Конспект урока по биологии на тему Водоросли (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Сторожевое Усманского района, Липецкой области



Конспект урока в 6 классе



Тема урока: «Водоросли,

их разнообразие и значение в природе».

Учитель биологии-

Мызникова Светлана Владимировна.


4.02.2015г.




Тема урока: «Водоросли, их разнообразие и значение в природе».

Цели: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания, многообразие водорослей и значение в природе.

Предметные результаты:

- формировать умение отличать водоросли от других изученных растений;

- формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

- формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.

Метапредметные и личностные результаты:

Коммуникативные УУД

1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2.Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  1. Выяснить особенности внешнего строения водорослей;

  2. Показать особенности клеточного строения водорослей;

  3. Формировать умение вести научный диалог;

  4. Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Оборудование: дистанционное оборудование, таблицы, фотографии, технологическая карта урока, микропрепараты «Спирогира», микроскопы.

Термины и понятия урока: таллом, слоевище, хроматофор.

Тип урока: Изучение нового материала.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

Организационный момент, вступительное слово учителя.

Создание эмоционального настроя

Учитель: Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке.

Слайд № 1(приветствие)

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку

Актуализация

субъективного опыта

Проблемное объяснение нового материала









Выявление места и причины затруднения


ГИПОТЕЗА


Слайд № 2 (фон)

Учитель: Как часто, ребята, мы сталкиваемся в жизни с явлениями природы, причину которых объяснить не можем?

Часто ли мы вообще обращаем внимания на эти явления?

Давайте, сегодня на уроке, попробуем найти причину известного природного явления и обосновать его.

Слайд № 3

Посмотрите на фотографии пруда в весеннее и летнее время.

Сравните эти две фотографии. Что мы видим?

Ответ:( на одной фотографии пруд с прозрачной водой, а на другой - позеленел)

Учитель:Задумывались ли вы, а с чем связанно это явление?

Слайд № 4 (видеописьмо).

Учитель: Ребята, к нам пришло видеописьмо от ученика Сторожевской школы. Давайте посмотрим его.

(смотрят видеописьмо)

О чем оно?

Ученик: Здравствуйте ребята, я ученик 3 класса Коровин Саша. Месяц назад мне подарили аквариум. Я, как начинающий аквариумист, налил воду, запустил рыбок, а сейчас он позеленел и ничего не видно. Объясните, что произошло? Что мне делать?

Учитель: Я думаю, мы сможем помочь Саше и в конце урока, ответим на вопрос: Почему аквариум позеленел? Что же случилось и что делать, чтобы этого не произошло?

Слайд № 5 (чистый лист)

Учитель: Ребята, давайте обозначим возникшую проблему? Вспомните фотографию пруда в летний период и аквариум Саши, что их объединяет?

(ответ: и там, и там вода позеленела)

Учитель:Теперь поставим вопрос начиная со слова: Почему?

(Ответы сначала устно формулируют проблему)

Почему вода в пруду и в аквариуме позеленела?

Учитель слушает разные предположенияучащихся на проблемный вопрос: грязная, подкрасили, есть какие то организмы, которые окрасили эту воду и т. д.)

Учитель: Ребята, у вас на партах лежат рабочие листы, напишите свою фамилию и имя, и запишите нашу ПРОБЛЕМУ.

Учитель: Хорошо, теперь давайте сформулируем гипотезу, которая в конечном итоге должна подтвердиться или не подтвердиться. Помним, что в гипотезе есть слова: Если…., то…..

Выдвижение гипотезы

Ответы учащихся

Гипотеза: если вода в аквариуме и в пруду позеленела,

в летний период или в теплой комнате, то это связано с присутствием растений.

Учитель: запишите гипотезу в рабочие листы.

Слушают учителя.


Сравнивают фотографии, анализируют.



Смотрят

видеописьмо.




Формулируют проблему и гипотезу


Записывают

проблемный вопрос в рабочих листах






Записывают гипотезу в рабочие листы.

Выход на

тему урока





Формулировка темы урока


Слайд № 6

Учитель: давайте послушаем фрагмент песни из известной детской сказки про Буратино. «Затянулось бурой тиной гладь старинного пруда») .

Учитель: обратите внимание, о чем фрагмент песни.

Показ ролика. 20 секунд.

Учитель: О чем фрагмент песни?

( ответ: что пруд зарос тиной)

О каких живых организмах шла речь, когда слушали фрагмент песни. (ответы: о тине)

Учитель:Что такое тина?

(Ответы: тина - это водоросль).

Учитель: Как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет речь на уроке? Какова тема нашего урока?

Учитель: Хорошо, да о водорослях, но водоросли бывают разные, и имеют большое значение в природе.

Сформулируйте, тему урока.

«Водоросли, их разнообразие и значение в природе».

Слайд № 7

Учитель: Запишите тему урока в рабочие листы.

Определяют и озвучивают тему урока.





Записывают тему урока в рабочие листы.

Целеполагание

Слайд № 8

Учитель: Таким образом, исходя из названия темы урока, попробуйте сформулировать цель и задачи сегодняшнего урока.

Цель: изучение строения водорослей, их разнообразие и значение.

(Уч-сяответы)- изучить особенности строение водорослей, разнообразие водорослей, выявить их значение в природе и жизни человека.

Задачи: 1. изучить общую характеристику водорослей;

2. ознакомиться с многообразием водорослей;

3. выяснить значение водорослей в природе и жизни человека.

Слайд № 8 ( использование ластика)

Формулируют цель и задачи урока

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

1 Среда обитания.

Слайд № 9

Учитель: Давайте проанализируем слово «водоросли».

Что оно означает?

Ответы: вода и расти - т.е. растут в воде.

Учитель: Да, большинство водорослей растет в воде. Мы уже знаем, что жизнь зародилась в воде. Они дали начало всем наземным растениям. Поэтому, в океане мы можем найти самые примитивно устроенные, самые древние организмы. Вот, и водоросли появились раньше, чем другие растения. Водоросли относят к НИЗШИМ растениям.

Учитель: Но ошибочно предполагать, что все растения, которые растут в воде - это водоросли.

Слайд № 10

Вопрос учителя: А какие еще растения растут в водной среде? Назовите растения, которые вы знаете?

Ответы: кувшинка, рогоз, камыш, ряска и т. Д.

Слайд № 11(Среда обитания)

Учитель: правильно, но это же не водоросли, а цветковые растения. Средой обитания для водорослей является не только вода. Они обитают, например, на стволах деревьев, в сырых местах на камнях, немало водорослей, которые растут в почве и даже на снегу.

Открытие нового знания

2.Общая характеристика - работа с учебником.

Строение водорослей.

Учитель: Поэтому, отличия высших растений, от низших не столько местом, где они обитают, а примитивным строением.

Слайд № 12

Для того, чтобы узнать какое строение имеют водоросли предлагаю поработать с учебником.

Откроете учебник на стр. 108-109, раздел «Строение водорослей».

Учитель: прочитайте материал учебника, рассмотрите рисунок.

Выполним задание №1. (на интерактивной доске).

Вставьте пропуски в тексте, используя слова для справок.


Слайд № 13(задание)

Слайд № 14(вопрос)

Вопрос: почему водоросли относят к низшим растениям?

1 этап - вывод.

Слайд № 15

(ответ: их тело не имеет корней, стеблей, листьев; их тело называется слоевище или талломом.)



Работа с учебником

Выполнение задания.

Формулируют вывод.

Применение нового знания

3.Изучение хламидомонады


Учитель: Ребята, у вас есть желание познакомиться с отдельными представителями водорослей? (да)

Слайд № 16

Посмотрите видеофрагмент о хламидомонаде под микроскопом. Обратите внимание на их размер, форму тела, цвет, движение).

Учитель: Что вы увидели?

Ответы: (внешнее строение, видны жгутики, тело из одной клетки, зеленый цвет тела, форма округлая, как она передвигается, что они очень малы и т.д.).

Учитель: Все ли мы детали рассмотрели? А внутреннее строение мы изучим, используя учебник, который позволяет нам заглянуть. Страница 109-110.

Слайд № 17

Выполните задание№2 «Строение одноклеточной водоросли хламидомонады». В рабочих листах. Обозначьте все детали хламидомонады.

Слайд № 18(рисунок на доске, подписать)

Проверка выполненного задания.Конспект урока по биологии на тему Водоросли (6 класс)

Учитель: все справились, теперь давайте проверим, какое строение имеет хламидомонада. Все ли верно вы подписали.

(желающий подписывает на доске) Оценка.

Учитель: давайте озвучим вывод.

Вывод: есть водоросли, тело, которых состоит из одной клетки.

Учитель: запишите вывод в рабочий лист.

Смотрят

Видеофрагмент

«Хламидомонада».



Отвечают на влпросы.



Подписывают рисунок хламидомонады в рабочих листах (жгутик, цитоплазма, хроматофор…)


Формулируют вывод.

Записывают в рабочие листы.

Первичное закрепление

4. Лабораторная работа «Изучение водоросли спирогиры».

На готовом микропрепарате

Учитель: Вспомните фрагмент песни, в ней упоминалось о тине. А вы видели тину? Она такая же невидимая как хламидомонада? Ответ: ( нет, ее можно увидеть).

Слайд № 18(фото тины)

Учитель: водоросль, которую называют тиной, относится к многоклеточным. Один из представителей - спирогира.

Учитель: Ребята, давайте познакомимся с деталями строения многоклеточных водорослей, помощником нам будет лабораторное оборудование.

Учитель: у вас на партах есть микроскопы, готовый микропрепарат водоросли «спирогиры», порядок действий при выполнению работы.

Учитель: но сначала, вспомните технику безопасности при выполнении лаб. работы.

(ответы: соблюдать осторожность при обращении со стеклом, не порезаться, осторожно брать стекло большим и указательным пальцами за края).

Правила работы с микроскопом

1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.

2. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.

3. Поместите микропрепарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

4. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край

объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.

5. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

6. После работы приведите микроскоп в нерабочее состояние, уберите в футляр.

Микроскоп - хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

Учитель обязан:

- следить за выполнением хода работы учащимися, в случае необходимости оказывать помощь;

- требовать выполнения требований учащимися по охране труда.

Учитель:порядок действий у вас написан на рабочих листах, прочитаем его.

  1. Рассмотрите микропрепарат Спирогира под микроскопом. Из чего состоит нить спирогиры?

  2. Рассмотрите одну клетку спирогиры. Найдите в клетке оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор, вакуоли.

  3. Зарисуйте в рабочем листе одну клетку спирогиры и подпишите названия ее частей.

  4. Запишите вывод об особенностях строения спирогиры.

Учитель:а теперь приступайте к выполнению лаб. работы «Строение многоклеточной водоросли спирогиры».

Учитель: выполнили, молодцы, давайте озвучим вывод.

Слайд № 19

Вывод: спирогира многоклеточная водоросль. Клетки расположены в один ряд.





Рассматривают микропрепарат










Выполняют лабораторную работу с микроскопом

Обсуждения, формулирование вывода.

Слайд № 20

Учитель: Обратим внимание еще на одну особенность строения многоклеточных водорослей. Например, у макроцистиса, тело внешне похоже на вегетативные органы высших растений: «листовые» пластинки, «ствол» и ризоиды, напоминающие корни. Ризоиды- выросты тела - служат для прикрепления к грунту или подводным скалам.

Учитель: в рабочих листах найдите рисунок этой водоросли и отметьте ризоиды и слоевище.

Учитель:Убедились, что водоросли бывают одноклеточные и многоклеточные.

Подписывают части тела «Макроцистиса» в рабочие листы

Многообразие водорослей.

Слайд № 21

Учитель:

Мы выяснили, что водоросли обитают во многих местах, в разных водоемах, но Колыбелью для водорослей являются моря и океаны, которые образуют заросли «подводного леса».Мир водорослей очень разнообразен. В зависимости от строения выделяют несколько отделов.

Слайд № 22

Учитель: Посмотрите, какую закономерность вы увидели, по расположению водорослей? (ответы)

Группы водорослей приспособились к обитанию в разных условиях, на разных глубинах. Благодаря образованию в их клетках неодинаковых пигментов: зеленого, оранжевого, красного и других, позволяющих осуществлять фотосинтез при низкой освещенности.

10м - зеленые

200 м - бурые

270м - красные

Но более подробно с многообразием водорослей вы познакомитесь на следующем уроке.

Значение водорослей

Учитель: Ребята, а как вы думаете, какое значение имеют водоросли в природе? (ответы)

Слайд № 23

В природе:
- обогащают кислородом гидросферу;
- являются пищей водных животных;
- индикаторы загрязнения и заболевания.
В жизни человека:
- химическая промышленность;
- йод, спирт;
- агар-агар;
- блюда пищи;
- хлорелла, хламидомонада, очистка вод.

Учитель: А какое же значение имеют водоросли для человека?

Да, давайте посмотрим на следующие слайды, которые нам помогут выяснить значение водорослей в природе и жизни человека.

Вывод: водоросли выполняют большое значение в природе и жизни человека.

Просмотр слайдов о значении водорослей.



Вывод основной

( подтверждение гипотезы)




Выход дистанционны



Закрепление




Да и если хорошие условия, то они быстро размножаются и это явление еще называют, как «Цветение воды».

Учитель:Вернемся к гипотезе. Подтвердилась ли она?

Сформулируем вывод.

ВЫВОД: вода в пруду и в аквариуме позеленела, в летний период и в теплой комнате, потому что там были одноклеточные водоросли.

Учитель:Можем мы теперь помочь «Юному аквариумисту»? И дать рекомендации , чтобы проблема вновь не возникла.

- Кто сможет это сделать?

Ученик: аквариум позеленел, потому что, да, там были растения- одноклеточные водоросли, которые очень малы.

Рекомендации: убрать аквариум с подоконника в более темное место на неделю, потому что на свету и в тепле они вновь быстро появятся.

Учитель: у нас есть возможность позвонить Саше. Объяснить, что случилось и дать рекомендации, чтобы этого не произошло. Звонок !!!!

Учитель: Очень хорошо, что мы смогли помочь.

Учитель:чтобы проверить, насколько вы усвоили материал урока, проведем «Биологический диктант».

Я вам задаю вопросы, а вы поднимаете руку, если согласны с этим утверждением, если не согласны, руку не поднимаем. Начинаем!

  1. Водоросли - низшие растения? (Да.)верно

  2. Они могут быть одно- и многоклеточными? (Да.)

  3. Водоросли имеют органы? (Нет.)

  4. Тело водорослей называют Слоевище (да)

  5. На свету происходит Фотосинтез (да)

  6. По способу питания они гетеротрофы (нет)

  7. Зелёная часть клетки водоросли - Хлоропласт(да).

-Молодцы!









6. Рефлексия.

Цель: самооценка учащимися результатов соей учебной деятельности


Домашнее

задание

Учитель:Какую цель мы ставили перед уроком?

-Достигли мы этой цели? Смогли мы приоткрыть тайну одной природной загадки?

Оценки за урок

Учитель: У вас на столах есть разные смайлики, которые соответствуют вашему настроению, насколько вам понравился урок, поднимите тот смайлик, который отразит ваше настроение.

Подводит учащихся к выводам по итогам работы на уроке: что нового, интересного было для вас в изучаемом материале, чему вы научились, испытывали ли вы трудности?

Учитель:Параграф 20 читать, пересказывать. Задания по рядам: 1 ряд готовит - мини проекты о зеленых водорослях, 2 ряд - о бурых, 3 ряд - о красных.

Урок прошел не зря! Всем, спасибо, До свидания!

Отвечают на вопросы учителя




© 2010-2022