• Преподавателю
  • Биология
  • Занятие для студентов 1 курса по биологии «Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой»

Занятие для студентов 1 курса по биологии «Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой»

Цель: Рассмотреть особенности науки экологии, ее цели и задачи, изучить понятия «среда обитания», «экологические факторы», их значение в жизни организмов   Задачи: 1.     Продолжить формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций у обучающихся через выполнение эвристических и творческих заданий 2.     Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формулировать определение ключевых понятий темы 3.     Воспитание чувства ответственности за свое будущее и буду...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие для студентов 1 курса по биологии

«Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой»

Составитель: преподаватель общеобразовательных дисциплин Усть-Илимского филиала ГБПОУ «Иркутский энергетический колледж» Е.И.Панов

Цель: Рассмотреть особенности науки экологии, ее цели и задачи, изучить понятия «среда обитания», «экологические факторы», их значение в жизни организмов

Задачи:

  1. Продолжить формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций у обучающихся через выполнение эвристических и творческих заданий

  2. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формулировать определение ключевых понятий темы

  3. Воспитание чувства ответственности за свое будущее и будущее своей страны через осознание значимости рационального использования природных ресурсов, бережное отношение к окружающей среде

Технология, используемая на занятии: диалогового взаимодействия

Учитель: Здравствуйте, ребята, в начале занятия я хочу предложить Вам непростое задание. На доске для каждого ряда представлены по одной пословице, но порядок слов в них нарушен. Вам необходимо постараться понять смысл пословиц и выстроить правильно слова. Затем представители каждого ряда озвучат результат своей работы. Время выполнения задания - 10 минут.

1 ряд - Кто землю лелеет - того земля жалеет

2 ряд - Без хозяина земля - круглая сирота

3 ряд - Накормишь землю - она накормит тебя

(варианты ответов учащихся)

Учитель: Молодцы, справились с заданием. Как вы думаете, о чем эти пословицы нам говорят? Вспомните, какая наука изучает Землю и всех ее обитателей? Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

Сегодня мы поговорим об экологии.

Давайте поставим цель занятия - Рассмотреть особенности науки экологии, ее цели и задачи, изучить понятия «среда обитания», «экологические факторы», их значение в жизни организмов.

Следующее задание - запишите в тетрадь слово экология и на каждую букву предложите существительное или прилагательное, относящееся к теме занятия

Э

-

эстетика, экономика

К

-

красота, качество

О

-

общее

Л

-

лучшее

О

-

отношение

Г

-

гармония

И

-

изучение, изменение

Я

-

я - человек, я - личность, ясность, яркое

Учитель: Запишите, пожалуйста, в тетрадь определение. Экология - наука, изучающая взаимодействия организмов с окружающей средой и друг с другом (oicos - гр. дом, жилище, среда обитания; logos - гр. учение, слово).

Впервые термин «экология» предложен в 1866 году немецким ученым Эрнстом Геккелем. Подумайте и скажите, что изучает наука «экология»?

Экология изучает:

- воздействие окружающей среды на растительные и животные организмы, популяции, виды и экосистемы;

- взаимодействия живых организмов друг с другом;

- структуру популяций и механизмы, определяющие численность особей в них;

- продуктивность экосистем и закономерности их функционирования;

- влияние экологических факторов на человека и воздействие человека на другие организмы, популяции, виды, и экосистемы.

Третье задание - попробуйте самостоятельно сформулировать определение понятий:

1) среда обитания

2) экологические факторы (компоненты среды)

Время на выполнение задания - 10 минут.

Среда обитания - это часть природы, которая окружает живые организмы и оказывает на них прямое или косвенное воздействие.

Экологические факторы - любые компоненты среды, способные оказывать влияние на организмы.

Учитель: Сейчас мы немного отвлечемся и проведем интеллектуальную эстафету. Прошу Вас построиться в проходах между рядами в 2 команды. Задание вы будете выполнять по очереди. Первый участник подходит к доске и на обратной стороне, чтобы не было видно соперникам, пишет название среды обитания, второй участник ниже пишет один пример живого существа - представителя данной среды обитания, третий участник - пример приспособления, которым он обладает и так далее. Через 10 минут после команды «на старт» мы завершим эстафету. Победит та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Готовы, начинаем.

Пятое задание - на доске расположены карточки. Вам необходимо классифицировать (распределить на группы) представленные понятия. Время на выполнение задания - 15 минут.

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенные факторы

Живая природа

Неживая природа

Деятельность человека

Вода

Свет

Температура

Давление

Пища

Цепочки питания

Хищничество

Конкуренция

Паразитизм

Симбиоз

Выбросы промышленных предприятий

Истребление животных и растений

Истощение природных ресурсов

Эрозия почв

Техногенные аварии и катастрофы

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенные факторы

Неживая природа

Живая природа

Деятельность человека

Вода

Свет

Температура

Давление

Пища

Цепочки питания

Хищничество

Конкуренция

Паразитизм

Симбиоз

Выбросы промышленных предприятий

Истребление животных и растений

Истощение природных ресурсов

Эрозия почв

Техногенные аварии и катастрофы

Учитель: Кто желает пойти к доске и предложить свой вариант распределения на группы? Ребята, вы все согласны с предложенным вариантом, может ли кто-то дополнить или поправить? А сейчас посмотрите в тетрадях, у всех получилось также, если нет, исправьте, пожалуйста.

Шестое задание - каждому ряду необходимо охарактеризовать влияние того, или иного фактора на живые организмы. Время на выполнение - 10 минут.

1 ряд - абиотические факторы

2 ряд - биотические факторы

3 ряд - антропогенные факторы

Учитель: Давайте вернемся к цели занятия. Как вы считаете, цель достигнута? Какие выводы можно сделать по итогам занятия?

В завершении я хочу прочитать вам стихотворение Николая Старшинова «Давайте сохраним».

«Давайте сохраним»

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.

Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.

Давайте сохраним
На стрежнях - осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях - тигра.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.

Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!

Домашним заданием для вас будет самостоятельная работа студента №6 «Анализ последствий деятельности человека в окружающей среде, воздействия производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду», которую вы можете скачать на нашем сайте в разделе «студенту».

Благодарю за работу.

5


© 2010-2022