- Преподавателю
- Биология
- План урока по теме «Моллюски»
План урока по теме «Моллюски»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ахтаева М.Ю. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План урока по теме «Моллюски»
Цели урока:
Образовательные:
-
Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.
-
Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.
Воспитательные:
-
Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
-
Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.
Развивающие:
-
Умение применять информационные технологии.
-
Умение сравнить биологические объекты.
-
Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.
Оборудование:
-
Презентация "Тип Моллюски"
-
Набор раковин моллюсков (на каждую парту)
-
Компьютеры, мультимедийный проектор.
-
Экран.
-
Тестовые - задания (на каждую парту)
-
Инструктивные карты к л.р
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I Организационный этап.
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку
II. Актуализация знаний.
На последнем уроке мы с вами познакомились с представителями типа Кольчатые черви. И сейчас мы выясним, как вы усвоили эту тему в тестовой форме. Работа состоит из 2 вариантов, в каждом варианте по 5 вопросов, вы выбираете один правильный ответ. Работа на 5 минут..
1 вариант. Тест. Выберите один правильный ответ.
1.Кровеносная система у кольчатых червей:
А.есть, и она незамкнутая
Б.есть, и она замкнутая
В.отсутствует.
2.Оплодотворение яиц дождевого червя происходит:
А.в воде
Б.в пояске
В.в коконе.
3.Дождевые черви выползают на поверхность почвы после дождя, так как:
А.затрудняется их дыхание, если норки заливаются водой.
Б.затрудняется питание
В.из-за понижения температуры почвы.
4.Какие органы чувств имеют кольчатые черви:
А.зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха, равновесия
Б.зрения, слуха и обоняния
В. осязания, вкуса, обоняния, слуха.
5.Что наблюдается у почвенных малощетинковых червей при неблагоприятных условиях?
А.размножение Б.диапауза В.повышенная активность.
2 вариант. Тест. Выберите один правильный ответ.
1.У какого представителя кольчецов имеются присоски?
А.дождевой червь
Б.серпула
В.медицинская пиявка
2. Мускулатура Кольчатых червей:
А.кольцевая и продольная
Б.только кольцевая
В.только продольная.
3.Почему после питания пиявки наблюдается обильное кровотечение?
А.кожа повреждается
Б.в ранку вводится гирудин, препятствующий свертыванию крови
В.слишком глубокая ранка.
4.По способу питания полихеты относятся:
А.к хищникам, всеядным и фильтраторам
Б.к паразитам
В.к хищникам и паразитам.
5.У каких представителей типа Кольчатые черви лучше развита нервная система?
А.малощетинковые
Б.пиявки
В.многощетинковые.
III. Изучение нового материала.
I.Общая характеристика Моллюсков.
- Наверное, каждый из вас когда-либо видел этих животных, только вот давайте выясним «Где?» (ответы уч-ся)
Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже - во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются - от нескольких миллиметров до 20. Большинство из них - малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом Количество видов 130 тысяч.
- А знает ли кто-нибудь из вас, за что они получили такое название?
Моллюски - Мягкотелые животные, с мускулистым телом, на котором различают голову, туловище и ногу. На голове располагаются щупальца, рот, глаза, органы равновесия.
- Ребята, а как вы думаете, раз у них такое мягкое тело, его, наверное, легко можно повредить? Значит им нужна, какая- то защита для тела?
И она у них имеется! Как вы думаете, что это? Правильно! Эта защита представляет собой раковину.
Тело большинства видов полностью или частично покрыто раковиной.
Раковина состоит из трех слоев:
-
рогового (наружного),
-
фарфорового,
-
перламутрового (внутреннего).
Многие раковины имеют причудливые формы, различаются по окраске и строению.
Я вам принесла посмотреть коллекцию раковин. Давайте вместе посмотрим.
Под раковиной находится кожная складка - мантия. Края мантии плотно прилегают к раковине и выделяют вещества, из которых она образуется. Между мантией и телом образуется полость, называемая мантийной. В ней расположены органы дыхания и химического чувства.
Органы моллюсков объединены в системы: дыхательную, кровеносную, пищеварительную, нервную, выделительную, половую.
Давайте кратко рассмотрим каждую систему органов.
Дыхательная: Моллюски, живущие в воде, дышат жабрами, а наземные - мешкообразными легкими.
Кровеносная: незамкнутая, есть сердце, состоящее из 2 камер: желудочка и предсердия, и сосуды.
Нервная: три пары нервных узлов с отходящими нервами.
Выделительная: почки (одна или две).
Пищеварительная: ротовая полость со слюнными железами - глотка - пищевод-желудок - печень-кишка.
Ребята, а как вы думаете, чем питаются Моллюски? Давайте поищем ответ в учебнике на стр.46. и на какие группы их можно разделить в зависимости от способа питания?
Итак, среди Моллюсков Можно выделить три группы по способу питания:
1.Фильтраторы воды со взвешенными в ней микроорганизмами (беззубки, перловицы, мидии).
2.Растительноядные, у которых в ротовой полости есть язык с хитиновыми зубцами - терка (прудовики, катушки).
3.Хищники, которые питаются рыбой, крабами, моллюсками и др. (кальмары, осьминоги, каракатицы)
Половая: среди моллюсков есть раздельнополые (перловицы) и гермафродиты (катушки).
У морских брюхоногих моллюсков вылупляется личинка очень похожая на личинок морских многощетинковых червей
II.Систематика Моллюсков.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, все ли Моллюски схожи между собой или они отличаются внешне? Правильно, у некоторых есть отличия. Особенности строения раковины и другие признаки лежат в основе систематики типа Моллюски.
Итак, в типе Моллюски выделяют три основных класса
1 класс- 90 тыс. видов. Раковина цельная, ассиметричная, конусовидная. Большую часть брюшной части тела занимает нога - отсюда название класса. Растительноядные. Брюхоногие.
(прудовик, катушка, слизень).
2 класс-30 тыс. видов. Раковина состоит из 2-х створок. У них нет головы, глаз, языка с теркой. Фильтраторы. Двустворчатые (перловицы, беззубки, мидии, устрицы)
3 класс- 600 видов. Раковины нет. Нога преобразована в щупальца(8-10), т.е. ноги, окружающие голову. Крупные, длиной до 20 м. Реактивно передвигаются. Хищники. Головоногие
(кальмары, осьминоги, каракатицы).
III Значение моллюсков
Давайте мы с вами совершим необыкновенную прогулку в обыкновенные магазины
Продовольственный магазин
Чтобы приготовить вкусный обед, вам порекомендуют вот эти консервы - плов из мидий. Его надо только разогреть, и вы попробуете вкусное блюдо. Ну а для гурманов предложат устриц. Но едят этих моллюсков сырыми. Они очень полезны, в них содержится много йода.
Ещё могут предложить вам консервированных кальмаров, каракатиц и осьминогов. Их не только консервируют, но и вялят, жарят, варят.
Это мясо является полноценной белковой пищей, способной заменить рыбу.
Ювелирный магазин
Здесь вам могут предложить бусы. Они из жемчуга. Как они красивы! А жемчуг издавна люди находили в раковинах морских и речных моллюсков. Если песчинка попадёт в раковину, она обволакивается слоем перламутра и образуется жемчужина. Настоящий жемчуг очень дорогой и изделия из него очень красивые.
В истории есть один случай. В 50-х годах на Филиппинах поймали гигантского моллюска - тридакну. Масса его тела была около 250 кг. Когда раскрыли створки её раковины, обнаружили жемчужину почти с человеческую голову, массой 6,5 кг!
Галантерейный магазин
А знаете ли вы о том, что на вашей одежде вы всегда можете обнаружить изделия из моллюсков?
Конечно это пуговицы! Как они переливаются! Синим, зелёным, розовым цветом.
III.Закрепление.
А сейчас мы закрепим с вами полученные знания, выполнив лабораторную работу.
Лабораторная работа: «Особенности строения раковин моллюсков»
У вас на столах лежат раковины разнообразных моллюсков. Работаем с коллекциями очень аккуратно
Записываем тему Л.Р., внимательно читаем задания в Инструктивной. карточке и начинаем работать. Если возникают вопросы, поднимаем руку.
1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:
а) определите её форму, окраску;
б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;
в) найдите выпуклую часть раковины - вершину;
г) найдите изогнутые линии - годичные кольца;
д) попробуйте определить прочность раковины.
2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:
а) определите её форму, окраску;
б) найдите вершину раковины и отверстие - устье;
в) сосчитайте число оборотов раковины;
г) попробуйте определить прочность раковины.
3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:
Отчет сделаем в форме таблицы
Признак
Раковина брюхоного моллюска
Раковина двустворчатого моллюска
Форма
Окраска
Наличие годичных колец
Наличие оборотов на раковине.
Прочность раковины.
Значение раковины.
IV. Итоги урока.
-
Что нового сегодня узнали на уроке.
-
Как оцениваете свою работу на уроке.
-
Выставление оценок
V.Домашнее задание.
Стр 132-141 учебника, составить рассказ на тему « Значение Моллюсков»,