Технологическая карта урока биологии Почва и её свойства

Тема урока: Почвы, их состав и образование. Тип урока: Урок овладения новыми знаниями Цель урока:Образовательная: Создать условия для самообразования учащихся в области почвоведения: для формирования у обучающихся представлений о почве, как важнейшей части природы, обеспечить возможность экспериментальным путем выяснить состав почвы. Деятельностная: создать условия для развития у учащихся научного представления о процессах протекающих в природе. Форма урока: Комбинированный урок: основная техно...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок природоведения 5 класс

Технологическая карта урока

Тема

Почвы, их состав и образование

Тип урока

Урок овладения новыми знаниями

Цель урока

Образовательная: Создать условия для самообразования учащихся в области почвоведения: для формирования у обучающихся представлений о почве, как важнейшей части природы, обеспечить возможность экспериментальным путем выяснить состав почвы.

Деятельностная: создать условия для развития у учащихся научного представления о процессах протекающих в природе.

Форма урока

Комбинированный урок: основная технология - технологии проблемно-диалогового обучения. В реализации урока использованы элементы здоровьесберегающих технологий и ИКТ.

Задачи урока

Образовательные. Формировать свод знаний о почве, её особенностях, значении, механизме формирования.

Развивающие. Формировать УУД в условиях решения учебных задач. (Развивать у школьников: познавательный интерес к природе, её объектам и явлениям, развивать устную диалогическую и монологическую речь, Способствовать расширению кругозора школьников. Развивать навыки решения проблемных ситуаций через выполнение индивидуальных и групповых заданий; развивать навыки критического мышления через анализ учебного текста).

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к почве, как компоненту, определяющему жизнь на планете.

Планируемый результат

Предметные: Знание состава почвы, основ процесса почвообразования, зависимости свойств почвы от её состава.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание бережного отношения

к почве.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной

формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-

следственных связей.

Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и взаимооценки. Постановка учебной задачи на основе того,

что уже усвоили, и то, что еще нужно изучить

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, аргументировать свою точку зрения, работать в

группе.

Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Основные понятия

Почва, почвообразование, почвоведение, перегной, минеральные соли, плодородие.

Межпредметные связи

География: общие сведения о почве, как части литосферы.

Экология: взаимосвязь почвы и организмов.

Математика: расчёт возраста почв Томской области.

Литература: домашнее задание: сочинить, придумать загадки о почве.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

1.Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. Природа неживая и живая. 5 класс. М., Дрофа 2009г.

2.topref.ru/referat/29143.html

3.images.yandex.ru/yandsearch

4. Компьютер, интерактивная доска, проектор.

5.Средства для проведения опыта: емкость с почвой; емкость с водой;

6.Презентация,

7.Наглядный материал (Образцы почв)

Формы организации учебного процесса

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах

методы обучения

Проблемно-поисковые, развивающие, репродуктивные, творческие



Структура и содержание урока


Этап урока и технология его реализации

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(УУД)

1.Организационный момент

Время реализации - 1 минута.


Организуют рабочее место.


Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.Обращает внимание школьников на то, что учащиеся разделены на 4 команды по

5-6 человек.



Уметь чётко и быстро перейти от активного отдыха к продуктивной учебной деятельности по изучению биологического объекта

Коммуникативные.

(через развитие навыков по установлению взаимодействия ученик-учитель)


2.Введение в тему

Цели:

- мотивация учеников на включение в учебную деятельность.

Слайд № 1.

Время реализации - 2 минуты.

Отгадывают загадки.

Определяют тему урока

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки. Корректирует ответы учеников. Если ученики

скажут, что ответ «земля», признаёт его верным, прокомментировав, что часто мы именно так называем почву.



Задания на развитие словесно-логического мыщления. (Народная мудрость часто выражается в загадках. И не все из них легко разгадать. Но я уверена, что вы справитесь. Отгадайте, о чем эти загадки? Ответ у этих двух загадок - один!

Никого не родила, а все матушкой зовут.

Меня бьют, ворочают, режут, а я молчу, да всем добром плачу.

Молодцы! Что же будет сегодня объектом нашего исследования?

Откройте тетрадь, запишите число и тему урока)

Уметь определить объект по его характеристике.

Познавательные

( через развитие умений становления причинно-следственных связей).

Коммуникативное

(через развитие диалоговой речи).

Формулирование цели и задач урока

Цель : определение цели как идеи урока задач, как средств развития идеи.

Слайд № 2

И

Слайд № 3

Время реализации - 2 минуты.

Под руководством учителя формулируют цель и задачи урока.

Корректирует ответы обучающихся, таким образом, чтобы сформулировать цель и задачи урока

Задание на развитие навыков целеполагания.

(Как вы думаете, а какова цель нашего урока (изучение почвы). Вы скажете, что же в ней необычного, она знакома нам с раннего детства. Но, такая знакомая нам почва, оказывается, хранит много тайн и загадок. И многие тайны почвы мы сегодня выясним. Как вы думаете, что нам следует выяснить?

Верно, нам необходимо понять, что такое почва, из чего она состоит.

А как же нам это узнать? (помощью опытов)

Уметь формулировать цель исследования по выбранной теме, и составлять план проведения исследования по технологии «зеркало»

Регулятивные

(через развитие умений по формированию цели исследования и определению задач, решение которых позволит достичь поставленную цель).

Коммуникативные

(через развитие навыков работы в группах)


3.Основная часть урока Цель: Определение состава почвы методами визуального исследования и простых опытов.

Создание и решение проблемной ситуации №1.

Цель: определение визуально определяемых компонентов почвы.

Слайд № 4

И

Слайд №5

Время реализации - 3 минуты.

Высказывают гипотезы по - поводу определения состава почвы.

Рассматривают с помощью луп образцы почвы.

Разрешение проблемы на основе гипотезы: Рассмотрев образцы почвы, ученики делают коллективный вывод о том, что в состав почвы входят песок, глина, мелкие камни, остатки растений и животных.

Формулируют выводы по исследованию и предлагают образцы схем для записи информации о составе почв. Записывают в тетрадь схему «состав почвы» и вносят в неё первые данные

Раздаёт группам чашки Петри с

почвой и лупы и собирает их

после того, как решение о способе

определения состава почвы

найдено. Заранее подготавливает

образцы почвы с различным

содержанием гумуса. Руководит

работой по формулированию выводов и составлению макета

схемы «состав почвы»

Задание на выявление проблемы и ее формулировка :

Почва - сложное соединение различных веществ.

Как вы думаете, каким образом можно определить состав почвы?

Задание на выдвижение гипотезы:

Правильно, чтобы определить состав почвы следует рассмотреть образцы с помощью лупы. (Рассматриваем образцы почв).

Задание на разрешение проблемы на основе гипотезы: Обратите внимание, что в нашем опыте у разных команд образцы почвы были разного оттенка. У кого-то почвы были посветлей, у кого-то темные. Как вы думаете, от чего зависит цвет почвы? Верно, цвет почвы зависит от горных пород, которые являются основой почвы и от количества органических остатков. Органические остатки, это перепревшие остатки растений и животных в почве. Этот компонент почвы называется «перегной».

Задание по формулировке выводов:

Вывод: в состав почвы входят;

--неорганические вещества (остатки горных пород);

-органические вещества (остатки организмов). Для того, чтобы все четко и понятно записать, необходимо составить схему Ваши предложения?

Уметь определить и

классифицировать компоненты почвы.

Уметь выявить причины разнообразия представленных образцов почв.

Познавательные

(через развитие умений строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Через развитие навыков создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач).

Коммуникативные

(через развитие навыков диалогической речи).

Регулятивные

(через планирование решения проблемной ситуации и прогнозирование результата).

Создание и решение проблемной ситуации №2.

Цель: выявление компонентов почвы экспериментальным методом

Цель:

Слайд №5

Время реализации - 2 минуты.






Создание и решение проблемной ситуации №3

Цель: выявление компонентов почвы экспериментальным методом

Слайд №5

Время реализации - 2 минуты.






Создание и решение проблемной ситуации №4

Цель: выявление факторов природы, участвующих в процессе формирования почвы.

Слайд №6

Время реализации - 5 минут.




Создание и решение проблемной ситуации №5

Цель: формирование общих представлений о процессах почвообразования и их продолжительности.

Слайд № 7.

Время реализации - 2 минуты.





Создание и решение проблемной ситуации №6

Цель: определение почвенной фауны.

Слайд № 8

Время реализации - 4 минут.

Анализируют информацию о том, что почвенные организмы дышат и высказывают предположение, что в состав почвы входит воздух.

Высказывают гипотезы по-поводу опытного доказательства своего предположения.

Один ученик проводит опыт, опуская комок почвы в стакан с водой. Комментирует результат. Ученики формулируют вывод о том, что в состав почвы, действительно входит воздух.

Создаёт проблемную ситуацию.

Направляет деятельность учащихся по выдвижению гипотезы, корректирует их ответы, помогает найти оптимальный способ решения проблемы (доказательства содержания в почве воздуха). Контролирует проведение опыта.

Если необходимо, помогает в формулировке выводов. Контролирует запись учениками данных в схему.



Задание на выявление проблемы и ее формулировка:

(В почве находятся различные организмы. Они дышат? Если, находясь в почве, они дышат, значим можно предположить, что в состав почвы входит…?

Мы с вами предположили, что в состав почвы, возможно, входит воздух. Как это доказать опытным путём?)

Задание на выдвижение гипотезы учениками и

разрешение проблемы на основе гипотезы:

(Нам нужен смельчак для проведения опыта. Мы не знаем его результатов, поэтому нужен действительно смелый человек!)

Задание на составление формулировк выводов:

(Что мы наблюдаем? Какой вывод на основе этого опыта можно сделать?

Не забудьте сделать запись в тетрадь)

Уметь составить план опыта , провести опыт и проанализировать его результаты.

Познавательные

(через самостоятельно созданные алгоритмы деятельности для решении проблемных задач).

Коммуникативные

(через развитие навыков монологической и диалогической речи).

Регулятивные

(через планирование решения проблемной ситуации и прогнозирование результата).

Выдвигают гипотезы о том, каким образом можно доказать или опровергнуть содержание воды в почве.

Вместе с учителем выбирают наиболее приемлемый опыт.

Один ученик проводит этот опыт: прижимает салфетку к почве в цветочном горшке. На ней остаются влажные пятна. Ученик комментирует результаты опыта и формулирует вывод, что в почве содержится вода. Ученики записывают название этого компонента почвы в соответствующую колонку схемы

Создает проблемную ситуацию. Руководит процессом выдвижения гипотез. Помогает ученикам выбрать оптимальный опыт. Предоставляет ученику, проводящему эксперимент, всё необходимое для этого. Помогает сформулировать выводы по эксперименту.

Контролирует запись учениками данных в схему

Задание на выявление проблемы и ее формулировка:

(Отсюда можно предположить, что в состав почвы входит вода. Но как это доказать?)

Задание на выдвижение гипотезы:

(Мы выслушали несколько предложений. Какой же опыт лучше всего поможет нам доказать или опровергнуть нахождение воды в составе почвы? )

Задание на разрешение проблемы на основе гипотезы:

(Для следующего открытия также требуется смельчак).

Задание по формулировке выводов:

(Что мы наблюдаем? Какой вывод на основе этого опыта можно сделать?

Не забудьте сделать запись в тетрадь).

Уметь составить план опыта , провести опыт и проанализировать его результаты

Познавательные

(через самостоятельно созданные алгоритмы деятельности для решении проблемных задач).

Коммуникативные

(через развитие навыков монологической и диалогической речи).

Регулятивные

(через планирование решения проблемной ситуации и прогнозирование результата).

Несколько учащихся по очереди читают текст учебника. По команде учителя «стоп» чтение прерывается для обсуждения прочитанного.

Отвечают на вопросы учителя, руководствуясь опорным плакатом на экране.

Руководит процессом «чтение со стопом».

Контролирует ответы учащихся на задаваемые им вопросы по процессам почвообразования.

Задание на выявление причинно-следственных связей

(Состав почвы мы выяснили. Но вопросов, определенных нами в начале урока, еще много. Как почва образуется?

Задание на развитие навыков выразительного

чтения

(Прочтите текст «образование почв» на странице 115. Молодцы!

Задания на развитие монологической речи

(Теперь - вопросы: какие факторы влияют на формирование почвы? Обратите внимание, на экране небольшая подсказка).


Уметь сопоставить информацию из нескольких источников и на основе анализа - синтезировать вывод.

Коммуникативные

(через развитие навыков монологической и диалогической речи).

Познавательные

(через развитие навыков осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера).

Работают индивидуально. Самостоятельно выдвигают гипотезы по решению проблемы и решают задачу.

Формулируют вывод в виде ответа на задачу.

Создает проблемную ситуацию

Руководит работой учащихся. Отвечает на возникшие вопросы.

Почва образуется очень медленно, за 100 лет образуется примерно 1 сантиметр почвы. В одних местах этот процесс чуть быстрее, в других - медленнее. У нас в Сибири за 100 лет образуется примерно полсантиметра почвы. Ученые выяснили, что в Томской области толщина почв, в среднем - 25сантиметров.

Задание на выявление проблемы и ее формулировка:

(Сколько лет почвам нашей области?)

Задание на формулирование выводов:

(Так сколько же лет той почве, которая ежегодно дарит нам богатый урожай?)

Уметь произвести математические расчеты для решения поставленной задачи.

Познавательные

(через самостоятельно созданные алгоритмы деятельности для решении проблемных задач).

Коммуникативные

(через развитие навыков монологической и диалогической речи).

Регулятивные

(через планирование решения проблемной ситуации и прогнозирование результата).

Один ученик выходит к интерактивной доске. Показывает и называет те организмы, которые на ней изображены. Все остальные ученики выполняют условия игры.





Руководит этапом урока. Корректирует ответы ученика у доски. Контролирует учеников на этапе гимнастики

Почва - не безжизненное пространство. Она населена живыми организмами. Кто живёт в почве.

Задание на выявление причинно-следственных связей

(Предлагаю небольшую игру. На экране мы видим множество животных. Называть и показывать будет еще один смельчак. Если он правильно назвал обитателя почвы, вы - встаете. Если неправильно - остаетесь сидеть. Таким образом, я проверю не только знания (имя школьника), но и ваши. Кроме того, мы немного разомнемся).

Задание на формирование самооценки учащихся

(После игры выяснить у ученика, как он сам оценивает свою работу

Уметь, на основе ранее полученных знаний, определить представителей обитателей почвенной среды.


Познавательные (через анализ представленных объектов выявление объектов с заданными параметрами)

Регулятивные

(через взаимооценивание и самооценивание).

4.Рефлексия

Создание проблемной ситуации №7

Цель: закрепление и коррекция знаний, сформированных в ходе урока.

Слайд № 9

(экран выключается)

Время реализации - 12 минут.

Выдвигают гипотезы о том, какие вопросы, касающиеся почвы можно сформулировать.

Получают листы с заданием - один лист на группу.

Выдвигают гипотезы о том, какие вопросы можно сформулировать с заданным словом и какой ответ сформулировать. Реализуют свои гипотезы на листах с заданием.

По одному ученику от группы выходят к доске и высказывают свой вопрос и свой вариант ответа на него.

В ходе работы формулируют( в качестве выводов) определение термина «почва», повторяют её состав, факторы почвообразования, организмы, обитающие в почве.

Делают вывод о важности почвы, как природного элемента и о необходимости её беречь.

Создает проблемную ситуацию

На маркерной доске заранее рисует дерево, где ветви без листьев. Учащиеся предлагают вопросы, учитель корректирует их и записывает на доске на концах ветвей дерева. Таким образом, на дереве появляются вопросы: что, где, когда, зачем, почему, сколько, как, кто?

Зная, какие вопросы «созреют» на дереве почемучек, нужно заранее подготовить игровые листы для команд. На одной стороне листа номер команды, на другой - схема работы.

За предложенное время учащиеся выполняют работу. По истечении времени следует команда «стоп». Работу над заданием школьники прекращают.

По мере поступления ответов на вопросы дерева почемучек, учитель вместо вопросов прикрепляет листья.

Мы многое уже узнали о почве. Но я уверена, что вы знаете еще некоторые тайны этой удивительной части природы.

Предлагаю вам еще одну игру. Мы вырастим с вами «дерево почемучек». Наше дерево пока без листьев, но к концу урока оно зазеленеет. А пока вместо листьев, на нем созрели почки - вопросы.

Задание на выявление проблемы и ее формулировка:

Какие вопросы о почве мы можем задать?

А теперь каждая команда получает лист с заданием. Каждой команде предложено сформулировать два вопроса, которые начинаются со слов, записанных в листе задания, и сформулировать ответы на них. Напоминаю, мы исследуем тему «почва».

Задание на выдвижение гипотезы:

Вы работаете группой. Слушайте друг друга и принимайте решения сообща.

Задание на разрешение проблемы на основе гипотезы:

Времени на выполнение работы - три минуты.

Задание по формулированию выводов:

Время отвечать. Предлагаю представителю каждой команды представить свою работу. По мере того, как мы ответим на вопросы нашего дерева, вопросы превратятся в листья.

Ура! Наше дерево зазеленело, мы ответили на сложные вопросы и теперь знаем о почве многое, но на следующем уроке вас ждут новые открытия, не все тайны нам известны.

Уметь формулировать вопросы с заданным ключевым словом.

Уметь четко и логично выстраивать ответ на поставленный вопрос.

Познавательные

(через поиск, выделение, переосмысление необходимой информации и формулирование вопросов и ответов).

Коммуникативные (через определение целей, функций участников, способов взаимодействия)

Личностные

(через формирование нравственно - этических представлений о изучаемом объекте).

5.Заключение.

Цель: определение результативности урок, и объёма домашних заданий.

Время реализации - 3 минуты.

Записывают домашнее задание. Совместно с учителем определяют степень участия «активистов» в реализации урока, и фиксируют полученные отметки в дневниках

Следит, чтобы учащиеся записали домашнее задание в дневник. Завершает урок на высокой эмоциональной ноте, высказывает слова похвалы особенно активным учащимся.

Если осталось время, можно вместе с учениками проанализировать сложности, возникшие при выполнении последнего задания, и определить, какая команда справилась с заданием более успешно.

Задание на самооценку и взаимооценку.

(Наш урок завершается. Я предлагаю определить какую отметку получили «активисты» урока).

Домашнее задание: параграфы27 и 28. Кроме того предлагаю вам придумать загадки о почве, о её свойствах, составе.

Мы славно сегодня поработали. Мы достойны похвалы? Давайте сами себе поаплодируем. Мы - молодцы!

Урок окончен.

Уметь анализировать свою учебную деятельность и учебную деятельность однокласскиков.

Регулятивные

(через взаимооценивание и самооценивание).

Резерв времени - 2 мин



21


© 2010-2022