Урок биологии по теме Выделительная система. Образование мочи

Согласно программе И.Н.Пономаревой изучению выделительной системы отведено всего 2 учебных часа. Поэтому важно так распределить время урока, чтобы создать условия для понимания учащимися значения процесса выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, подробно изучить пути их выведения из организма человека.                      Интересные факты о использовании мочи и ее свойствах мотивируют учащихся к изучению темы. На уроке предусмотрен контроль в форме тестирования, рефлексия в фор...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок : Выделительная система. Образование мочи.

"Кем бы ты ни был - поэтом, полубогом или идиотом, все равно, - каждые несколько часов ты должен спускаться с неба на землю, чтобы помочиться".

Эрих Ремарк

Цель : создать условия для понимания важности процессов выведения из организма продуктов обмена веществ.

Задачи: Раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма человека; сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы. раскрыть механизм образования первичной и вторичной мочи; продолжить развитие понятия об организме как едином целом, постоянстве внутренней среды организма. Развивать общеучебные умения и навыки:  учебно-информационные: навык смыслового чтения, навыки свертывания и развертывания информации, умение анализировать текстовую и графическую информацию, высказывать суждения;  учебно-интеллектуальные: умение выделять главное, обобщать, сопоставлять, устанавливать аналогии;  учебно-коммуникативные: навык активного слушания; навык работы в полилоге, обмена мнениями в группе.

ТИП УРОКА - урок усвоения новых знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, мультимедиа-проектор, презентация «Мочевыделительная система», информационный раздаточный материал

Ход урока

1) Организационный момент

2)Мотивация

Организм человека - открытая система. Обмен веществ и энергии - одно из условий существования организма. Вещества поступают извне ( пищеварительная, дыхательная система), транспортируются и перерабатываются в клетках нашего организма, поставляя "строительный материал" для его роста и развития, а так же энергию, необходимую для жизнедеятельности всех систем организма как единого целого.

Особую роль в выведении продуктов обмена веществ из организма выполняют система дыхания и кожа, но первенство в организме по функциональной значимости занимает система выделения.

Эрих Ремарк так сказал: "Кем бы ты ни был - поэтом, полубогом или идиотом, все равно, - каждые несколько часов ты должен спускаться с неба на землю, чтобы помочиться".

Моча - удивительный продукт обмена веществ. Об ее удивительных свойствах мы еще поговорим сегодня на уроке, но основная наша задача будет заключаться в следующем...

Сформулируйте цель и задачи нашего урока , проанализировав следующий цифровой ряд.

1500л- 150л -1,5л

( учащиеся формултруют цель и задачи урока. учитель вносит корективы при необходимости).

3)Содержательно - процессуальный этап

а) этапы обмена веществ и конечные продукты обмена :

вола, углекислый газ, соли, мочевина - белки

вода и углекислый газ - жиры и углеводы

б) фильтрация крови с образованием мочи

- строение мочевыделительной системы ( презентация)

Каждый грамм почечной ткани потребляет в 8 раз больше кислорода, чем такое же количество мышечной ткани сердца. Потребление кислорода почками равняется в среднем 1/11 всего потребления кислорода телом, хотя почки составляют лишь 1/112 веса тела. Следовательно, для образования мочи затрачивается очень большое количество энергии. Вес почек у новорожденных по отношению веса тела вдвое больше, чем у взрослых Добавочная почка - очень редкий вид аномалии, в мировой литературе описано всего 50 случаев.

-строение функционирование структурной единицы почек - нефрона ( работа с информационным раздаточным материалом)

- сравнительный анализ первичной и вторичной мочи

в) Моча. Интересные факты о моче. ( информационно - раздаточный материал)

4) Рефлексия

Составить синквейн с ключевым словом :

почки моча

5) Контрольно- обобщающий этап

Тестирование с совместной проверкой и комментированием ответов.

6) Д/З изучить и проанализировать текст параграфа. Приготовит творческие задания по выбору по теме предупреждение заболеваний мочеполовой системы.

Технологическая карта урока

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

Приветствие учащихся, проверка готовности к работе.

Подготовка к работе, приветствие товарищей и учителя.

2

Мотивационный

Создание проблемной ситуации

Осознание проблемы и способов ее решения

3

Содержательно - процессуальный

Создает условия для понимания анатомо-морфологическх и функциональных особенностей органов мочевыделительной системы.

Анализируют предложенный для осмысления графический, текстовый и словесный материал, работают с информационным раздаточным материалом, приходят к пониманию устройства и принципов работы органов системы мочевыделения.

4

Рефлексия

Синквейн

Осуществляют рефлексию собственной деятельности, ее результативность

5

Контрольно- обобщающий

Тестирование

С помощью тестирования осуществляют промежуточный контроль и коррекцию знаний по теме

6

Д/З

Предлагает для работы дома изучить параграф, по желанию выполнить творческое задание.

Заносят информацию в дневник, определяются с характером задания.

Моча. Интересные факты.

1)В начале каждой весны в китайском городе Дуньян существует традиция есть яйца, сваренные по уникальному рецепту - в урине маленьких мальчиков. Мочу собирают в начальных школах, а затем начинают приготовление, которое может затянуться на целые сутки. Местные жители утверждают, что эти «девственные яйца» пахнут весной.

2)Тест на беременность, основанный на определении наличия в моче гормона под названием хорионический гонадотропин, был изобретён в 1927 году. Однако тогда ещё не было методов исследования самой урины, поэтому её вводили самкам животных - мышам, лягушкам, и особенно часто кроликам, из-за чего такой тест получил в английском языке название 'rabbit test' («тест кролика»). Через несколько дней самку убивали и по изменению её яичников определяли, беременна женщина или нет. Долгое время было популярным заблуждение, что кролик умирал, только если результат был положительным - отсюда распространённый в английском языке эвфемизм для состояния беременности 'the rabbit died' («кролик умер»).

3)Сомик кандиру, обитающий в Амазонке, паразитирует на других рыбах: он заплывает к ним в жабры и пьёт кровь. Будучи привлечён запахом аммиака, он может проникнуть и в уретру человека, питаясь так же кровью или окружающими тканями. Именно поэтому не рекомендуется мочиться при купании в южноамериканских реках. Причём попавший в уретру кандиру не может выбраться обратно и погибает там, что может привести к смерти человека, если не прибегнуть к хирургическому вмешательству. Несмотря на популярность страха перед кандиру, случаи его нападения на людей очень редки: единственный задокументированный относится к 1997 году.

4) Пуштуны (иранский народ, населяющий в основном юго-восток, юг и юго-запад Афганистана и северо-запад Пакистана) использовали мочу для пыток. Человека привязывали к столбу и удерживали его рот открытым, пока женщины поочерёдно мочились ему в рот до тех пор, пока он не захлебнётся. Этот вид казни наряду с другими, не менее омерзительными, пуштуны любили использовать в отношении военнопленных, например, британских захватчиков.
5)Коряки (народность, проживающая в Сибири) использует красные мухоморы как психоактивные вещества. Причём алкалоиды мухоморов остаются активными и в моче употребившего грибы человека. Так что моча нередко пускается на «повторную переработку», так как достать её гораздо легче, чем грибы.
6)Во Франции чулками, вымоченными в моче, оборачивали горло, чтобы вылечить стрептококковую инфекцию.
7) В 17-м веке те же французы принимали ванны из мочи в косметических целях: считалось, что она омолаживает и тонизирует кожу.
8)В древних практиках йогов считалось полезным пить утреннюю мочу, так как это якобы способствовало развитию медитативного состояния. Возможно, это имеет под собой научное основание, так как моча содержит мелатонин, который может положительно влиять на состояние медитации. Однако в моче он присутствует в неактивном виде. Возможно употребление урины в качестве питья активирует мелатонин повторно.
9) Существует теория, предложенная в статье от 7 мая 1996-го года Институтом теоретической медицины, что регулярное питьё собственной мочи снижает риск развития рака, так как в ней содержатся антигены, которые при попадании в организм помогают укреплению иммунной системы. Однако эта теория так и не была убедительно доказана.
10) Мадонна как-то рассказала, что вылечила микоз (грибковое заболевание ног), при помощи обтираний мочой. А Сара Майлз, британская актриса, заявила, что пила свою мочу на протяжении 30 лет, так как чувствовала положительный для здоровья эффект.
11). В древнем римском критическом стихотворении упоминается практика чистки зубов мочой: «Эгнатий потому всё время улыбается и показывает зубы, что, вероятно, в нём слишком много мочи».
12). Пить мочу вместо воды, например, оказавшись в засушливом районе без доступа к воде, опасно и нерезультативно из-за высокого содержания в ней натрия. Он способствует тому, что через какое-то время после выпивания мочи вы почувствуете ещё более сильную жажду. Поэтому большинство руководств по выживанию запрещает пить свою мочу в такой ситуации, даже если это единственная доступная вам жидкость.



Дополнительно при наличии времени

Разгадайте кроссворд «Выделение»


Урок биологии по теме Выделительная система.Образование мочи
Рис. 5. Кроссворд.


Вопросы:
1. Внутреннее вещество почки.
2. Резервуар почки, в котором собирается моча пред попаданием в мочеточник.
3. Продукт распада первичной мочи.
4. Заболевание, вызванное образованием в почечной лоханке или мочевом пузыре камней.
5. Микроскопическая единица почки, в которой происходит фильтрация плазмы крови.
6. Орган мочевыделения.
7. Круговая мышца, которая в момент мочеиспускания расслабляется.
8. Концентрированный раствор солей мочевой, фосфорной щавелевой и иных кислот, а также мочевины.
9. Наружное вещество почки.



© 2010-2022