- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока Размножение комнатных растений (9-11 лет)
Конспект урока Размножение комнатных растений (9-11 лет)
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тонеева М.Ю. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ульяновска
«Детский эколого-биологический центр»
Конспект занятия
«Размножение комнатных растений»
Подготовила:
Тонеева Марина Юрьевна,
педагог дополнительного
образования
Ульяновск 2015 г.
Тема: «Размножение комнатных растений».
Цель: Формирование у воспитанников знаний о строении комнатных растений, способах размножения, умений и навыков по размножению комнатных растений.
Обучающие:
-
познакомить воспитанников с особенностями размножения комнатных растений;
-
конкретизировать знания учащихся об анатомо-морфологических и физиологических особенностях растений.
Развивающие:
-
развивать познавательный интерес у воспитанников к изучению комнатных растений;
-
формировать навыки по содержанию и разведению комнатных растений.
Воспитательные:
-
формировать у воспитанников бережное отношение к растениям;
-
формировать ответственное отношение к порученному делу;
Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, компьютер, учебные фильмы: «Развитие растений из семян» и «Размножение растений его частями», натуральные объекты: комнатные растения на разных стадиях развития (выращенные разными способами), письменные принадлежности, листы-схемы «Части растения», названия к мини - стенду для оформления таблицы: «Способы размножения комнатных растений», пакетики с семенами комнатных растений фабричного производства, конверт с письмом, инвентарь и материалы для подготовки посадочного материала комнатных растений.
Предварительная работа: изучение строения комнатных растений, экскурсия в Зимний сад ДЭБЦ, ознакомление с литературой по комнатному цветоводству.
Ход занятия:
1.Вводная часть.
Педагог: - Бывали ли у вас в жизни ситуации, когда необходимо было преподнести цветы в качестве подарка или просто захотелось иметь то или иное растение у себя дома?
Ответы детей: (да, такое случается, если идешь на день рождения или где- то увидишь в помещении красивое растение)
Педагог:-Как в таком случае вы поступали?
Ответы детей: (покупали в магазине готовое растение)
Педагог обобщает ответы детей: можно купить новое растение в цветочном магазине, но можно вырастить растение самому, т.е. размножить его.
-Как вы объясните понятие «размножение растений»?
Предполагаемые ответы дете: (увеличение растительных объектов, чтобы было больше комнатных растений и т. д.)
Педагог одобряет ответы детей и обобщает:- «Размножение - это свойство присущее всем живым организмам, свойство воспроизведения себе подобных».
Педагог объявляет тему занятия: «Размножение комнатных растений».
Педагог сообщает детям: сегодня будем говорить подробно о способах размножения комнатных растений.
2.Основная часть.
Педагог: размножением комнатных растений профессионально занимаются цветоводы. Этому могут научиться все, но прежде всего, нужно получить хотя бы самые необходимые знания о способах размножения и приобрести простейшие навыки и умения по размножению комнатных растений. При этом каждый человек должен соблюдать самое главное правило при размножении комнатного растения, которое звучит так: - « Не навреди растению!». Педагог предлагает повесить на магнитную доску табличку с правилом, чтобы оно побуждало к правильному поведению по отношению к растениям. (Прикрепляется табличка с правилом на видное место, на учебной доске).
Педагог: - в комнатном цветоводстве используют 2 способа размножения растений. Это семенное размножение (генеративное) и размножение растения его частями (вегетативное).
Повторение: работа с дидактическими листами-схемами «Части растения». Подписать части растения на листах-схемах.
Педагог предлагает детям провести взаимопроверку после выполнения данной работы.
Далее педагог уточняет: на листках - схемах «Части растения» у вас выделены все его части, среди которых есть цветок и плод с семенами. Педагог обращает внимание на то, что первый способ размножения комнатного растения - это семенное размножение. Его называют в биологии генеративным размножением. Ученые заметили, что растения, выращенные из семян, обладают большей долговечностью, имеют хорошо развитую корневую систему, легче переносят пересадки и наиболее удачны в декоративном отношении. Иными словами, их энергетика более мощная и целостная. При таком размножении растений используют готовые семена, которые развиваются в процессе жизненного цикла растения, семена, которые спеют на растении. Такие семена можно получить с растения при благоприятных условиях роста, или купить готовый пакетик семян комнатного растения в магазине. ( Демонстрация различных семян растений в пакетиках фабричного производства, купленных в магазине).
Просмотр учебного фильм: «Развитие растений из семян» на примере гороха.
Пояснения педагога к фильму: - « мы с вами посмотрели учебный фильм, наглядно увидели, как развивается растение из семени. Такое явление, в короткий промежуток времени, можно наблюдать только при современных условиях съемки, когда длительное время роста нам показали всего за несколько минут».
Педагог предлагает создать таблицу «Способы размножения комнатных растений»
Коллективная работа: создание таблицы «Способы размножения комнатных растений» на мини-стенде. (На мини-стенд прикрепляется название таблицы «Способы размножения растений»).
Педагог: - с каким способом размножения познакомились только что, просмотрев учебный фильм?
Ответы детей: - первый способ - это семенное размножение.
Педагог одобряет ответы детей и предлагает прикрепить заготовленную табличку «семенное размножение (генеративное размножение)» на мини-стенд. Затем, дети подходят в порядке очереди к стенду и прикрепляют пакетики с различными семенами комнатных растений.
Игровое задание: «Найди пару».
Педагог объясняет правила: - необходимо внимательно посмотреть вокруг, рассмотреть все взрослые и молодые растения, которые стоят на отдельных столах в кабинете, запомнить, где они расположены. Получив табличку с названием комнатного растения, подобрать молодое растение в соответствии с названием и взрослое - материнское растение. Испытывая затруднения при выполнении задания, допускается помощь товарища. При выполнении задания, можно получить еще одну табличку с названием комнатного растения.
Педагог поощряет детей за выполненное задание: «Молодцы, посмотрите, как хорошо вы справились с заданием, вам удалось отыскать маму каждому молодому растению».
Работа с дидактическими листами-схемами «Части растения: педагог предлагает внимательно рассмотреть свои листы-схемы «Части растения», которые заполняли в начале занятия и обращает внимание детей на то, что при выполнении задания «Найди пару», они использовали молодые растения, выращенные не семенами, а частями растения. Если внимательно посмотреть, то можно определить, какими частями растения - листом, стеблем или корнями. На листах-схемах «Части растения» педагог предлагает красным цветом выделить эти части растения.
Педагог: способ размножения частями растения называется вегетативным, это второй способ, которым размножают комнатные растения. Вегетативное размножение - это получение новых растений из отдельных частей взрослого растения, при этом повторяются все признаки и свойства этого растения, то есть сохраняется исходный сорт.
Педагог предлагает посмотреть учебный фильм «Размножение растений его частями».
Педагог предлагает вернуться к созданию таблицы «Способы размножения комнатных растений» на мини-стенде. (На мини-стенд «Способы размножения растений» прикрепляют заготовленную табличку « размножение растения его частями» (вегетативное размножение).
Для подтверждения данного способа размножения, педагог показывает растения, размноженные разными частями растения: листом (фиалка), стеблем (фикус, герань, хлорофитум), корнем (папоротник, канны, дремиопсис). Попутно на мини-стенд под заголовком «размножение растения его частями» (вегетативное размножение), дети прикрепляют таблички с названиями вегетативных способов размножения комнатных растений.
Педагог: С какими способами размножения познакомились?
Ответы детей: - познакомились с двумя способами размножения комнатных растений- семенное и вегетативное.
Педагог: - на последующих занятиях будем подробнее изучать способы размножения и проводить практические занятия.
Педагог объявляет, что хочет познакомить детей с письмом, которое пришло в адрес нашего объединения «Флора» от детей дошкольного возраста. (Распечатывают письмо, читают, из текста понятно, что дети из дошкольного учреждения просят о помощи озеленить групповую комнату). Педагог предлагает выполнить работу по окоренению черенков растений для будущих посадок в грунт.
Практическая часть занятия по образцу педагога: постановка листового и стеблевого черенка растений в воду для окоренения. На стаканчик делается этикетка с названием растения и датой постановки в воду для окоренения. (В кабинете заранее отведено место для проведения практической работы. На столах имеется необходимый инвентарь и растительные объекты).
3. Заключительная часть.
Педагог: - Как вы оцениваете свою деятельность на занятии, что узнали нового, чему научились, что запомнили?
Ответы детей: узнали, что растения можно размножать двумя способами, посмотрели учебные фильмы,….и т. д.
Педагог: работали на занятии хорошо, вспомнили пройденный материал, приобрели первоначальные знания о размножении комнатных растений, просмотрели интересные учебные фильмы, выполнили практическую работу по окоренению комнатного растения, бережно и аккуратно обращались с комнатными растениями.
Педагог предлагает выполнить творческое задание в свободное время: определить растения в школьном кабинете или дома, выявить какими способами можно размножать данные комнатные растения, сообщить их название и полезную информацию учителю или дома родителям по уходу и содержанию этого растения.
Литература:
-
Богоявленсков А. Е., Активные формы и методы обучения
биологии, Москва, «Просвещение», 1998 г., 191 с
-
Громов А.Н. Книга цветовода. - М.: Колос, 1983г.
-
Дидактический материал по ботанике, Москва, «Рауб»
«Тропикао», 1994 г., 143 с.
4. Дрязгунова В.А., «Дидактические игры с растениями», М.:
Просвещение, 1981 г. 79 с.
5. Кавтарадзе Д.Н. Игры и активные методы обучения. - М., 2001
6. Молодова Л.П., «Игровые экологические занятия с
детьми».,Минск «Асар», 2001 г., 127 с.
7. Родина В.А. Цветоводство в школе. Пособие для учителей. - М.:
Просвещение, 1974г.