- Преподавателю
- Биология
- Конспект открытого урока по предмету биология Строение клубня картофеля
Конспект открытого урока по предмету биология Строение клубня картофеля
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Щебуняева Л.А. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г.Новочеркасска.
Конспект открытого урока в 7 классе по предмету «Биология».
«Лист растений. Внешнее строение листа»
Разработала: учитель биологии высшей квалификационной категории
Щебуняева Л. А.
Новочеркасск, 2014 г.
Тема урока: «Лист растений. Внешнее строение листа».
Цель: изучение обучающимися внешнего строения листа. Усвоить понятия: лиственная пластинка, черешок, жилкование, связь жилкования с делением растений на двудольные и однодольные.
Задачи:
Образовательные: формировать знания обучающихся об особенностях строения листа растений; усвоить понятия - «листовая пластинка», «черешок», «жилкование», связь жилкования с делением растений на однодольные и двудольные.
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию познавательных способностей, запоминанию в процессе изучения нового материала через слуховые и зрительные анализаторы; учить сравнивать, делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать экологические знания о целостности природы, воспитывать бережное отношения к миру растений.
Оборудование: образцы засушенных листьев растений и горшечные цветы (подписанные), трафареты листьев для работы в тетрадях, презентация, ПК учителя, мультимедиа проектор, экран.
Тип урока: Комбинированный.
Методы: беседа, рассказ, работа по карточкам-заданиям по теме «Корень», демонстрация наглядного материала, проведение наблюдений, разгадывание загадок, листьев растений, работа с текстом учебника, запись и зарисовка в тетрадях.
Технологии: слайдовой презентации; здоровьесберегающие; игровая.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг … (природа)
Дежурным проверить и доложить: всё ли на месте, всё ли в порядке: книжки, ручки и тетрадки?
Дежурные докладывают о готовности класса.
II. Актуализация знаний.
Учитель: - Сегодня мы проводим открытый урок. Ваша задача - показать умение быть усидчивыми, внимательными, давать полные ответы.
- На предыдущем уроке мы с вами говорили о значении корней в жизни растений. Сейчас я проверю ваши знания, раздав карточки-задания. У вас есть пять мину, чтобы ответить на задания в карточка.
(Учитель собирает карточки с выполненным заданием и выборочно оценивает работу учащихся.)
III. Постановка проблемы.
-
Повторение.
Учитель: - Давайте вспомним, из каких органов состоит растение?
(Учащиеся отвечают: корень, стебель, лист, цветы и плоды).
Учитель: - Мы с вами изучили некоторые органы растений. Теперь вы имеете представление о корнях, цветках, плодах, семенах, а сегодня мы с вами будем изучать новые части растений. Отгадайте загадки
-
Объяснение нового материала:
Загадки:
Пелена зелена
Весной без предела
Все растения одела (лист).
Зелёный висит,
Жёлтый летит,
Чёрный на земле лежит. (Лист).
Учитель: - О какой части растения эти загадки? (Ответы детей).
- А теперь, ребята, посмотрите на экран! Обратите внимание, что название темы урока у нас зашифровано рядом чисел 1, 3, 5, 7, 9,11,13,15,17,19,21,23. Какой это ряд чисел?
Учащиеся: - Нечётный.
Учитель: - Используя, нечётный ряд чисел, прочтите тему урока (Лист растений) (Слайд 2). На сегодняшнем уроке вы узнаете, как устроен внешне лист растений. Мы будем работать по такому плану (слайд 3):
-
Внешнее строение листа.
-
Жилкование однодольных и двудольных растений.
Учитель: -Лист - надземный важный орган растений. У разных растений разные листья: цветом, формой. Размером, прикреплением к стеблю. (Демонстрируются комнатные растения). Есть листья-гиганты - как у тропического водного растения виктория регия. На листе этого растения может как в лодке кататься пятилетний ребёнок. Есть листья-малютки, как у растений тундры или водного растения ряски.
- На уроках мы с вами узнаем, как важна роль листьев в жизни растений как органов питания, дыхания, выделения кислорода в атмосферу, испарения лишней воды, листья некоторых растений являются органами размножения.
- Лист любого растения - сложная химическая лаборатория, где постоянно идут сложнейшие жизненные процессы, но об этом мы узнаем на последующих уроках.
- Сегодня мы делаем самое первое знакомство с листом растений, его внешним строением.
Задание учащимся: Прочитайте в учебнике текст на стр. 67. Вам надо за пять минут прочитать текс и описать таблицу, т.е. ответить на вопросы «Что как называется?». (слайд 5).
Учащиеся в течении пяти минут работают с текстом.
Учитель: - За 5 минут мы не только провели чтение параграфа, но и провели исследование внешнего строения листа. Так как же называются части листа? (Слайд 5-6).
Учащиеся: - Показывают и называю черешок и листовую пластинку, называют, чем черешковые листья отличаются от сидячих.
Учитель: - Прочтите новые слова: черешок, листовая пластинка, черешковый лист, сидячий лист. Давайте найдём на выставленных комнатных растениях черешковые и сидячие листья.
Учитель: (демонстрирует веточку сосны (слайд 7)). Это лист какого растения? Как называются его листья? (Дети называют: это сосна, её листья - хвоя - игольчатые изменённые листья).
Учитель: - Рассматривая листовые пластинки любого листа на них мы видим тонкие жилки - это тонкие сосуды, по которым в лист от корня по стеблю поступают вода и растворённые в неё минеральные соли. Разветвление сосудов на листе это и есть жилкование. У многих листьев заметна главная - центральная - жилка. От неё в разные стороны отходят боковые жилки. Такое жилкование называют перистым. Пальчатое - от черенка жилки отходят веером, как палицы на руке. Перестое и пальчатое жилкование как сетка пронизывают лист, поэтому такое жилкование называют ещё перисто-сетчатое и пальчато-сетчатое. Если форма листа вытянута, то жилки идут по всей длине листа - это параллельное жилкование. Дуговое жилкование встречается у больших овальных листьев. (Слайд 8).
(Дети проговаривают хором и выборочно «типы жилкования»).
- Оказывается, жилкование листьев связано с корневой системой и строением листа.
- А теперь вспомните (вопросы учащимся):
-
Какие растения относятся к однодольным?
-
Какие растения относятся к двудольным?
-
Какой тип корневой системы у однодольных? (Мочковатая).
-
Какой тип корневой системы у двудольных? (Стержневая).
(Ответы воспитанников.)
- Растения с мочковатой корневой системой имеют листья или с параллельным, или с дуговым жилкованием. Растения, у которых стержневая корневая система имеют листья с пальчато-сетчатым или перисто-сетчатым жилкованием
Физкультминутка.
Мы идём сейчас все в лес.
(Шаги на месте).
Сколько здесь вокруг чудес!
(Развести руками).
Листья жёлтые упали,
(присесть)
Травы все давно завяли.
(опустить голову).
Мы листочки собирали
(сжать кисти рук)
Любовались вверх бросали.
-
Закрепление изученной темы.
Учитель: - На столе перед каждым из вас лежит конверт с засушенными листьями растений и вырезанные из бумаги трафареты листьев для записи в тетради. Листья каких растений я засушила (дети называют: клёна, сирени и вишни).
- Покажите на листе клёна листовую пластинку, черешок. Какое жилкование у листа клёна? У вишни? У сирени? Это однодольные растений? Нет, двудольные!
(Учащиеся показывают листья и отвечают на вопросы.)
Обвести в тетрадях трафареты листа с указанием его частей.
-
Обобщение.
Учитель: - Проверим ваши знания с помощью игры «Прилетел к тебе листок» (На вырезанных из жёлтой бумаги листьях записано по одному вопросу из темы урока. Учитель идёт по рядам и произвольно раздаёт листы-задания. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируя ответы на горшечных цветах).
IV Итог урока.
Учитель: - Спасибо за активную работу на уроке! Молодцы, я довольна вами.
Выставление учащимся оценок за работу на уроке.
Задание на дом.
Страницы учебника 67 - 70.