Обобщение опыта по теме Деятельностный подход на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кадырова А.Н.

среднее полное (общее) образование

Ординский район, с. Орда


ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Великий Конфуций говорил: "Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете". Считаю, что практическая и самостоятельная познавательная деятельность является наиболее реальным путем достижения результата. В практике работы наиболее широко применяю деятельностный подход, развивающее обучение, компетентностный подход. Использую исследовательский, проблемный, метод проектов.

Деятельностный подход ориентирован на способность к изменению, личностной динамике. Это, прежде всего, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию.

В своей системе я сделала упор на развитие интеллектуальных умений: сравнение, обобщение, умение работать по алгоритму, делать выводы. Лабораторные и практические работы составляются разноуровневые. Сильные ученики ставят цели работы, выполняют её, делают выводы самостоятельно. Слабые - сначала делают это с опорой на подсказки, а потом более самостоятельно.

С целью развития коммуникативных навыков многие работы проводятся в форме групповых или в парах. Ребята выполняют задание, рассказывают о проделанной работе, анализируют результаты и делают выводы.

Актуальное требование к современному уроку биологии включение в урок элементов практической направленности учащихся, связь изучаемого материала с жизнью, с практикой сельского хозяйства, Например, даются задание осуществить посев проросших семян. И долгое время они наблюдают за ростом растения, отвечают на всё те же вопросы «Зачем? Почему? В чем причина?», анализируют результаты, делают выводы. Разработанный мною элективный курс « Биология в профессиях» для учащихся 9 классов носит практико-ориентированный характер.

При выполнении лабораторных практических работ по биологии использую дифференцированный подход. Мною разработаны лабораторные работы разного уровня сложности. На 1-ом уровне сложности объём работы меньше, на 2-ом - более высокий, объём работы больше, на 3-ем - самый высокий - включает больше заданий или повышена сложность. Использую разноуровневые проверочные работы, в которых каждое задание даётся в трёх уровнях сложности

Графический диктант - одна из форм опроса, широко используемая мной на уроках. Каждый графический диктант строится по принципу «верно ли утверждение»? Графические диктанты можно проводить в начале урока, как для всего клас­са, так и для отдельной группы учащихся (это зависит от изучаемой темы, уровня подготов­ленности класса и других причин).

Выражать новое знание можно в виде опорных слов, сигналов, конспектов. При изучении следующих тем: « Популяция», « Эволюционное учение», « Вид» составляем денотатный граф, это способ предлагает вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся в качестве инструмента полезны синквейны. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Кроме формулировки и опорных сигналов существует еще один способ выражения и реализации нового знания через авторское творчество. Данные задания чаще даю на дом (с целью экономии времени на уроке) и не обязательно всем ученикам, а по желанию. Конкретными формами являются: метафоры, загадки, стихотворения, сказки, рассказ, представление, репортаж, интервью и т. д. Привожу задания на дом по теме «Рыбы» (составьте страницу энциклопедии о рыбах с выделением существенных признаков этого класса, проведите репортаж специальных корреспондентов с выставки «В гостях у Нептуна», напишите рассказ на тему: «Один день из жизни рыб»).

Применение компьютера на уроке может быть самым разнообразным, преследовать разные цели - ознакомление с наиболее интересными фактами, совершение заочных экскурсий, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, прослушивание голосов птиц и т.д. В моей копилке есть диски, разработанные мною презентации, интерактивные уроки конструированные в программе Smart Notebook.

Исследовательская деятельность учеников становится еще более актуальной в свете стратегии развития Пермского региона, который, по мнению губернатора Пермского края, должен в перспективе стать одним из научно-образовательных центров России. Обучение учащихся исследовательской деятельности имеет свою педагогическую специфику. Зачастую в школах в исследовательской работе ученики лишь участвуют, деятельность ребят сводится к подготовке рефератов или иных текстов исследовательских работ. Учащиеся не осваивают (или осваивают частично) методы практического исследования, исследовательские темы задает учитель. Однако именно умение применять навыки исследовательского поведения, способность порождать и задавать исследовательский вопрос, опыт постановки таких вопросов, делает учащегося субъектом исследовательской деятельности, тем человеком, который в последствии сможет проводить исследования самостоятельно. Программа авторского курса « Братья наши меньшие» нацелена на формирование навыков наблюдения за объектами живой природы, публичного представления результатов наблюдения. Навыки наблюдения и постановки исследовательского вопроса строятся на материале, доступном и интересном ученикам 5 класса. Объектами наблюдений выступают домашние животные.

Разнообразные формы деятельности на уроках биологии, в том числе и с использованием информационных технологий, позволяют формировать ученикам личный опыт - опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, жизни, которое необходимо в современном быстро меняющемся мире.

© 2010-2022