Элективный курс по биологии на тему: Мой приусадебный участок (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»





Программа элективного курса


«Мой приусадебный участок»


Для учащихся 6 классов

Автор: Иванова В.Н.,

учитель биологии.




Ижевск, 2016г.


Содержание


  1. Пояснительная записка …………………………….3 стр.

  2. Цель и задачи курса………………………………… 4 стр.

  3. Учебно - тематическое планирование……………..5 стр.

  4. Аннотация тематики разделов……………………...7 стр.

  5. Ожидаемые результаты……………………………...11 стр.

  6. Учебно-методическое обеспечение………………....12стр.

  7. Заключение…………………………………………...13стр.

  8. Список литературы для учителя…………………….14стр.

  9. Список литературы для ученика……………………15стр.

10 . Приложения…………………………………………..16стр








Пояснительная записка

Тысячелетиями люди разводит сады на земле. «Любовь к выращиванию растений ­одно из благороднейших страстей, которая заслуживает самого широкого распространения»- эти мудрые слова п.п. Золотарёва, известного русского садовода, сегодня воплощаются в жизнь.

В последнее время у людей возрос интерес к растениям. Стало престижным иметь загородный дом, дачу, приусадебный участок. Возродилось старое название «усадьба», в настоящее время - это уже коттедж с садом. Многих садоводов-любителей интересуют вопросы о растениях: чем оно полезно, как его посадить и как за ним ухаживать, чем помочь в случае болезни или повреждения вредителями, когда и чем укрыть растение на зиму.

В соответствие с новыми образовательными стандартами в основной школе сокращено количество часов на изучение ботаники (1 час в неделю) Учащиеся не успевают познакомиться в полном объёме основными плодово - ягодными и овощными культурами наших садов и огородов, не говоря уже про морфологические особенности, агротехнике выращивания плодово-ягодных и овощных культур. Овощи и фрукты, «выращенные своими руками» не заменят по вкусовым качествам те овощи, которые покупаем на рынке или в магазинах. В них вложена частица доброты, уважения , любви к растениям. Они всем нам кажутся вкуснее и полезнее.

В связи с этим возникает необходимость написания программы, которая выходя за рамки школьного тура образования, предоставляет возможность детям такие способы деятельности, которые формируют у них познавательские потребности в изучении предмета биологии в целом, так и основных плодово - ягодных и овощных культур нашего сада.

Программа рассчитана на учащихся 6 классов, интересующихся И увлекающихся выращиванием растений, для тех., которые серьёзно увлекаются биологическими науками.

Основные положения и ведущие идеи программы:

В основу программы положены основные агротехнические приёмы по выращиванию плодово-ягодных и овощных культур. Это поможет углубить свои знания и желание изучать растения, которые выращивают на участках. Дают навыки культуры труда, которые пригодится в любой жизни.





Цель программы:


Расширение и углубление знаний учащихся по выращиванию плодово­-ягодных и овощных культур, привитие любви к природе, к родному краю.

Задачи программы:


1. Активизирование познавательной деятельности учащихся через различные формы работы.

2. Последовательное расширение знаний детей об агротехнике выращивания основных культур садов и огородов .

3. Формирование умений правильного ухода за растениями нашего сада.

4. Формирование и развитие умения наблюдать за растениями.

5. Формирование навыков экологически грамотного поведения на природе и мотивы бережного отношения к ней.

6. Обогащение у учащихся удмуртской лексики.

Программа «Мой приусадебный участок» использует следующие приёмы и способы мотивации учения:

1. отсутствие отметок, это помогает формировать у детей собственно познавательский мотив, связанный с самореализацией личности.

2. разнообразие тематик разделов, вызывает интерес со стороны детей и позволяет расширить их кругозор.

3. насыщенность программы творческими, практическими занятиями.

4. стиль общения педагога, который предполагает сотрудничество, а не подчинение.






Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование темы

часы

В том числе

Форма

контроля

лекция

Практ.

работа

беседа

экскурсии

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.



10.


11.


12.


13.

14.


15.


16.


17.


18.



19.



20.





21.



22.


23.


24.

25.



26.



27.


28.


29.



30.








Вводное занятие

Садоводство-

отрасль растениеводств


Планировка участка


Подготовка почвы


С/ машины


Садовый инвентарь


Уход за многолетними цветочными культурами

Календарь садовода


Создание композиций из природного материала


Мой любимый уголок сада

Альпийские горки


Деревья зимой

Плодово - ягодные

растения

Декоративные кустарники и лианы

Новые растения сада


Овощные культуры


Пасленовые культуры

Корнеплоды наших огородов


Нитраты в овощах и фруктах


Минеральные удобрения





Органические удобрения


Лекарственные растения моего сада

Меня лечат мои «меньшие друзья»

Севообороты

Календарь садовода весной


Практическая работа на участке.

Путешествие с комнатными цветами

Сорные растения

Улыбнись, природа просыпается

Итоговое занятие

Итого:






1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

34






1


1


1












1



1








5












1




1



1




1



1

1








1


1


1



1





1









1


1

1





2



1









17















1



4





1









1







1





1




9









1















1










































1






3

Фронтальнопрос

Фронтальнопрос

фр. опрос

Участие в

практ. раб

Отзывы

учащихся

Участие в

практ. раб


Участие в

практ. раб

Фронтальнопрос

Работы учащихся


Работы учащихся

Работы учащихсяОтзывы

учащихся

Фронтальнопрос Фронтальн

опрос Фронтальнопрос Работы учащихся Фронтальнопрос Работы учащихся


Фронтальнопрос



Фронтальнопрос

Фронтальнопрос

Работы учащихся

Работы учащихся

Раб. Уч-ся

Работа

Учащихся

Участие в викторине Фронтальнопрос

Отзывы

Учащихся Отзывы

учащихся


















Краткая аннотация тематики разделов.


1. Тема: вводное занятие.

Цель: ознакомление учащихся с планом элективного курса. Беседа по технике безопасности.

Демонстрация: книг, , красивых, ухоженных приусадебных участков.

2. Тема: садоводство- отрасль растениеводства.

Цель: ознакомление учащихся с основными задачами садоводства. Углубить знания учащихся с работами И. В. Мичурина по выведению плодово - ягодных культур.

Дать понятия: районированные сорта, подвой и привой.

Форма урока: лекция

3. Тема: планировка и благоустройство участка.

Цель: ознакомление с основными приёмами планировки и благоустройства участка, местонахождение дома и хозяйственных построек, состав почвы, уровень грунтовых вод, окультуривание почвы.

Форма : лекция

4. Тема: подготовка почвы для посева и посадки.

Цель: углубление знаний учащихся о видах почв нашего края.

Вспомнить определение, что такое плодородие почвы, основные агроприёмы повышающие её плодородие, использование мульчирующих материалов.

Демонстрация: натуральные почвенные смеси на пришкольном участке

Форма урока: практическая работа

5. Тема: сельскохозяйственные машины.

Цель: познакомить с основными сельскохозяйственными машинами, применяемыми с сельском хозяйстве: сеялки, культиваторы, плоскорезы, плуги, уборочные машины. Демонстрация: с/х машины

Форма урока: экскурсия в ИжСХА

6. Тема: сельскохозяйственные орудия труда - садовый инвентарь.

Цель: углубление знаний учащихся с основными орудиями труда, применяемыми на приусадебном хозяйстве, техника безопасности при работе с ними, правила ухода и использование.

Демонстрация: фотографии, рисунки, натуральные орудия труда.

Форма урока: практическая работа на пришкольном участке

7. Тема: уход за многолетними, цветочными культурами.

Цель: углубление знаний учащихся по уходу за многолетними цветочными культурами. Деление кустов, правильная пересадка, подкормка, рыхление, укрытие на зиму

Форма урока: практическая работа на при школьном участке.

8. Тема: календарь садовода.

Цель: углубление знаний по основным видам работы, необходимыми провести в осенние месяцы. сбор урожая, закладка её на хранение, перекопка почвы, подкормка плодово­ягодных культур. Сбор мусора, внесение фосфорных удобрений, посадка луковичных, цветочных культур.

Форма урока: беседа

9. Тема: создание композиций из природного материала

Цель: углубление знаний учащихся с правилами составления композиций из сухого натурального материала , правила сушки трав на композиции, использование овощей и фруктов.

Форма урока: практическая работа по составлению различных композиций.

10. Тема: мой любимый уголок сада.

Цель: ознакомление учащихся с красивыми уголками садов и огородов. Рассказы учащихся о своих любимых уголках своего сада. Каким они его представляют, почему он им дорог, какой вклад внесли они при благоустройстве этого уголка?

Демонстрация: фотографии учащихся, рисунки

Форма урока: Элемент мастерских

11.Тема: альпийские горки.

Цель: ознакомление учащихся с основными видами альпийских горок и методикой их создания. История появления горок. Виды горок, рисунки детей по созданию своих альпийских горок

Демонстрация: фотографии.

Форма урока: практическая работа по созданию альпийских горок ( каким я её представляю, эскизы учащихся)

12. Тема: деревья зимой

Цель: углубление знаний учащихся по распознаванию деревьев зимой по почкам, расположению почек на стебле, характерным признакам: запаху, опушенности, окраске и липкости. Техника безопасности при npоведении экскурсии.

Демонстрация: натуральные объекты

Форма урока: экскурсия

13. Тема: плодово-ягодные культуры: яблоня, груша, слива.

Цель: углубление знаний учащихся по агротехнике выращивания данных культур .районированные сорта, формирование кроны, сортовая совместимость культур. Демонстрация: фотографии, рисунки.

Форма урока: беседа

14. Тема: смородина, крыжовник, жимолость, малина

15. Тема: земляника, виктория.

16. Тема: облепиха, вишня, айва.

Цель: углубление знания учащихся по агротехнике выращивания данных культур. Районированные сорта, формирование кроны, сортовая совместимость культур. Демонстрация: фотографии, рисунки.

Форма урока: беседа.

17. Тема: декоративные кустарники и лианы

Цель: ознакомление учащихся с декоративными кустарниками, применяемыми для озеленения участков. Барбарис, девичий виноград, береклёст, можжевельник, туя,сирень Техника безопасности при формировании кустов.

Форма урока: лекция.

18. Тема: новые растения сада

Цель: углубление знаний учащихся по малораспространенным и новым сортам Удмуртии, агротехникой выращивания. Актинидия, айва японская, лимонник китайский, арония. Демонстрация: рисунки, фотографии.

Форма урока: беседа

19. Тема: овощные культуры

Цель: углубление знаний учащихся по основным овощным культурам, познакомить классификацией, агротехникой выращивания, значением и применением. Демонстрация: рисунки ,фотографии, сообщения учащихся

Форма урока: элементы мастерских

20. Тема: пасленовые культуры

Цель: углубление знаний учащихся по пасленовым культурам, агротехнике выращивания, районированных сортах, правилах хранения, значении. Картофель, баклажаны, томаты, патиссоны.

Демонстрация: рисунки, фотографии, муляжи.

Форма урока: беседа

21. Тема: корнеплоды наших огородов

Цель :углубление знаний по агротехнике выращивания корнеплодов, районированные сорта, правила хранения. значение.

Демонстрация: рисунки, фотографии, натуральные объекты, муляжи.

Форма урока: беседа

22. Тема: нитраты в наших овощах и фруктах

Цель: ознакомление учащихся с содержанием нитратов в овощах и фруктах, их роли в организме человека и методами обнаружения нитратов с наших овощах и фруктах

Форма урока: лекция

23. Тема: минеральные удобрения

Цель: углубление знаний о видах минеральных удобрений, их свойств, применении, влиянии на растения, сроках внесения, рекомендуемые культуры. Подкормка минеральными удобрениями цветочных культур

Форма урока: практическая работа

24 Тема: органические удобрения

Цель: углубление знаний об основных органических удобрениях. Виды удобрений и характеристика, их свойства, применение, сроки внесения, влияние на культуры, преимущества органических удобрений перед минеральными.

Форма урока: беседа

25. Тема: лекарственные растения моего сада

Цель: углубление знаний по лекарственным растениям нашего сада и их практическим применением.

Демонстрация: натуральных лекарственных растений

Форма урока: Практическая работа, заваривание отваров из лекарственных растений

26.Тема: меня лечат мои« меньшие друзья»

Цель: научить правильно готовить отвары из трав

Форма урока: практическая работа, заваривание отваров из лекарственных растений

27. Тема: севообороты

Цель: ознакомление детей с понятием - севооборот, её значением. Научить составлять севообороты для своего участка.

Форма урока: практическое занятие

28. Тема: календарь садовода .Весенние работы в саду.

Цель: углубление знаний об основных видах работы на участке весной, подготовка почвы к посеву и посадке, уход за плодовыми культурами, подкормка минеральными удобрениями, рыхление, сбор мусора, закладка компостных ям, высадка рассады

Форма урока: беседа

29.30. Тема: практическая работа на пришкольном участке.

Цель: углубление знаний по уходу за цветочными культурами, подготовке почвы для посева и высадки рассады цветочных культур. Техника безопасности при перекопке почвы, высадке рассады цветов.

Форма уроков: практическая работа

31. Тема: путешествие с комнатными растениями

Цель: развитие у учащихся игровых элементов, эстетического воспитания.

Форма урока: викторина

32. Тема: сорные растения сада и огорода

Цель: углубление знаний учащихся по основным сорным растениям наших огородов. Познакомить классификацией, методами борьбы.

Форма урока: беседа

33. Тема: улыбнись, природа просыпается

Цель: ознакомление с весенними явлениями в жизни растений на примере деревьев, кустарников и цветочных культур ботанического сада. Слушание пения птиц, умение различать их голоса, привитие любви к природе, родному краю. Техника безопасности при проведении экскурсии.

Форма урока: экскурсия в лес

34. Тема: итоговое занятие

Цель: обобщение курса.

Форма урока: беседа , поощрение класса, высказывания учеников, отзывы.










Ожидаемые результаты.


Дети, прошедшие обучение по данной программе получают знания:

1. о правилах поведения на природе, при работе на пришкольном участке, выполнении практических работ работе на приусадебных участкax.

2. о районированных сортах плодово-ягодных, овощных культур Удмуртии.

3. об агротехнике выращивания этих .культур.

4. об отзывчивости .культур на минеральные и органические удобрения

5. навыки по уходу за комнатными растениями.

6. о значении лекарственных трав и их пpaктическое применение.

7.по классификации сорных растений и меры борьбы с ними.

8. по работе с научной литературой и владение терминологией.

9. по эстетическому воспитанию.

10 научатся уважать труд взрослого человека и себя.

В качестве изменений в психологической структуре личности ребенка можно рассматривать формирование устойчивых мотивов бережного отношения к природе, сознательного взаимодействия с ней.











Учебно - методическое обеспечение курса


  1. М. Александрова, П. Александров, Современный сад, М., Лабиринт- экспресс, 2002год

  2. В. Антонов, Цветы в вашем доме, М., Аст - пресс книга, 2005год

  3. 1. Л.Ю Аликберова, Занимательная химия, М.: АСТ-ПРЕСС,2002. - 559 стр.

  4. 2.. П.А. Боговский, Азотные удобрения и проблемы рака, М.: Дрофа 1980 год.

  5. 3.. В.А. Борисов, Экологические проблемы накопления нитратов в окружающей среде, М.: Дрофа , 1991 год.

  6. Л. А. Багрова , Я познаю мир. Растения, М., Аст, 2001год

  7. 4. О.С. Габриелян, Химия, 10 класс, М.: Дрофа 2005 год.

  8. 5. О.С Габриелян, Настольная книга учителя химии, 9 класс, М.: Блик и Ко, 2001., 397 стр.

  9. 6. И.Т. Дорофеева, Эти двуликие нитраты, //Химия в школе, - 2002. - №5. - Стр. 43-45.

  10. Г.П. Зарубин, М.Т. Дмитриев, Е.И. Приходько, Гигиеническая оценка нитратов в пищевых продуктах. Гигиена и санитария, М.: Просвещение 1980 год.

  11. И. В. Зверева, Л.Б. Поддубкин, Внеклассная работа по биологии, 6 класс, Волгоград, Корифей, 2003 год.

  12. А. К. Кияткин, Искусство составления букетов, Узбекистан, 1982 год

  13. 8. М.В. Михалева, Б.В. Мартыненко, Э.М. Излиянова, Экспресс-анализ овощей на содержание нитратов,//Химия в школе, - 2003. - №1 стр. 54-46.

  14. М. М. Паникорук , Новые растения в нашем саду, Ижевск, Алфавит, 1995год

  15. 9.. Г.В. Пичугина, Химия и повседневная жизнь человека. - М.: Дрофа, 2004.

  16. Д. И. Трайтак, Г. В. Пичугина, Селькохозяйственный труд, М. Просвещение, 1998год

  17. Журнал, Ваш огород, ООО Партнёр - Пресс, № 1 , 2008год, стр. 32-33, стр. 40-42.

  18. Журнал, Ваш дом, ООО Импульс, № 1.2., 2007год

  19. Журнал, Цветок, № 8, 2007год, стр. 4.

  20. Журнал Демо, Рига, Плюс, 2000год

  21. Журнал, Цветник, М., Алмаз-пресс, №2, 2007 год, стр 30-33.

  22. Инструкции № при выполнении практических работ, при проведении экскурсий.






Заключение.


Данная программа открывает возможности разностороннего совершенствования личности учащегocя. В программе единстве решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Когда возник замысел данной программы, хотелось, не повторяя учебника, но опираясь на знания, которые дает общеобразовательная школа, помочь детям узнать больше нового и увлекательного о плодово-ягодных и овощных культурах нашего края, найти ответы на интересующие их вопросы, пробудить и развить интерес к замечательной науке о живом - биологии.

Мир растений очень интересен. Наблюдая и изучая его, человек испытывает не только удивление и восхищение, но и проникает к растениям добротою, любовью и снисхождением. И когда, говорю про это детям, всегда вспоминаются слова одного из моих выпускников: « У меня нет ни сестер, не братьев, но у меня дома очень много комнатных растений. Я постоянно с ними разговариваю, и самое удивительное то, что они меня слышат, понимают». Познавая растения, мы познаем себя.

Общение с живой природой обогащает ребенка духовно, и даже исцеляет от недугов. Теряя связь с природой мы становимся скучными.

Надеюсь, что программа « Мой приусадебный участок» будет интересной, полезной и найдет своего читателя.







Список литературы для учителя

1. М. Александрова, П. Александров, Современный сад, М., Лабиринт- экспресс, 2002год

  1. В. Антонов, Цветы в вашем доме, М., Аст - пресс книга, 2005год

  2. И. В. Зверева, Л.Б. Поддубкин, Внеклассная работа по биологии, 6 класс, Волгоград, Корифей, 2003 год.

  3. М. М. Паникорук , Новые растения в нашем саду, Ижевск, Алфавит, 1995год

  4. А. К. Кияткин, Искусство составления букетов, Узбекистан, 1982 год

  5. Просморт телепередач « Ваш сад»








Список литературы для ученика

1. Л. А. Багрова , Я познаю мир. Растения, М., Аст, 2001год


  1. Д. И. Трайтак, Г. В. Пичугина, Селькохозяйственный труд, М. Просвещение, 1998год


© 2010-2022