Доклад к презентации по теме Влияние комнатных растений на здоровье учащихся

Влияние комнатных растений на здоровье учащихся           Воздушная среда в школе и, в особенности, в учебных кабинетах далеко не идеальна. Помимо обычной пыли, часто воздух помещений имеет повышенное содержание химических соединений, выделяемых строй материалами, мебелью. Кроме того, воздушная среда содержит условно-патогенные микроорганизмы, такие как стафилококк, микроскопические плесневые грибы. Эти организмы, попадая в благоприятные условия на слизистых оболочках верхних дыхательных путей,...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Влияние комнатных растений на здоровье учащихся (1)


Воздушная среда в школе и, в особенности, в учебных кабинетах далеко не идеальна. Помимо обычной пыли, часто воздух помещений имеет повышенное содержание химических соединений, выделяемых строй материалами, мебелью. Кроме того, воздушная среда содержит условно-патогенные микроорганизмы, такие как стафилококк, микроскопические плесневые грибы. Эти организмы, попадая в благоприятные условия на слизистых оболочках верхних дыхательных путей, могут вызвать острые респираторные и аллергические заболевания. По данным российских ученых, содержание колоний микроорганизмов в помещениях детских учреждений нередко превышает норму в 4-6 раз. Растения же часто служат фильтром вредных веществ, являясь детоксикаторами и ионизаторами воздуха.
В настоящее время учеными установлено, что кроме эстетических свойств, растения обладают еще одной полезной функцией - комнатные растения улучшают состав воздуха, очищают атмосферу, что благотворно влияет на наше самочувствие мозговую деятельность.

Все комнатные растения можно разбить на несколько групп по различным признакам:
1) По внешнему виду
- Декоративнолистные.
- Красивоцветущие.
2) По влиянию на организм человека
- Полезные. Оказывают благотворное влияние на здоровье или умственную деятельность человека. Очищают воздух от вредных веществ, ионизируют его.
- Нейтральные. Не оказывают ярко выраженного влияния на человека
- Вредные (ядовитые). Оказывают негативное влияние.


Современные строительные материалы зачастую становятся источником вредных веществ, способных нанести немалый вред здоровью. Помочь смогут комнатные растения - они служат фильтром для вредных веществ, распыленных в воздухе. Растения вырабатывают фитонциды - летучие вещества, убивающие вирусы, грибки, болезнетворные бактерии. Наиболее эффективными в деле борьбы со строительными ядами являются алоэ, хлорофитум, фикус, диффенбахия, драцена, азалия. А устранить из воздуха микробы можно с помощью бегонии, розмарина, мирта, пеларгонии. Кроме того, комнатные цветы повышают влажность воздуха в помещении, изымают углекислый газ, а благодаря большой площади листьев растения становятся уникальным акустическим прибором, гасящим громкие звуки.






Ни одна книга о комнатном цветоводстве не обходится без слов о том, что комнатные растения освежают воздух в помещении. Каждый любитель домашних растений, перечисляя достоинства своих питомцев, непременно упомянет и о том, что с ними в комнате легче дышится. Но до сих пор этот эффект, наблюдавшийся "на бытовом уровне", объясняли только тем, что растения усваивают накапливающийся в воздухе углекислый газ и выделяют кислород. Здесь идут еще и процессы активного поглощения из воздуха и других вредных веществ.
Растения способны отфильтровать или преобразовать ядовитые вещества и улучшить воздух в доме.
Примеры растений, поглощающих химические вещества:
Формальдегид - нефролепис, драцена, хамедорея, фикус Бенджамина, плющ, спатифиллюм, шеффлера, диффенбахия, хлорофитум, филодендрон, пеперомия.

Ксилол и толуол - диффенбахия, нефролепис, антуриум, фикус Бенджамина.

Аммиак - антуриум, хризантема кустовая, маранта, фикус Бенджамина, драцена, азалия

Бензол - гербера, хризантема, хлорофитум.

Тяжелые металлы - хлорофитум, мирт обыкновенный, розмарин, аглонема, аспарагус Шпренгера, гибискус (китайская роза).

Угарный газ - герань

Возможности оздоровления воздуха в помещении при помощи комнатных растений просто беспредельны. Когда ученые изучили антибактериальные свойства амариллиса, агапантуса, зефирантеса, гиппеаструма и др., оказалось, что от их летучих фитонцидов некоторые бактерии погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока.

Оказалось, что хорошо известное всем комнатное растение - хлорофитум очищает воздух более эффективно, чем многие специально созданные для этой цели технические устройства.
Поместив в специальную небольшую плексигласовую камеру растения нескольких видов и хорошо осветив ее, исследователи закачивали туда газы, загрязняющие воздух в помещениях. Измеряя затем поглощаемый растениями объем газов, они выявили наиболее "работоспособное" растение - хлорофитум. За 24 часа хлорофитум полностью очищает воздух опытной камеры от всех вредных примесей. По каким-то, пока еще не известным причинам, это растение ассимилирует вредные газы с феноменальной скоро-стью, может быть, причина кроется в том, что оно быстро разрастается, а его "детки" ведь тоже получают питание из воздуха. Хлорофитум размножается вегетативным путем, на его стеблях появляются отростки, затем приобретающие собственный корень, - так называемые "детки". Например, для поглощения формальдегида, выделяемого теплоизоляцией из некоторых синтетических материалов, в кабинете средней величины, согласно расчетам, уже потребуется примерно 10 хлорофитумов.
Поливая цветы, необходимо следить за тем, чтобы не образовывалось излишков влаги в грунте и поддоне. Это вредно и для растений (загнивают корни), и для здоровья учащихся.
Наконец, среди комнатных растений есть и ядовитые, причем весьма распростра-ненные в наших классных комнатах. Например, олеандр и диффенбахия, сок которых весьма опасен.

Заинтересовавшись этой информацией, мы провели анализ комнатных растений в кабинетах школы - изучали растительный состав с точки зрения влияния на здоровье учащихся, поглощения токсичных веществ. Данная работа привела к следующему выводу - не все растения одинаково полезны для здоровья учащихся, а некоторые вообще не рекомендуется использовать в учебных кабинетах.
Необходимо было привлечь внимание учащихся к данной проблеме.

Для этого в школе была организована акция «Зимний сад»
Её цель: Изменить и пополнить растительный состав в кабинетах и коридорах школы

- увеличить количество растений, поглощающих токсичные вещества,

- уменьшить количество растений, негативно влияющих на здоровье учащихся,

- увеличить общее количество растений в школе.

А что называется зимним садом ?

Зимний сад - это специально подобранное помещение или его часть, задекорированная растениями и всем тем, что дарит атмосферу природы, а также с точно подобранными условиями для растений и оборудованием. Проще говоря, любой зелёный уголок или любое помещение, оформленное в "зелёном" стиле и корректно спланированное, можно теоретически назвать зимним садом. Зимний сад украсит любое помещение. Это как бы его визитная карточка.

Данная акция проводилась в рамках школы.

1) Сначала была проведена разъяснительная работа по данному направлению.

2) Было проведено анкетирование, агитация учащихся принести полезные растения в свои кабинеты.

3) Затем учащиеся в классах обсудили, какие растения могут украсить интерьер школы, помочь оздоровить микроклимат.

Каждый класс внёс свою маленькую лепту в создание зелёного уголка.

Так в нашем зимнем саду появились:

Заразились этой идеей и взрослые. Среди растений есть несколько подарков от них.
В общей сложности было принесено 14 растений, которые заняли площадь при входе в школу.

Для того, чтобы зимний сад был ещё больше похож на уголок живой природы, мы поселили здесь попугайчиков. Радует взор и аквариум с рыбками. За всей этой живностью ухаживают члены кружка «Наши питомцы».
Цель акции была достигнута и сейчас растения, присутствующие в кабинетах и рекреациях, полностью удовлетворяют требованиям поглощения токсичных веществ и очищения воздуха.

В этом проекте мы исследовали такую актуальную проблему, как влияние комнатных растений на здоровье. Проанализировав множество источников, мы узнали, что не все растения одинаково полезны.
Ещё одной нашей задачей было озеленение школы. Мы считаем, что поставленной цели достигли.

Мы создали ещё один зелёный уголок в школе. Зеленый цвет успокаивает и помогает человеку настроиться. Может это поможет в учебе? Мы на это очень надеемся.
Нам будет очень приятно, если зимний сад окажет положительное влияние на здоровье и учеников, и учителей и всех гостей, которые посетят нашу уютную школу.

Спасибо за внимание.

© 2010-2022