообразия первого поколения. 3.Практическая работа по решению задач на 1 закон Менделя. 4.2 закон Менделя – закон расщепления. 5.Практическая работа по решению задач на 2 закон Менделя. 6.Наследование групп крови. Решение задач. 7.Наследственные заболевания. Встреча с врачом акушером-гинекологом. 8.Обобщение знаний. Решение задач. Методическая разработка сценария итогового занятия в 8 классе по элективному курсу «Генетика» предлагается как обобщение знаний курса и как реклама курса для следующей группы обучающихся. Генетики, ученики 8-х классов, помогают сказочным героям – жителям царства «Лисляндия» справиться с житейскими проблемами, объясняя их с научной точки зрения. Форма проведения занятия: сказка Цель: подвести итог курсам по теме «Генетика» Задачи: Обучающие: • применить знания законов генетики при решении задач  Развивающие: • способствовать развитию познавательного интереса к предмету, к своему здоровью • учить делать выводы, обобщения, анализ Воспитывающие: • вызвать положительные эмоции Методы: Словесные: сказка Наглядные: демонстрация результатов решения задач Практические: решение задач Материалы к уроку: сценарий сказки, костюмы и реквизит, карточки с задачами ТСО: магнитофон Учитель выступает в роли координатора и помощника. Ожидаемый результат занятия – желание у учеников 8 классов - пройти элективный курс. Ожидаемый результат курса - правильное решение задач обучающимися. Сценарий к защите элективных курсов по генетике Действующие лица: Ведущие - сваха и повитуха, царь, царица, три принцессы, три принца, пастухи "Сваха и повитуха: • Сегодня мы вам вместе • Здесь кое-что покажем. • Возможно, это сказка, • А может быть, и быль. • Хотите, не хотите ли, • Но мы вам всё расскажем. • А вы решайте сами, • Что правда, а что пыль!!! "(пустить пыль в глаза) Музыкальная заставка из «Пластилиновой вороны». "Сваха: В некотором царстве, в некотором государстве «ЛИСЛЯНДИЯ» жили-были царь с царицей, и было у них три дочери, три девицы красоты неписаной. Но судьба ожидала их незавидная, ох незавидная. Две дочки вышли замуж по любви, третья ещё только собралась. Но вот тут-то и начались их злоключения… Сцена первая, дубль первый "Повитуха: (царевна Елена стоит с ребёнком на руках, царь на троне, схватившись за голову) Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь. Не ребёнка, не лягушку, А неведому зверушку. Волос чёрен, тёмен глаз Будто кто-то сглазил вас. В общем, смотрит из пелёнок Натуральный негритёнок. Ах, какое в царстве горе! Будет казнь, наверно, вскоре За неверность, за измену ... Царевна Елена: Если есть средь вас герой, Объясните, что со мной? Сцена вторая, дубль первый "Сваха: (Принц в раздумьях, Анна ломает руки). Тут беда стряслась другая: Дочка царская вторая Замуж, было, собралась, Да случилась тут напасть. Умер дядюшка у Анны. Смерть казалась очень странной Объяснили лекаря – ге-ге-мо-мо-фи-ли-я Видно, царская болезнь, Здесь простому не пролезть. Так о чём же это я, Ох, беда у ... "Принц: Так поженимся, иль нет? Дайте нам скорей совет! Сцена третья, дубль первый "Царица: Ой, бяда, бяда, бяда Вся завяла лебяда. Муж грозит жене разводом Пропадет Наталия. Муженек её удумал (Видно, очень долго думал!) Кровь проверить у младенца - Разболелось моё сердце! Уж ему все толковали: «На тебя похож наш барин – Глазки, носик, цвет волос…» Он кричит: Принц, муж Наталии: «Один вопрос Разве так, друзья, бывает Кровь у нас не совпадае... Сцена четвёртая, дубль первый "Царь: «Беда не ходит по одной,» - Сказал один мудрец Они пришли к нам всей толпой, Чтоб раздавить вконец. Овечки серые у нас Вдруг стали умирать Доходов от каракуля Нам больше не видать! Каракуль серый нам давал И славу и богатство. Скажите, что же делать нам? Как от беды спасаться? Один мудрец нам дал совет «Овечек вы скрестите». И д... Сцена пятая, дубль первый Все в лисьих мехах. "Царица: Ферма есть у нас большая, Там разводят рыжих лис. Но стряслась беда такая – Кто-то выпустил всех их. (Разбросать рыжих лис – игрушки) Знаю, хочется злодею Всех их вывезть за кордон. За границей осмелеет – Скрещивать начнёт их он. Нужен этому злодею Лисий мех под серебро. Как же он, друзья, сумеет Рыжий сделать серебром? "Фермеры: • Чудо бык у нас есть в царстве. • Черный, крепкий, племенной. • Бык сей – гордость государства, • А расклад у нас такой. • Если он скрестился с тёлкой • Черной масти, что и бык • Сын их тоже будет черным • Но и красным может быть. • Это чудо, прямо чудо! • Это чудо из чудес!!! • В гости ждать учёных буду, • Понаедут с разных мест. • Пусть расскажут, надоумят, • Чудо это иль напасть? • Просветят, какая всё же • У детей должна быть масть? Музыкальная заставка «Всё будет хорошо!» "Повитуха: И тут пришли генетики Из МБОУ СОШ 1 Решили все задачи, Развеяли секрет! "Учащиеся 8-х классов объясняют ситуации, решая задачи – см.ПРИЛОЖЕНИЕ Музыкальная заставка «Всё будет хорошо!» Учитель биологии: Тут и сказочке конец! А кто понял, молодец! Всё будет хорошо в царстве «Лисляндия»! • Овцы больше не умирают, их умело скрещивают! • Бык даёт потомство разной масти, и это все воспринимают как само собой разумеющееся! • Соседнее государство «Страусляндия» процветает на производстве серебристого лисьего меха, но и это хорошо, так как принц Анны, оказался из этого царства, и доходы их объединились • Честь Наталии защищена, мир и согласие в царской семье! • У Елены, тоже, совет да любовь. Почему? Узнаете! • А Анна готовиться к свадьбе, богатой свадьбе! И у неё всё хорошо! Я это знаю! А вы узнаете на генетике, теперь уже в 9 классе! До встречи! Ученики 8-х классов: Генетика – наука Класса самых важных, Так как требует она опытов отважных. Как скрестить? Кого и с кем? Знаем мы и сами, Но учиться этому Будем вместе с Вами!
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

города Климовска Московской области





Методическая разработка элективного занятия


Сценарий итогового занятия в 8 классе

по курсу

«Генетика»





Подготовила и провела:

учитель биологии

Орлова

Елена Александровна






Климовск - 2013



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3-4 с.

Основная часть 5-10 с.

Заключение 11с.

Список литературы 12 с.

Приложение 13 с.























ВВЕДЕНИЕ

Раздел «Генетика» в курсе «Общая биология» является одним из самых сложных для понимания. Облегчению усвоения этого раздела способствует элективный курс «Решение задач по генетике». Курс вводится для учащихся 8-х классов с целью расширения и углубления знаний и предпрофильной подготовки. Программа курса создает условия для подготовки к выбору экзамена и участию в олимпиаде; учитывается обязательный минимум содержания основного общего биологического образования. Решение задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет глубже понять основные термины генетики. Практический материал основан на реальных примерах из области генетики растений, животных и человека, что позволяет закрепить знания ранее изученных курсов биологии: ботаники, зоологии, анатомии человека. Курс рассчитан на 8 часов (1 час в неделю) и дает возможность всем восьмиклассникам, по желанию, пройти его:

1.Введение: генетика как наука. Правила оформления задач.

2.Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. 1 закон Менделя - закон единообразия первого поколения.

3.Практическая работа по решению задач на 1 закон Менделя.

4.2 закон Менделя - закон расщепления.

5.Практическая работа по решению задач на 2 закон Менделя.

6.Наследование групп крови. Решение задач.

7.Наследственные заболевания. Встреча с врачом акушером-гинекологом.

8.Обобщение знаний. Решение задач.





Методическая разработка сценария итогового занятия в 8 классе по элективному курсу «Генетика» предлагается как обобщение знаний курса и как реклама курса для следующей группы обучающихся. Генетики, ученики 8-х классов, помогают сказочным героям - жителям царства «Лисляндия» справиться с житейскими проблемами, объясняя их с научной точки зрения.

Форма проведения занятия: сказка

Цель: подвести итог курсам по теме «Генетика»

Задачи:

  • Обучающие:

  • применить знания законов генетики при решении задач

  • Развивающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса к предмету, к своему здоровью

  • учить делать выводы, обобщения, анализ

  • Воспитывающие:

  • вызвать положительные эмоции

Методы:

Словесные: сказка

Наглядные: демонстрация результатов решения задач

Практические: решение задач

Материалы к уроку: сценарий сказки, костюмы и реквизит, карточки с задачами

ТСО: магнитофон

Учитель выступает в роли координатора и помощника.

Ожидаемый результат занятия - желание у учеников 8 классов - пройти элективный курс.

Ожидаемый результат курса - правильное решение задач обучающимися.

Сценарий к защите элективных курсов по генетике



Действующие лица:

Ведущие - сваха и повитуха, царь, царица, три принцессы, три принца, пастухи

Сваха и повитуха:

  • Сегодня мы вам вместе

  • Здесь кое-что покажем.

  • Возможно, это сказка,

  • А может быть, и быль.

  • Хотите, не хотите ли,

  • Но мы вам всё расскажем.

  • А вы решайте сами,

  • Что правда, а что пыль!!!

(пустить пыль в глаза)

Музыкальная заставка из «Пластилиновой вороны».

Сваха:

В некотором царстве, в некотором государстве «ЛИСЛЯНДИЯ» жили-были царь с царицей, и было у них три дочери, три девицы красоты неписаной. Но судьба ожидала их незавидная, ох незавидная. Две дочки вышли замуж по любви, третья ещё только собралась. Но вот тут-то и начались их злоключения…

Сцена первая, дубль первый

Повитуха: (царевна Елена стоит с ребёнком на руках, царь на троне, схватившись за голову)

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь.

Не ребёнка, не лягушку,

А неведому зверушку.

Волос чёрен, тёмен глаз

Будто кто-то сглазил вас.

В общем, смотрит из пелёнок

Натуральный негритёнок.

Ах, какое в царстве горе!

Будет казнь, наверно, вскоре

За неверность, за измену

Царь казнит свою Елену.

Царевна Елена:

Если есть средь вас герой,

Объясните, что со мной?

Сцена вторая, дубль первый

Сваха: (Принц в раздумьях, Анна ломает руки).

Тут беда стряслась другая:

Дочка царская вторая

Замуж, было, собралась,

Да случилась тут напасть.

Умер дядюшка у Анны.

Смерть казалась очень странной

Объяснили лекаря -

ге-ге-мо-мо-фи-ли-я

Видно, царская болезнь,

Здесь простому не пролезть.

Так о чём же это я,

Ох, беда у нас, друзья.

Принц возьмёт ли нашу Анну?

Муж-женою они станут?

Он единственный сынок,

Ему деток нужно в срок

Наша Анна обещает,

Что исправно нарожает,

Но царевич в думу впал,

Торопиться не желал.

Принц:

Так поженимся, иль нет?

Дайте нам скорей совет!



Сцена третья, дубль первый

Царица:

Ой, бяда, бяда, бяда

Вся завяла лебяда.

Муж грозит жене разводом

Пропадет Наталия.

Муженек её удумал

(Видно, очень долго думал!)

Кровь проверить у младенца -

Разболелось моё сердце!

Уж ему все толковали:

«На тебя похож наш барин -

Глазки, носик, цвет волос…»

Он кричит:

Принц, муж Наталии:

«Один вопрос

Разве так, друзья, бывает

Кровь у нас не совпадает?»

Сваха:

А тем временем на фермах Лисляндии…

Сцена четвёртая, дубль первый

Царь:

«Беда не ходит по одной,» -

Сказал один мудрец

Они пришли к нам всей толпой,

Чтоб раздавить вконец.

Овечки серые у нас

Вдруг стали умирать

Доходов от каракуля

Нам больше не видать!

Каракуль серый нам давал

И славу и богатство.

Скажите, что же делать нам?

Как от беды спасаться?

Один мудрец нам дал совет

«Овечек вы скрестите».

И дайте нам скорей ответ

«Как сделать побыстрее!»

Сцена пятая, дубль первый

Все в лисьих мехах.

Царица:

Ферма есть у нас большая,

Там разводят рыжих лис.

Но стряслась беда такая -

Кто-то выпустил всех их.

(Разбросать рыжих лис - игрушки)

Знаю, хочется злодею

Всех их вывезть за кордон.

За границей осмелеет -

Скрещивать начнёт их он.

Нужен этому злодею

Лисий мех под серебро.

Как же он, друзья, сумеет

Рыжий сделать серебром?

Фермеры:

  • Чудо бык у нас есть в царстве.

  • Черный, крепкий, племенной.

  • Бык сей - гордость государства,

  • А расклад у нас такой.

  • Если он скрестился с тёлкой

  • Черной масти, что и бык

  • Сын их тоже будет черным

  • Но и красным может быть.

  • Это чудо, прямо чудо!

  • Это чудо из чудес!!!

  • В гости ждать учёных буду,

  • Понаедут с разных мест.

  • Пусть расскажут, надоумят,

  • Чудо это иль напасть?

  • Просветят, какая всё же

  • У детей должна быть масть?

Музыкальная заставка «Всё будет хорошо!»

Повитуха:

И тут пришли генетики

Из МБОУ СОШ 1

Решили все задачи,

Развеяли секрет!

Учащиеся 8-х классов объясняют ситуации, решая задачи - см.ПРИЛОЖЕНИЕ

Музыкальная заставка «Всё будет хорошо!»





Учитель биологии:

Тут и сказочке конец! А кто понял, молодец!

Всё будет хорошо в царстве «Лисляндия»!

  • Овцы больше не умирают, их умело скрещивают!

  • Бык даёт потомство разной масти, и это все воспринимают как само собой разумеющееся!

  • Соседнее государство «Страусляндия» процветает на производстве серебристого лисьего меха, но и это хорошо, так как принц Анны, оказался из этого царства, и доходы их объединились

  • Честь Наталии защищена, мир и согласие в царской семье!

  • У Елены, тоже, совет да любовь. Почему? Узнаете!

  • А Анна готовиться к свадьбе, богатой свадьбе! И у неё всё хорошо! Я это знаю!



А вы узнаете на генетике, теперь уже в 9 классе!

До встречи!

Ученики 8-х классов:

Генетика - наука

Класса самых важных,

Так как требует она опытов отважных.

Как скрестить?

Кого и с кем?

Знаем мы и сами,

Но учиться этому

Будем вместе с Вами!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Интерес к учебе есть только там,

где есть вдохновение,

рождающееся от успеха.

(ВА.Сухомлинский)

В результате совместной работы над постановкой, сотворчества и содружества между учителем и учениками ситуация успеха обычно обеспечена. Сказка сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном, а значит поддерживается и интеллектуальный фон занятия и развивается познавательный интерес, и работает главный принцип всей моей педагогической деятельности:

УМетодическая разработка сценария к итоговому занятию по элективному курсу «Генетика» для 8 классаМетодическая разработка сценария к итоговому занятию по элективному курсу «Генетика» для 8 классачёба успех вдохновение

Методическая разработка сценария к итоговому занятию по элективному курсу «Генетика» для 8 классаМетодическая разработка сценария к итоговому занятию по элективному курсу «Генетика» для 8 класса

интерес















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Беляев Д.К.«Общая биология», учебник для 10-11 кл., М: «Просвещение», 2009 год

2.Ватти К.В. «Руководство к практическим занятиям по генетике». М: «Просвещение»,1979 год.

3.Дубравина Н.В. «Сборник задач по генетике», Иваново, 2003 год.

4.Крестьянинов В.Ю. «Сборник задач по генетике с решениями», Саратов «Лицей», 1998 год.

5.Курючкин В.А. «Генетика», Иваново, ИвГУ, 1999 год.

6.Лобанов А.М. «Сборник задач и упражнений по генетике», г. Иваново,2002 год.

8.Муртазин Г.М. «Задачи и упражнения по общей биологии», М: «Просвещение», 1972 г.

9.Полянский Ю.И. «Общая биология», учебник для 10-11 кл., М: «Просвещение»,1986 год.























ПРИЛОЖЕНИЕ

Задачи

1.Мужчина с 4 группой крови возбудил уголовное дело. У него родился сын с 2 группой крови, жена имеет 1 группу крови. Он считает, что ребёнка подменили, т.к. он не имеет 1 или 4 группы крови, как у родителей. Каковы будут результаты экспертизы?

2.Серебристый мех лис ценится дороже рыжего.

На ферме кто-то открыл клетки, лисы разбежались. Как распределить по клеткам рыжих лис чистопородных и нечистопородных?

Через границу «Лисляндии» вывоз серебристых лис запрещен. Как поступит хитрый контрабандист?

3.Серый каракулевый мех (ширази) красивее и ценится дороже, чем черный каракуль.

Каких овец по окраске экономически выгоднее скрещивать, чтобы получить как можно больше серых и черных ягнят, если известно, что гомозиготные особи (АА) умирают из-за недоразвития желудка.

4.Какой на ферме бык-производитель Мишка - чистопородный или нет?

Известно, что при скрещивании его с красной коровой Зорькой, теленок был черный, при скрещивании с черной Смолкой, теленок - черный, а при скрещивании с черной Ночкой, теленок - красный. Укажите генотипы всех животных. Доминирует черная окраска.

Ответы:

1. Мужчина не прав, дети группу крови в данной семье унаследовать не могут. Наследуются гены, а группы крови будут 2 или 3.

2.Контрабандист должен вывезти гетерозиготных рыжих лис (Аа).

3.Лучше скрещивать овец серых Аа и черных аа.

4.Бык нечистопородный (Аа).

13


© 2010-2022