Урок на тему: Функции белков

Урок  биологии 10 класса  на тему "Функции белков" включает конспект и презентацию. Урок изучения нового материала. Выдержаны все этапы урока. Во время урока ученики показывают результаты творческих и исследовательских работ (модели - структура белковой молекулы; каталитическая функция белков).  Изучения нового материала происходит на основе самостоятельной работы по учебнику и дополнительной литературе. Учащиеся оцениваются на основе полученных молекул аминокислот (за правильный ответ одна амин...
Раздел Биология
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок биологии в 10 классе

«Функции белков»

преподавателя биологии Лиджиевой Н.Б.

ЦЕЛЬ УРОКА

- Цели: расширить полученные знания о белках, систематизировать и обобщить

ЗАДАЧИ УРОКА

1. Познавательные:

-сформировать знания о функциях белков;

-углубить и расширить знания о важнейшей роли белков в жизнедеятельности живых организмов на основе изучения их функций;

-сформировать понятие о ферментах;

-продолжить формирование умения выявлять взаимосвязь строения и функций веществ.

2. Развивающие:

-развивать умение проводить эксперимент, анализировать результат лабораторных опытов, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы;

-развивать познавательный интерес учащихся на основе использования межпредметных связей;

-развивать умение применять знания, полученные на уроках биологии, к анализу явлений или процессов, изучаемых другими науками;

-совершенствовать навыки учащихся работы с учебником.

3. Воспитательные:

-формирование научного мировоззрения, чёткого представления о роли естественных наук в современном обществе;

-создание в представлении учащихся общей, целостной картины мира с его единством и многообразием свойств живой и неживой природы;

-воспитывать культуру труда, осуществлять формирование гигиенических навыков учащихся, заботы о здоровье.

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические технологии:

  • технология проектной деятельности;

  • информационные технологии

Оборудование:

микроскоп с цифровой камерой, веб камера, предметные и покровные стёкла, реактивы для демонстрации опытов, пробирки, мультимедийная презентация.

План урока.

I. Актуализация опорных знаний.

II. Изучение темы урока. Постановка познавательной задачи.

1. Строение белков

2.Классификация и свойства белков

3.Функции белков

-Работа учащихся в бригадах по изучению функций белков. Решение биологических задач.

-Мозговой штурм. Обсуждение результатов работы учащихся в бригадах.

- III. Закрепление знаний по изученной теме

Заполнение схемы «Функции белков».

IV. Итог урока.

Тестовый контроль по изученной теме.

V. Домашнее задание.

I Организационный момент.

ВНИМАНИЕ! Ребята, начинаем урок.

II Актуализация опорных знаний

Учитель: Эпиграфом урока станут высказывания Ф. Энгельса о том, что такое жизнь

« Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой…».

Учитель: Выделите ключевые слова в этом определении понятия «жизнь»?

«Жизнь есть способ существования белковых тел…» Ф. Энгельс.

Учитель: Как вы понимаете эту фразу?

Ни одно из веществ не выполняет столь специфических и разнообразных функций в организме, как белок, в организме до 100 000 видов белков.

В состав клеток организма входят не только белки, но и жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, вода, минеральные соли. Но именно "белки являются основой жизни ". Справедливо ли это?

Учитель: Ребята, продолжим изучение темы "Белки"

(Демонстрация 1,2 слайда)

Сегодня подробно изучим "Функции белков".

Запись темы урока учащихся в тетрадь.

Результатом работы станет схема "функции белков", которую вы видите на опорном конспекте.

Давайте вместе подумаем над целью урока, чтобы разрешить проблему:

"Белки являются основой жизни, справедливо ли это?"

Цель урока:

(Демонстрация 3 слайда)

1.Выяснить, действительно ли белки являются "основой жизни";

2.Доказать, что белки это "основа жизни" на основе изучения свойств и функций белков.

Учитель: Чтобы достичь цели урока нужно составить план мыслительной деятельности.

План работы

(Демонстрация 3 слайда)

1. Строение белков

2.Классификация и свойства белков

3.Функции белков

Учитель: Чем определяется основное значение белков для живых организмов?

Чтобы ответить на этот вопрос проведём биологическую разминку.

Биологическая разминка. (Демонстрация 4 слайда)

  • Самостоятельная работа (в тетрадях, веб камера ); Приложение 1.

  • взаимодействие аминокислот;

  • качественные реакции на белки Приложение 2.


Учитель: Ребята, чем глубже учёные познают природу и строение белковых тел, тем более они убеждаются в исключительном значении установления связи между структурой и функцией белковых молекул для раскрытия одной из важнейших тайн природы - тайны жизни.

Учитель: Ребята выполнили творческое задание из подручных материалов, изготовив модель «Структуры белка»;

Учитель: Ребята, для изучения функций белка получили предварительные задания. Внимательно прослушав сообщения, вы должны ответить на вопросы

«Каталитическая функция белков» Приложение 3 (Демонстрация 7 слайда)

1.Что представляют ферменты?

2.Каковы их функции?

3.В чём сущность каталитической реакции?

4.Чем отличается фермент от катализатора?

5.Как факторы влияют на работу фермента?

6. Что вы узнали о ферменте каталаза?

Учитель: Сущность каталитической реакции сводится к тому, что исходное вещество образует с катализаторами промежуточные соединения. Они быстро превращаются в конечные продукты реакции, а катализаторы восстанавливаются.

Ферменты имеют белковую природу; функционируют в клетке. Неорганические катализаторы применяются в различных реакциях.

Фермент специфичен, катализирует один вид реакции, активен при t = 35 - 38oC, (при высокой происходит денатурация), при физиологических значениях PH совместимых с жизнью и нормальном атмосферном давлении.

Учитель: В чём сущность каталитической активности фермента?

В молекуле ферменты есть активный центр, он состоит из двух участков - сорбционного и каталитического. Первый отвечает за связывание фермента с молекулой субстрата, второй за протекание собственно катализа.

Молекулы ферментов имеют третичную или четвертичную структуру. Их каталитическая функция обусловлена особой частью их поверхности- активным центром он представляет собой углубление, которое образуется при укладке белковой структуры (третичной или четвертичной). Это сочетание радикалов расположенных на соседних полипептидных цепях в 3 или 4 структуре.

Оно в точности соответствует молекуле участвующей в реакции, катализатором которой служит фермент. Подобно тому, как ключ к замку, так активный центр фермента соответствует субстрату. Продукты реакции не подходят и быстро отделяются от молекулы. При воздействиях t, PH происходит утрата функции денатурации.

Учитель: Чтобы познакомиться с функцией фермента каталаза выполним исследовательское задание

Инструктивная карточка (цифровая камера)
«Наблюдение расщепления пероксида водорода ферментом каталазой»

- убедиться в наличии каталазы в растительных клетках;

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, вода, пипетки, сырой и вареный картофель, пероксид водорода.

Ход работы

  1. К капните Н2О2 (пероксида водорода) на предметное стекло на котором расположен кусочек картофеля и лист традесканции

Ответьте на вопросы:

- Какова цель предложенной вам лабораторной работы.

- Объясните свои наблюдения.

- Почему в опыте с кусочками сырого картофеля и кусочком мяса, а также при действии пероксида водорода на клетку листа элодеи происходит бурное выделение пузырьков газа?

- Почему не выделяются пузырьки газа в том случае, если капнуть пероксидом водорода в пробирку с варёным картофелем или на пустое предметное стекло.

Учитель: Ребята, для дальнейшего изучения функции белков разделитесь на группы по 2 человека. Поисковое задание по группам

(Демонстрация 9, 10 слайда)

Обсуждение результатов работы в группах. Заполнение схемы «Функции белков»

(Демонстрация 11 - 19 слайда)

Учитель Вернёмся к проблеме урока «Белки являются основой жизни» справедливо ли это? Ответы учащихся.

Итог урока

Тестовый контроль знаний

(Демонстрация 14 слайда)

Д/З: Выучить опорный конспект, дайте определение словарным терминам, используя конспект урока, материал учебника Д.З: с. 95 - 99(1), с. 44- 47(2).

Опорный конспект по теме: « Функции белков».


Функции белков

Структурная……………………………..коллаген, остеин , эластин

Каталитическая……………….амилаза ,полимезары, рибонуклеаза

Регуляторная……………………соматотропин, инсулин,глюкагон

Транспортная………………………………….гемоглобин,гемоциатин

Защитная…………………………………………антитела,фиюриноген

Двигательная……………………………………………….миозин,актин

Запасательная………………………………………….казеин,альбумин

Токсичная…………………………………………….змеиный яд,токсин

Сигнальная……………………………………………..………рецепторы

Тестирование. «Строение белков» Приложение 1

1. Высокомолекулярное органическое соединение, состоящее из повторяющихся звеньев

2. Нарушение природной структуры белка

3. Повторяющиеся звенья - простые молекулы

4. Биополимеры; мономеры - аминокислоты

5. Нарушение первичной структуры белка

6. Прочная ковалентная полярная; между аминокислотами в белке

7. Обратимая денатурация

Демонстрация опыта Приложение 2

Для белков характерны цветные реакции:

1. К 2 мл. раствора белка добавили Na OH и по каплям CuSO4 пробирку встряхнуть, наблюдаем красно-фиолетовое окрашивание - это биуретовая реакция на пептидную связь.

2.К 2мл. раствора белка добавили HNO3 осторожно подогрели - наблюдаем жёлтое окрашивание - это реакция на ароматические аминокислоты (триптофан, тирозин, фенилаланин). Это реакция ксантопротеиновая.

Каталитическая функция Приложение 3

1.Что представляют ферменты?

2.Каковы их функции?

3.В чём сущность каталитической реакции?

4.Чем отличается фермент от катализатора?

5.Как факторы влияют на работу фермента?

6. Что вы узнали о ферменте каталаза?


© 2010-2022