Рабочая программа по биологии для 9 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основногообщего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, ...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»


«Проверено»

Рук. МО ______

_______2013

«Согласовано»

Председатель МС: ___

протокол от __2013 №

«Утверждаю»

Директор школы: Л.Е. Лапутько

приказ от ____ 2013 №__






Рабочая программа


учебного курса

биология

в 9 классе



Программа рассчитана на 70 часов

Учитель: Е.Ю.Московкина,

учитель биологии








2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

БИОЛОГИЯ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


9 класс

Пояснительная записка

Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая учебная программа:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 - 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естествознание».

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии - экологии выделено 70 часов. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №1» на изучение биологии в 6 классе отводится 2 часа в неделю,70 часов в год соответственно.

Курс биология в 9 классе завершает знакомство учащихся с многообразием организмов и на более высоком уровне обобщает вопросы строения, функционирования и происхождения живых организмов, закрепляя знания учащихся о структурной организации живого организма, особенностях онтогенеза и положениях эволюционной теории.

Цели и задачи

Изучение курса биология на ступени основного общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Межпредметные связи

При изучении основ дарвинизма и экологии обобщаются и систематизируются полученные школьниками при изучении биологии в VI-VIII классах знания о многообразии и принципах классификации видов животных, растений, грибов, бактерий, их приспособленности к среде обитания; о месте человека в системе органического мира; об этапах и причинах развития растительного и животного мира; о факторах среды, природных сообществах.

Особенности организации учебного процесса

Предпочтительной формой организации учебного процесса является урок. Наряду с ним важное значение имеют лабораторные работы, проводимые как один из этапов урока.

Формы учебных занятий:

  • Игры: на конкурсной основе, ролевые;

  • Мини - лекции;

  • Диалоги и беседы;

  • Практические работы;

  • Семинары;

  • Дискуссии;

  • Круглые столы;

  • Проектные работы

Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

- фронтальная;

- парная;

- групповая.

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини - сочинения;

  • Работа с источниками;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

межпредметные

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного курса биология на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.




Общая характеристика учебного предмета

Курс биология на ступени основного общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в основной школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы; Эволюция.

При рассмотрении основных ароморфозов в истории органического мира используются знания об основных эпохах горообразования и древнем оледенении (география, VIIΙ кл.). Понятие природно-территориального комплекса (география, VII-VIII кл.) создаёт основу для изучения биогеоценозов и агроценозов.

При изучении общей биологии в IX классе обобщаются полученные учащимися при изучении биологии в VΙ-VIII классах знания о строении и функциях клеток растений и животных, о процессах питания, дыхания, передвижения веществ, размножения и развития, об энергетическом и пластическом обмене, о многообразии, происхождении и хозяйственном использовании пород домашних животных, сортов культурных растений, об охране многообразия органического мира и природных сообществ.

Знания о биосфере развиваются на основе понятия географической оболочки (география, VII кл.), функции живого вещества, содержание и значение химических элементов в клетке изучаются на основе знаний учащихся о свойствах кислорода, азота, серы, углерода, типах химических связей (химия, VIII - VIII кл.). Сложные вещества, входящие в состав клетки, процессы обмена веществ, функции живого вещества рассматриваются с использованием знаний о свойствах воды, теории химического строения и основных классов органических соединений, окислительно-восстановительных реакциях, электролитической диссоциации (химия, VIII кл.).

Понятия экономических аспектов деятельности человека в природе, селекции как часть системы сельскохозяйственного производства развиваются на основе знаний о природе и восстановлении её богатств, географии сельского хозяйства (география, VII- VIII кл.), о многообразии и выращивании пород домашних животных и сортов культурных растений (трудовое обучение, V-VIII кл.).

Материал курса общей биологии используется для развития знаний о происхождении и эволюции Вселенной, для изучения вопросов охраны окружающей среды в курсах физики и химии. при ричинах развития растительного и животного мира; о факторах среды, природных сообществах.стеме органического мира;












Результаты освоения программы:

Результаты изучение курса биология приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки выпускников

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии и экологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические и экологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ:

  • Текущий контроль:

  • работа по карточкам;

  • устный опрос;

  • кодированный диктант;

  • работа с моделями

    • Промежуточный контроль:

  • Зачет по теме;

  • Семинарские занятия;

  • Тестирование;

    • Итоговый контроль:

  • Тестирование с использованием материалов для подготовки к ЕГЭ.

  • Итоговая аттестация







































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ (2 ч.)

Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. (45 ч)

Молекулярный уровень.(7 ч)

Общая характеристика. Неорганические вещества. Углеводы. Липиды. Белки. Состав и строение. Функции белков. Биологические катализаторы. АТФ и другие органические соединения клетки. Нуклеиновые кислоты. Вирусы.

Лабораторная работа №1. «Действие ферментов живых клеток на пероксид водорода»

Клеточный уровень. (12 ч)

Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро. Органоиды клетки: ЭПС, рибосомы, КГ. Митохондрии и пластиды. Различия в строении клеток прокариот и эукариот. Фотосинтез и хемосинтез. Питание клетки. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Синтез белков в клетке. Деление клетки. Митоз.

Лабораторная работа №2

«Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

Организменный уровень. (14 ч)

Бесполое размножение организмов. Половое размножение организмов. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Кроссинговер. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов.

Лабораторная работа №3. «Выявление изменчивости организмов»

Популяционно-видовой уровень.(3 ч.)

Критерии вида. Популяции. Биологическая классификация.

Лабораторная работа №4. «Изучение морфологического критерия вида»

Биогеоценотический (экосистемный) уровень (6 ч).

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы.

Лабораторная работа №5. «Выделение пищевых цепей в искусственном биоценозе»

Биосферный уровень (3ч)

Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в биосфере. Средообразующая деятельность организмов.

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (8 ч)

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяции и его нарушения. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора.

Изолирующие механизмы видообразования. Видообразование. Макроэволюция. Основные закономерности эволюции.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (5 ч).

Гипотезы возникновения жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (5ч)

Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния. Экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция. Межвидовые отношения организмов. Адаптация организмов к различным условиям существования.

Лабораторная работа № 6 «Строение растений в связи с условиями жизни»

БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (5ч)

Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.













































Учебно-тематическое планирование предмета


п/п

Тема

Кол-во часов

Лабораторные работы

1.

ВВЕДЕНИЕ

2


2.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Молекулярный уровень.

Клеточный уровень.

Организменный уровень.

Популяционно-видовой уровень.

Экосистемный уровень.

Биосферный уровень.

45


7

12

14

3

6

3


5


1

1

1

1

1

3.

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

8


4.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

5


5.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

5

1

6.

БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК

5



Всего

70

6









Календарно-тематическое планирование



п/п

в теме

Наименование тем и разделов

Количество часов

Календарные сроки

Профориентация

Примечание

Лабораторная работа


1


1

ВВЕДЕНИЕ

Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии.

2

Учитель биологии, биолог

2

2

Сущность жизни и свойства живого.




3



1

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.Молекулярный уровень

Общая характеристика. Неорганические вещества.

45

7

4

2

Углеводы. Липиды.

Микробиолог

5

3

Белки. Состав и строение.


6

4

Функции белков. Биологические катализаторы.

№1. «Действие ферментов живых клеток на Н2О2»

7

5

Нуклеиновые кислоты.


8

6

АТФ м другие органические соединения клетки.


9

7

Вирусы.



10


1

Клеточный уровень

Основные положения клеточной теории.

12

Цитолог

11

2

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

№2 Рассматривание клеток организмов под микроскопом

12

3

Ядро.


13

4

Органоиды клетки: ЭПС, рибосомы, КГ


14

5

Митохондрии и пластиды.


15

6

Различия в строении клеток прокариот и эукариот.


16

7

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке.


17

8

Питание клетки.


18

9

Фотосинтез и хемосинтез.


19

10

Синтез белков в клетке.


20

21

11

12

Деление клетки. Митоз.

Обобщение. Жизнедеятельность клеток живых организмов

Физиолог


22


1

Организменный уровень

Бесполое размножение организмов.

14

23

2

Половое размножение организмов. Оплодотворение.


24

3

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.


25

4

Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

Генетик, селекционер

26

5

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.


27

6

Дигибридное скрещивание. Закон

независимого наследования признаков.


28

7

Сцепленное наследование признаков.

Закон Т. Моргана. Кроссинговер.


29

8

Взаимодействие генов.


30

9

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.


31

10

Закономерности изменчивости:

модификационная изменчивость. Норма реакции.


32

11

Закономерности изменчивости: мутационная изменч-ть.


33

12

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

Селекционер

34

13

Основные методы организмов.


35

14

Урок обобщения по теме: «Организменный уровень»


№3. Выявление изменчивости организмов

36

1

Популяционно-видовой уровень

Критерии вида.

3

№4. Изуч-е морфологического критерия вида

37

2

Популяции.


38

3

Биологическая классификация.



39


1

Биогеоценотический (экосистемный)

уровень

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

6

40

2

Состав и структура сообщества.

Эколог

41

3

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

№5. Выделение пищевых цепей в искусственном биоценозе

42

4

Продуктивность сообщества.


43

5

Саморазвитие экосистемы.


44

6

Обобщение. Причины многообразия видов в природе



45


1

Биосферный уровень

Биосфера. Среды жизни.

3

Биолог

46

2

Средообразующая деятельность организмов.


47

3

Круговорот веществ в биосфере.



48


1

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

8

Эволюционист, палеонтолог

49

2

Изменчивость организмов.


50

3

Генетическое равновесие в популяции и его нарушения.


51

4

Борьба за существование и естественный отбор.


52

5

Формы естественного отбора.


53

6

Изолирующие механизмы видообразования. Видообразование.


54

7

Макроэволюция.


55

8

Основные закономерности эволюции.




56


1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Гипотезы возникновения жизни.

5

Эволюционист, палеонтолог

57

2

Гипотеза Опарина-Холдейна.Современные гипотезы происхождения жизни.


58

3

Основные этапы развития жизни на Земле.


59,60

4,5

Основные этапы развития жизни на Земле.



61


1

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Экологические факторы. Условия среды.

5

Эколог

62

2

Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы.


63

3

Адаптация организмов к различным условиям существования.

№ 6 Строение растений в связи с условиями жизни

64

4

Межвидовые отношения организмов.


65

5

Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.



66


1

БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК

Эволюция биосферы.

5

Эколог

67

2

Антропогенное воздействие на биосферу.


68

3

Основы рационального природопользования.


69

4

Современное состояние органического мира


70

5

Обобщение. Современная естественнонаучная картина мира.





























Учебно - методические средства обучения


  1. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.

  2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа, 2007 - 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

  3. В.Н.Семенцова. Биология. Общие закономерности. Технологические карты уроков.

  4. Мультимедийное учебное пособие: электронные уроки и тесты. Биология. Организация жизни. М.: «Просвещение-МЕДИА», 2005.

  5. МУП: электронные уроки и тесты. Биология. Генетическая изменчивость и эволюция. М.: «Просвещение-МЕДИА», 2007.

  6. МУП: электронные уроки и тесты. Биология. Наследование признаков. М.: «Просвещение-МЕДИА», 2007.


© 2010-2022