Сценарий игры-викторины Биологическое поле

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Биология в моей жизни.










Долженко Максим Алексеевич

Кудишин Александр Сергеевич,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Красноармейское»

Калининского района Саратовской области





Игра-викторина «Биологическое поле »


«Биологическое поле » - это игра-викторина, предназначенная для юных натуралистов, учеников 8-9 классов.

Цель: выявить знания детей в области биологии, определить их натуралистические способности, привлечь внимание детей к новым интересным вопросам, помочь школьникам усвоить дополнительный материал.

Для игры понадобится вертящийся диск со стрелкой. Разделенный на 4 поля (сектора): растения, животные, охрана природы (любые биологические дисциплины), живые барометры. Поля обозначены определенным цветом, иллюстрациями по теме. Вопросы печатаются заранее на бумажных полосках, размещаются на игровом поле.

Бумажные полоски с вопросами свернуты пополам (текст не виден), на чистой стороне -номер вопроса.

Контрольный лист команды, в который участники вносят заработанные баллы. ( приложение №1)

Игровые правила. Каждая команда отвечает только на 5 вопросов. После считалки команда идет к диску. 5 человек встают, не закрывая поле от остальных учеников. Первый крутит диск. Стрелка показывает на номер вопроса. Школьники называют номер, поле, читают вопрос. За правильный ответ - 10 баллов. Если ответ неверен вопрос переходит ко всем игрокам.

В ходе игры помощник фиксирует правильные ответы. Команды, ответив на 5 вопросов, к диску не выходят. Но им можно набирать дополнительные баллы.

Когда все команды выйдут из игры, подводится итог и определяется победитель.

Вопросы

Растения (первое поле)

1. Почему березу называют «пионером», а березовый лес временным? (Ответ . Береза первая осваивает открытие пространства).

2. Сколько лет живет у ели хвоя? (5-7 лет, в горах - 14).

3.Назовите самое большое растение из семейства злаковых. (Бамбук).

4.Какое растение открыло законы наследственности? ( Горох)

5. На нашей планете есть бесчисленное множество музеев. Может быть существует и музей картошки? ( Конечно. Находится в небольшой бельгийской деревушке Ласне - Марансар и считается единственным в мире.)

6. Какие растения живут дольше всех? ( Лишайники)

7.Плоды какого ягодного кустарника называют «северным виноградом»? (Крыжовника.)

8.Назовите родину помидора и объясните, что означает его название. (Перу, Мексика, «яблоко золотое».)

9.Назовите многолетнее овощное растение, из черешков которого приготавливают кисель, компот и варенье. (Ревень )

10. «Мушка на траву села, а трава ту мушку съела». Назовите это растение. (Росянка.)

11.Какое растение распространенное древесно-кустарниковое растение называют «снежный шар» или «бульденеж»? (Калину.)

12.Это растение Карл Линей назвал « пищей богов» ( Какао)

13.Какие растения называют рудеральными? (Сорные растения, произрастающие у домов, вдоль дорог)

14.«Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей. У заветного местечка есть волшебная аптечка, Там красные таблетки развешаны на ветке». Назовите популярное лекарственное растение. (Шиповник.)

15.Сколько времени цветет баобаб и кто опыляет его цветы? (Одну ночь; лемуры галаго и летучей собаки крыланы.)

Ведущий:

На фоне музыки и видеозаписи природы села.

Цветы, как люди
На добро щедры,
И щедро людям
Нежность отдавая.
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, яркие костры.

Ведущий : Цветы - сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы - символ любви и воспоминаний. Про то, как пришли на Землю цветы, вот что сказывают ...

Ведущий : Возвращался будто бы Иван Царевич от Бабы-Яги. Доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком - повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Бросилась Баба-Яга вдогонку по этому мостику, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга на мелкие осколки - цветочки. Одни цветы были добрые и полезные - от следов Ивана Царевича, а другие злые и ядовитые - от следов Бабы-Яги.

Легенда о цветах

1. Латинское название этого цветка "галактус" происходит от греческих слов "гала" - молоко и "актус" - цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить ее и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Отсюда символом этого цветка стала надежда. (Подснежник)


2. В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток фей и эльфов. Его родина - Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на три луковицы цветка были куплены два каменных дома. (Тюльпан)


3. Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла. Из ее прекрасных синих глаз покатились слезы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слезы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. (Ландыш)

Животные (второе поле)

1.Почему у многих хищных птиц все птенцы разного возраста? (Так родителям легче прокормить птенцов.)

2.У каких животных есть детские сады? (У пингвинов, морских котиков.)

3.У каких стадных животных вожаками бывают только самки? (У северных оленей, жирафов, зебр, диких ослов.)

4.Какие органы дыхания у пиявок? (Специальных органов дыхания нет, они дышат всей поверхностью тела.)

5. Назови рыбу - чемпиона по плаванию? ( рыба - меч)

6.Тля ярко-красного цвета, паразитирует на кактусах (опунциях). Из неё получают ярко красную краску. Назовите эту тлю и краску. (Кошениль, кармин.)

7.Опишите гнездо аквариумной рыбки макропода. (Гнездо воздушное, из пузырьков воздуха, которые обволакиваются слюной. Икринки самец подвешивает снизу, под воздушными шариками гнезда.)

8.От каких рыб произошли аквариумные золотые рыбки? Назовите этих золотых рыбок. (От карася. Вуалехвост, телескоп, макропод.)

9.Стрижи спят на лету? ( Да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете опускаются поближе к земле.)

10. Вьют ли гнёзда животные, подобно птицам? ( Мышь - малютка)

11.Каждое лето в положенный срок улетает из вода рыбий обед. Что это за обед? (Комары: дергун, долгоножка, малярийный.)

12.За что зайца прозвали косым? ( Глаза у зайца выпуклые и располагаются по бокам головы, что даёт ему обозрение на 3600)

13. Какая рыба может плавать хвостом вперёд? ( Рыба - нож)

14.Почему у пойманного морского окуня глаза навыкате? (У пойманных глубинных рыб внутреннее давление оказывается выше наружного, поэтому внутреннее содержимое глаз выталкивается.)

15.Верблюд хранит запас воды в горбах ? ( Нет. Их горбы хранят запас жира)

«О какой птице идет речь?»

Каждой команде зачитывается рассказ-загадка, игроки за 30 секунд должны отгадать, о какой птице идет речь.

1. Маленький птенец тащит на спине тяжелый груз - другого птенца. Осторожно подвигается он со своей ношей к краю гнезда, опускает голову, упирается лбом в дно гнезда и вдруг резко откидывается назад. Птенец, который сидит у него на спине, падает из гнезда на землю. Птенец-агрессор скатывается на дно гнезда, отдыхает 10-15 мин и вновь поднимается на неокрепшие ножки. То же самое он проделывает с другими птенцами, пока не выкинет их всех из гнезда. Что это за птенец? (Птенец кукушки.)

2. Название птицы произошло от старого русского слова, означающего сжимать, сдавливать, стискивать. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест. Старинная легенда гласит, что когда Иисуса Христа распяли на кресте, к нему прилетела эта птичка и стала клювом вынимать колючки из тернового венца, пыталась вытащить и гвозди, которыми были прибиты к кресту руки и ноги Христа. Но это оказалось ей не под силу, и кончик клюва у этой птицы перекрестился, а перья испачкались кровью и стали красными. За это в некоторых странах этих птиц зовут христовыми птицами. И еще одна особенность этих птиц: они выводят птенцов зимой и выкармливают их семенами хвойных деревьев. (Клесты.)

3Сценарий игры-викторины Биологическое поле. Эта птица может издавать и красивые, и неприятные звуки. Ее зовут «лесная флейта» и «лесная кошка». Она одна из самых красивых птиц наших лесов, но разглядеть ее нелегко, она прячется в густой листве. С юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже вовсю шумит листва, а улетает раньше всех. У нее яркое желто-золотистое оперение на груди, голове и спине, а крылья и хвост черные. (Иволга.)

4. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда - и остановишься, как вкопанный, услышав ее песню. Разливается она на все лады. (Соловей.)

5. Птица стройная, быстрая, ловкая! По кромке воды или по краю крыши так быстро бегает, что и ножек не видно! Еще на бегу и выпады клювиком вправо и влево делает, как рапирой. Раз, два - и мухи нет! Та самая птичка, что на бегу покачивает длинным хвостиком. (Трясогузка.)

6. В природе эту некрупную птицу легко узнать по манере передвигаться. Это единственная птица наших лесов, способная передвигаться по стволам деревьев вниз головой. Пойманных насекомых она расклевывает, прижав лапкой, крупные семена вставляет в трещины коры и разбивает ударами клюва. (Поползень.)

Охрана природы (третье поле)

1.Когда была издана первая «Красная книга »Саратовской области? (в 1996г.)

2.Особо охраняемый геологический объект в Калининском районе?

( карьер «Первомайское» Безобразовка)

3. Перечислите особо охраняемые природные территории Саратовской области:

1) национальный парк «Хвалынский»

2) Природный микрозаповедник «Моховое болото»

3)Памятники природы: «Дьяковский лес»

«Финайкинская тюльпановая спеть»

«Буданова гора»)

4.Имеется ли на территории Калининского района памятник природы? (Рефугиум гигрофитов в долине р. Баланда)

5.Сколько видов грибов, лишайников, растений, животных включено во

2 - ое издание «Красной книги»? ( грибы, лишайники, растении - 306

Животных - 235 видов)

6.Сколько особых охраняемых природных объектов выделяют на территории Саратовской области?

(Правобережье - 58 Левобережье - 22)

7. Перечислите растения, животных, обитающие на территории нашего села, занесённые в «Красную книгу» Саратовской области ( растения - пион тонколистый, ковыль, ирис, тюльпан, рябчик, первоцвет ;

Животные - дрофа, степной орёл, сурки)

8.Сколько видов растений и животных Саратовской области занесены в «Красную книгу» РФ? ( 48 видов растений, 88 видов животных)

9.Какие животные называются вторичноводными? Назовите их. (Животные, которые в процессе эволюции поменяли сухопутный образ жизни на водный. Крокодила, черепахи, киты.)

10. Назовите изображенную на рисунке птицу. (Журавль, красавка.)

11.Какую опасность для водоема таит загрязнение его сточными водами? (Уменьшается приток кислорода из-за образования на поверхности водоема пленки, гибнут обитающие в воде организмы.)

12.Какие виды природных ресурсов относятся к группе невосполнимых? (Природные ископаемые - нефть, газ, уголь и т.д.)

13. Как называется комнатный цветок (выставлен в цветочном горшке), дикий сородич которого занесен в Красную книгу страны? (Цикламен.)

14.Какой пушной зверек, занесенный в Красную книгу нашей страны и встречающийся в Курской области, имеет самый дорогой мех? (Горностай).

Живые барометры ( четвёртое поле)

1.Гусь и утка ныряют. (К дождю)

2. Гуси полощутся. (К теплу)

3. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне. (Лето будет холодным)

4. Кукушка издает звуки, похожие на кваканье. (К дождю)

5. Вороны рассаживаются по нижним сучьям, жмутся к земле. (К сильному ветру)

6. Ласточки летают над самой землей. (К ухудшению погоды)

7. Ласточки и стрижи летают высоко. (К хорошей погоде)

8. Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились. (К ухудшению погоды)

9. Голуби разворковались. (К хорошей погоде)

10. Соловей поет всю ночь. (Будет хорошая погода)

11. Кричит иволга. (Предвещает дождь - название этой птицы произошло от слова «влага»)

12. Бурундук клокочет. (К ненастью, название зверька произошло от слова «буря»)

13. Кошка сворачивается во сне клубком. (К холоду)

14. Рыба выскакивает из воды. (К дождю)

15. Муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы. (Приближается дождь)

16.Пчелы сидят в улье и громко гудят. (К непогоде)

17. Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы. (К улучшению погоды)

18. Днем, в самую жару, паук вышел на охоту. (К непогоде)

19. Поздно вечером сильно трещат кузнечики. (К хорошей погоде)

20. На траве ранним утром блестит роса. (Дождя не будет)

21. Обильный урожай щавеля. (Будет мягкая зима)

22. Много полевого осота. (Зимой будет холодно)

23. Клен и каштан «плачут» - на краях их листьев выделяются капельки воды. (К дождю)

24. «Плачут» водные растения - камыш, стрелолист, частуха, ежеголовник. (К ненастью)

25. Листья деревьев показывают изнанку. (Приближается дождь)

Итог викторины, подсчёт баллов. Поздравления.



Приложение №1


Контрольный лист команды


Команда « «

Вопрос

Поле

Баллы

1

2

3

4

5

6

7




Дополнительные баллы

Снято баллов

Всего баллов








Использованная литература

  1. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. М.: Просвещение, 1986

  2. ТурдиевС., Седых Р., Эрихман В. Кактусы. Алма- Ата: Кайнар, 1974

  3. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. М.: Просвещение, 1978 открыток) М.: Изобразительное искусство, 1986

  4. Красная книга Саратовской области. С.: Детская книга, 1996

  5. Особо охраняемые территории Саратовской области. Издательство Саратовского университета, 2007
























© 2010-2022