Конспект занятия по формированию здорового образа жизни

Данный конспект предназначен для проведения воспитательного занятия по формированию здорового образа жизни с умственно отсталыми учащимися учащимися в школе 8 вида. Тип занятия : обобщающий. Цель деятельности педагога: продолжать знакомить учащихся с растительным миром своего края, учить различать и находить растения по описанию, правильно собирать и сушить их, знать назначение, развивать наблюдательность,память , мышдение, воспитывать бережное отношение к природе родного края, своему здоровью. ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по формированию здорового образа жизниКонспект занятия по формированию здорового образа жизниКонспект занятия по формированию здорового образа жизниКонспект занятия по формированию здорового образа жизниКонспект занятия по формированию здорового образа жизниКонспект занятия по формированию здорового образа жизниКонспект занятия по формированию здорового образа жизниКонспект занятия по формированию ЗОЖ

на тему «Лекарственный чай»


Цель: формирование знаний о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека.

Задачи:

Образовательные: закрепить у воспитанников знания о лекарственных растениях Урала; создать представление об эффективности их использования для сохранения и укрепления здоровья;

Воспитательные: воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

Оборудование:

презентация с видами лекарственных растений; таблица; памятки по сбору растений, готовые сборы трав, технологические карты

Словарная работа: лекарственные растения, подорожник, ромашка, одуванчик, шиповник, , сироп, отвар, плоды.

Ход занятия

1. Организационный этап

Приветствие. Настрой детей на работу.

2. Мотивационный этап

- Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте определить тему сегодняшнего занятия:

Много трав растет полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

Ну что, догадались, о чем мы с вами будем говорить?

(О лекарственных растениях.)

Совершенно верно.

(Педагог записывает на доске тему урока.)

Еще давным-давно человек заметил, что некоторые растения лечат болезни, и стал запоминать, что от чего помогает. Сведения о целебных свойствах растений передавались из поколения в поколение.

Самые обыкновенные травы, деревья, кустарники служат источником разных полезных для нашего

организма веществ. Из растений готовится половина всех лекарств. Если вы зайдете в аптеку, то увидите коробочки с этикетками «Березовые почки»,

«Листья крапивы», «Плоды шиповника» и другие.

3. Содержательный этап

а) Определение растений по описанию

- В Свердловской области встречается очень много лекарственных растений. Давайте вспомним некоторые из них. Я стану описывать растения, а вы должны будете определить, о чем идет речь.

  • У этого растения ярко-зеленые листья с прожилками, большие и маленькие. Оно всегда встречается на тропинках. (Подорожник.)

  • Весной куда ни посмотришь - всюду увидишь его золотые цветки или пушистые белые шапочки. (Одуванчик.)

  • Ранней весной, как только пригреет солнышко, появляются маленькие ярко-желтые цветочки. (Мать-и-мачеха.)

  • У этого дерева белый ствол. В народе его называют «русской красавицей». (Береза.)

  • Это растение с белыми цветочками с пятью лепестками и ярко-красной душистой ягодой. Чтобы ее найти, надо низко наклониться. (Земляника.)

  • Это многолетний кустарник высотой до 1,5 м. Каждый его лист состоит из трех маленьких листочков. А его красными ягодами любит лакомиться медведь. (Малина.)

  • Многолетнее растение с прямым стеблем, продолговатыми заостренными листьями и мелкими цветками с розовато-сиреневым оттенком. (Душица.)

  • Травянистое растение с продолговатыми листочками и желтыми цветками с черными полосками. (Зверобой.)

  • У цветка этого растения белые лепестки и желтая серединка. (Ромашка.)

  • Многолетнее травянистое растение с прямым стеблем и зубчатыми листьями, которые при прикосновении жгутся. (Крапива.)

  • Это мелкий, сильно ветвистый кустарничек с маленькими листочками. На нем растут круглые, черные, сочные ягоды, которые пачкают губы и зубы, но зато очень вкусные. (Черника.)

  • Это красивый, но колючий кустарник. Его цветки напоминают розу, плоды круглые или вытянутые. (Шиповник.)

  • У этого растения темно-зеленые листья, блестящие сверху, с загнутыми внизу краями. Его красная, сочная, сладкая ягода имеет слегка горький привкус. (Брусника.)

  • Это - многолетнее травянистое растение с перистыми рассеченными листьями и маленькими белыми или розовыми цветочками, собранными в корзинку. (Тысячелистник.)

(Воспитанники по очереди отвечают.)

Правила сбора лекарственных растений

По лесам, лугам ходи, гуляй

И волшебную травинку собирай.

- А вы знаете, какие части растений следует собирать?

(Листья, цветы, корни, стебли, ягоды.)

Дети дают по своим карточкам ответы для каждого конкретного растения:

крапива - листья; ромашка - соцветия; одуванчик- корни, цветы; подорожник - листья; зверобой - стебель, листья, цветы; береза - листья, почки; малина - ягоды, листья; мать-и-мачеха - цветки, листья; шиповник - плоды; земляника - ягоды, листья; тысячелистник - листья, цветы; брусника - листья, ягоды; черника - ягоды; душица - цветы, листья.

Важно знать правила сбора лекарственных растений.

(Воспитанники читают памятки.)

Памятка

1.Собирать лекарственные растения надо перед цветением или во время него. Это нужно делать в сухую, ясную погоду (ни в коем случае не после дождя или рано утром по росе).

2.Следует отрывать только необходимую часть растений. Корни выкапывают с помощью лопаты. Важно беречь деревья и кустарники, зря не обрывать и не ломать их.

3.Уже в день сбора надо положить сушить растения в тень, расстелив их тонким слоем на чистой бумаге или ткани.

в) Правила использования лекарственных растений

- Теперь будем учиться применять лекарственные растения.

Если вы натрете ногу, какие листья вам помогут?(Подорожника.)

Таблица лекарственных растений и их применения (на доске): Соедините стрелками название лекарственного растения и его применение, в ходе обсуждения.

Лекарственное растение

Применение

Крапива

При простудных заболеваниях

Малина

Камни в желчном пузыре

Ромашка

Кровотечения

Одуванчик

Полоскание горла, промывание ран

Шиповник

При кашле

Брусника

Повышает иммунитет

Мать-и-

мачеха

Мочегонное

КАК ПРИГОТОВИТЬ ЛЕЧЕБНЫЙ ЧАЙ (ОТВАР)

Воспитатель: Как приготовить лечебный чай дома? Лечебный чай всегда поможет вам намного быстрее преодолеть различные заболевания, скорее окрепнуть после перенесенной болезни, восстановить силы.

Приготовление лечебного отвара. Готовят отвары в эмалированной или керамической посуде под закрытой крышкой.

Для приготовления настоя используют измельченные мягкие части растения (листья, цветы, лепестки, плоды, кожуру плодов, траву, почки) вместе с байховым чаем.

Нельзя:

  • накрывать чайник с заваркой утеплителями (настой не должен преть);

  • ставить чайник с настоем на огонь;

  • употреблять настой по прошествии нескольких часов или оставлять его на следующий день.

Практическая часть.

Воспитатель:

Следуя технологической карте, заварите лечебный чай.

Технологическая карта:

1. Возьмите чистую и сухую посуду.

2. Засыпьте или положите пакетик с лекарственным сбором.

3. Вскипятите воду.

4. Залейте лекарственный сбор.

5. Дайте настояться в течение 30 мин.

6. Принимайте за 30 минут до еды, в течение 7-14 дней

Рефлексия:

Воспитатель: Сегодня на занятия мы закрепили знания о лекарственных растениях, научились заваривать целебные отвары, давайте повторим основные правила:
- Существуют растения, обладающие целебными свойствами - лекарственные растения
- Необходимо знать места обитания лекарственных растений и части растений, в которых содержатся полезные вещества
- Полезные свойства лекарственных растений разнообразны.
- Из лекарственных растений готовят препараты в виде масел, настоев, отваров, порошков и используют в медицине.
- Есть и ядовитые растения, их необходимо знать, но об этом мы поговорим на занятии по ОБЖ.

  • Что нового, полезного узнали на занятии?

  • Когда вам могут пригодиться полученные на занятии знания и умения?

  • Что бы вы хотели узнать еще о лекарственных растениях?

Я хочу вам пожелать здоровья, это самая главная ценность человека!


© 2010-2022