- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа 10-11 класс Пономарева
Рабочая программа 10-11 класс Пономарева
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черемнова Т.П. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей _____________________
_____________________________
от ___________20__г.
протокол №__
Утверждено приказом директора
от _________20__г. № _________
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________________
От _______________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Биология
для 10-11 классов
Составитель:
Учитель Черемнова Т. П.
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) с учетом авторской программы по общей биологии для 10-11 классов под ред.. И. Н. Пономаревой (М., «Вентана - Граф», 2006).
Цель: Дать представление о структуре живой материи, наиболее общих её
законах, познакомить с многообразием жизни и историей её
развития на Земле.
Задачи курса:
- приобщить к осмыслению ( сущности жизни, бытия, познания, практики и т.д.) эстетических, этических, правовых норм, ценностей, идеалов и правил, касающихся культуры общения с живыми системами; раскрыть картину биологической реальности, показать сферы ее взаимосвязи с физической, химической, технической и социальными картинами мира;
- познакомить с научными принципами биологического познания
( причинностью, системностью, историзмом); научить видеть их истоки; развить умение выдвигать и решать проблемы, планировать и ставить наблюдения и эксперименты;
- овладеть логической структурой и концептуальным аппаратом важнейших биологических и пограничных теорий и идей, умением пользоваться теоретическими знаниями для обобщения, систематизации и прогнозирования;
- усвоить прикладные теории, связанные с использованием живых систем; вооружить знаниями, необходимыми для профессиональной ориентации в прикладных областях биологии, практическими навыками обращениями с биосистемами.
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год в 10 и 11 классах курс общей биологии в общеобразовательных классах (группах) изучается в объеме 68 часов: по 34 часа (1 час в неделю) в каждом классе.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование тем
Всего часов
В том числе на:
практ. работы
лаборат.
опыты
контрольные работы
1
Введение в курс общебиологических
явлений
5
2
2
Биосферный уровень организации жизни
8
1
1
3
Биогеоценотический уровень организации жизни
8
1
4
Популяционно-видовой уровень
организации жизни
12
1
2
1
5
Экскурсия
1
Итого в 10 кл.
34
2
4
3
1
Организменный уровень организации жизни
16
1
1
1
2
Клеточный уровень организации жизни
11
1
3
Молекулярный уровень проявления
жизни
6
4
Резервное время
1
Итого в 11 кл.
34
1
2
1
Итого в 10-11 кл.
68
3
6
5
Основное содержание тематического плана
10 класс
Тема 1. Введение в курс общебиологических явлений (5 часов)
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.
Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент, моделирование).
Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками
Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.
Контрольная работа по теме «Введение в курс общебиологических явлений!»
Тема 2. Биосферный уровень организации жизни (8 часов)
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.
Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле: А.И. Опарина и Дж. Холдейна. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня живой материи.
Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.
Семинар на тему «Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле»
Зачёт №1 по теме «Биосферный уровень организации жизни»
Тема 3. Биогеоценотический уровень организации жизни (8 часов)
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни.
Понятия: биогеоценоз, биоценоз и экосистема.
Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.
Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме.
Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа №1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в биогеоценозе»
Зачёт №2 по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни»
Тема 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни (12 часов)
Вид его критерии и структура. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система.
История развития эволюционных идей. Роль Ч. Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.
Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ).
Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождение и эволюция человека. Гипотезы происхождения человека.
Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.
Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторная работа. № 2 «Изучение морфологических критериев вида на растениях и животных»
Зачёт №3 по теме «Популяционно-видовой уровень организации жизни»
5. Экскурсия - 1 час
11 класс
Тема 1. Организменный уровень жизни (16 часов)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.
Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).
Размножение организмов - половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы - изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы - неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
Тема 2. Клеточный уровень жизни (11 часов)
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка - основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки - биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.
Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин - комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
Тема 3. Молекулярный уровень жизни (6 часов)
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.
Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода - важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК - носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура - важная задача человечества.
4. Заключение (1 час)
Биосистемы: от элементарных биохимических систем до биосферы. Видовое биоразнообразие. Уровни организации природы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):
-
основные положения клеточной теории;
-
общие признаки живого организма;
-
основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
-
причины и результаты эволюции;
-
законы наследственности;
-
примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.
Учащиеся должны характеризовать (описывать):
-
строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
-
деление клетки;
-
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;
-
обмен веществ и превращение энергии;
-
роль ферментов и витаминов в организме;
-
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
-
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;
-
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
-
особенности строения и функционирования вирусов;
-
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
-
природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
-
искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
-
взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
-
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;
-
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
-
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
-
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;
-
роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;
-
необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
-
организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;
-
наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.
Учащиеся должны соблюдать правила:
-
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
-
наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
-
проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;
-
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
-
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
-
выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
Учащиеся должны владеть умениями:
излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.
Ожидаемые результаты в конце изучения курса:
- выработка представлений о научной картине мира;
- выработка умений систематизировать, обобщать и делать выводы;
- повысить экологическое мировоззрение;
- происходит осознание самого себя и своего места в биосфере.
- овладеть умением пользоваться теоретическими знаниями для
обобщения, систематизации и прогнозирования;
- овладеть практическими навыками обращения с биосистемами;
Перечень литературы и средств обучения биологии в 10-11 классах
Основная учебная литература для учащихся:
-
Пономарева И.Н., Корнилова О.В., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В., - Общая биология. 10 класс / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М., Вентана - Граф, 2010.
-
Пономарева И.Н., Корнилова О.В., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В., - Общая биология. 11 класс / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М., Вентана - Граф, 2010
Дополнительная учебная литература для учащихся
-
Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 2012.
-
Биология: Справочные материалы / Под ред. Д.И. Трайтака, М., Просвещение, 1994.
-
ЕГЭ. Биология. КИМы. 2009-2013 годы.
Средства обучения.
1. Печатные пособия.
Таблицы:
-
Биотехнология
-
Генетика
-
Портреты ученых биологов
-
Схема строения клеток живых организмов
-
Уровни организации живой природы
Информационно - коммуникационные средства:
-
Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по общей биологии.
-
Электронная библиотека по общей биологии.
2. Экранно - звуковые пособия:
Видеофильмы:
-
Фрагментарный видеофильм по генетике
-
Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам
-
Фрагментарный видеофильм по селекции живых организмов
3. Технические средства обучения
-
Компьютер мультимедийный
-
Мультимедийный проектор
-
Экран проекционный
4. Учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование
Приборы, приспособления:
-
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ
-
Лупы ручные
-
Микроскопы школьные
Реактивы и материалы:
-
Комплект реактивов для базового уровня
5. Модели
Объемные:
1. Клеточная мембрана
2. Клетка
Рельефные:
1. Строение ДНК
Аппликации (для работы на магнитной доске):
-
Биосинтез белка
-
Моногибридное скрещивание
-
Дигибридное скрещивание
-
Генетика человека
6. Натуральные объекты
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, экологические особенности разных групп
растений
Гербарии культурных растений, иллюстрирующие результаты искусственного отбора
Микропрепараты:
1. Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)
Календарно-тематическое планирование по биологии для 10 класса
№
урока
Главы и темы
уроков:
Коли-
чество
уроков
Экологическое
воспитание
Лабора-
торные
работы
Термины и
понятия
Отраже-
ние в
ЕГЭ
Д/З
Дата проведения
План
Факт
Введение в курс
общей биологии:
5
1
Содержание и построение курса общей биологии.
1
Взаимосвязь при
роды и человека.
Свойства жизни
всех живых существ.
Биосистема,
онтогенез, фило-
генез, дискрет-
ность, автотро-
фы, гетеротрофы
жизнь
Своеоб-
разие
живой
материи
Задания
части
«С»
§ 1.
Стр. 12, № 4
2
Уровни организации
живой материи.
Основные свойства жизни
1
Взаимосвязи уровней органи-
зации между
собой.
Уровни:
молекулярный,
клеточный,
организменный,
популяционно-
видовой, биогео-
ценотический,
биосферный.
Систем-
ные
свойст-
ва био-
сферы.
Задания
частей
«В»«С»
§ 2, 3, 4,
Стр. 16
№ 1, 4.
3
Методы биологичес-
ких исследований.
1
Метод, монито-
ринг.
Задания
части
«А»
§ 6,7
Стр. 23
№ 2, 3.
4
Значение практичес-
кой биологии и био-
логических знаний.
1
Взаимосвязь биологии с медициной, искусством,
сельским хоз.
Бионикс.
§ 5, 8
Стр. 27
№ 4
Подготовка к семинару.
5
Живой мир и культура.
1
Записи в тетрадях
Биосферный уровень жизни:
8
6
Учение В.И.Вернадс-
кого о биосфере.
Функции живого ве-
щества в биосфере.
1
Роль в круговороте веществ
совместного обитания видов.
Биотический или биологичес-
кий круговорот.
Функ-
ции жи-
вых ор-
ганиз-
мов.
§ 10, 11, 12
Стр. 38,
№ 2,3
Сообщения, презентации
7
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
1
Задания
частей
«В» «С».
Сообщения,
презентации
8
Физико-химическая
эволюция в развитии
биосферы.
1
Взаимосвязь
физических и химических явлений в
развитии биосферы.
Биогенез, абио-
генез, эволюция,
коацерваты, ген,
фермент.
Планетезимали,
протопланетные
облака.
Записи в тетради.
§ 13
Стр. 51
№ 1, 3.
9
Биологическая эволюция в развитии биосферы.
1
Фотосинтез,
хлорофилл,
эукариот, фото-
хемотрофы
§ 14
10
История развития
жизни на Земле.
1
Взаимосвязи
живых организ-
мов в воде и на
суше.
Эра, эпоха, пе-
риоды, фанеро-
зой, катархей,
архей, протеро-зой, палеозой,
мезозой, кайнозой.
Этапы
разви-
тия жиз
ни на
Земле.
§ 15
Стр. 60, № 3, письменно
11
Биосфера как глобаль
ная экосистема.
Механизмы устойчи-
вости биосферы.
1
сходства и различия биосистемы
и экосистемы.
Продуценты,
консументы,
редуценты.
Задания
части
«С»
§ 16, 17
Стр. 67
№ 3.
12
Человек как житель
биосферы.
1
Положительное и отрицательное
воздействие человека на природу.
Ноосфера.
§ 18, 20.
Стр. 74, № 3
Стр. 79, № 2
Семинар
13
Особенности биосферного уровня жизни.
1
Биогеоценотический
уровень жизни:
8
14
Биогеоценоз как био-
и экосистемы. Строе-
ние и свойства био-
геоценоза.
1
Значение для эволюции совместное существование видов в биогеоценозе.
Биогеоценозы,
биотопы,
экосистема,
экотоп, экологи-
ческая ниша.
отличия
биосфер
ного уровня
от био-
геоцено
тическ.
§ 22, 23,.
Стр. 92
№ 1,2,3.
15
Строение и свойства биогеоценоза. Схемы цепей питания.
1
§ 24, записи в тетради.
16
Приспособление орга
низмов к совместной
жизни, типы связей.
1
Выражение спо-
собности видов
к совместной
жизни в биогео-
ценозе.
Коадаптации,
комменсализм,
конкуренция,
антагонизм,
симбиоз,
мутуализм.
Задания
части
«С»
§ 25,26
Стр. 102
№ 3,
Стр. 107
№ 1, 3.
17
Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.
1
Лабора-
торная
работа
№ 1
Записи в тетрадях.
18
Механизмы устойчи-
вости, суточные и се-
зонные изменения в
биогеоценозе.
1
Причины, опре-
деляющие видо-
вое богатство состава биогеоценоза.
Сукцессия,
аспект.
Задания
части
«В» и
«С»
§ 27,28,29
Стр. 114
№ 4.
Стр. 117
№ 5
19
Многообразие биогео
ценозов водных и
суши.
1
Взаимодействия
живых организ-
мов в воде и на
суше.
Планктон, биомы,
§ 30,31
Стр. 125
№ 1,2,3.
20
Сохранения разнооб-
разия биогеоценозов.
1
Экологические
законы природо-
пользования.
Заповедник.
§ 32,33,34
Стр. 129
№ 3
Стр. 136
№ 1, 2, 3.
Подготовка к контролю
21
Биогеоценотический
уровень жизни.
1
Повторение.
Популяционно-видовой уровень жизни:
12
22
Биологический вид:
характеристика и
структура.
1
Характеристика
вида как биосис-
тема.
Вид, популяция.
Сущест-
венные
призна-
ки вида.
§ 36
23
Характеристика
популяции.
Видообразование.
1
Участие экологических популяций в круговороте веществ.
Особь, микропо-
пуляция, микро-
и макроэволю-
ция, генофонд,
генотип.
Задания
частей
«А»,
«В».
§ 37,38,39
презентации
24
Система живых орга-
низмов на Земле.
1
Роль системати-
ки в науке биология.
видообразование
аллопатричесое
и симпатричекое
таксон.
Задания
частей
«В»,
«С».
§ 40,41, 51
Хар-ка растений и животных по схеме
25
Систематизация растений и животных
1
Записи в тетрадях.
26
Человек как уникаль-
ный вид живой
природы.
1
Архантропы,
палеоантропы,
неоантропы.
§ 43
Рефераты, презентации
27
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
1
Записи в тетрадях.
28
Основные закономер-
ности эволюции.
Современные предс-
тавления об эволю-
ции органического
мира.
1
Значение эколо-
гической изоля-
ции.
Эволюция,
мутационный
процесс,
популяционные
волны,
волны жизни.
Задания
частей
«А» и
«В».
§ 45,46
Стр. 184
№ 1,2.
29
Естественный отбор
и его формы.
1
Экологическое
значение естест-
венного отбора.
Естественный
отбор, борьба за
существование
Задания частей
«А» и
«В»
§ 47
Стр. 188
№ 3
30
Искусственный отбор
и его роль в увеличе-
нии биологического
разнообразия.
1
Экологическое
значение искусственного отбора.
Порода, сорт,
Штамм.
Сравне-
ние
естеств.
и искус.
отборов
§ 48
Стр. 191
№ 1, 2, 3.
31
Основные направле-
ния эволюции.
1
Лаборатор-
ная работа
№ 2
Обнаруже-
ние призна
ков аромор
фозов у растений и животных.
Ароморфоз,
идиоадаптация,
дегенерация,
прогресс,
регресс.
Задания
части
«А»
§ 49,50
Стр. 195
№ 2, 3.
Стр. 200
№ 2,3.
32
Значение изучения
популяций и видов.
1
Сохранение эко-
логического
равновесия.
§ 44, ,52
Презентации или сообщения об охране окр. среды
33
Экскурсия
1
Записи в тетради
34
Популяционно-видо-
вой уровень жизни.
(обобщение)
1
Повторение.
Календарно - тематический план к рабочей программе по общей биологии для 11 класса
№
урока
Главы и темы
уроков
Коли-
чество
уроков
Экологическое
воспитание
Лабора-
торные
работы
Термины и
понятия
Отраже-
ние в
ЕГЭ
Д/З.
Дата проведения
План
Факт
Организменный
уровень жизни:
17
1
Организменный уро-
вень жизни: значение
и роль в природе.
Организм как био-
система.
1
Роль механиз-
мов управления
в существовании
биосистемы.
Организм,
органоиды, клетка, ткань, органы.
Структур-
ные эле-
менты в
биосисте-
ме.
§ 1, 2
Стр. 7
№ 2, 3.
2
Процессы жизнедея-
тельности однокле-
точных организмов.
1
Значение прос-
тейших организ-
мов для жизне-
деятельности
человека.
Пиноцитоз,
фагоцитоз,
автолиз, трихо-
цисты, таксис.
Задания
части
«А»
§ 3
Стр. 15
№ 3.
3
Способы питания и
эволюция пищевари-
тельной системы у
организмов.
.
1
Причины услож-
нения и упроще-
ния пищевари-
тельной системы
Авто-, гетеро-,
миксотрофы,
фито-, зоо-, сап-
ро-, копрофаги,
паразитизм,
хищничество
Аромор-
фозы пи-
щевари-
тельной
системы
§ 5
Стр. 24
№ 1,2 ,3
4
Специализация и регуляция про-
цессов жизнедеятель-
ности у многоклеточ-
ных организмов
1
Значение много-
клеточных орга-
низмов для жиз-
недеятельности
человека. Взаимосвязь
нервной и гумо-
ральной систем
. Гомеостаз, гор-
моны, фитогор-
моны, медиатор,
гипоталамус,
гипофиз.
. Задания
части
«А» «В» и «С»
§ 4, 7
Стр. 20
№ 3 Сообщение о горманах
5
Развитие организма
от рождения до смер-
ти (онтогенез)
1
Видовые и инди-
видуальные
особенности
организма
Онтогенез, мор-
фогенез, бласто-
мер, бластула,
гаструла, эндо-,
экто-, мезодерма
метаморфоз.
Этапы
онтогене-
за.
Задания
Части
«А»
§ 6
Стр. 29
№ 3.
6
Размножение
организмов.
1
Роль организма в эволюции органического мира.
Схизогония,
клон, зигота,
оплодотворение.
Задания
части
«А».
§ 8
сообщения
7
Признаки сходства зародышей человека и млекопитающих.
1
Записи в тетрадях.
8
Основные понятия генетики. Изменчи-
вость и её типы.
1
Значение геноти
па и фенотипа в познании свойств живого.
Пангенезис, гем-
мула, пангены,
наследствен-ть,
генотип, фено-
тип, изменчи-
вость, мутагенез
Задания
частей
«А», «В»,
«С».
§ 9, 10
Стр. 43
№ 2
9
Генетические законо-
мерности. Взаимо-
действие генов.
1
Взаимосвязь из-
менчивости и
живых существ
на Земле.
Моно-, ди-, три-
гибридное скре-
щивание, доми-
нантный и рецес
сивный призна-
ки, гаметы.
Задания
частей
«А», «В»,
»С».
§ 11, 12.
Стр. 49, рис. 9, зарисовать, описать
сообщения
10
Законы Менделя.
1
Решение задач
Записи в тетрадях.
11
Генетика пола и нас-
ледование, сцеплен-
ное с полом, наследст
венные болезни
человека.
1
Трансформатор
пола, хромосом-
ные болезни.
Задания
части
«С»
§ 13, 14
Стр. 59
№ 1, 2, 3, 4
12
Решение генетических задач.
1
Л. р. 1
Дом. сам. работа по карточкам.
13
Этические аспекты применения генных технологий.
1
Биоэтические
нормы поведе-
ния.
Биоэтика.
§ 15
14
Мутагены. Их влия-
ние на живую приро-
ду и человека.
Здоровье и образ
жизни человека.
1
Влияние положи
тельных и отри-
цательных мута-
генов на здоро-
вье человека.
Мутагены, анти-
оксиданты,
гомеостаз, аномалии.
Задания
части
«А», «В».
§ 16, 17, 18
сообщения
о вирусных
заболеван.
15
Царство Вирусы: раз-
нообразие и значение
Вирусные заболева-
ния.
1
Профилактика
заболеваний.
Капсида, капсо-
меры, рецептор-
ный эндоцитоз,
бактериофаги,
вирусология.
§ 20,21,22
подготовка
к обобщаю
щему уроку.
16
Организменный
уровень жизни.
1
Повторе-
ние
Клеточный уровень
жизни:
11
17
Клеточный уровень
организации живой
материи. Клетка как
этап эволюции живо-
го в истории Земли.
1
Круговорот ве-
ществ и всей
биосферы с появ
лением клетки.
Прокариоты,
эукариоты, аро-
морфоз, аэроб-
ное дыхание.
Значение
развития
клетки для эволю
ции.
§ 23,24
Стр. 98
№ 3
18
Многообразие клеток
Ткани.
Структура и функции
клеток.
1
Ткани.
Органоиды,
гиалоплазма,
кариоплазма,
плазмалемма,
хромосомы,
геном.
Задания
части
«А», «С»
§ 25, § 26
Таблица 1
19
Сравнение клеток растений и животных
1
Клетка как еди-
ный организм.
Задания
частей
«А» «В» «С»
Записи в тетрадях
20
Особенности клеток
прокариот и эукариот
1
Нуклеоид,
эндобионт.
§ 27
Стр. 111
№ 1, 2.
21
Клеточный цикл жиз-
ни. Деление клетки.
Митоз
1
Биологический
смысл митоза и
мейоза.
Л. р. 2
Исследование фаз митоза.
Апоптоз,
митоз, мейоз.
Деление
клетки.
§ 28, 29
Стр. 117
№ 1, 2, 3
22
Особенности образо-
вания половых кле-
ток. Структура и функции хромосом.
1
Биологический
смысл образова-
ния половых
клеток.
Гаметы, оогонии
сперматогонии,
гаплоидный,
диплоидный,
сперматогенез,
сперматиды,
оогенез, транск-
рипция, трансля-
ция, геном,
полиплоидия.
Задания
части
«А», «В».
§ 30,31
Стр. 120
№ 3
23
Бактерии, их разнооб
разие и особенности.
1
Клетка бактерии
целостная био-
система.
Архебактерии,
лито-, органо-,
миксотрофы.
муреин, инваги-
нации, штамм,
§ 33-35
Повторе
ние об одноклет
организм.
24
Многообразие одно-
клеточных организмов.
1
Значение одно-
клеточных расте
ний для очистки
воды.
экологические
проблемы типа
простейших.
Задания
части
«С»
§ 36, 37,38
сообщения
о роли
простей-
ших и бактерий.
25
Роль бактерий и простейших в природе.
1
§ 39
презентац.
26
История развития
науки о клетки.
1
Цитология.
§ 40,41
27
Клеточный уровень
жизни.
1
Повторе-
ние.
Молекулярный
уровень жизни:
6
28
Молекулярный уро-
вень жизни: значение
и роль в природе.
1
Биологическая
роль молекул
живой материи.
Полимеры,
протеины,
ферменты.
§ 43, 44
29
Процессы синтеза в
живых системах моле
кулярного уровня.
1
Биологическое
значение фото-
синтеза.
Метаболизм,
фотосинтез, ДНК, РНК, АТФ
Задания
частей
«А», «В».
§ 45,46
30
Процессы биосинтеза белка.
1
§ 45
сообщения
о витами-
нах, фер-
ментах.
31
Регуляторы биомоле-
кулярных процессов.
1
Значение вита-
минов в жизне-
деятельности
человека.
Репрессоры,
коферменты.
§ 47,48
32
Химические элемен-
ты в оболочках Земли
и молекулах живых
систем.
1
Химическое заг-
рязнение окружа
ющей среды как
глобальная эко-
логичекая проб-
лемма
Пестициды.
§ 49, 50.
33
Время экологической
культуры.
1
. Главные факторы деградации
окружающей
среды.
§ 51
Обобщение курса
11 класса:
1
34
Структурные уровни
организации живой
природы.
1
Повторе-
ние.