Урок Законы наследственности Г. Менделя

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Законы наследственности Г.МенделяУрок Законы наследственности Г.МенделяУрок Законы наследственности Г.МенделяУрок Законы наследственности Г.МенделяУрок Законы наследственности Г.МенделяУрок Законы наследственности Г.МенделяУрок Законы наследственности Г.МенделяУрок Законы наследственности Г.МенделяУрок Законы наследственности Г.МенделяЦели урока:

  • закрепить знания учащихся об основных закономерностях наследственности, открытых Г.Менделем

  • осуществить контроль уровня усвоения понятийного аппарата по теме

  • расширить научный кругозор учащихся путем использования дополнительной научно-популярной литературы

  • продолжить формировать умение решать элементарные задачи по генетике

  • развивать умение логически мыслить в ходе решения задач по генетике

  • закрепить умения: правильно оформлять запись задач с использованием условных обозначений, выполнять самоконтроль знаний, рефлексию

  • воспитывать добросовестное отношение к учебному труду

  • оказать всей совокупностью форм и методов, использованных на уроке, позитивное воздействие и влияние на взаимоотношения учитель-ученик

Тип урока: обобщения и систематизации знаний,

отработка умений решать элементарные задачи по генетике

Формирование жизненных компетентностей: гражданской,

интеллектуальной

коммуникативной

саморазвития

Оборудование: тесты, карточки, дополнительная литература по теме


ХОД УРОКА


І. Организационный момент урока.

  • Проверка готовности учащихся, их принадлежностей и оборудования к проведению урока.

  • Приветствие учащихся.

  • Проверка присутствующих учащихся по классному журналу.

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Определение познавательной перспективы урока, его темы.

Метод: рассказ учителя об основных формах работы на уроке с

использованием мобильных карточек, которые крепятся на доске по

ходу рассказа учителя.

АНОНС ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ УРОКА

Разминка эрудитов

Закрепим знания по теме

Тест-контроль + самоконтоль

Биологическое лото

Проведем контроль уровня усвоения понятийного аппарата по теме

Интеллектуальную, гражданскую,

коммуникативную, саморазвития

Планируемый результат урока

Формировать компетентности

Воспитывать

Добросовестное отношение к учебному труду

Выполнение практической работы

Развивать логическое мышление, самостоятельность



Формирование познавательной атмосферы урока, позитивного эмоционального состояния

Мои мысли об уроке

Рефлексия урока

ІІІ. Актуализация опорных знаний по теме.

Метод: беседа по вопросам

- Какая наука изучает свойства живой природы - наследственности и изменчивости?

- Дайте определение свойству живой материи - наследственности.

- Дайте определение свойству живой материи - изменчивости.

- Каково значение этих свойств?

- Дайте определение науке генетике.

- Кого считают основателем данной науки?

ІV. Проверка изученного материала.

  1. «Разминка эрудитов»

Метод и форма проведения: фронтальная беседа по вопросам

* учащиеся в листках успешности самостоятельно фиксируют количество правильных ответов.

ВОПРОСЫ:

- Назовите работу, в которой Г.Мендель изложил свои мысли о наследственности?

- Почему они не были восприняты его современниками?

- Кто и в каком году переоткрыл законы Г.Менделя?

- Кто и в каком году предложил термин «генетика»?

- Что называется геном?

- Что называется аллелью?

- Назовите состояния гена?

- Какую аллель называем доминантной? Рецессивной?

- Что понимаем под терминами: генотип и фенотип? Каково их соотношение?

- Что такое «норма реакции»?

- Перечислите методы генетики.

- Какой смысл мы вкладываем в понятие «чистые линии»?

- Назовите и запишите с помощью обозначений основные типы генотипов.

- Гомозигота - это ……………………..

- Гетерозигота - это ……………………

- Сформулируйте правило доминирования.

- В чем сущность закона чистоты гамет?

- Сформулируйте І Закон Менделя.

- Сформулируйте ІІ Закон Менделя.

- Сформулируйте ІІІ Закон Менделя.

- В чем сущность явления неполного доминирования?

- Что такое анализирующее скрещивание?

* подвести итоги «Разминки эрудитов»

- что усвоили хорошо, а что недостаточно и требует дополнительного разъяснения, повторения;

! с целью экономии времени, повышения разнообразия видов учебной деятельности, плотности урока виды и формы контроля № 2, 3 и 4 -можно использовать одновременно


  1. Письменный контроль знаний учащихся

Метод и форма проведения: индивидуальное выполнение тест-контроля

Форма контроля: самоконтроль или взаимоконтроль по ключу ответов

Время выполнения: 6-9минут

Количество баллов: 12 баллов

  1. «Биологическое лото»

Метод и форма проведения: индивидуальная работа у доски

Оценивание: в пределах достаточного уровня учебных достижений

Дидактический материал: мобильные карточки

Задание: соотнести биологический термин с условным обозначением.

Оценивание: в пределах достаточного уровня учебных достижений

Р

- родительские формы

F

- гибриды первого поколения

АА

- доминантная гомозигота

Аа

- гетерозигота

АаВв

- дигетерозигота

ААВВ

- доминантная дигомозигота

аавв

- рецессивная гомозигота

АаВВ

- гетерозигота по первой паре признаков

ААВв

- гетерозигота по второй паре признаков


ТЕСТ- КОНТРОЛЬ

Задание: выберите правильный ответ и запишите его в бланк ответов,

проверьте ответы по ключу

  1. Укажите, какими могут быть аллельные гены.

А - только рецессивными В - только доминантными

Б - внеядерными Г - рецессивными доминантными

  1. Укажите, какое количество типов гамет может создать особь с генотипом ААВв?

А - 2 Б - 3 В - 4 Г - 1

  1. Укажите, как называется явление, когда одна определенная аллель влияет на формирование и состояние различных признаков?

А - плейотропия В - кодирование

Б - комплементарность Г- множественный аллелизм

  1. Укажите, с какого количества хромосом складывается геном соматической клетки человека?

А - 23 Б - 46 В - 12 Г - 56

  1. Укажите совокупность признаков, которые представляют собой кариотип.

А - хромосомный набор соматических клеток

Б - хромосомный набор гамет

В - количество признаков хромосомного набора

Г - признаки организма

  1. Укажите, какое расщепление будет наблюдаться у потомков при анализирующем скрещивании, если один из родителей гетерозиготный?

А - 3:2 Б - 2:1 В - 1:3:1 Г - 1:1

  1. Укажите, чем определяются изменения признака в определенных пределах?

А - его рецессивностью

Б - частотой встречаемости

В - нормой реакции

Г - генотипом

  1. Укажите, каково соотношение генотипов и фенотипов будет в потомстве, при скрещивании гетерозиготных организмов и при условии полного доминирования?

А - 3:1 Б - 2:2 В - 1:2:1 Г - 1:1

  1. Укажите, что исследует биохимический метод?

А - генотип человека

Б - межклеточное вещество и плазму

В - степень наследственной обусловленности признака

Г - продукты обмена веществ

  1. Укажите, которая особь является гомозиготной?

А - АаСс Б - ААСс В - аасс Г - ВВСс

  1. Укажите с точки зрения этики, какой метод невозможно использовать для изучения генетики человека?

А - близнецовий В - гибридологичкий

Б - генеологический Г - биохимический

  1. Укажите, чему равно количество возможных фенотипов при моногибридном гетерозиготном скрещивании и промежуточном характере наследования?

А - 1 Б - 2 В - 3 Г - 4

Оценивание: 1 балл - правильный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Таблица самоконтроля / самоконтроля

Тест выполнил _________________________ (Ф.И. учащегося)

Взаимоконтроль выполнил ________________(Ф.И. учащегося)

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ




Правильный ответ

Г

А

А

Б

В

В

В

А

Г

В

В

В

Сумма набранных баллов___, что соответствует уровню УД ___________ .


  • ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ


  1. Решение задач по карточкам

Форма выполнения: индивидуальная

Задача № 1 У помидор ген, что обуславливает нормальный рост - Р, доминирует над геном карликовости - р. Каким будет по генотипу и фенотипу поколение от скрещивания гибридного растения с карликовым?

Задача № 2 У земляники красная окраска плодов соответствует растениям с генотипом RR, белое - rr, растения с генотипом Rr - имеют розовую окраску.

Какими будут растения от скрещивания растений с белыми и розовыми цветами? От скрещивания растений с розовыми цветами?

V. Закрепление умений и навыков по решению задач.

Метод и форма проведения: выполнение практической работы

* учащиеся записывают в рабочие тетради название практической работы,

ее цель

Практическая работа № 1

Решение типичных задач по генетике

Цель: закрепить умение решать задачи по генетике

Ход работы

Инструкция к выполнению практической работы

  1. Записи в тетради веди аккуратно, пиши разборчиво.

  2. Начинай решать задачи стой, которая является посильной для тебя.

  3. Прежде чем приступать к решению задачи, внимательно ее прочитай.

  4. Выполнив основное задание, приступай к дополнительным задачам, за правильно решенную задачу получишь + 2 балла.

Оценивание: правильно решенная задача оценивается 2 баллами

Задача № 1 Плоды помидора бывают грушеподобные и круглые. Ген круглой формы доминирует. При каких генотипах скрещиваемых растений гибриды будут однообразными по фенотипу?

Задача № 2 Растение ночной красавицы с пурпурными цветами скрестили с растениями, имеющими белые цветы. Поколение от этого скрещивания имело розовые цветы. Как объяснить это явление? Каким будет поколение от скрещивания растений с красными и розовыми цветами?

Задача № 3 У человека ген кареглазости доминирует над голубоглазостью, а ген праворукости - над леворукостью. Каким будет поколение детей от брака, в котором мужчина является по генотипу дигетерозиготой, а женщина - голубоглазая левша? Гены находятся в разных хромосомах.

Задача № 4 У человека рецессивный ген дальтонизма локализован в Х-хромосоме. Объясните, какие дети могут родиться от брака, в котором женщина - носитель гена дальтонизма, а мужчина - здоров?

Дополнительная задача

У человека ген гемофилии наследуется как сцепленный с Х-хромосомой рецессивный признак. Укажите, возможно ли рождение здоровых детей в семье, в которой жена является носителем гена гемофилии, а муж болен?

VІ. Итоги урока.

  1. Подведение итогов, выставление оценок за урок.

Метод и форма проведения: фронтальная беседа по вопросам

- Какие цели достигли на уроке?

- Довольны ли своими учебными достижениями?

2. Рефлексия «Мои мысли об уроке биологии»

* заполняют бланк

3. Домашнее задание: §8-13 повторить, ответить устно на вопросы с.67, 64, 59: С (1-3), Д (1-4), В (1-5).

8


© 2010-2022