- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии на тему Водоросли (6 класс)
Конспект урока по биологии на тему Водоросли (6 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мызникова С.В. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Сторожевое Усманского района, Липецкой области
Конспект урока в 6 классе
Тема урока: «Водоросли,
их разнообразие и значение в природе».
Учитель биологии-
Мызникова Светлана Владимировна.
4.02.2015г.
Тема урока: «Водоросли, их разнообразие и значение в природе».
Цели: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания, многообразие водорослей и значение в природе.
Предметные результаты:
- формировать умение отличать водоросли от других изученных растений;
- формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.
Метапредметные и личностные результаты:
Коммуникативные УУД
1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
-
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2.Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
3.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД
1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-
Выяснить особенности внешнего строения водорослей;
-
Показать особенности клеточного строения водорослей;
-
Формировать умение вести научный диалог;
-
Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.
Оборудование: дистанционное оборудование, таблицы, фотографии, технологическая карта урока, микропрепараты «Спирогира», микроскопы.
Термины и понятия урока: таллом, слоевище, хроматофор.
Тип урока: Изучение нового материала.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация
Организационный момент, вступительное слово учителя.
Создание эмоционального настроя
Учитель: Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке.
Слайд № 1(приветствие)
Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку
Актуализация
субъективного опыта
Проблемное объяснение нового материала
Выявление места и причины затруднения
ГИПОТЕЗА
Слайд № 2 (фон)
Учитель: Как часто, ребята, мы сталкиваемся в жизни с явлениями природы, причину которых объяснить не можем?
Часто ли мы вообще обращаем внимания на эти явления?
Давайте, сегодня на уроке, попробуем найти причину известного природного явления и обосновать его.
Слайд № 3
Посмотрите на фотографии пруда в весеннее и летнее время.
Сравните эти две фотографии. Что мы видим?
Ответ:( на одной фотографии пруд с прозрачной водой, а на другой - позеленел)
Учитель:Задумывались ли вы, а с чем связанно это явление?
Слайд № 4 (видеописьмо).
Учитель: Ребята, к нам пришло видеописьмо от ученика Сторожевской школы. Давайте посмотрим его.
(смотрят видеописьмо)
О чем оно?
Ученик: Здравствуйте ребята, я ученик 3 класса Коровин Саша. Месяц назад мне подарили аквариум. Я, как начинающий аквариумист, налил воду, запустил рыбок, а сейчас он позеленел и ничего не видно. Объясните, что произошло? Что мне делать?
Учитель: Я думаю, мы сможем помочь Саше и в конце урока, ответим на вопрос: Почему аквариум позеленел? Что же случилось и что делать, чтобы этого не произошло?
Слайд № 5 (чистый лист)
Учитель: Ребята, давайте обозначим возникшую проблему? Вспомните фотографию пруда в летний период и аквариум Саши, что их объединяет?
(ответ: и там, и там вода позеленела)
Учитель:Теперь поставим вопрос начиная со слова: Почему?
(Ответы сначала устно формулируют проблему)
Почему вода в пруду и в аквариуме позеленела?
Учитель слушает разные предположенияучащихся на проблемный вопрос: грязная, подкрасили, есть какие то организмы, которые окрасили эту воду и т. д.)
Учитель: Ребята, у вас на партах лежат рабочие листы, напишите свою фамилию и имя, и запишите нашу ПРОБЛЕМУ.
Учитель: Хорошо, теперь давайте сформулируем гипотезу, которая в конечном итоге должна подтвердиться или не подтвердиться. Помним, что в гипотезе есть слова: Если…., то…..
Выдвижение гипотезы
Ответы учащихся
Гипотеза: если вода в аквариуме и в пруду позеленела,
в летний период или в теплой комнате, то это связано с присутствием растений.
Учитель: запишите гипотезу в рабочие листы.
Слушают учителя.
Сравнивают фотографии, анализируют.
Смотрят
видеописьмо.
Формулируют проблему и гипотезу
Записывают
проблемный вопрос в рабочих листах
Записывают гипотезу в рабочие листы.
Выход на
тему урока
Формулировка темы урока
Слайд № 6
Учитель: давайте послушаем фрагмент песни из известной детской сказки про Буратино. «Затянулось бурой тиной гладь старинного пруда») .
Учитель: обратите внимание, о чем фрагмент песни.
Показ ролика. 20 секунд.
Учитель: О чем фрагмент песни?
( ответ: что пруд зарос тиной)
О каких живых организмах шла речь, когда слушали фрагмент песни. (ответы: о тине)
Учитель:Что такое тина?
(Ответы: тина - это водоросль).
Учитель: Как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет речь на уроке? Какова тема нашего урока?
Учитель: Хорошо, да о водорослях, но водоросли бывают разные, и имеют большое значение в природе.
Сформулируйте, тему урока.
«Водоросли, их разнообразие и значение в природе».
Слайд № 7
Учитель: Запишите тему урока в рабочие листы.
Определяют и озвучивают тему урока.
Записывают тему урока в рабочие листы.
Целеполагание
Слайд № 8
Учитель: Таким образом, исходя из названия темы урока, попробуйте сформулировать цель и задачи сегодняшнего урока.
Цель: изучение строения водорослей, их разнообразие и значение.
(Уч-сяответы)- изучить особенности строение водорослей, разнообразие водорослей, выявить их значение в природе и жизни человека.
Задачи: 1. изучить общую характеристику водорослей;
2. ознакомиться с многообразием водорослей;
3. выяснить значение водорослей в природе и жизни человека.
Слайд № 8 ( использование ластика)
Формулируют цель и задачи урока
Восприятие и осмысление учащимися нового материала
1 Среда обитания.
Слайд № 9
Учитель: Давайте проанализируем слово «водоросли».
Что оно означает?
Ответы: вода и расти - т.е. растут в воде.
Учитель: Да, большинство водорослей растет в воде. Мы уже знаем, что жизнь зародилась в воде. Они дали начало всем наземным растениям. Поэтому, в океане мы можем найти самые примитивно устроенные, самые древние организмы. Вот, и водоросли появились раньше, чем другие растения. Водоросли относят к НИЗШИМ растениям.
Учитель: Но ошибочно предполагать, что все растения, которые растут в воде - это водоросли.
Слайд № 10
Вопрос учителя: А какие еще растения растут в водной среде? Назовите растения, которые вы знаете?
Ответы: кувшинка, рогоз, камыш, ряска и т. Д.
Слайд № 11(Среда обитания)
Учитель: правильно, но это же не водоросли, а цветковые растения. Средой обитания для водорослей является не только вода. Они обитают, например, на стволах деревьев, в сырых местах на камнях, немало водорослей, которые растут в почве и даже на снегу.
Открытие нового знания
2.Общая характеристика - работа с учебником.
Строение водорослей.
Учитель: Поэтому, отличия высших растений, от низших не столько местом, где они обитают, а примитивным строением.
Слайд № 12
Для того, чтобы узнать какое строение имеют водоросли предлагаю поработать с учебником.
Откроете учебник на стр. 108-109, раздел «Строение водорослей».
Учитель: прочитайте материал учебника, рассмотрите рисунок.
Выполним задание №1. (на интерактивной доске).
Вставьте пропуски в тексте, используя слова для справок.
Слайд № 13(задание)
Слайд № 14(вопрос)
Вопрос: почему водоросли относят к низшим растениям?
1 этап - вывод.
Слайд № 15
(ответ: их тело не имеет корней, стеблей, листьев; их тело называется слоевище или талломом.)
Работа с учебником
Выполнение задания.
Формулируют вывод.
Применение нового знания
3.Изучение хламидомонады
Учитель: Ребята, у вас есть желание познакомиться с отдельными представителями водорослей? (да)
Слайд № 16
Посмотрите видеофрагмент о хламидомонаде под микроскопом. Обратите внимание на их размер, форму тела, цвет, движение).
Учитель: Что вы увидели?
Ответы: (внешнее строение, видны жгутики, тело из одной клетки, зеленый цвет тела, форма округлая, как она передвигается, что они очень малы и т.д.).
Учитель: Все ли мы детали рассмотрели? А внутреннее строение мы изучим, используя учебник, который позволяет нам заглянуть. Страница 109-110.
Слайд № 17
Выполните задание№2 «Строение одноклеточной водоросли хламидомонады». В рабочих листах. Обозначьте все детали хламидомонады.
Слайд № 18(рисунок на доске, подписать)
Проверка выполненного задания.
Учитель: все справились, теперь давайте проверим, какое строение имеет хламидомонада. Все ли верно вы подписали.
(желающий подписывает на доске) Оценка.
Учитель: давайте озвучим вывод.
Вывод: есть водоросли, тело, которых состоит из одной клетки.
Учитель: запишите вывод в рабочий лист.
Смотрят
Видеофрагмент
«Хламидомонада».
Отвечают на влпросы.
Подписывают рисунок хламидомонады в рабочих листах (жгутик, цитоплазма, хроматофор…)
Формулируют вывод.
Записывают в рабочие листы.
Первичное закрепление
4. Лабораторная работа «Изучение водоросли спирогиры».
На готовом микропрепарате
Учитель: Вспомните фрагмент песни, в ней упоминалось о тине. А вы видели тину? Она такая же невидимая как хламидомонада? Ответ: ( нет, ее можно увидеть).
Слайд № 18(фото тины)
Учитель: водоросль, которую называют тиной, относится к многоклеточным. Один из представителей - спирогира.
Учитель: Ребята, давайте познакомимся с деталями строения многоклеточных водорослей, помощником нам будет лабораторное оборудование.
Учитель: у вас на партах есть микроскопы, готовый микропрепарат водоросли «спирогиры», порядок действий при выполнению работы.
Учитель: но сначала, вспомните технику безопасности при выполнении лаб. работы.
(ответы: соблюдать осторожность при обращении со стеклом, не порезаться, осторожно брать стекло большим и указательным пальцами за края).
Правила работы с микроскопом
1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.
2. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.
3. Поместите микропрепарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
4. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край
объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.
5. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
6. После работы приведите микроскоп в нерабочее состояние, уберите в футляр.
Микроскоп - хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
Учитель обязан:
- следить за выполнением хода работы учащимися, в случае необходимости оказывать помощь;
- требовать выполнения требований учащимися по охране труда.
Учитель:порядок действий у вас написан на рабочих листах, прочитаем его.
-
Рассмотрите микропрепарат Спирогира под микроскопом. Из чего состоит нить спирогиры?
-
Рассмотрите одну клетку спирогиры. Найдите в клетке оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор, вакуоли.
-
Зарисуйте в рабочем листе одну клетку спирогиры и подпишите названия ее частей.
-
Запишите вывод об особенностях строения спирогиры.
Учитель:а теперь приступайте к выполнению лаб. работы «Строение многоклеточной водоросли спирогиры».
Учитель: выполнили, молодцы, давайте озвучим вывод.
Слайд № 19
Вывод: спирогира многоклеточная водоросль. Клетки расположены в один ряд.
Рассматривают микропрепарат
Выполняют лабораторную работу с микроскопом
Обсуждения, формулирование вывода.
Слайд № 20
Учитель: Обратим внимание еще на одну особенность строения многоклеточных водорослей. Например, у макроцистиса, тело внешне похоже на вегетативные органы высших растений: «листовые» пластинки, «ствол» и ризоиды, напоминающие корни. Ризоиды- выросты тела - служат для прикрепления к грунту или подводным скалам.
Учитель: в рабочих листах найдите рисунок этой водоросли и отметьте ризоиды и слоевище.
Учитель:Убедились, что водоросли бывают одноклеточные и многоклеточные.
Подписывают части тела «Макроцистиса» в рабочие листы
Многообразие водорослей.
Слайд № 21
Учитель:
Мы выяснили, что водоросли обитают во многих местах, в разных водоемах, но Колыбелью для водорослей являются моря и океаны, которые образуют заросли «подводного леса».Мир водорослей очень разнообразен. В зависимости от строения выделяют несколько отделов.
Слайд № 22
Учитель: Посмотрите, какую закономерность вы увидели, по расположению водорослей? (ответы)
Группы водорослей приспособились к обитанию в разных условиях, на разных глубинах. Благодаря образованию в их клетках неодинаковых пигментов: зеленого, оранжевого, красного и других, позволяющих осуществлять фотосинтез при низкой освещенности.
10м - зеленые
200 м - бурые
270м - красные
Но более подробно с многообразием водорослей вы познакомитесь на следующем уроке.
Значение водорослей
Учитель: Ребята, а как вы думаете, какое значение имеют водоросли в природе? (ответы)
Слайд № 23
В природе:
- обогащают кислородом гидросферу;
- являются пищей водных животных;
- индикаторы загрязнения и заболевания.
В жизни человека:
- химическая промышленность;
- йод, спирт;
- агар-агар;
- блюда пищи;
- хлорелла, хламидомонада, очистка вод.
Учитель: А какое же значение имеют водоросли для человека?
Да, давайте посмотрим на следующие слайды, которые нам помогут выяснить значение водорослей в природе и жизни человека.
Вывод: водоросли выполняют большое значение в природе и жизни человека.
Просмотр слайдов о значении водорослей.
Вывод основной
( подтверждение гипотезы)
Выход дистанционны
Закрепление
Да и если хорошие условия, то они быстро размножаются и это явление еще называют, как «Цветение воды».
Учитель:Вернемся к гипотезе. Подтвердилась ли она?
Сформулируем вывод.
ВЫВОД: вода в пруду и в аквариуме позеленела, в летний период и в теплой комнате, потому что там были одноклеточные водоросли.
Учитель:Можем мы теперь помочь «Юному аквариумисту»? И дать рекомендации , чтобы проблема вновь не возникла.
- Кто сможет это сделать?
Ученик: аквариум позеленел, потому что, да, там были растения- одноклеточные водоросли, которые очень малы.
Рекомендации: убрать аквариум с подоконника в более темное место на неделю, потому что на свету и в тепле они вновь быстро появятся.
Учитель: у нас есть возможность позвонить Саше. Объяснить, что случилось и дать рекомендации, чтобы этого не произошло. Звонок !!!!
Учитель: Очень хорошо, что мы смогли помочь.
Учитель:чтобы проверить, насколько вы усвоили материал урока, проведем «Биологический диктант».
Я вам задаю вопросы, а вы поднимаете руку, если согласны с этим утверждением, если не согласны, руку не поднимаем. Начинаем!
-
Водоросли - низшие растения? (Да.)верно
-
Они могут быть одно- и многоклеточными? (Да.)
-
Водоросли имеют органы? (Нет.)
-
Тело водорослей называют Слоевище (да)
-
На свету происходит Фотосинтез (да)
-
По способу питания они гетеротрофы (нет)
-
Зелёная часть клетки водоросли - Хлоропласт(да).
-Молодцы!
6. Рефлексия.
Цель: самооценка учащимися результатов соей учебной деятельности
Домашнее
задание
Учитель:Какую цель мы ставили перед уроком?
-Достигли мы этой цели? Смогли мы приоткрыть тайну одной природной загадки?
Оценки за урок
Учитель: У вас на столах есть разные смайлики, которые соответствуют вашему настроению, насколько вам понравился урок, поднимите тот смайлик, который отразит ваше настроение.
Подводит учащихся к выводам по итогам работы на уроке: что нового, интересного было для вас в изучаемом материале, чему вы научились, испытывали ли вы трудности?
Учитель:Параграф 20 читать, пересказывать. Задания по рядам: 1 ряд готовит - мини проекты о зеленых водорослях, 2 ряд - о бурых, 3 ряд - о красных.
Урок прошел не зря! Всем, спасибо, До свидания!
Отвечают на вопросы учителя