- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка. Рабочая программа по биологии
Методическая разработка. Рабочая программа по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Родионова Н.Ю. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
|
|
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
биология
2015
Программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Братский политехнический колледж»
Разработчик: Разработчик: Родионова Н.Ю.., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ИО «БрПК».
Рассмотрена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии
__________ 2015г., председатель ПЦК Лапина Н.Л.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА И содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации программы учебной дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО, входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в профессиональной подготовке работников
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл (профильные дисциплины).
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен
знать/понимать:
-основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
-строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
-сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
-биологическую терминологию и символику;
уметь:
-объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
-решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);
-описывать особенности видов по морфологическому критерию;
-выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
-анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
-оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 121часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельных работ 41 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
121
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
80
в том числе:
практические занятия
50
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
41
в том числе:
-подготовка компьютерных презентаций
- подготовка сообщений
- составление таблицы
-анализ материалов СМИ
- решение задач
- обзор информации в глобальной сети Интернет
Итоговая аттестация в форме экзамен
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
1
2
1
Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса
Практические занятия
1
1
№1Составление таблицы по теме: «Уровни организации».
Самостоятельная работа.
1
Подготовка сообщений по теме «Уровни организации».
Раздел 1.
Учение о клетке
16
Тема 1.1.
Клеточная теория.
Содержание учебного материала
2
1
Определение клетки.
2
2
Краткая история изучения клетки.
3
Положения клеточной теории.
Практические занятия
2
1
№2Выполнение тестовых заданий по теме «Клеточная теория».
Самостоятельная работа.
2
1
Подготовка сообщений по теме «История открытия клетки».
Тема 1.2.
1.3.
Химическая организация клетки.
Содержание учебного материала
2
1
Органические вещества.
2
2
Неорганические вещества.
Практические занятия
2
2
1
№3 Выполнение тестовых заданий по теме «Химическая организация клетки».
2
№4 Составление таблицы по теме «Неорганические и органические вещества».
Самостоятельная работа.
2
Подготовка сообщений по теме «Значение белков, жиров, углеводов».
Тема 1.4.
Тема 1.5.
Строение и функции клетки
Содержание учебного материала
2
1
Прокариотические и эукариотические клетки.
2
2
Цитоплазма и клеточная мембрана.
3
Органоиды клетки.
4
Борьба с вирусными заболеваниями.
Практическая работа.
2
1
№5 Заполнение таблицы «структуры и функции органоидов клетки»
Практические занятия
1
Выполнение тестовых заданий по теме «Органоиды клетки».
Самостоятельная работа
2
1
Составление таблицы по теме «Строение и функции клетки»
2
Анализ материалов СМИ по теме «Строение клетки»
Тема 1.6.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке
Содержание учебного материала
1
Энергетический обмен.
2
2
Пластический обмен.
3
Фотосинтез.
Практические занятия
1
Выполнение тестовых заданий по теме «Обмен веществ».
Самостоятельная работа
1
Подготовка сообщений по теме «Обмен веществ».
Тема 1.7.
Жизненный цикл клетки. Митоз
Содержание учебного материала
1
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.
2
2
Митоз.
Практические занятия
2
1
№6 Биологическое значение митоза.
Самостоятельная работа
2
Анализ материалов СМИ по теме «Жизненный цикл клетки».
Раздел 2.
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
12
Тема 2.1.
Многообразие организмов. Формы размножения организмов.
Содержание учебного материала
2
1
Организм единое целое.
2
2
Виды размножения.
Практические занятия
2
1
№7 Выполнение тестовых заданий по теме «Формы размножения организмов»
Самостоятельная работа
Анализ материалов СМИ по теме «Многообразие организмов».
Тема 2.2.
Мейоз. Оплодотворение.
Содержание учебного материала
1
Фазы мейоза.
2
2
Образование половых клеток и оплодотворение.
Практические занятия
2
1
№8 Заполнение таблицы по теме «Мейоз».
Самостоятельная работа
2
Подготовка сообщений по теме «Значение мейоза»
Тема 2.3.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
Содержание учебного материала
2
1
Причины нарушений в развитии организма.
2
2
Репродуктивное здоровье.
Практические занятия
2
1
№9 Выполнение тестовых заданий по теме «Мейоз. Оплодотворение».
Самостоятельная работа
2
1
Подготовка сообщений по теме «Влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека».
Тема 2.4.
Онтогенез.
Содержание учебного материала.
1
Эмбриональный этап органогенеза.
2
2
Основные стадии эмбрионального развития.
Практическая работа.
2
1
№10 Сравнение зародыша человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
Самостоятельная работа.
1
Анализ материалов СМИ по теме «Индивидуальное развитие организмов»
Раздел 3.
Основы генетики и селекции
16
Тема 3.1.
Основы генетики.
Содержание учебного материала
2
1
Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
2
2
Грегори Мендель- основоположник генетики.
3
Генетическая терминология.
Практические занятия
2
1
№11 Выполнение тестовых заданий по теме: «Генетическая терминология»
Самостоятельная работа
2
1
Обзор информации в глобальной сети Интернет на тему «Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости».
Тема 3.2.
Основные закономерности наследования.
Содержание учебного материала
1
Первый закон Менделя.
2
2
Моногибридное скрещивание.
3
Неполное доминирование.
Практические занятия
2
1
№12 Решение задач по теме: «Моногибридное скрещивание»
Самостоятельная работа
1
Решение задач и составление схем по теме: «Моногибридное скрещивание»
Тема 3.3.
Основные закономерности наследования.
Содержание учебного материала
1
Решение задач по теме: «Моногибридное скрещивание».
2
2
Правило чистоты гамет.
Практические занятия
1
Решение задач по теме: «Моногибридное скрещивание», «Второй закон Менделя»
Самостоятельная работа
2
1
Решение задач по теме: «Моногибридное скрещивание», «Второй закон Менделя»
Тема3.4.
Основные закономерности наследования.
Содержание учебного материала
1
Третий закон Менделя.
2
2
Дигибридное скрещивание.
3
Статистический характер законов Менделя.
Практическая работа
2
1
№13 Составление простых схем моногибридного и дигибридного скрещивания.
Самостоятельная работа
2
1
Решение задач по теме: «Третий закон Менделя»
Тема3.5.
Генетика пола.
Содержание учебного материала
1
Хромосомная теория наследственности.
2
2
Сцепленное с полом наследование.
3
Взаимодействие генов.
Практические занятия
1
Решение задач по теме: «Генетика пола»
Самостоятельная работа
1
Решение задач по теме: «Генетика пола»
Тема3.6.
Комбинативная, модификационная наследственная изменчивость
Содержание учебного материала
1
Мутационная изменчивость.
2
2
Комбинативная изменчивость.
3
Модификационная изменчивость.
Практические занятия
2
1
№ 14 Выполнение тестовых заданий по теме: «Закономерности изменчивости»
Самостоятельная работа
2
1
Подготовка сообщений по теме «Комбинативная, модификационная наследственная изменчивость»
Тема3.7.
Лечение и предупреждение наследственных заболеваний.
Содержание учебного материала
2
1
Генетика человека.
2
1
Генетика и медицина.
Практические занятия.
2
1
№15 Выполнение тестовых заданий по теме: «Генетика человека»
Самостоятельная работа
3
1
Подготовка сообщений по теме «Лечение и предупреждение наследственных заболеваний»
Тема 3.8.
Селекция растений, животных микроорганизмов.
Содержание учебного материала
2
1
Одомашнивание животных и выращивание культурных растений.
2
Учение Вавилова Н. И. о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
3
Основные методы селекции.
Практические занятия
2
1
№16 Выполнение тестовых заданий по теме: «Селекция».
Самостоятельная работа
2
1
Подготовка сообщений по теме «Селекция растений, животных, микроорганизмов»
Раздел 4. Эволюционное учение
20
Тема 4.1.
История развития эволюционных идей.
Содержание учебного материала
2
1
История развития эволюционных идей.
2
2
Значение работ К. Линнея, Ж.Б. в развитии эволюционных идей в биологии.
3
Значение работ Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.
Практические занятия
2
1
№17 Выполнение тестовых заданий по теме: «История развития эволюционных идей».
Самостоятельная работа
2
1
Подготовка сообщений по теме: «Значение работ К. Линнея, в развитии эволюционных идей в биологии».
2
Подготовка сообщений по теме: «Значение работ Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.
Тема 4.2.
Эволюционное учение Чарлза Дарвина.
Содержание учебного материала
1
Естественный отбор.
2
2
Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Практические занятия
2
1
№ 18 Выполнение тестовых заданий по теме: «Естественный отбор».
Самостоятельная работа
2
1
Подготовка сообщений по теме: «Эволюционное учение Чарлза Дарвина».
Тема 4.3.
Микроэволюция.
Содержание учебного материала
1
Концепция вида.
2
2
Механизмы эволюции.
Практические занятия
1
Выполнение тестовых заданий по теме: Микроэволюция.
Самостоятельная работа.
1
Составление таблицы по теме «Механизмы эволюции».
Тема 4.4.
Естественный отбор в природных популяциях.
Содержание учебного материала
1
Движущий отбор.
2
2
Разрывающий отбор.
3
Стабилизирующий отбор.
Практические занятия
2
1
№19 Выполнение тестовых заданий по теме: «Естественный отбор в природных популяциях».
Самостоятельная работа
2
1
Подготовка презентаций по теме: «Естественный отбор в природных популяциях».
Тема 4.5.
Приспособленность организмов к условиям существования.
Содержание учебного материала
1
Общие адаптации.
2
2
Частные адаптации.
3
Возникновение приспособлений.
Практические занятия
2
1
№20 Выполнение тестовых заданий по теме: «Приспособленность организмов к условиям существованиия.
Самостоятельная работа
2
1
Заполнить таблицу по теме: «Общие и частные адаптации».
Тема 4.6. Макроэволюция. Доказательства эволюции.
Содержание учебного материала
2
1
Доказательства эволюции.
2
Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития.
2
3
Причины вымирания видов.
Практические занятия
2
1
№21 Выполнение тестовых заданий по теме: «Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы».
Самостоятельная работа
2
1
Подготовка сообщений по теме «Причины вымирания видов».
Тема 4.7.
Доказательства эволюции
Содержание учебного материала
2
1
Палеонтологические данные.
2
2
Сравнительная анатомия.
3
Данные эмбриологии.
Практические занятия.
2
1
№22 Выполнение тестовых заданий по теме: «Доказательства эволюции».
Самостоятельная работа.
1
Обзор информации в глобальной сети Интернет на тему «Доказательства эволюции».
Тема 4.8.
Основные направления эволюционного прогресса
Содержание учебного материала
1
Биологический прогресс.
2
2
Биологический регресс.
3
Пути биологического прогресса и регресса.
Практические занятия
2
1
№23 Выполнение тестовых заданий по теме: «Основные направления эволюционного прогресса».
Раздел 5
История развития жизни на земле
13
Тема 5.1.
Развитие представлений возникновения жизни на земле.
Содержание учебного материала
2
1
Гипотезы происхождения жизни.
2
2
Краткая история развития органического мира.
Практические занятия
2
1
№24 Выполнение тестовых заданий по теме: «Развитие представлений возникновения жизни на земле».
Самостоятельная работа
2
2
Подготовка сообщений по теме «Гипотезы происхождения жизни».
Тема 5.2.
Развитие органического мира.
Содержание учебного материала
2
1
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
2
2
Эры.
Практические работы
2
1
№25 Выполнение тестовых заданий по теме: «Развитие органического мира».
Самостоятельная работа
2
1
Обзор информации в глобальной сети Интернет на тему «Развитие органического мира».
Тема 5.3.
Эволюция человека
Содержание учебного материала
2
1
Современные гипотезы о происхождении человека.
2
2
Рудименты и атавизмы.
Практические работы
2
1
Заполнить таблицу по теме: «Рудименты и атавизмы».
Самостоятельная работа
1
Заполнить таблицу по теме: «Рудименты и атавизмы».
Тема 5.4.
Доказательства родства человека и животных.
Содержание учебного материала
1
Доказательства родства человека с млекопитающими животными.
2
2
Единство происхождения человеческих рас.
Практические работы
1
№26. Заполнить таблицу по теме: «Доказательства родства человека и животных».
Самостоятельная работа
2
Обзор информации в глобальной сети Интернет на тему «Доказательства родства человека с млекопитающими животными»
Урок обобщения и систематизации
1
Мах 121 сам 41 всего 80 п/р 50 Всего:
121
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места для обучающихся;
- комплект учебно-методических материалов;
- электронные пособия.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- колонки;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
- DVD проигрыватель;
- телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Чебышев Н.В., Гринева Г.Г., Гузикова Г.С. Биология. [Текст]/ Чебышев Н.В., Гринева Г.Г., Гузикова Г.С - М.: ОИЦ «Академия» 2014. - 256 c (Рекомендовано МО РФ).
2. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О.Биология. [Текст] /Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О.- М.: ОИЦ «Академия» 2014. - 327c (Рекомендовано МО РФ).
Интернет - ресурсы:
1. elibrary.ru Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] . - Режим доступа : elibrary.ru/defaultx.asp, свободный. - Загл. с экрана.- 30.10.2013
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: window.edu.ru/window, свободный. - Загл. с экрана.- 30.10.2014
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерства образования и науки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: eor.edu.ru, свободный. - Загл. с экрана. - 31.10.2014
4. Образовательный сайт мультимедийных интерактивных обучающихся программ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: teachpro.ru, свободный. - Загл. с экрана. - 31.10.2013
5. Электронная библиотечная система «КнигаФонд» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: knigafund.ru/, свободный. - Загл. с экрана . - 31.10.2014
6. Электронно-библиотечная система образовательных и просветительских изданий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: iqlib.ru, свободный. - Загл. с экрана. - 31.10.2013
7. Профессиональное образование. Столица [Текст]: информационно-педагогическое, научно-методическое издание / учредители Департамент образования города Москвы; Российская академия образования; Академия профессионального образования. - 1997 - 2011. - М.: НИИРПО, 2006 - 2013. - Ежемес. e-profobr.ru/
8. Среднее профессиональной образование [Текст]: теоретический и научно-методический журнал / учредитель Российская академия образования, Союз директоров ССУЗов России - М.: Среднее профессиональное образование, 2006 - 2012. Ежемес. mgopu.ru/spo.htm
9. Инновации в образовании [Текст] / учредитель Современная гуманитарная академия. - [Б.м]: [Б.и], 2006 - 2012. - Ежемес.
edit.muh.ru/content/mags_innov.htm
10. Образование. Карьера. Общество [Текст] / учредитель ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования». - Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2006- 2011. - Ежеквар. krirpo.ru/etc.htm?id=757
Специалист [Текст]: теоретический и научно-методический журнал / учредитель ООО «Специалист». - 1954 - 2011. - М.: Специалист, 2006 - 2013. - Ежемес. greenpeace.ru - сайт экологической организации «Greenpeace»
12. zavuch.info.ru - дидактические материалы, тесты, контрольные.
13. researcher.ru - Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников».
14. ecosystema.ru - сайт экологического центра «Экосистема» о проблемах полевой биологии, экологии, географии и экологического образования школьников. teacher-edu.ru - стандарты общеобразовательной школы.
15. mioo.ru/podrazdinfpage.php?prjid=199&id=12 - сайт Московского института открытого образования (статьи, разработки уроков, контроль знаний, лекции).
16. bio.1september.ru/urok/ - сайт «Я иду на урок биологии».
17. revolution.allbest.ru/biolog - коллекция рефератов Revolution, каталог рефератов, Глобальная сеть рефератов.
18. zavuch.info.ru - дидактические материалы, тесты, контрольные.
19. pravoteka.ru - правила по технике безопасности при изучении биологии.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
знать/понимать:
-основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
Проводить сравнительный анализ
Анализ самостоятельного выполнения практического задания
Проверка выполнения сообщений.
-строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
Оценка результатов выполнения практических работ.
-сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
Проверка выполнения рефератов
Оценка подготовки компьютерной презентации
Анализ самостоятельного выполнения практического задания
-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
Анализ самостоятельного выполнения практического задания
-биологическую терминологию и символику.
Проверка выполнения рефератов
уметь:
-объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
Проводить сравнительный анализ выполненной работы
Оценка подготовки компьютерной презентации.
Оценка результатов выполнения практических работ.
-решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);
Анализ результатов выполненного задания.
Проверка выполнения рефератов.
-описывать особенности видов по морфологическому критерию;
-выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Анализ проведенной работы.
Оценка проектов.
-сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
Анализ самостоятельного выполнения практического задания.
Проверка выполнения рефератов.
-анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
Оценка подготовки компьютерной презентации.
Анализ самостоятельного выполнения практического задания.
-изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
Анализ самостоятельного выполнения практического задания
-находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.
Оценка подготовки компьютерной презентации.
Анализ самостоятельного выполнения практического задания.