Рабочая программа по биологии 10класс

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Голынковская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на заседании МО

Протокол № ____

от «____»___________201__ г.

Руководитель МО________



Согласовано Утверждаю

Зам.директора по УВР Директор школы

_________ Т.А.Кирпичникова ________ Г.А.Тимофеева

«___»____________ 201_ г. Приказ № _____ от ____________









Рабочая программа

по биологии

для обучающихся 10 класса





Рабочая программа составлена

группой учителей биологии и химии

Харитоновой Ириной Владимировной

учителем первой квалификационной категории и

Кухтиковой Тамарой Николаевной

учителем высшей квалификационной категории









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для обучающихся 10 класса общеобразовательных учреждений построена на основе:

  1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273- ФЗ от 29.12. 2012 г.);

  2. Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения Голынковской средней общеобразовательной школы;

  3. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089»;

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России от 31.03.2014года №253 Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

  5. Авторской программы курса биологии для 5-11 классов. Пасечник В.В. М., Дрофа. 2009г.

На изучение курса биологии в 10 классе отведено - 68 часов (2 часа в неделю) - базовый уровень. Программой предусмотрено проведение практических работ - 6, лабораторных работ - 5. Учебник: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Издательство Москва Дрофа 2009г.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Вид; Экосистемы.

Цели

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;

  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;

уметь объяснять:

  • роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать:

  • элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



ВИДЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ

При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа.


1. Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если обучающийся:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.

Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.

Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, верное решение биологических задач.
Оценка "4" ставится, если обучающийся:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины. Ответ самостоятельный.

Наличие неточностей в изложении биологического материала.
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски.

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых биологических явлений. Понимание основных биологических взаимосвязей. При решении биологических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если обучающийся:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание биологической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области биологии. Скудны биологические представления, преобладают формалистические знания. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает биологические связи.
Оценка "2" ставится, если обучающийся:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала. Не делает выводов и обобщений. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

2. Оценка самостоятельных письменных и контрольных рабо

Оценка "5" ставится, если обучающийся: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если обучающийся: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

3. Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

4. Оценка качества выполнения практических работ.

Отметка"5"

Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися. При работе полностью соблюдались правила техника безопасности.

Отметка"4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. При работе полностью соблюдались правила техника безопасности. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка"3"
Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе со статистическими материалами, инструментами.

При работе не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка"2"
Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося. При работе не соблюдались многие правила техники безопасности.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п\п

Тема

Количество часов

В том числе:

Практические работы

Лабораторные работы

Контрольные работы

Экскурсии

I.

ВИД

38

2

3

1

II.

ЭКОСИСТЕМЫ

30

4

2

1

1

ИТОГО

68

6

5

2

1


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часа)

ВИД (38часов).

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Критерии вида.

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Формы борьбы за существование. Борьба за существование - как основа естественного отбора.

Естественный отбор - движущая направляющая сила эволюции. Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы.

Видообразование. Результаты эволюции. Взаимоприспособленность видов, как результат действия естественного отбора.

Система растений и животных - отображение эволюции. Понятие о макроэволюции. Соотношение микро и макроэволюции. Макроэволюции и филогенез.

Главные направления эволюции органического мира.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого.

Гипотезы происхождения человека. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Развитие органического мира: в криптозоне; в раннем палеозое; в позднем палеозое; мезазое; кайнозое. Многообразие органического мира. Классификация организмов

Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Движущие силы антропогенеза. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Контрольная работа №1 «Вид»

Знать, понимать:

- основные положения эволюционной теории Дарвина,

- сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов;

- биологическую терминологию и символику.

Уметь:

- объяснять: причины эволюции, изменяемость видов.

- описывать особей по морфологическому критерию

- выявлять приспособление организмов к среде обитания

- сравнивать процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни и человека.

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках.

Демонстрации

  1. Критерии вида

  2. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции

  3. Движущие силы эволюции

  4. Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

  5. Образование новых видов в природе

  6. Эволюция растительного мира

  7. Эволюция животного мира

  8. Редкие и исчезающие виды

  9. Формы сохранности ископаемых растений и животных

  10. Движущие силы антропогенеза

  11. Происхождение человека

  12. Происхождение человеческих рас

Лабораторные работы

  1. Описание особей вида по морфологическому критерию

  2. Выявление изменчивости у особей одного вида

  3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Практические работы

  1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

  2. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

ЭКОСИСТЕМЫ (30 часов)

Что изучает экология. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Местообитание и экологические ниши. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Основные экологические характеристики популяций. Динамика популяций. Экологические сообщества. Структура сообществ: видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Экологические пирамиды Причины устойчивости и смены экосистем. Экологическая сукцессия. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Влияние загрязнений на живые организмы.

Контрольная работа №2 «Экосистемы»

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экологические проблемы России и Смоленской области. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Особо охраняемые территории Смоленской области.

Знать, понимать::

- учение В.И. Вернадского о биосфере;

- строение и структуру экосистем;

- сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии в биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

Уметь:

- объяснять устойчивость и смену экосистем;

- необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи: схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в природной среде;

Демонстрации

  1. Экологические факторы и их влияние на организмы

  2. Биологические ритмы

  3. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

  4. Ярусность растительного сообщества

  5. Пищевые цепи и сети

  6. Экологическая пирамида

  7. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

  8. Экосистема

  9. Агроэкосистема

  10. Биосфера

  11. Круговорот углерода в биосфере

  12. Биоразнообразие

  13. Глобальные экологические проблемы

  14. Последствия деятельности человека в окружающей среде

  15. Биосфера и человек

  16. Заповедники и заказники России

Лабораторные работы

  1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

  2. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Практические работы

  1. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

  2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

  3. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

  4. Решение экологических задач

Темы экскурсий

  1. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ для учителя

1.Каменский А.А., Крикскунова Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 классы, М.: Дрофа,2009.

2.Анастасова Л.П. Биология. Сборник задач для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы 11 класс. М.: Дрофа,2000.

3. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы по общей биологии. М.: Просвещение, 1989.

4. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. М. Просвещение, 1981.

5. Поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Крикскунова, В.В. Пасечника. Биология 11 класс . Волгоград- 2009.

6. Кириленко А.А., Колесников С.И. Подготовка к ЕГЭ Биология 10-11 классы, Легион- Ростов -на -Дону,2011г.

7. Контрольные измерительные материала Усольцева И.В.. Курган, 2009

8. Методические рекомендации по проведению экологического практикума. Пугал Н.А.. М,2008.

9. Т.Л. Свиридова Все предметы школьной программы в схемах и таблицах. М.:АСТ,1998.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ для обучающихся

1. Каменский А.А., Крикскунова Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 классы, М.: Дрофа,2009.

2. Кириленко А.А., Колесников С.И. Подготовка к ЕГЭ Биология 10-11 классы, Легион- Ростов -на -Дону,2011г

3. ЕГЭ 2009,2010 и др

MULTIMEDIA

  1. Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс.

  2. Электронное пособие «Биологические исследования»




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии 10 класс

(2 часа в неделю)

п/п

Тема раздела, урока

§

Кол-во часов

Практическая, лабораторная, контрольная работа

Дата проведения

I.

Радел 1. Вид.


38


-

1-2

История эволюционных идей. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

52

2


01.09.

03.09.

3

Критерии вида.


53

1

Л. Р. № 1 Описание особей по морфологическому критерию

08.09.

4-5

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.


54

55

2

Л.Р. № 2. Выявление изменчивости особи одного вида

10.09.

15.09.

6

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

57

1


17.09.

7

Борьба за существование - как основа естественного отбора.

Формы борьбы за существование

57

1


22.09.

8-9

Естественный отбор - движущая направляющая сила эволюции.

58

2

Л.Р. № 3 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

24.09.

29.09.

10

Изолирующие механизмы

59

1


01.10.

11-12

Видообразование. Результаты эволюции. Взаимоприспособленность видов, как результат действия естественного отбора.

60

2


06.10.

08.10.


13

Система растений и животных-отображение эволюции.

62

1


13.10.

14-16.

Главные направления эволюции органического мира.

63

3


15.10.

20.10.

22.10.

17

Урок обобщения и повторения по теме «Эволюционное учение».


1


27.10.

18

Гипотезы происхождения жизни.

89

1

П.Р.1Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

29.10.

19-20


Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Развитие органического мира в криптозое.

90

2


10.11.

13.11.

21-23

Развитие органического мира в палеозое, мезозое, кайнозое.

91

3


17.11.

20.11.

24.11.

24-29

Многообразие органического мира.

Классификация организмов.


6


27.11.

01.12.

04.12.

08.12.

11.12.

15.12.

29-

30

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

69

2

П.Р.2 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

18.12.

22.12.

31-33

Движущие силы антропогенеза.

71

3


25.12.29.12.

12.01.

34-35

Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

70

72

73

2


15.01.

19.01.

36-37

Урок обобщения и повторения по теме: «Возникновение и развитие жизни на земле. Антропогенез».


2


22.01.

26.01.

38

Контрольная работа №1 по теме «Вид».


1

Контрольная работа №1

29.01.

II.

Раздел. 2. Экосистемы.


30


-

39-40

Работа над ошибками.

Что изучает экология. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.


74

75

2


Л.Р. № 4 Выявление антропогенных изменений в своей местности

02.02.

05.02.


41

Местообитание и экологические ниши.

76

1


09.02.

42-43

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

77

78

2


12.02.

16.02.

44-45


Основные экологические характеристики популяций.

Динамика популяций.

79

80

2


19.02.

26.02.

46-48




Экологические сообщества.

Структура сообществ:

видовая и пространственная структура экосистем.

Взаимосвязь организмов в сообществах.

81

82



83

3



П.Р. № 3

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем в своей местности

02.03.

05.03.

09.03.

49-50.

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

84

2

П.Р. № 4

Составление пищевых цепей, схем передачи веществ и энергии

12.03.

16.03.

51.

Экологические пирамиды. Причины устойчивости и смены экосистем.

85

1



19.03.

52

Экологическая сукцессия.

86

1


02.04.

53-

54

Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Влияние загрязнений на живые организмы.


87

2

Экскурсия «Естественные и искусственные экосистемы»

Л.Р. № 5 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях

06.04.

09.04.

55-56

Обобщение и систематизация знания.


2


13.04.

16.04.

57

Контрольная работа №2 по теме «Экосистемы».


1

Контрольная работа №2

20.04.

58-60.


Работа над ошибками.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.


92

3


23.04.

27.04.

30.04.

61-64

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

93

4

П.Р № 5 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

04.05.

07.05.

11.05.

14.05.

65-66

Экологические задачи.


2

П.Р.№ 6 Решение экологических задач

18.05.

21.05.

67-68

Обобщение и систематизация знаний по общей биологии за курс 10 класса.


2


25.05.

28.05.


1


© 2010-2022