Внеклассное мероприятие по биологии Путешествие к первоцветам 7класс

Данное внеклассное мероприятие проводится для учащихся 7классов СКОУ VIII вида с целью формирования у обучающихся знания о растениях-первоцветахЗадачи:1. Образовательная: расширять знания о разнообразии первоцветов, знакомство с легендами происхожденияпервоцветов на земле.2.Развивающая: развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.3.Воспитательная: воспитывать
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 113 VIII вида»

г. Перми



« Путешествие к первоцветам»

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов

























Выполнила:

учитель биологии

Субботина С.В.





г.Пермь 2015г.


Тема: Путешествие к первоцветам

Цель: формировать у обучающихся знания о растениях-первоцветах

Задачи:

1. Образовательная: расширять знания о разнообразии первоцветов, знакомство с легендами происхождения первоцветов на земле.

2.Развивающая: развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.

3.Воспитательная: воспитывать бережное отношение к первоцветам, гуманное отношение к природе.

Оборудование: мультимидийный проектор, презентация, гербарий.

Предварительная работа: подготовка докладов учащимися на тему «Легенды о первоцветах».

Ход занятия

1.Организационный момент

Учитель

- Угадайте загадку.

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ...
Ответ (Весна)

- А чем радует нас весна? (ответы детей)

- Молодцы! Не только пением птиц, тёплым солнышком и лёгким ветерком встречает нас весна. Радует нас весна первыми цветами - первоцветами.

- Ребята, может быть, кто-нибудь из вас уже догадался, о чём мы будем говорить сегодня?

(о первоцветах).

- Обратите внимание на это сложное слово. Сколько корней оно имеет? (2 корня: перв и цвет с соединительной гласной о)

- Объясните, почему слово первоцветы имеет два корня? (первые цветы)

- Правильно, ребята, растения, которые ранней весной зацветают первыми, называют первоцветами.

- Сегодня мы будем говорить о первоцветах.

2.Изучение нового материала

Педагог читает сказку «Как появились цветы на земле».

Возвращался Иван-Царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону - повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону - радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба-яга за Иваном-Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые - от следов Ивана-Царевича, а другие - ядовитые - там, где Баба-Яга ступала. Так появились цветы на земле.

Первоцветы - это многолетние растения, т.е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. Корешки, корневища и луковица помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. В начале весны листьев на деревьях нет, и первоцветы получают достаточное количество солнечного света. А после схода снега земля насыщена влагой.

Учитель

- Отгадав загадку, вы узнаете название первого первоцвета (слайд с иллюстрацией галантуса)

- Из-под снега расцветают, раньше всех весну встречают (подснежники)

- Название этого цветка является родственным слову снег и в природе этот цветок с ним непосредственно связан?

Учащийся (Легенда о подснежнике)

Учитель

-Подснежниками в России принято называть самые разнообразные растения, зацветающие весной первыми. Однако существуют самые настоящие подснежники. Научное их название - "галантус", что в переводе с латыни обозначает «молочноцветник».

-Почему подснежники ничего не боятся так рано появляться? ( ответы детей)

- Ребята, я знаю такой секрет. Вы очень любознательны и я вам его открою. - А может быть вам известно, когда растение начинает расти? (ответы детей). - Верно, когда начинается сокодвижение. А у подснежников сок необычайный, он сахарный! Да, именно, в нем содержится много сахара, а такие растворы с большим содержанием сахара во время небольших морозов не замерзают.

Учитель

- Название этого цветка связано с ветром. (слайд с иллюстрацией ветреницы)

Учащийся (Легенда о ветренице)

Учитель

- Растут анемоны на опушках леса и берегах рек, где ветер раскачивает их венчики, а потом разносит семена. И поэтому их еще называют ветреницами. Из 90 видов этого растения у нас чаще всего встречается анемона немороза с белыми цветами и ажурными листьями. Смотреть на анемоны не только приятно, но и полезно - букет белых анемон помогает снять усталость с глаз.

- Зацветет ветреница - и покажется, что вернулась зима и украсила все большими снежинками. Нахмурится небо, соберется дождь - и белые цветы тут же закроются. Почти у всех весенних растений цветки на ночь и при наступлении ненастья и очень холодной погоды закрываются. Это способствует их сохранению при неблагоприятной погоде и сохранению пыльцы. Это растение ядовито, используется для лечения болей в суставах. Своё название получило за то, что расцветает в период ветров.

Учитель

- Чтобы узнать, о каком растении пойдет речь дальше -послушайте загадку. (слайд с иллюстрацией мать-и-мачехи)
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки,
На зеленых стебельках - Круглые комочки. (мать-и-мачеха)

-Интересное название у этого цветка. Послушайте, почему его называют мать-и-мачеха.

Учащийся (Легенда о мать-и-мачехе)

Учитель

- Листья у неё крупные, необычные: сверху они зеленые, гладкие, жесткие, а снизу беловатые, покрытые мягкими волосками и как будто теплые. За эти особенности цветок получил свое имя: нежная сторона добрая «мать», а верхняя сторона листьев неласковая «мачеха». Латинское название означает «Выводящее кашель». Мать-и мачеха цветет до того, как развернутся зеленые листья. Листья и цветки мать - и- мачехи применяют при кашле, для полоскания горла.

Учитель

- Послушайте ещё загадку.(слайд с иллюстрацией медуницы )

Лиловый, красный, голубой -

Цветет любимая пчелой

В дубраве царь-девица

Никто другой в стране лесной

Не может, как она весной

В 3 цвета нарядиться (медуница)

Учащийся (Легенда о Медунице)

Учитель

-Медуница - этот очаровательный весенний цветок, появляющийся дней через 8-10 после мать-и-мачехи. Ранней весной у нее вырастают зеленые, но безлистные стебли с цветками. И только к началу лета, когда от цветоносных побегов не останется и следа, распускаются листья. До осени накапливается достаточно питательных веществ, чтобы растение весной снова начало цвести и плодоносить. Когда цветки только появляются, они все розовые. Но пройдет несколько дней, и на стебельке кроме розовых появляются и голубые, и синие, и фиолетовые.

- А знаете, почему она меняет свои наряды? Все дело в красителе - антоциане. В молодых цветках сок в клетках лепестков кислый, в такой среде антоциан окрашивает лепестки в ярко-розовый цвет. Через несколько дней клеточный сок становиться щелочным, антоциан придает лепесткам фиолетовую, а позже синюю окраску. Она прекрасный медонос, недаром её называют Медуницей.

Учитель

Следующая загадка: (слайд с иллюстрацией одуванчика)

- Глазок золотой на солнце глядит,

как солнце нахмурится, глазок прищурится.

На лугу у реки золотые огоньки,

дождь заморосил, огоньки погасил. (одуванчик)

Учащийся (Легенда об одуванчике)

Учитель

- Русское название "одуванчик" получил из-за необычайной легкости, с которой при малейшем дуновении воздуха созревшие плодики-семянки на пушистых летучках отрываются и разлетаются. Об одуванчике говорят: "С молоком, а не коровушка, летает, а не соловушка".

-Одуванчик лекарственный? Почему получил такое название? Стимулирует функции почек и печени. Одуванчик лекарственный обладает желчегонным, жаропонижающим, слабительным, отхаркивающим, успокаивающим легким снотворным действием. Водный настой корней и листьев одуванчика улучшает пищеварение, аппетит и общий обмен веществ, Одуванчик лекарственный рекомендуют при диабете, как тонизирующее средство при общей слабости, для лечения анемий. А где еще используют одуванчик? (ответы детей)Молодые листья одуванчика практически лишены горечи и потому часто используются для приготовления салатов и борщей, из цветков одуванчика варят варенье, из раскрывшихся бутонов готовят «одуванчиковый мёд», а из поджаренных корней - суррогат кофе.

- У одуванчика есть удивительная способность предсказывать ненастье. В ясную погоду корзинки одуванчика открываются в 6 часов утра и закрываются в 3 часа дня. В ненастную погоду они вообще не раскрываются.

Учитель (слайд с иллюстрацией сон-травы )

Фиолетовый цветок

И пушистый стебелек.

Тихий нежный перезвон

Так и клонит, клонит в сон.

Учащийся (Легенда о сон - траве)

Прострел даурский, или сон - трава, украшает склоны, берега и насыпи, железных дорог. По - другому его называют «бобрик», потому что он весь покрыт серебристым пушком. А почему растение зовут сон-травой? Согласно поверьям этот весенний цветок способен навевать сны.

Учитель

Отгадайте загадку: (слайд с иллюстрацией ландыша)

Белые душистые, в лесу растут, весной цветут?

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш).

На зелёном шнурочке белые звоночки.

Учащийся (Легенда о ландыше)

Учитель

- Многие люди любят этот скромный цветок - ландыш. Его фарфоровые чашечки привлекают к себе взоры и больших и маленьких. Но ландыш ядовит для людей и животных. Поэтому нельзя жевать цветки и листья ландыша. Ядовита даже вода, в которой стояли эти цветы. В букет ландышей не следует включать другие цветы, потому что они преждевременно завянут с этим «неуживчивым» красавцем. Из ландыша изготавливают капли для сердца.

Учитель

-А каком растении пойдет речь дальше, попробуйте догадаться:

В Древней Персии нарцисс называли "наргис» означает "красивый глаз".

Учащийся (Легенда о нарциссе)

Учитель

-В Швейцарии устраивались праздники нарцисса: в первое воскресенье мая все здания украшали разноцветными флагами, а двери домов и магазинов - гирляндами из нарциссов. На улицах и площадях устраивались гулянья. Древние римляне желтыми нарциссами встречали победителей битв.

Учитель

-А каком первоцвете пойдет речь дальше догадаетесь, если выполните работу по оригами (тюльпан)

Тюльпан пришел к нам из Персии. Считают, что название гордого цветка происходит от слова дульбаш - турецкое -тюрбан, которым обозначался восточный головной убор. На Руси еще в XII веке были известны дикие виды тюльпанов, правда, назывались они цветками «лола». Кстати, в Турции тюльпаны называют «лале». Садовые тюльпаны в России выращивают 300лет столетия.

3.Повторение изученного:

- Узнай первоцвет (Собрать разрезанную картинку цветка, подписать название)

- Отгадайте кроссворд (слайд)

- Составить пословицу

Смотреть на цветы легко,

вышивать их трудно.

Весна красна цветами,

а осень плодами

Аленький цветок

бросается в глазок.

Где цветок,

там и медок.

- Найдите название первоцветов в таблице.

С

И

Ц

А

Д

Ч

И

С

Т

Я

К

Г

К

Т

Й

Р

П

О

Д

С

Н

Е

Ж

Н

И

К

А

И

Ф

Г

Ь

В

Е

Т

Р

Е

Н

И

Ц

А

П

А

К

О

Б

Ю

Л

А

Н

Д

Ы

Ш

Х

Б

Р

У

Я

Т

С

О

Н

Т

Р

А

В

А

Е

Х

А

Й

( подснежник, ветреница, ландыш, сон-трава)

-Как вы думаете, почему именно эти первоцветы в этой таблице?

-Правильно. Эти, первоцветы занесены в красную книгу и их необходимо, охранять.

-Назовите правила по охране первоцветов ( слайд с правилами по охране первоцветов)

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов.

Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком

-Творческая работа

-Создайте плакаты в защиту первоцветов и по возможности сочините слоганы. На экране слова - помощники для слогана.

Лес

Чудес

Букет

Первоцвет

Берегите

Сохраните

Учитель

-Прежде, чем сорвать цветок, в лесу или на лугу, подумайте, может он вам не так уж и нужен. Ведь если он останется в природе, полюбоваться им смогут люди через много лет и красота не исчезнет с планеты Земля.

Ученик

Если б в поле расцвели, только белые цветы
Любоваться бы устали, ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцвели только жёлтые цветы
Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки,
Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи
Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар Земной. (Б. Александров)

4. Итог урока.

Учитель

Закончилось наше путешествие в мир ранних, самых смелых первых цветов. Вслед за ними заспешат к нам и остальные. Цветы - символ прекрасного, улыбка матушки Природы. Но они так беззащитны перед нами, что требуют охраны. Многие из них занесены в Красную книгу. Их нужно беречь, преумножать. Представьте себе мир без единого цветка - это будет печальное зрелище.
В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».
И закончить наш урок мне хочется словами великого сказочника Г. Х. Андерсена «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».
«Кто любит цветы, тот не может быть злым»(слайд)











© 2010-2022