Конспект урока на тему Биологические полимеры. Нуклеиновые кислоты

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока.

Тема: Биологические полимеры. Нуклеиновые кислоты.

Задачи:

  1. Сформировать знания об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе;

  2. Охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров;

  3. Раскрыть механизм комплементарности, сформировать умения схематически изображать этот процесс.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Средства обучения: пространственная модель ДНК, карточки с заданиями, задачи, компьютер.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний об органических веществах клетки.

На предыдущих уроках мы изучали химический состав клетки, т. е. какие вещества входят в состав клетки, их строение, функции, значение. Для того чтобы проверить, как вы усвоили материал, я предлагаю вам выполнить следующую работу.

Вам необходимо из лепестков ромашки, на которых написано свойство или функция, составить характеристику вещества входящего в состав клетки. Представитель от команды должен объяснить, почему вы взяли именно этот «лепесток».

1 команда-белки.

2-команда-жиры и липоиды.

3 команда-углеводы.

Учащиеся отвечают, поясняя свой выбор.

  1. Изучение нового материала.

-А сейчас посмотрим на доску, скажите какое название вещества вам незнакомо?

Учащиеся отвечают.

Задачи нашего урока познакомиться со структурой и функцией нуклеиновых кислот, узнать какую роль они играют в живой природе.

-Термин «нуклеин» (от лат. «Nucleus»)- ядро.

Нуклеин впервые был выделен швейцарским биохимиком И.Ф. Мишером в 1868 г из ядер лейкоцитов, полученных из гноя. Позже (1868) он провёл элементарный химический анализ нуклеина из сперматозоидов лосося и установил его кислотные свойства.

Термин «нуклеиновая кислота» был введён 1899.

Нуклеиновые кислоты- это биополимеры, состоящие из мономеров называемых нуклеотидами.

(Опираясь на таблицу-незаполненную).

Нуклеиновые кислоты -характеризуются :

  1. Видом -их 2 типа дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) и рибонуклеиновая кислота (РНК)

  2. Локализацией в клетке, т.е где они находятся.

  3. Строением нуклеотида, а он состоит из углевода, азотистого основания и остатка фосфорной кислоты.

  4. Числом цепочек.

  5. Функциями.

Прочитав статью в учебнике на странице 106 и 109 вам необходимо заполнить таблицу.

Учащиеся заполняют таблицу в тетради.

Виды нуклеиновых кислот

Локализация в клетке

Нуклеотиды

Число цепочек

функция

углевод

Азотистое основание

Остаток фосфорной кислоты

ДНК

Ядро, митохондрии,

Хлоропласты

Дезоксирибоза

Аденин

Гуанин

Цитозин

Тимин

Остаток

Две

Хранение и передача наследственной информации

РНК

Ядро, рибосомы, цитоплазма, митохондрии, хлоропласты

рибоза

Аденин

Гуанин

Цитозин

урацил

остаток

одна

И-РНК и т-РНК принимают участие в синтезе белка, р-РНК входит в состав рибосом

-Если посмотреть на модель ДНК, которую создали Д. Уотсон и Ф. Крик в 1953 г., то увидим, что каждая цепь соединена между собой.

Объединяются две цепи в единую молекулу при помощи водородных связей, возникающих между азотистым основанием разных цепей, т.е. азотистому основанию Аденин по принцыпу комплементарности соответствует азотистое основание Тимин, Гуанину соответствует Цитозин.

А-Т

Г-Ц

Комплементарность-способность к избирательному соединению нуклеотидов.

А в и-РНК, которая строится комплементарно одной из нитей ДНК , будет выглядеть так: А-У Г-Ц.

Выполним задание в тетради, а один ученик у доски.

Задача. Фрагмент одной цепи ДНК имеет следующий состав : -А-А-А-Т-Т-Ц-Ц-Г-Г-Г. Достройте вторую цепь.

А сейчас я раздам задачи и вы самостоятельно должны решить их.

Ключ к задачам написан на доске».

  1. Закрепление знаний по теме.

Давайте обратимся к таблице и составим рассказ о нуклеиновых кислотах.

Домашнее задание.

П.3.2.4 до генетического кода. Решить задачу.



© 2010-2022