Рабочая программа по биологии 11 класс базовый уровень по учебнику Н. И. Сонина

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Наименование раздела, темы урока

Кол. часов

Сроки

Тип урока

Содержа-ние

Результаты освоения

учебного предмета

Вид

контроля

д\з


личностные

метапредметные

предметные

1.

1. История эволюционных идей.

1. Развитие биологии в додарвинский период. Работы К.Линнея.

Подготовка к ЕГЭ.

4

05.09

Вводный, изучение нового материала.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

История эволюционных идей. Введение термина «эволюция» Ш.Бонне. Представление о сущности жизни и ее развитии, господство идеалистических идей, система природы К Линнея.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Давать определения ключевым понятиям, называть ученых и их вклад в развитие биологической науки, объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.

Устный.

П.4.1.

Подготовка к ЕГЭ.

2.

2.Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

Подготовка к ЕГЭ.

12.09

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Критика теории Ж.Б.Ламарка, эволюционная теория Ж.Б. Ламарка,

Формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,

Давать определение ключевым понятиям, формулировать законы «упражнения и неупражнения органов» и «наследование благоприятных признаков», объяснять единство живой и неживой природы.

Тестирование

П.4.2

. Подготовка к ЕГЭ.

3.

3.Предпосылки развития теории Ч.Дарвина.

Подготовка к ЕГЭ.

19.09

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Семинар.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий

Умение классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Давать определение ключевым понятиям, называть естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина, объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, находить информацию о различных источниках.

Решение биологических задач.

П.4.3. - 4.4.

Подготовка к ЕГЭ.

4.

4.Эволюционная теория Ч.Дарвина.

Подготовка к ЕГЭ.

26.09

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Семинар.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картине мира, естественный отбор, искусственный отбор, эволюционная теория.

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

Давать определение ключевым понятиям, называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе, характеризовать сущность действия искусственного отбора, сравнивать искусственный и естественный отбор и делать вывод на основе сравнения.

Фронтальный опрос

Повторить по учебнику 9 класса понятия «вид», «популяция».

Подготовка к ЕГЭ.

5.

2.Современное эволюционное учение.

1. Вид. Критерии и структура вида.

Подготовка к ЕГЭ.

03.10

Комбинированный урок.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Вид, его критерии. Наличие видов-двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала.

Выполнение Л.Р.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Давать определение ключевым понятиям, характеризовать критерии вида, обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев, составлять характеристику видов с использованием основных критериев.

Выполнение Л/Р.

П.4.5.

Подготовка к ЕГЭ.

6.

2.Популяция - структурная единица вида и эволюция

Подготовка к ЕГЭ.

10.10

Комбинированный урок.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции, эволюционные изменения в популяциях.

освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Давать определение ключевым понятиям, характеризовать популяцию как структурную единицу вида, популяцию как единицу эволюции, находить информацию о популяциях в различных источниках.

Устная

П.4.6, 4.7.

Подготовка к ЕГЭ.

7.

3.Факторы эволюции.

Подготовка к ЕГЭ.

17.10

Комбинированный урок.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Движущие эволюции, их влияние на генофонд популяции, эволюционные изменения в популяциях: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция.

Л.Р.№2 «выявление изменчивости у особей одного вида»

развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Давать определение ключевым понятиям, называть факторы эволюции, характеризовать их, объяснять причины изменяемости видов, выявлять изменчивость у особей одного вида.

Самостоятельная работа

П.4.8

. Подготовка к ЕГЭ.

8.

4.Естественный отбор - главная движущая сила эволюции.

Подготовка к ЕГЭ.

24.10

Комбинированный урок.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор - главная движущая сила эволюции, направленный эволюционный процесс закрепление определенных изменений.

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; •умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Давать определение ключевым понятиям, называть причину борьбы за существование, характеризовать естественный отбор как результат борьбы за существование, формы естественного отбора, сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения.

Тестирование

П.4.9.

Подготовка к ЕГЭ.

9.

5.Адаптации организмов к условиям обитания.

Подготовка к ЕГЭ.

31.10

Комбинированный урок.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Приспособленность как соответствие строения и функционирования организмам конкретным условиям среды обитания. Адаптация как результат эволюции. Виды адаптаций.

Л.Р.№3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

Давать определение ключевым понятиям, характеризовать приспособленность как закономерный результат эволюции, виды адаптаций, объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. Выявлять приспособленность организмов к среде обитания. Определять относительный характер приспособленности.

Работа по дидактическим карточкам-заданиям.

П.4.10.

Подготовка к ЕГЭ.

10

6.Видообразование.

Подготовка к ЕГЭ.

14.11

Комбинированный урок.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Видообразование - результат эволюции.

формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Давать определение ключевым понятиям, называть способы видообразования и приводить примеры, описывать механизм основных путей видообразования

Фронтальный опрос

П.4.11.

Подготовка к ЕГЭ.

11

7.Сохранение многообразия видов.

Подготовка к ЕГЭ.

21.11

Комбинированный урок.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Сохранение многообразия видов - условие устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Ответственное отношение людей к живой природе - важнейшее условие сохранения многообразия видов. Замена одних видов другими в процессе эволюции Земли.

Формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов

формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий

Давать определение ключевым понятиям, приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных, характеризовать причины процветания или вымирания видов, условия сохранения видов, анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, прогнозировать результаты применений в биосфере в связи с изменением биоразнообразия.

Письменная работа по вопросам учебника.

П.4.12.

Подготовка к ЕГЭ.

12

8. Доказательства эволюции органического мира.

Подготовка к ЕГЭ.

28.11

Урок комплексного применения знаний. Конференция

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Прямые и косвенные доказательства эволюции. Закон К.Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков. Биогенетический закон Мюллера и Геккеля.

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Давать определение ключевым понятиям, , находить и систематизировать информацию о косвенных и прямых доказательствах эволюции.

Устный опрос

Повторить П.4.1. - 4.13, подготовиться к заче Подготовка к ЕГЭ.ту.

13

9. Зачет №1 «Основные закономерности эволюции»

Подготовка к ЕГЭ.

05.12

Урок контроля и оценки знаний.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Повторить П.4.3, 4.2.

Подготовка к ЕГЭ.

14

3. Происхождение жизни на Земле.

1.Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

Подготовка к ЕГЭ.

12.12

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лекция

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Происхождение жизни на земле - вечная и глобальная научная проблема. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Теории самозарождения жизни, стационарное состояние, панспермия.

формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

Умение классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Давать определение ключевым понятиям, описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни, характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий.

Устный опрос

П.4.14, 4.15, вопросы семинара, индивидуальные задания.

Подготовка к ЕГЭ.

15

2.Современные представления о возникновении жизни.

Подготовка к ЕГЭ.

19.12

Урок систематизации и обобщения знаний. Семинар.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Теории абиогенеза и биогенеза, биохимической эволюции.

П.Р.№1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

Давать определение ключевым понятиям, находить и систематизировать информацию по проблемам происхождения жизни, анализировать и оценивать работы С.Миллера и А.И.Опарина по разрешению проблемы происхождения жизни на Земле., объяснять вклад эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Работа по карточкам

П.4.15, 4.16, вопросы семинара, индивидуальные задания

Подготовка к ЕГЭ.

16

3. Развитие жизни на земле.

Подготовка к ЕГЭ.

26.12

Урок систематизации и обобщения знаний. Семинар.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Давать определение ключевым понятиям, выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции, устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

Фронтальный опрос.

П.4.16.

Подготовка к ЕГЭ.

17

4. Происхождение человека.

1. Гипотезы происхождения человека.

Подготовка к ЕГЭ.

5

09.01

Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Проблема антропогенеза - сложнейшая естественнонаучная и философская проблема. Гипотезы происхождения человека. Современная теория антропогенеза.

П.Р.№2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Давать определение ключевым понятиям, называть положения гипотез происхождения человека, характеризовать развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза, находить и систематизировать информацию из разных источников по проблеме происхождения человека, анализировать и оценивать степень научности и достоверности гипотез происхождения человека.

Работа по вопросам учебника

П.4.17, 4.18, вопросы семинара, индивидуальные задания.

Подготовка к ЕГЭ.

18

2. Положение человека в системе животного мира.

Подготовка к ЕГЭ.

16.01

Урок систематизации и обобщения знаний. Семинар.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Систематическое положение человека согласно критериям зоологической систематики. Доказательства животного происхождения человека. Сравнительно-анатомические доказательства родства человека с млекопитающими животными. Сравнительно-эмбриологические доказательства животного происхождения человека. Человек - биосоциальное существо.

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Давать определение ключевым понятиям, называть место человека в системе животного мира, обосновывать принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук.

Биологический диктант.

П.4.18, 4.19.

Подготовка к ЕГЭ.

19

3. Эволюция человека.

Подготовка к ЕГЭ.

23.01

Урок изучения нового материала. Семинар

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Роль факторов антропогенеза в длительной эволюции людей.

формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; •умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Называть стадии эволюции человека, представителей каждой эволюционной стадии, характеризовать представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиций

Заполнение таблицы.

П.4.19, 4.20. Подготовка к ЕГЭ.

20

4.Человеческие расы.

Подготовка к ЕГЭ.

30.01

Урок изучения нового материала. Семинар

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Принадлежность всего человечества к одному виду - человек разумный. Расы - крупные систематические подразделения внутри вида Человек разумный. Равноценность и генетическое единство человеческих рас. Реакционная сущность геноцида и расизма.

Формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов

•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

Давать определение ключевым понятиям, называть и различать человеческие расы, объяснять механизмы формирования расовых признаков, доказывать на основе научных фактов несостоятельность расизма.

Тестирование

Повторить П.4.17 - 4.20.

Подготовка к ЕГЭ.

21

5.Зачет №2 «Происхождение человека»

Подготовка к ЕГЭ.

06.02

Урок контроля и оценки знаний.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Повторить П.4.5.

Подготовка к ЕГЭ.

22

5. Экологические факторы.

1.Организм и среда. Экологические факторы.

Подготовка к ЕГЭ.

3

13.02

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Экосистема - функциональная единица биосферы. Задачи экологии. Среда обитания. Экологические факторы - определенные компоненты среды, способные влиять на живые организмы. Закон минимума К.Либиха.

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий

Давать определение ключевым понятиям, называть задачи экологии, экологические факторы, обосновывать роль экологии в решении практических задач, объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды, выявлять закономерности влияния факторов на организмы.

Составление вопросов по тексту учебника.

П.5.1.

Подготовка к ЕГЭ.

23

2. Абиотические факторы среды.

Подготовка к ЕГЭ.

20.02

Комбинированный урок.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Экологические факторы - определенные компоненты среды обитания, способные оказывать влияние на организмы. Приспособление организмов к определенному комплексу абиотических факторов. Влияние абиотических факторов на организмы.

формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Давать определение ключевым понятиям, называть основные абиотические факторы, описывать приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов, выявлять действие местных абиотических факторов на живых организмы и оценивать практическое значение ограничивающего фактора.

Устный.

П.5.2.

Подготовка к ЕГЭ.

24

3.Биотические факторы среды.

Подготовка к ЕГЭ.

27.02

Комбинированный урок.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Биотические факторы: прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз.

освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,

Давать определение ключевым понятиям, называть виды взаимоотношений между организмами, характеризовать основные типы взаимоотношений организмов.

Тестирование

П.5.3.

Подготовка к ЕГЭ.

25

6. Структура экосистем.

1.Структура экосистем

Подготовка к ЕГЭ.

4

06.03

Комбинированный урок.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Экосистема, биоценоз, биогеоценоз. Структура экосистем: пространственная, видовая, экологическая.

развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

Умение классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Давать определение ключевым понятиям, описывать структуру экосистемы, называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы, характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.

Решение биологических задач.

П.5.4.

Подготовка к ЕГЭ.

26

2.Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

Подготовка к ЕГЭ.

13.03

Комбинированный урок.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Пищевые связи - регулятор численности видов, входящих в биоценоз. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Направление потока вещества в пищевой сети. Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням. Экологическая пирамида

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

Давать определение ключевым понятиям, приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни, характеризовать трофическую структуру биоценоза, роль организмов в потоке вещества и энергии, солнечный свет как энергетический ресурс. Составлять схемы передачи вещества и энергии, использовать правила 10% для расчета потребности организма в веществе.

Фронтальный опрос

П.5.5.

Подготовка к ЕГЭ.

27

3.Причины устойчивости и смены экосистем.

Подготовка к ЕГЭ.

20.03

Комбинированный урок.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Экосистема - динамическая структура. Видовое разнообразие - причина устойчивости экосистемы. Причины смены экосистемы. Смена популяций различных видов. Смена экосистем в природе.

П.Р.№3 «Решение экологических задач»

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Давать определение ключевым понятиям, объяснять причину устойчивости экосистемы, причины смены экосистемы, необходимость сохранения многообразия видов, описывать этапы смены экосистем, выявлять изменения в экосистемах, решать простейшие экологические задачи.

Устный опрос.

П.5.6.

Подготовка к ЕГЭ.

28.

4. Влияние человека на экосистемы.

Подготовка к ЕГЭ.

27.03

Комбинированный урок.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Экологические нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую природу. Правила поведения в природной среде. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Давать определение ключевым понятиям, приводить примеры экологических нарушений, называть способы оптимальной эксплуатации агроценозов, способы сохранения естественных экосистем, характеризовать влияние человека на экосистемы, сравнивать экосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения, прогнозировать результаты экологических нарушений по заданным параметрам.

Написание мини-сочинения.

П.5.7.

Подготовка к ЕГЭ.

29

7. Биосфера - глобальная экосистема

1. Биосфера - глобальная экосистема. Подготовка к ЕГЭ.

2

10.04

Комбинированный урок.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Распространение живого вещества в биосфере. Биомасса. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Давать определение ключевым понятиям, называть структурные компоненты и свойства биосферы, границы биосферы и факторы, их обуславливающие, характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы, распределение биомассы на земном шаре.

Заполнение таблицы.

П.5.8.

Подготовка к ЕГЭ.

30

2.Роль живых организмов в биосфере.

Подготовка к ЕГЭ.

17.04

Комбинированный урок.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Круговорот веществ - обязательно условие существования и продолжения жизни на земле. Роль живого вещества в биосфере.

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; •умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Давать определение ключевым понятиям, описывать биохимические циклы воды, углерода, проявления физико-химического воздействия организмов на среду, характеризовать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии, роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы.

Самостоятельная работа.

П.5.9.

Составить схему круговорота азота и фосфора

. Подготовка к ЕГЭ.

31

8.Биосфера и человек.

1. Биосфера и человек

Подготовка к ЕГЭ.

3

24.04

Комбинированный урок.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Антропогенные факторы воздействия на биосферу, факторы вызывающие экологический кризис. Экологический кризис и его последствия.

•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу, находить и систематизироватьинформацию о последствиях деятельности человека на биосферу в целорм, анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на природу, собственной деятельности в окружающей среде, предлагать пути преодоления экологического кризиса.

Фронтальный опрос.

П.5.10.

Подготовка к ЕГЭ.

32

2.Основные экологические проблемы современности, пути их решения.

Подготовка к ЕГЭ.

08.05

Комплексное применение ЗУН. Семинар.

Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, смог, озоновые дыры, перерасход воды, просадка грунта, эрозия почвы. Пути решения экологических проблем. Рациональное использование природных ресурсов.

П.Р.№4 «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем, находить и систематизировать информацию в различных источниках о глобальных экологических проблемах и путях их решения, анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Семинар

П.5.11, 5.12.

Подготовка к ЕГЭ.

33

3.Зачет №3 по теме «Экосистема»

Подготовка к ЕГЭ.

15.05

Урок контроля, оценки знаний.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

Тестовая контрольная работа в нескольких вари антах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки учащихся.

Подготовка к ЕГЭ.

34

4. Роль биологии в будущем

Подготовка к ЕГЭ.

22.05

Комплексное применения ЗУН. Круглый стол

Устойчивое развитие, рост населения планеты и процессы, сопровождающие скорость роста населения. Экологические проблемы России, сфера жизни человека как фактор здоровья.

формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; •осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Давать определения ключевым понятиям, оценивать последствия роста населения планеты, этические аспекты решения проблем, связанных с будущим человечества в связи с его отношением к природе, значение работ ученых, занимающихся прогнозированием взаимодействия общества с природными экосистемами, характеризовать роль международного сотрудничества в решении экологических проблем человечества.

Беседа с учащимися.

Подготовка к ЕГЭ.







© 2010-2022