- Преподавателю
- Биология
- Урок на тему: Функции белков
Урок на тему: Функции белков
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Лиджиева Н.Б. |
Дата | 12.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок биологии в 10 классе
«Функции белков»
преподавателя биологии Лиджиевой Н.Б.
ЦЕЛЬ УРОКА
- Цели: расширить полученные знания о белках, систематизировать и обобщить
ЗАДАЧИ УРОКА
1. Познавательные:
-сформировать знания о функциях белков;
-углубить и расширить знания о важнейшей роли белков в жизнедеятельности живых организмов на основе изучения их функций;
-сформировать понятие о ферментах;
-продолжить формирование умения выявлять взаимосвязь строения и функций веществ.
2. Развивающие:
-развивать умение проводить эксперимент, анализировать результат лабораторных опытов, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы;
-развивать познавательный интерес учащихся на основе использования межпредметных связей;
-развивать умение применять знания, полученные на уроках биологии, к анализу явлений или процессов, изучаемых другими науками;
-совершенствовать навыки учащихся работы с учебником.
3. Воспитательные:
-формирование научного мировоззрения, чёткого представления о роли естественных наук в современном обществе;
-создание в представлении учащихся общей, целостной картины мира с его единством и многообразием свойств живой и неживой природы;
-воспитывать культуру труда, осуществлять формирование гигиенических навыков учащихся, заботы о здоровье.
Тип урока: изучение нового материала
Педагогические технологии:
-
технология проектной деятельности;
-
информационные технологии
Оборудование:
микроскоп с цифровой камерой, веб камера, предметные и покровные стёкла, реактивы для демонстрации опытов, пробирки, мультимедийная презентация.
План урока.
I. Актуализация опорных знаний.
II. Изучение темы урока. Постановка познавательной задачи.
1. Строение белков
2.Классификация и свойства белков
3.Функции белков
-Работа учащихся в бригадах по изучению функций белков. Решение биологических задач.
-Мозговой штурм. Обсуждение результатов работы учащихся в бригадах.
- III. Закрепление знаний по изученной теме
Заполнение схемы «Функции белков».
IV. Итог урока.
Тестовый контроль по изученной теме.
V. Домашнее задание.
I Организационный момент.
ВНИМАНИЕ! Ребята, начинаем урок.
II Актуализация опорных знаний
Учитель: Эпиграфом урока станут высказывания Ф. Энгельса о том, что такое жизнь
« Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой…».
Учитель: Выделите ключевые слова в этом определении понятия «жизнь»?
«Жизнь есть способ существования белковых тел…» Ф. Энгельс.
Учитель: Как вы понимаете эту фразу?
Ни одно из веществ не выполняет столь специфических и разнообразных функций в организме, как белок, в организме до 100 000 видов белков.
В состав клеток организма входят не только белки, но и жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, вода, минеральные соли. Но именно "белки являются основой жизни ". Справедливо ли это?
Учитель: Ребята, продолжим изучение темы "Белки"
(Демонстрация 1,2 слайда)
Сегодня подробно изучим "Функции белков".
Запись темы урока учащихся в тетрадь.
Результатом работы станет схема "функции белков", которую вы видите на опорном конспекте.
Давайте вместе подумаем над целью урока, чтобы разрешить проблему:
"Белки являются основой жизни, справедливо ли это?"
Цель урока:
(Демонстрация 3 слайда)
1.Выяснить, действительно ли белки являются "основой жизни";
2.Доказать, что белки это "основа жизни" на основе изучения свойств и функций белков.
Учитель: Чтобы достичь цели урока нужно составить план мыслительной деятельности.
План работы
(Демонстрация 3 слайда)
1. Строение белков
2.Классификация и свойства белков
3.Функции белков
Учитель: Чем определяется основное значение белков для живых организмов?
Чтобы ответить на этот вопрос проведём биологическую разминку.
Биологическая разминка. (Демонстрация 4 слайда)
-
Самостоятельная работа (в тетрадях, веб камера ); Приложение 1.
-
взаимодействие аминокислот;
-
качественные реакции на белки Приложение 2.
Учитель: Ребята, чем глубже учёные познают природу и строение белковых тел, тем более они убеждаются в исключительном значении установления связи между структурой и функцией белковых молекул для раскрытия одной из важнейших тайн природы - тайны жизни.
Учитель: Ребята выполнили творческое задание из подручных материалов, изготовив модель «Структуры белка»;
Учитель: Ребята, для изучения функций белка получили предварительные задания. Внимательно прослушав сообщения, вы должны ответить на вопросы
«Каталитическая функция белков» Приложение 3 (Демонстрация 7 слайда)
1.Что представляют ферменты?
2.Каковы их функции?
3.В чём сущность каталитической реакции?
4.Чем отличается фермент от катализатора?
5.Как факторы влияют на работу фермента?
6. Что вы узнали о ферменте каталаза?
Учитель: Сущность каталитической реакции сводится к тому, что исходное вещество образует с катализаторами промежуточные соединения. Они быстро превращаются в конечные продукты реакции, а катализаторы восстанавливаются.
Ферменты имеют белковую природу; функционируют в клетке. Неорганические катализаторы применяются в различных реакциях.
Фермент специфичен, катализирует один вид реакции, активен при t = 35 - 38oC, (при высокой происходит денатурация), при физиологических значениях PH совместимых с жизнью и нормальном атмосферном давлении.
Учитель: В чём сущность каталитической активности фермента?
В молекуле ферменты есть активный центр, он состоит из двух участков - сорбционного и каталитического. Первый отвечает за связывание фермента с молекулой субстрата, второй за протекание собственно катализа.
Молекулы ферментов имеют третичную или четвертичную структуру. Их каталитическая функция обусловлена особой частью их поверхности- активным центром он представляет собой углубление, которое образуется при укладке белковой структуры (третичной или четвертичной). Это сочетание радикалов расположенных на соседних полипептидных цепях в 3 или 4 структуре.
Оно в точности соответствует молекуле участвующей в реакции, катализатором которой служит фермент. Подобно тому, как ключ к замку, так активный центр фермента соответствует субстрату. Продукты реакции не подходят и быстро отделяются от молекулы. При воздействиях t, PH происходит утрата функции денатурации.
Учитель: Чтобы познакомиться с функцией фермента каталаза выполним исследовательское задание
Инструктивная карточка (цифровая камера)
«Наблюдение расщепления пероксида водорода ферментом каталазой»
- убедиться в наличии каталазы в растительных клетках;
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, вода, пипетки, сырой и вареный картофель, пероксид водорода.
Ход работы
-
К капните Н2О2 (пероксида водорода) на предметное стекло на котором расположен кусочек картофеля и лист традесканции
Ответьте на вопросы:
- Какова цель предложенной вам лабораторной работы.
- Объясните свои наблюдения.
- Почему в опыте с кусочками сырого картофеля и кусочком мяса, а также при действии пероксида водорода на клетку листа элодеи происходит бурное выделение пузырьков газа?
- Почему не выделяются пузырьки газа в том случае, если капнуть пероксидом водорода в пробирку с варёным картофелем или на пустое предметное стекло.
Учитель: Ребята, для дальнейшего изучения функции белков разделитесь на группы по 2 человека. Поисковое задание по группам
(Демонстрация 9, 10 слайда)
Обсуждение результатов работы в группах. Заполнение схемы «Функции белков»
(Демонстрация 11 - 19 слайда)
Учитель Вернёмся к проблеме урока «Белки являются основой жизни» справедливо ли это? Ответы учащихся.
Итог урока
Тестовый контроль знаний
(Демонстрация 14 слайда)
Д/З: Выучить опорный конспект, дайте определение словарным терминам, используя конспект урока, материал учебника Д.З: с. 95 - 99(1), с. 44- 47(2).
Опорный конспект по теме: « Функции белков».
Функции белков
Структурная……………………………..коллаген, остеин , эластин
Каталитическая……………….амилаза ,полимезары, рибонуклеаза
Регуляторная……………………соматотропин, инсулин,глюкагон
Транспортная………………………………….гемоглобин,гемоциатин
Защитная…………………………………………антитела,фиюриноген
Двигательная……………………………………………….миозин,актин
Запасательная………………………………………….казеин,альбумин
Токсичная…………………………………………….змеиный яд,токсин
Сигнальная……………………………………………..………рецепторы
Тестирование. «Строение белков» Приложение 1
1. Высокомолекулярное органическое соединение, состоящее из повторяющихся звеньев
2. Нарушение природной структуры белка
3. Повторяющиеся звенья - простые молекулы
4. Биополимеры; мономеры - аминокислоты
5. Нарушение первичной структуры белка
6. Прочная ковалентная полярная; между аминокислотами в белке
7. Обратимая денатурация
Демонстрация опыта Приложение 2
Для белков характерны цветные реакции:
1. К 2 мл. раствора белка добавили Na OH и по каплям CuSO4 пробирку встряхнуть, наблюдаем красно-фиолетовое окрашивание - это биуретовая реакция на пептидную связь.
2.К 2мл. раствора белка добавили HNO3 осторожно подогрели - наблюдаем жёлтое окрашивание - это реакция на ароматические аминокислоты (триптофан, тирозин, фенилаланин). Это реакция ксантопротеиновая.
Каталитическая функция Приложение 3
1.Что представляют ферменты?
2.Каковы их функции?
3.В чём сущность каталитической реакции?
4.Чем отличается фермент от катализатора?
5.Как факторы влияют на работу фермента?
6. Что вы узнали о ферменте каталаза?