- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» (1, 2 курс)
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» (1, 2 курс)
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Моисеенко Н.С. |
Дата | 25.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …2
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……….6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………..………19
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………20
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Биология
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 190631.01 Автомеханик.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи:
отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.
При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.
Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе.
Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий.
Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.
При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.
Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет биологии является базовым для ряда биологических, сельскохозяйственных, медицинских и других специальных дисциплин.
Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина относится к техническому профилю, общеобразовательного естественно-научного цикла, уровень базовый.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, экосистема);
истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке;
роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе;
проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен:
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий, закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
уметь объяснять:
- роль биологии в формировании научного мировоззрения;
- вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;
- единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
- отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека;
- влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды;
- причины и факторы эволюции, изменяемость видов;
- нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;
- устойчивость, развитие и смены экосистем;
- необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи;
- составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания,
-выявлять источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности происхождения жизни и человека,
- глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Биология»
2.1. Объем учебной дисциплины , количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная нагрузка
самостоятельная учебная работа
Обязательная аудиторная
I курс
II курс
всего часов
в т. ч. лаб. и практ. занятий
Количество часов
1 сем.
2 сем.
Количество часов
3 сем.
4 сем.
Количество часов
в т. ч. лаб. и практ. занятий
Количество часов
в т. ч. лаб. и практ. занятий
Количество часов
в т. ч. лаб. и практ. занятий
Количество часов
в т. ч. лаб. и практ. занятий
78
78
14
40
17
3
23
4
38
17
4
21
5
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины:
Неделя
№
урока
Тема, тема урока
Основные понятия
Обучающийся должен знать
Обучающийся должен
уметь
1 семестр 17 часов
Введение 2 ч
1
1. 0.1
Объект изучения биологии - живая природа.
Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно -видовой.
Строение и функционирование биологических объектов.
Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.
Биологическую терминологию.
Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.
2
2. 0.2
Признаки живых организмов. Уровни организации живой природы.
Экосистема, биосфера.
Объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов.
Тема 1. «Учение о клетке» 11ч
3
3. 1.1
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной картины мира.
Цитология, основные положения клеточной теории.
Основные положения клеточной теории. Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки. Биологическую терминологию.
Рассказывать о вкладе биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира, родстве живых организмов.
4
4. 1.2
Химическая организация клетки. Неорганические и органические вещества клетки и живых организмов
Макроэлементы, микроэлементы, биополимеры.
Строение и функционирование клетки.
Объяснить роль неорганических и органических веществ в клетке и организме.
5
5. 1.3
Строение и функции клетки.
Лабораторная работа №1
«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание».
Оболочка, цитоплазма, ядро, ЭПС, митохондрии, пластиды, лизосомы, аппарат Гольджи..
Строение клетки, основные органоиды клетки, их функции.
Различать строение растительной и животной клетки. Работать с микроскопом.
6
6. 1.4
Прокариотические и эукариотические клетки
Лабораторная работа№2
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Доядерные и ядерные клетки
Основные органоиды клетки.
Строение клеток прокариот и эукариот.
Работать с микроскопом и готовить микропрепараты клеток растений.
7
7. 1.5
Лабораторная работа №3
«Сравнение строения клеток растений и животных».
Строение растительной и животной клетки.
Сравнивать биологические объекты: находить сходство и различие в строении растительной и животной клетках.
Работать с микроскопом.
8
8. 1.6
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.
Ассимиляция и диссимиляция.
Фотосинтез.
Биологическую терминологию и символику.
Характеризовать процессы обмена веществ
9
9. 1.7
Вирусы.
Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.
Понятие - неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
Профилактика СПИДа.
Практическое значение вирусов и бактерий.
Применение в жизни полученных знаний по профилактики вирусных заболеваний.
10
10. 1.8
Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Репликация ДНК, Ген.
Хромосомы, ДНК , ген.
Строение и функционирование биологических объектов: генов и хромосом.
Составлять цепочки ДНК.
11
11. 1.9
Генетический код. Решение задач.
Генетический код.
Биологическую терминологию и символику.
Объяснять генетический код.
12
12 1.10
Биосинтез белка.
ДНК , ген, генетический код. Репликация, транскрипция. Аминокислоты
Биологическую терминологию и символику.
Записывать полипептидную цепочку.
13
13.1.12
Жизненный цикл клетки. Митоз.
Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.
Биологическую терминологию, фазы митоза.
Характеризовать фазы митоза.
Тема 2 «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов» 9ч.
Тема 2.1 «Организм. Размножение» 4ч.
14
14 2.1.1
Организм - единое целое. Многообразие организмов.
Организм
Многообразие организмов и их происхождение.
биологическую терминологию.
Объяснять целостность живых организмов и их родство.
15
15 2.1.2
Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение.
Жизненный цикл клетки.
Способы размножения.
сущность биологического процесса - размножения.
Биологическую терминологию и символику.
Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека.
16
16 2.1.3
Мейоз.
Наружное и внутреннее оплодотворение
Митоз, мейоз.
Фазы деления клетки
Двойное оплодотво-рение у растений. Биологическую терминологию.
Объяснять процесс деление клетки.
17
17 2.1.4
Образование половых клеток и оплодотворение.
Онтогенез.
Сущность биологического процесса - оплодотворения.
Биологическую терминологию и символику.
Объяснять сущность биологического процесса оплодотворения.
2 семестр 23 часа
Тема 2.2 «Организм. Индивидуальное развитие организмов» 6ч.
20
1 2.2.1
Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
Онтогенез.
Биологическую терминологию
Характеризовать эмбриональное развитие человека, нарушения в развитии организмов.
Объяснять индивидуальное развитие.
21
2 2.2.2
Постэмбриональное развитие.
Метаморфоз
Биологическую терминологию .
Характеризовать постэмбриональное развитие человека, влияние экологических факторов на живые организмы, нарушения в развитии организмов.
22
3 2.2.3
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.
Группы позвоночных
Сходства зародышей
Эволюция Онтогенез.
Фазы деления клетки.
Двойное оплодотворение у растений. Биологическую терминологию.
Доказывать родство живых организмов.
23
4 2.2.4
Лабораторная работа № 4
«Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
Признаков сходства зародышей человека и других позвоночных.
Онтогенез, типы постэмбрионального развития.
Биологическую терминологию.
Сравнивать биологические объекты: зародышей человека и других животных.
24
5 2.2.5
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье..
Онтогенез. Репродукция.
Рост, развитие.
Биологическую терминологию.
Объяснять индивидуальное развитие, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды, нарушения в развитии организмов.
25
6 2.2.6
Обобщающий урок по теме «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Биологическую терминологию.
Объяснять индивидуальное развитие организмов.
Тема 3 Основы генетики и селекции -17 ч
26
7 3.1
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.
Наследственность и изменчивость
Генетика.
Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.
Биологическую терминологию и символику.
Объяснять механизм передачи признаков от поколения к поколению.
27
8 3.2
Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.
Закон доминирования
Рецессивный и доминантный признаки, генотип, фенотип.
Законы Г.Менделя,
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки, биологическую терминологию и символику.
Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания.
28
9 3.3
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.
Рецессивный и доминант признаки, генотип, фенотип. Решетка Пеннета.
Законы Г.Менделя,
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки, биологическую терминологию и символику.
Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания.
29
10 3.4
Практическая работа № 5 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания».
Рецессивный и доминантный признаки, генотип, фенотип гомозигота, гетерозигота.
Генетическую терминологию
Законы Менделя.
Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания.
30
11 3.5
Решение генетических задач.
Генетическую терминологию
Законы Менделя.
Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания
31
12 3.6
Практическая работа №6
«Решение генетических задач».
Решение генетических задач
Генетическую терминологию
Законы Менделя.
Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания.
32
13 3.7
Хромосомная теория наследственности.
Ген, геном.
Закономерности изменчивости и наследственности,
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки, терминологию и символику.
Рассказывать о мутациях и их значение в возникновении наследственных заболеваний, составлять генеалогическое древо семьи.
33
14 3.8
Генетика пола.
Сцепленное с полом наследование.
Половые клетки, хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол.
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
Биологическую терминологию и символику.
Половые клетки, хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол.
34
15 3.9
Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека.
Наследственность и изменчивость,
Мутации.
Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека
биологическую терминологию и символику.
Мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний.
35
16 3.10
Закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость.
Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость
биологическую терминологию и символику.
Наследственность и изменчивость, мутации,
влияние мутагенов на растения, животных и человека.
36
17 3.11
Модификационная изменчивость .
Модификация.
Модификационная изменчивость, биологическую терминологию..
Наследственная и ненаследственная изменчивость
Модификации.
37
18 3.12
Лабораторная работа № 7
«Анализ фенотипической изменчивости.»
Биологическую терминологию .
Характеризовать и сравнивать живые объекты по фенотипу.
38
19 3.13
Генетика - теоретическая основа селекции.
Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Гибридизация и искусственный отбор.
Вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки, биологическую терминологию.
Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира, влияние экологических факторов на живые организмы.
39
20 3.14
Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Сущность биологических процессов: действия искусственного и естественного отбора,
биологическую терминологию.
Характеризовать гибридизацию и искусственный отбор, влияние мутагенов на растения, животных и человека. Перечислять источники и наличие мутагенов в окружающей среде.
40
21 3.15
Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов
Основные методы селекции
Вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки, биологическую терминологию.
Перечислять достижение современной селекции культурных растений, домашних животных, влияние мутагенов на растения, животных и человека.
41
22 3.16
Биотехнология, её достижения и перспективы развития
Биотехнология. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии
Этические аспекты развития некоторых исследований,
биологическую терминологию
Анализировать и оценивать этические аспекты развития некоторых исследований, перечислять влияние экологических факторов на живые организмы влияние мутагенов на растения, животных и человека.
42
23 3.17
Обобщающий урок по теме «Основы генетики и селекции».
Биологическую терминологию.
Выполнять тестовые задания.
2 курс
3 семестр 17 часов
Тема 4 Эволюционное учение 17 ч
1
1 4.1
История развития эволюционных идей.
Роль эволюционной теории в формировании современной естественной научной картины мира.
Эволюционное учение,
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки, биологическую терминологию.
Рассказывать о вкладе биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира, единстве живой и неживой природы, родстве живых организмов, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.
2
2 4.2
Значение работ К.Линнея и Ж.Б.Ламарка в 3развитии эволюционных идей в биологии.
Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки, роль эволюционной теории К.Линнея и Ж.Б.Ламарка. биологическую терминологию.
Рассказывать о вкладе биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира, единстве живой и неживой природы, родстве живых организмов, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды. причины и факторы эволюции.
3
3 4.3
Эволюционное учение Ч. Дарвина.
Вид, род.
Вклад Ч. Дарвина в развитие биологической науки, биологическую терминологию.
Рассказывать о вкладе биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира, единстве живой и неживой природы, родстве живых организмов, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды. причины и факторы эволюции.
4
4 4.4
Движущие силы эволюции.
Изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
Движущие силы эволюции,
биологическую терминологию.
Характеризовать движущие силы эволюции, влияние экологических факторов на живые организмы, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.
5
5 4.5
Естественный отбор.
Формы естественного отбора.
Движущие силы эволюции
биологическую терминологию.
Характеризовать формы естественного отбора, влияние экологических факторов на живые организмы, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды
6
6 4.6
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.
Естественный отбор,
Приспособленность.
Сущность биологических процессов: приспособленность к среде обитания, приспособления к среде обитания у представителей различных систематических групп биологическую терминологию.
Выявлять черты приспособленность у разных объектов живой и неживой природы, влияние экологических факторов на живые организмы взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.
7
7 4.7
Лабораторная работа № 8
«Приспособление организмов к разным средам обитания».
Приспособленность организмов к среде обитания.
Приспособления к среде обитания у представителей различных систематических групп, биологическую терминологию.
Выявлять приспособления к среде обитания у различных объектов живой природы,
влияние экологических факторов на живые организмы,
взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды
выявлять приспособления организмов к среде обитания
8
8 4.8
Концепция вида, его критерии.
Вид, его критерии.
Строение и функционирование биологических объектов: структуры вида, биологическую терминологию.
Характеризовать вид по признакам. Родство живых организмов,влияние экологических факторов на живые организмы, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды, изменяемость видов.
9
9 4.9
Лабораторная работа № 9
«Описание особей одного вида по морфологическому критерию».
Критерии вида, биологическую терминологию.
Объяснять и анализировать критерии вида, влияние экологических факторов на живые организмы,
взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды, описывать особенности видов по морфологическому критерию.
10
10 4.10
Современные представления о видообразовании.
. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Сущность биологических процессов: формирование приспособленности, биологическую терминологию.
Родство живых организмов, единство живой и неживой природы, влияние экологических факторов на живые организмы
влияние мутагенов на растения, животных и человека, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды
изменяемость видов.
11
11 4.11
Популяция - структурная единица вида и эволюции.
Популяция.
Сущность биологических процессов: происхождение видов, биологическую терминологию.
Объяснять и анализировать причины возникновения различных систематических групп, единство живой и неживой природы, изменяемость видов.
12
12 4.12
Микро эволюция.
Микроэволюция,
Ароморфозы, идиоадаптация,
Дегенерация.
Основные принципы микроэволюции, биологическую терминологию.
Выявлять примеры основных направлений эволюции, изменяемость видов.
13
13 4.13
Современные представления о видообразовании.
Видообразование, биологическую терминологию.
Объяснять взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды
изменяемость видов.
14
14 4.14
Макроэволюция.
Макро эволюция.
Основные принципы макроэволюции
Определение понятий:
«дивергенция», «конвергенция», «параллелизм»
Биологическую терминологию.
Характеризовать основные принципы макроэволюции
Объяснять единство живой и неживой природы, глобальные изменения в биосфере.
15
15 4.15
Закономерности эволюционного процесса
Доказательства эволюции
Биологическую терминологию.
Объяснять причины и факторы эволюции, изменяемость видов единство живой и неживой природы, родство живых организмов.
16
16 4.16
Основные направления эволюционного процесса.
Биологическую терминологию.
Объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов.
17
17 4.17
Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение».
Биологическую терминологию.
Объяснять единство живой и неживой природы.
4 семестр 21 час
Тема 5 История развития жизни на Земле 6 ч.
20
1 5.1
Гипотезы происхождения жизни.
Опыты Ф.Реди и Л.Пастера.
Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки, биологическую терминологию.
Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира,
взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.
21
2 5.2
Краткая история развития органического мира.
Этапы развития органического мира,
Эволюция.
Краткую историю развития органического мира, биологическую терминологию.
Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира,
единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.
22
3 5.3
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Сущность гипотез происхождения человека.
Усложнение живых организмов, биологическую терминологию.
Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира, родство живых организмов, влияние экологических факторов на живые организмы, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.
23
4 5.4
Современные гипотезы происхождения человека.
Антропогенез.
Предпосылки и стадии антропогенеза, биологическую терминологию.
Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира.
24
5 5.5
Доказательства родства человека с млекопитающими животными.
Доказательства родства человека с млекопитающими животными, биологическую терминологию.
Объяснять родство живых организмов.
25
6 5.6
Эволюция человека
Практическая работа №10 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека».
Биологическую терминологию.
Анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека.
Тема 6 Основы экологии 12ч.
26
7 6.1
Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.
Экологические факторы, их значение в жизни организмов,
биологическую терминологию.
Объяснять значение экологических факторов в жизни организмов, влияние экологических факторов на живые организмы, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.
27
8 6.2
Экологические факторы, их значение в жизни организмов.
Межвидовые отношения. Внутривидовые отношения .
Внутривидовые и межвидовые отношения, биологическую терминологию.
Объяснять и анализировать видовой состав биоценозов,
единство живой и неживой природы, влияние экологических факторов на живые организмы,
взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.
28
9 6.3
Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем.
Пищевые цепи, круговорот веществ, экологические пирамиды.
Строение и функционирование биологических объектов: экосистем; биологическую терминологию.
Объяснять устойчивость, развитие и смены экосистем, выявлять межвидовые взаимоотношения между организмами в экосистемах.
29
10 6.4
Пищевые связи, круговорот веществ и энергии в экосистемах.
Конкуренция, симбиоз, паразитизм, хищничество.
Сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии в клетке,
биологическую терминологию.
Составлять схемы пищевых цепей, выявлять межвидовые взаимоотношения между организмами в экосистемах,
взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.
30
11 6.5
Практическая работа № 11
«Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме».
Агроэкосистемы, агробиоценоз.
Искусственные сообщества,
биологическую терминологию.
Сравнивать природные экосистемы и агросистемы своей местности, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды, составлять элементарные схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания).
31
12 6.6
Межвидовые взаимоотношения в экосистеме.
Сущность биологических процессов: превращение энергии экосистемах биологическую терминологию.
Объяснять взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды, устойчивость, развитие и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов.
32
13 6.7
Искусственные сообщества -агросистемы и урбоэкосистемы.
Агросистемы, урбоэкосистемы.
Сущность биологических процессов: экосистемах и биосфере, биологическую терминологию.
Объяснять значение агроэкосистем и урбосистем,единство живой и неживой природы.
33
14 6.8
Лабораторная работа № 12
«Сравнительное описание одной из естественных природных систем и какой-нибудь агросистемы».
Сущность биологических процессов в агросистеме,
биологическую терминологию.
Сравнивать биологические объекты: природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы, изучать изменения в экосистемах на биологических моделях, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.
34
15 6.9
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Биосфера.
Учения В.И.Вернадского о биосфере, биологическую терминологию.
Объяснять клад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира,
единство живой и неживой природы, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды, устойчивость, развитие и смены экосистем.
35
16 6.10
Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов.
Биомасса. Биологический круговорот.
Важнейший фактор существования биосферы,
биологическую терминологию.
Строить схемы круговорота веществ в природе, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.
17 6.11
Практическая работа № 13
Решение экологических задач.
Причины возникновения экологических катастроф. Правила поведения в природной среде, биологическую терминологию.
Объяснять и анализировать последствия собственной деятельности в окружающей среде, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды, необходимость сохранения многообразия видов, решать элементарные биологические задачи; источники и наличие мутагенов в окружающей среде.
36
18 6.12
Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека.
Практическая работа № 14
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.
Основные экологические понятия, биологическую терминологию.
Объяснять пути решения экологических проблем, влияние мутагенов на растения, животных и человека, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды, устойчивость, развитие и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов,
антропогенные изменения в экосистемах своей местности, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде.
Тема 7 Бионика3 ч.
36
19 7.1
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.
Понятие «бионика».
Данные бионики применять в практической деятельности людей, биологическую терминологию
Данные бионики применять в практической деятельности.
37
20 7.2
Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.
Особенности строения и функций растений и животных.
Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфологических черт организации растений и животных, биологическую терминологию.
Выявлять морфофункциональные черты организации растений и животных и применять в практической деятельности.
21 7.3
Итоговый урок.
Биологическую терминологию.
Оперировать терминологией.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета « Биология»
Оборудование учебного кабинета
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационный стол;
- учебно-наглядные пособия по биологии;
- лабораторное оборудование ( микроскоп с микропрепаратами, плакаты по биологии, химическая посуда)
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 - 11 кл.- М., 2001.
2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. - М., 2005.
3. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. - М., 2002.
4.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. - М., 2002.
5.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. - М., 2002.
6. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М., 2000.
7. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А.Каменского, Пасечника В.В., Криксунова Е.А. «Общая биология» 10-11 кл. - М., 2006
8.Красновидова с.С., Павлов С.А., Хватов А.Б. Общая биология. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М., 2000
9. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 кл. - М., 2003
10. Козлова Т.А. Общая биология. Методическое пособие к учебнику Захарова В.Б.. Мамонтова Н.Н., Сонина Н.И. «Общая биология». - М,, 2002
11. Саблина О. В., Дымшиц Г.М. Общая биология. Рабочая тетрадь. - М., 2005
12. Сухова Т.С. Тесты. Биология 6-11 кл. Учебно-методическое пособие. - М., 2001
13. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. - М., 1970
14. Соколовская Б.Х. Молекулярная биология и генетика в 10 классе. - М., 1970
15. Биология в школе. Научно-методический журнал. Учредитель: ООО «Школьная пресса».
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
знания:
- основные положения биологических теорий, закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
умения:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;
- вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;
- единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
- отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека;
- влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды;
- причины и факторы эволюции, изменяемость видов;
- нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;
- устойчивость, развитие и смены экосистем;
- необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи;
- составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания,
-выявлять источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности происхождения жизни и человека,
- глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Фронтальный опрос
Лабораторные работы
Практические работы
Тестирование
Самостоятельные работы
Контрольные работы
Презентации
Защита рефератов
5