- Преподавателю
- Биология
- Конспект занятия по формированию здорового образа жизни
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алексеева И.Л. |
Дата | 03.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект занятия по формированию ЗОЖ
на тему «Лекарственный чай»
Цель: формирование знаний о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: закрепить у воспитанников знания о лекарственных растениях Урала; создать представление об эффективности их использования для сохранения и укрепления здоровья;
Воспитательные: воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Оборудование:
презентация с видами лекарственных растений; таблица; памятки по сбору растений, готовые сборы трав, технологические карты
Словарная работа: лекарственные растения, подорожник, ромашка, одуванчик, шиповник, , сироп, отвар, плоды.
Ход занятия
1. Организационный этап
Приветствие. Настрой детей на работу.
2. Мотивационный этап
- Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте определить тему сегодняшнего занятия:
Много трав растет полезных
На земле родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Ну что, догадались, о чем мы с вами будем говорить?
(О лекарственных растениях.)
Совершенно верно.
(Педагог записывает на доске тему урока.)
Еще давным-давно человек заметил, что некоторые растения лечат болезни, и стал запоминать, что от чего помогает. Сведения о целебных свойствах растений передавались из поколения в поколение.
Самые обыкновенные травы, деревья, кустарники служат источником разных полезных для нашего
организма веществ. Из растений готовится половина всех лекарств. Если вы зайдете в аптеку, то увидите коробочки с этикетками «Березовые почки»,
«Листья крапивы», «Плоды шиповника» и другие.
3. Содержательный этап
а) Определение растений по описанию
- В Свердловской области встречается очень много лекарственных растений. Давайте вспомним некоторые из них. Я стану описывать растения, а вы должны будете определить, о чем идет речь.
-
У этого растения ярко-зеленые листья с прожилками, большие и маленькие. Оно всегда встречается на тропинках. (Подорожник.)
-
Весной куда ни посмотришь - всюду увидишь его золотые цветки или пушистые белые шапочки. (Одуванчик.)
-
Ранней весной, как только пригреет солнышко, появляются маленькие ярко-желтые цветочки. (Мать-и-мачеха.)
-
У этого дерева белый ствол. В народе его называют «русской красавицей». (Береза.)
-
Это растение с белыми цветочками с пятью лепестками и ярко-красной душистой ягодой. Чтобы ее найти, надо низко наклониться. (Земляника.)
-
Это многолетний кустарник высотой до 1,5 м. Каждый его лист состоит из трех маленьких листочков. А его красными ягодами любит лакомиться медведь. (Малина.)
-
Многолетнее растение с прямым стеблем, продолговатыми заостренными листьями и мелкими цветками с розовато-сиреневым оттенком. (Душица.)
-
Травянистое растение с продолговатыми листочками и желтыми цветками с черными полосками. (Зверобой.)
-
У цветка этого растения белые лепестки и желтая серединка. (Ромашка.)
-
Многолетнее травянистое растение с прямым стеблем и зубчатыми листьями, которые при прикосновении жгутся. (Крапива.)
-
Это мелкий, сильно ветвистый кустарничек с маленькими листочками. На нем растут круглые, черные, сочные ягоды, которые пачкают губы и зубы, но зато очень вкусные. (Черника.)
-
Это красивый, но колючий кустарник. Его цветки напоминают розу, плоды круглые или вытянутые. (Шиповник.)
-
У этого растения темно-зеленые листья, блестящие сверху, с загнутыми внизу краями. Его красная, сочная, сладкая ягода имеет слегка горький привкус. (Брусника.)
-
Это - многолетнее травянистое растение с перистыми рассеченными листьями и маленькими белыми или розовыми цветочками, собранными в корзинку. (Тысячелистник.)
(Воспитанники по очереди отвечают.)
Правила сбора лекарственных растений
По лесам, лугам ходи, гуляй
И волшебную травинку собирай.
- А вы знаете, какие части растений следует собирать?
(Листья, цветы, корни, стебли, ягоды.)
Дети дают по своим карточкам ответы для каждого конкретного растения:
крапива - листья; ромашка - соцветия; одуванчик- корни, цветы; подорожник - листья; зверобой - стебель, листья, цветы; береза - листья, почки; малина - ягоды, листья; мать-и-мачеха - цветки, листья; шиповник - плоды; земляника - ягоды, листья; тысячелистник - листья, цветы; брусника - листья, ягоды; черника - ягоды; душица - цветы, листья.
Важно знать правила сбора лекарственных растений.
(Воспитанники читают памятки.)
Памятка
1.Собирать лекарственные растения надо перед цветением или во время него. Это нужно делать в сухую, ясную погоду (ни в коем случае не после дождя или рано утром по росе).
2.Следует отрывать только необходимую часть растений. Корни выкапывают с помощью лопаты. Важно беречь деревья и кустарники, зря не обрывать и не ломать их.
3.Уже в день сбора надо положить сушить растения в тень, расстелив их тонким слоем на чистой бумаге или ткани.
в) Правила использования лекарственных растений
- Теперь будем учиться применять лекарственные растения.
Если вы натрете ногу, какие листья вам помогут?(Подорожника.)
Таблица лекарственных растений и их применения (на доске): Соедините стрелками название лекарственного растения и его применение, в ходе обсуждения.
Лекарственное растение
Применение
Крапива
При простудных заболеваниях
Малина
Камни в желчном пузыре
Ромашка
Кровотечения
Одуванчик
Полоскание горла, промывание ран
Шиповник
При кашле
Брусника
Повышает иммунитет
Мать-и-
мачеха
Мочегонное
КАК ПРИГОТОВИТЬ ЛЕЧЕБНЫЙ ЧАЙ (ОТВАР)
Воспитатель: Как приготовить лечебный чай дома? Лечебный чай всегда поможет вам намного быстрее преодолеть различные заболевания, скорее окрепнуть после перенесенной болезни, восстановить силы.
Приготовление лечебного отвара. Готовят отвары в эмалированной или керамической посуде под закрытой крышкой.
Для приготовления настоя используют измельченные мягкие части растения (листья, цветы, лепестки, плоды, кожуру плодов, траву, почки) вместе с байховым чаем.
Нельзя:
-
накрывать чайник с заваркой утеплителями (настой не должен преть);
-
ставить чайник с настоем на огонь;
-
употреблять настой по прошествии нескольких часов или оставлять его на следующий день.
Практическая часть.
Воспитатель:
Следуя технологической карте, заварите лечебный чай.
Технологическая карта:
1. Возьмите чистую и сухую посуду.
2. Засыпьте или положите пакетик с лекарственным сбором.
3. Вскипятите воду.
4. Залейте лекарственный сбор.
5. Дайте настояться в течение 30 мин.
6. Принимайте за 30 минут до еды, в течение 7-14 дней
Рефлексия:
Воспитатель: Сегодня на занятия мы закрепили знания о лекарственных растениях, научились заваривать целебные отвары, давайте повторим основные правила:
- Существуют растения, обладающие целебными свойствами - лекарственные растения
- Необходимо знать места обитания лекарственных растений и части растений, в которых содержатся полезные вещества
- Полезные свойства лекарственных растений разнообразны.
- Из лекарственных растений готовят препараты в виде масел, настоев, отваров, порошков и используют в медицине.
- Есть и ядовитые растения, их необходимо знать, но об этом мы поговорим на занятии по ОБЖ.
-
Что нового, полезного узнали на занятии?
-
Когда вам могут пригодиться полученные на занятии знания и умения?
-
Что бы вы хотели узнать еще о лекарственных растениях?
Я хочу вам пожелать здоровья, это самая главная ценность человека!