- Преподавателю
- Биология
- Внеурочная деятельность обучающихся по биологии и химии в условиях реализации ФГОС
Внеурочная деятельность обучающихся по биологии и химии в условиях реализации ФГОС
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Павлова К.В. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС ОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты
изучения биологии. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе младших школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения. Обучение по новым образовательным стандартам также предусматривает организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность может найти свое отображение в организации различных кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный. Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять.
В нашей школе внеурочная деятельность является составной частью образовательного плана школы. Немалая роль отводится кружкам естественнонаучного направления. В течение ряда лет работает кружок по биологии «Юный исследователь», а так же элективные курсы по подготовка к ГИА и ЕГЭ по химии и биологии. В прошедшем учебном году в 5 классах проводился курс по выбору «Зеленая лаборатория». Программа курса по выбору по биологии в пятом классе «Зеленая лаборатория» знакомит обучающихся с особенностями строения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них (питание, дыхание, рост и т.д.). На курс отводится 17 часов, 1 час в неделю. В первом полугодии проводились занятия с 5б классом, а во втором полугодии - с 5а классом. Так как на изучение биологии в 5 классе отводится всего один час в неделю, поэтому подобные курсы помогают закрепить изученный материал и узнать много нового. Курс по выбору в 5б классе посещали все обучающихся (28 уч.), в 5а классе посещают 17 обучающихся.
Материал курса разделен на разделы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в кабинете биологии, проходят инструктаж. Первый раздел «Из чего состоит растение» знакомит учащихся с понятием клетки, ткани, органы. При изучении данного раздела учащиеся отвечают на вопросы, зачем нужны органы растению, почему они имеют разнообразную форму и размеры, какие функции выполняют органы. Во втором разделе «Как живет растение» учащиеся рассматривают основные процессы, протекающие в растении и с помощью различных опытов отвечают на вопросы «Как растут растения? Что едят? Как двигаются? Как из семени прорастает растение? Какие условия необходимы для прорастания семян и т.д.» Школьники приобретают умения работать с лабораторным оборудованием, а так же описывать и анализировать полученные результаты. Третий раздел «Вырасти сам» предполагает практическую деятельность, в ходе которой на основе полученных знаний учащиеся выращивают растения для пришкольного участка. Занятия проводятся в кабинете биологии в форме урока. Особое внимание уделялось работе с биологическими приборами (лупы, микроскопы). Обучающиеся учились самостоятельно готовить микропрепараты. На практических занятиях с учащимися были посеяны семена декоративных растений, в течение апреля-мая дети ухаживали за рассадой. В конце мая планируется высадка рассады в грунт. В программу включены различные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся. Ученики 5 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью.
Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению биологии в 6-7 классах. В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; мини-конференции с презентациями, использование проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах.
Кружок «Эколог-исследователь» проводился в 5б классе. Программа кружка «Эколог-исследователь» рассчитана на 30 часов, по одному часовому занятию в неделю. Кружок посещали все обучающиеся класса. Цель кружка - воспитание экологической культуры обучающихся и активного вовлечения в исследовательскую и природоохранную деятельность. Задачи: развитие познавательного интереса деятельности; формирование умения и навыков исследовательской деятельности; развитие умения познавать процессы, происходящие в природе; развитие умения самостоятельно добывать знания; развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру. Занятия по внеурочной деятельности ведутся согласно тематическому планированию, о чем в журнале ведутся систематические записи.
Внеурочные занятия отличаются от урочной системы. Обучающимся предоставляется возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом. Программой предусмотрено несколько экскурсий и практических работ, что способствует укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе. Результатом освоения программы стал проект «Бездомные животные», представленный Баймаковским М., учеником 5Б кл. на разных уровнях (школьном, муниципальном и республиканском). На муниципальном уровне проект стал призером. Так же был создан совместный проект «А все ли вкусное полезно?» с целью потребления только здоровой пищи и ведения здорового образа жизни. Так же следует отметить природоохранную операцию «Помоги птицам зимой», «Конкурс кормушек» с последующим развешиванием их в парке. В конкурсе кормушек приняли участие все дети. И победители и участники были отмечены сладкими призами. Обобщением практической работы «Ориентирование на местности» и экскурсии стала презентация учащихся «Юный ориентировщик». Практическая работа «Определение следов животных и продуктов их жизнедеятельности» была проведена в форме экскурсии. Выезжали с обучающимися на лыжную прогулку в лес.
Учащиеся школы много и с удовольствием участвуют в различных олимпиадах, турнирах, конкурсах по химии, в том числе дистанционных. Среди обучающихся школы Всероссийский турнир по химии «Осенний марафон» завоевал большую популярность. Марафон направлен на пропаганду предметных знаний и формирования стимула к их приобретению, создает оптимальные условия для выявления одаренных школьников, их дальнейшее интеллектуальное развитие и профориентацию. Второй год учащиеся 9 класса принимают участие в этом турнире и награждаются сертификатами. Учащиеся школы состоят в школьном научном обществе «Поиск», что позволяет активно заниматься исследовательской деятельностью.
В своей практике использую несколько видов проектов.
1. Информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
2. Исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
3. Практико - ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
В результате работы я убедилась в том, что поисковая исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации. что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как: учебно - познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки); информационная (умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи технических средств); коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, презентовать себя).
В рамках недели биологии и химии была проведена интеллектуальная игра «Вода обычная и необычная» для учащихся 8-11 классов по командам. Команды показали знания по биологии и химии. Победившая команда была награждена памятными подарками. Предметные декады помогают разным детям проявить себя, почувствовать себя успешными.
Стало доброй традицией участвовать в патриотических, экологических акциях. Несколько примеров: «Всероссийский день посадки леса», межрегиональная экологическая акция «Волга - великое наследие России», «Чистый парк», работа в федеральной программе «Больше кислорода» Цель акций: воспитание ответственного и бережного отношение к окружающей среде и формирование основ экологической культуры. Результат конкретный: выращивание и уход за растениями, озеленение территории школы и города, уборка мусора берега реки Исса. Так, весной этого года в городе посажено более 300 рябин, елей и берез.
Таким образом, используя различные формы внеурочной деятельности, мы создаем условия для творческой самореализации и профессионального самоопределения учащихся. При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Школа после уроков должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок свободно делает выбор, раскрывается как личность. Это даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
7