- Преподавателю
- Биология
- Тематическое планирование учебного материала для 8 класса по ФГОС
Тематическое планирование учебного материала для 8 класса по ФГОС
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузнецова И.С. |
Дата | 27.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
№п/п
Дата урока
Тема урока
Тип урока
Количество часов
Элементы содержания
Эксперимент Л, Д,
УУД
1
3.09
Введение.
Предмет и задачи раздела.
Урок формирования знаний
1
Анатомия, физиология, психология, гигиена
Формирование мотивации в изучении наук о природе. Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о вкладе в развитие биологических знаний учёных в области естествознания. Знать названия научных направлений и их суть.
2
8.09
Становление наук о человеке.
Урок формирования знаний
1
Понятие об основных этапах развития анатомии. Физиологии. Гигиены и психологии человека.
охарактеризовать предмет и методы наук -анатомия, физиология, гигиена и психология. Характеризовать двойственную биосоциальную природу человека.
3
10.09
Входной контроль знаний за курс 7 класса
Урок контроля и корректировки знаний
1
Терминология и понятия, многообразие организмов и их классификации, явления ,механизмы и процессы на различных уровнях жизни за курс: « Зоология»,
Умеют самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, развитие навыков выполнения тестовых заданий, оценивать верность или ошибочность суждений.
Происхождение человека
4
15.09
Систематическое положение человека
Урок формирования знаний
1
Таксоны, рудименты, атавизмы.
Определиять место человека в системе органического мира, привести доказательства эволюции животных и человека, раскрыть значение рудиментов и атавизмов. Систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Характеризовать двойственную биосоциальную природу человека, показывать черты, роднящие человека с миром животных и принципиальные отличительные особенности людей, позволившие им создать цивилизованное общество.
5
17.09
Историческое прошлое людей.
Урок формирования знаний
1
Австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы.
Раскрыть экологические условия, способствующие перехода предков человека к прямохождению, показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды; содействовать формированию знаний о ходе эволюционного процесса в процессе антропогенеза.
6
22.09
Расы человека.
Урок обобщение и систематизации знаний
1
Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная
признаки вида и доказать, что все люди принадлежат к одному виду- человек разумный; разъяснить связь образования рас с миграцией населения; доказать, что все расы находятся на одном уровне по умственным и социальным возможностям; показать сложность и вредность расистских теорий, раскрыть биологическую и социальную составляющую людей, принадлежащих к разным расам.
7
24.09
Зачёт: Происхождение человека
Урок контроля и корректировки знаний
1
Систематическое положение человека. Расы человека. Историческое прошлое людей.
Построение логической цепи рассуждений. Аргументация своего мнения. Построение речевых высказываний. Формулируют и объясняют основные понятия, формируемые в ходе изучения темы.
8
29.09
Строение организма
Общий обзор организма
Урок формирования новых знаний.
1
Уровни организации, структура, органы, системы органов. Эндокринная система, гормоны, нервные импульсы
Формулировать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов
9
1.10
Клеточное строение.
Урок обобщение и систематизации знаний
1
Клеточная мембрана, ядро. Цитоплазма, хромосомы. Гены, ДНК, РНК, ядрышко, органоиды: эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы, центриоли;
Доказывать единство органического мира, проявляющееся в клеточном строении; раскрыть строение и функцию клеточных органоидов повторить процессы происходящие при делении клетки, сравнивать растительные и животные клетки, знать понятия «внешняя» и «внутренняя» среда организма.
10
6.10
Жизненные свойства клетки
Урок формирования знаний
1
Рост и развитие. Покой и возбуждение. Обмен веществ. Ферменты и субстрат.
Определять химический состав клетки, знать понятие об обмене веществ, ферментах, клеточном гомеостазе, раздражимости и возбудимости, составляющих основу жизнедеятельности клетки;
11
8.10
Ткани.
Лабораторная работа №1 Микроскопическое строение тканей
Комбинированный урок
1
Эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткани; тело нейрона, дендриты, аксон, нейроны, нейроглия, нервное волокно, синапс.
Л
Формулировать понятие «ткань» и «орган», ознакомить с основными типами тканей и их локализацией в организме, устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и выполняемыми функциями тканей.
12
13.10
Рефлекторная регуляция.
Урок обобщение и систематизации знаний
Центральная и периферическая части нервной системы, рефлекс. Рефлекторная дуга, рецептор, чувствительный и исполнительный, вставочный нейроны, рабочий орган, рефлексогенная зона.
Характеризовать строение нейрона и нейроглии, раскрыть природу нервных импульсов и функции синапсов; формулировать понятия о нервных цепях, их возбуждении и торможении, знать принципы рефлекторной регуляции, выявлять причины возбуждения и торможения нейронов.
13
15.10
Зачёт:
Строение организма.
Урок контроля и корректировки знаний
1
Клеточное строение Жизненные свойства клетки. Ткани. Рефлекторная регуляция.
Построение логической цепи рассуждений. Аргументация своего мнения. Построение речевых высказываний. Формулируют и объясняют основные понятия, формируемые в ходе изучения темы
14
20.10
Опорно- двигательная система: состав, строение, значение.
Лабораторная работа №2 Микроскопическое строение кости
Комбинированный урок
1
Скелет, мышцы, надкостница,компактное и губчатое вещество кости, костномозговая полость, красный и жёлтый костный мозг, костные ткани, костные пластинки,типы костей: трубчатые, губчатые, плоские.
Л
Характеризовать опорную, защитную и двигательную функцию, знать химический состав , макро- и микроскопическое строение костей, их классификацию. Развивать умение действовать по алгоритму. Систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Строить умозаключения и делать выводы
15
22.10
Скелет человека. Осевой скелет.
Урок формирования новых знаний.
1
Осевой и добавочный скелет, мозговой и лицевой отделы черепа, позвонок, межпозвоночный диск, позвоночный канал, грудная клетка, рёбра, грудина, отделы позвоночника, кости конечностей.
Пополнить знания о строении и функциях частей скелета, сравнить его со скелетом млекопитающих животных, выявить особенности скелета человека, связанные с развитием мозга, прямохождением и трудовой деятельностью. Систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы
16
5.11
Скелет поясов конечностей. Соединение костей.
Урок формирования новых знаний.
1
Неподвижные, полуподвижные и подвижные (суставы) соединения; плечевой и тазовый пояс,
Характеризовать типы соединения костей, подкреплять примерами. Формирование коммуникативной
компетентности в сотрудничестве
со сверстниками.
17
10.11
Строение мышц.
Мышцы человеческого тела
Комбинированный урок
1
Брюшко мышцы, сухожилия, головка и хвост мышцы, мышцы антогонисты и синергисты, мышечные пучки и волокно, соединительнотканные оболочки, фасции.
морфологией мышц, дать понятие об основных группах мышц человека.
18
12.11
Работа скелетных мышц их регуляция.
Лабораторная работа.№3Утомление при статической работе.
Комбинированный урок
1
двигательная единица, моторный нейрон, тренировочный эффект, биологическое окисление, динамическая и статистическая работа, гиподинамия.
1
Формулировать понятие о двигательной единице, механизмах, регулирующих силу мышечного сокращения, об изменении мышц при тренировке, разъяснять суть тренировочного эффекта и энергетику мышечного сокращения, оценивать вред гиподинамии, проводить исследования утомления мышц и его симптомами. . Развивать умение действовать по алгоритму. Систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Строить умозаключения и делать выводы
19
17.11
Осанка. Предупреждение плоскостопия
Лабораторная работа №5. Осанка и плоскостопие
Комбинированный урок
1
Осанка, остеохондроз, корригирующая гимнастика, сутулость, сколиоз, плоскостопие
Л
Познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.
20
19.11
ПМП при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Урок обобщение и систематизации знаний
1
Ушиб, перелом, синяк, шина, растяжение связок, вывих.
Разъяснить цели доврачебной помощи, показать её отличие от профессиональной врачебной помощи, дать элементарные сведения о травмах костно- мышечной системы и мерах первой помощи.
21
24.11
Зачёт: Опорно-двигательная система.
Урок контроля и корректировки знаний
1
Скелет человека. Соединение костей. Мышцы человеческого тела. Гигиена системы.
Построение логической цепи рассуждений. Аргументация своего мнения. Построение речевых высказываний. Формулируют и объясняют основные понятия, формируемые в ходе изучения темы
22
26.11
Внутренняя среда организма
Урок изучения нового материала
1
Кровь, тканевая жидкость, лимфа, лимфатический капилляр, сосуд, узел;
Формулирование понятий о внутренней среде и её компонентах, понятие «гомеостаз»,
23
1.12
Компоненты внутренней среды организма.
Комбинированный урок
1
Эритроцит, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, тимус, фагоцит, фагоцитоз, макрофаги, антигены, антитела, тромбоциты. Фибриноген, фибрин.
Анализировать строение и функции элементов крови, знать механизм свёртывания крови, выявлять роль анализа крови для диагностики и лечения.
24
3.12
Иммунитет. Иммунология на службе здоровья.
Урок формирования новых знаний.
1
Иммунитет- неспецифический и специфический, иммунная система, воспаление, инфекционные болезни, паразитарные болезни, «Ворота инфекции» бацилло- и вирусоносители. Интерферон. Иммунология, лечебные сыворотки, прививки, антитоксины, виды иммунитета, аллергия, тканевая совместимость, группы крови, резус- фактор, донор, реципиент.
Знать роль барьеров, защищающих организм от инфекции; оценивать роль экологической защиты; формулирование понятий об иммунитете и его видах. Самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о физиологах- иммунологах, открытиях в области иммунологии, развитии науки иммунологии, историеи открытия вакцинации, определять роль вакцины в профилактике болезней, классифицировать иммунитета, разъяснять причины аллергии и тканевой совместимости. Применять методы информационного поиска
уметь определять понятия, строить умозаключения
25
8.12
Зачёт:
Кровь
Урок контроля и корректировки знаний
1
Внутренняя среда организма. Иммунитет.
Построение логической цепи рассуждений. Аргументация своего мнения. Построение речевых высказываний. Формулируют и объясняют основные понятия, формируемые в ходе изучения темы
26
10.12
Кровеносная и лимфатическая системы Транспортные системы организма
Урок формирования новых знаний.
1
Артерии, аорта, капилляры, вены, лимфатические капилляры, сосуды, узлы; кармановидные клапаны.
Повторить материал о крови, тканевой жидкости и лимфе, их функции, иммунитете, дать понятие об органах кровеносной и лимфатической систем, их строении и функциях.
27
15.12
Круги кровообращения.
Урок формирования новых знаний
1
Предсердия и желудочки сердца, верхняя и нижняя полые вены, легочные артерии, вены и капилляры, альвеолы,
Артериальная и венозная кровь, венечная артерия, аорта, артерии. Капилляры.
Знать общий план строения системы и сердца человека; причины движения крови по кругам кровообращения, экспериментально доказать вред перетяжек и наличие кармановидных клапанов вен, препятствующих обратному току крови.
28
17.12
Строение и работа сердца
Комбинированный урок
1
Околосердечная сумка, створчатые и полулунные клапаны, сосочковые мышцы, автоматизм. Сердечный цикл его фазы. Симпатический и блуждающий нервы, адреналин.
Раскрыть связь строения сердца с его функцией, дать понятие о сердечном цикле, ввести материал о симпатической и парасимпатической системе, автоматизме сердечной деятельности, показать связь местной и центральной, нервной и гуморальной регуляции, разъяснить суть приёмов восстановления сердечной деятельности при клинической смерти.
29
22.12
Движение крови по сосудам.
Лабораторная работа №5 Измерение артериального давления
Комбинированный урок
1
Артериальное давление крови, пульс, кровоснабжение органов, гипертония, гипотония, спазм сосудов, артериолы, некроз, инсульт, инфаркт, тонометр, фонендоскоп
Л
Выяснить причины движения крови, изменения скорости крови в сосудах; разъяснить принципы измерения АД, обсудить природу пульса, дать понятие о гипер- и гипотонии, показать зависимость кровоснабжения от интенсивности работы органов, механизмы регуляции кровоснабжения, помочь овладеть логикой экспериментального доказательства.
30
24.12
Гигиена сердечно-сосудистой системы .
Комбинированный урок
1
Первая медицинская помощь при заболеваниях сердца и сосудов, при кровотечениях. Ударный объём сердца. Перемежающая хромота, гангрена, стенокардия, электрокардиограмма, функциональная проба. Внутреннее и внешнее кровотечение, гематома, антисептик, жгут, струп, зернистая соединительная ткань, виды кровотечений.
Раскрывать физиологические основы укрепления сердца и сосудов, знать о последствиях гиподинамии, с влиянием курения, употреблению спиртных напитков на сердце и сосуды, с болезнями и их профилактикой. Уметь различать типы кровотечений и способы их остановки, приёмы уменьшении болевых ощущений и предохранении от инфекции, правила оказания первой доврачебной помощи. Обосновывать:взаимосвязь строения органов и систем с функцией; роль регуляции процессов в сердце; влияние экологических и социальных факторов, физкультуры и спорта, алкоголя, наркотиков, курения на здоровье человека, его сердечно- сосудистую систему. Самостоятельно искать и выделять необходимую информацию
формировать и развивать
компетентность в области использования ИКТ подбирая информацию и создавая компьютерную презентацию по теме.
31
Зачёт:
Кровообращение.
Урок контроля и корректировки знаний
1
Транспортные системы организма. Круги кровообращения. Строение и работа сердца.Гигиена сердечно-сосудистой системы
Построение логической цепи рассуждений. Аргументация своего мнения. Построение речевых высказываний. Формулируют и объясняют основные понятия, формируемые в ходе изучения темы. Обосновывать: взаимосвязь строения органов и систем с функцией.
32
Дыхание.Органы дыхания.
Урок изучения нового материала
1
Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, главные бронхи: лёгкие, легочная плевра, бронхиальное дерево, альвеолы; голосовые связки, околоносовые пазухи, миндалины, артикуляция, тембр, гайморит, фронтит, тонзиллит, дифтерия, врач отоларинголог.
Раскрыть значение биологического окисления, роль органов дыхания для поддержания постоянного газового состава в альвеолах, разъяснить связь дыхательной и кровеносной систем. Рассмотреть строение и функции дыхательных путей, познакомить с болезнями органов дыхания и их профилактикой.
33
Легочная вентиляция. Регуляция дыхания.
Урок изучения нового материала
1
«Ворота лёгких», лёгочная и пристеночная плевра, плевральная полость, диффузия. Жизненная ёмкость лёгких, остаточный воздух, обхват грудной клетки, флюрография, туберкулёз лёгких, палочка Коха, рак лёгких, электротравма, клиническая и биологическая смерть, массаж сердца и искусственное дыхание.
Раскрывать связь дыхательной и кровеносной систем, показать роль большого и малого кругов в газообмене. Знать о приёмах обследования дыхательной системы, рассказать о приёмах первой помощи при остановке дыхания, формулировать понятие о клинической и биологической смерти, признаки.
34
Болезни и травмы органов дыхания.
Комбинированный урок
1
ПМП при нарушении дыхания. Диафрагма, межрёберные мышцы, дыхательный центр, продолговатый мозг, рефлекторная и гуморальная регуляция, наркогенные вещества, никотин, карбоксигемоглобин, респиратор, смог
Объяснять механизм вдоха и выдоха, определять роль гуморального и нервного факторов в регуляции дыхательных движений, защитных рефлексов, разъяснять вред курения, выявить источники загрязнения воздуха, указать методы, определяющие его запылённость и его охрану. Самостоятельно искать и выделять необходимую информацию
формировать и развивать
компетентность в области использования ИКТ подбирая информацию и создавая компьютерную презентацию по теме.
35
Зачёт:
Дыхание.
Урок контроля и корректировки знаний
1
Органы дыхания. Легочная вентиляция. Регуляция дыхания. Болезни и травмы органов дыхания.
Характеризовать строение и функции органовдыхания.Обосновывать:взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем; механизм вдоха и выдоха; связь между необходимостью обследования дыхательных путей и здоровьем;роль нервной и гуморальной регуляции дыхательной системы; влияние курения на дых. систему; необходимость бережного отношения к атмосфере воздуха. Владеть умениями по оказанию первой помощи при остановке дыхания
36
Пищеварение.
Питание и пищеварение.
Урок изучения нового материала
1
Пластический и энергетический обмен, пищеварение, пит вещества, аминокислоты, глицерин, жирные кислоты, глюкоза, простые сахара, пищеварительный тракт, пищеварительные железы, брызжейка, перистальтика, рацион, балластные вещества
Знать значение пищеварения, пластическую и энергетическую функцию пищи, выделять особенности строения органов пищеварения и их эволюцию, роль кулинарной обработки пищи.
37
Пищеварение в ротовой полости.
Урок изучения нового материала
1
Ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы: корень, шейка, коронка, зубная эмаль, дентин, пульпа,клыки. Малые и большие коренные зубы, кариес, пульпит.
Знать значение вкусовых рецепторов, зон языка, строение ротовой полости и топографией основных слюнных желёз, применять знания о строении и функциях зубов, причинах заболевания зубов и мерах профилактики.
38
Пищеварение в желудке.
Комбинированный урок
1
Пищевод, желудок. Пепсин. Сфинктер, двенедцатиперстная кишка, поджелудочная железа, трипсин, печень, желчь, фермент, субстрат, кишечная палочка, дисбактериоз.
Раскрывать основные свойства ферментов, их роль в расщеплении пищи, изменение питательных веществ при переходе из одно отдела в другой и подготовку их к всасыванию
39
Пищеварение в кишечнике.
Урок изучения нового материала
1
Всасывание, ворсинки. Воротная вена, печёночная вена, заменимые и незаменимые аминокислоты, мочевина, глюкоза, гликоген, слепая кишка, аппендикс, аппендицит, перитонит.
Различать функции тонкого и толстого кишечника, печени, разъяснить функции аппендикса и связанные с ним заболевание, знать меры профилактики.
40
Гигиена органов пищеварения. Кишечные инфекции.
Урок обобщение и систематизации знаний
1
Фистула, безусловные и условные рефлексы, мнимое кормление, гуморальное сокоотделение. Ботулизм, анаэробы, сальмонеллез, холера, вибрион, карантин, диарея, дизентерия, дизентерийная палочка.
Знать суть методов исследования пищеварения, находить взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции органов пищеварения.Применять правила потребления пищевых продуктов, их физиологическую значимость, применять информацию о наиболее опасных кишечных инфекциях и их профилактике. Самостоятельно искать и выделять необходимую информацию
формировать и развивать
компетентность в области использования ИКТ подбирая информацию и создавая компьютерную презентацию по теме.
41
Контрольная работа
Пищеварение.
Урок контроля и корректировки знаний
1
Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Гигиена органов пищеварения.
Характеризовать: строение пищеварительной системы, её эволюцию; продукты питания, питательные вещества строение и функцию органов пищеварения Обосновать:взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения;роль нейрогуморальной регуляции процесса пищеварения; правила гигиены питания Знать и соблюдать правила профилактики заболеваний пищеварительной системы
42
Обмен веществ и энергии Обмен органических соединений.
Урок изучения нового материала
1
Подготовительная, основная и заключительные стадии обмена, заменимые и незаменимые аминокислоты, амилаза,микро- и макроэлементы.
Формулировать определение обмен веществ, энергетический и пластический обмен, знать последовательность этапов превращения в организме белков. жиров и углеводов, воды и мин. Веществ.
43
Обмен неорганических соединений.
Урок изучения нового материала
1
Основной обмен. Общий обмен, энерготраты, калорийность, нормы питания
Формулировать понятия об основном и общем обмене, энергетической ёмкости питательных веществ, энергобалансе, уметь разъяснять роль питания в поддержании здоровья.
44
Витамины.
Урок изучения нового материала
1
Авитаминоз, гиповитаминоз, цинга. Бери-бери, водорастворимые и жирорастворимые витамины, «Куриная слепота», каротин, родопсин, рахит.
Знать значение витаминов, понятие об авитоминозах_ гипо и гиперавитаминоззе, способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.
45
.
Покровы . Кожа.
Комбинированный урок
1
Эпидермис, дерма, гиподерма, сальные и потовые железы, волосы, ногти, терморегуляция.
Познакомить учащихся со строением и функциями кожи, волос, ногтей; развивать навыки установления связи макро- и микроструктурами
46
Терморегуляция, закаливание. Гигиена кожи
Комбинированный урок
1
Угревая сыпь, гормональные и гиповитаминозные нарушения кожи: чесотка, лишаи; ожоги: химические и термические; обморожения, теплоизолирующая повязка. Терморегуляция,
теплообразование, теплоотдача, тепловой и солнечные удары, закаливание.
Дать анатомо- физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи, использования одежды и обуви, познакомить с болезнями кожи, дать сведения о мерах первой помощи при ожогах и обморожениях. Раскрыть механизмы терморегуляции, показать значение рецепторов холода и тепла в поддержании постоянной температуры тела, разъяснить причины теплового и солнечного удара, меры профилактики и первая помощь. Выяснить причины . ведущие к закаливанию или простуде, показать роль одежды в адаптации организма к погодным условиям
47
Выделение.
Урок изучения нового материала
1
Почки. Мочевые пути, мочеточники. Мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Корковое и мозговое вещество почки, почечные пирамиды и лоханки, нефрон, первичная и вторичная моча, мочекаменная болезнь.
Раскрыть значение выделения в поддержании постоянства внутренней среды, изучить строение и функцию органов мочевыделительной системы, Самостоятельно искать и выделять необходимую информацию
формировать и развивать
компетентность в области использования ИКТ подбирая информацию и создавая компьютерную презентацию об урологических заболеваниях и их профилактике.
48
Контрольная работа
Органы гомеостаза.
Урок контроля и корректировки знаний
1
Обмен органических соединений. Витамины. Покровы. Терморегуляция. Выделение.
Характеризовать: строение и функции частей кожи; строение и функции органов мочевыделительной системы; взаимосвязь строения и функции кожи при механизме теплорегуляции Обосновывать:взаимосвязь между строением и функциями; влияние различных факторов на кожу;Соблюдать правила личной и общественной гигиены для профилактики заболеваний кожи и мочевыделительной системы.Уметь оказывать первую помощь при повреждениях кожи.
49
Строение и значение нервной системы. Спинной мозг.
Урок изучения нового материала
1
Потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение. Кора, ядра мозга, нервные волокна, передние и задние борозды спинного мозга, позвоночный канал. Спинномозговая жидкость, центральный канал, серое и белое вещество спинного мозга. Шок.
Уметь объяснять значение нервной системы, раскрывать роль психики в субъективном отражении окружающей действительности и удовлетворении биологических и социальных потребностей Выстраивать линию филогенеза нервной системы, понятие о строении и функциях центральной и периферической нервной системы раскрывать особенности строения спинного и головного мозга.
50
Головной мозг.
Лабораторная работа №7 Пальце-носовая проба.
Комбинированный урок
1
Задний мозг: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг; передний мозг: промежуточный мозг, большие полушария головного мозга, желудочки мозга.
Л
Выделять особенности строения и функциями отделов головного мозга, сравнивать со спинным мозгом.
51
Передний мозг
Урок изучения нового материала
1
Передний мозг; промежуточный: таламус, гипоталамус; полушария большого мозга, мозолистое тело, кора, борозды, извилины, доли мозга, чувствительные и моторные зоны, временные связи,старая и новая кора.
Знать аналитическую и замыкательную функцию коры, значение ассиметрии левого и правого полушария, возможность новой и старой коры.
52
Отделы нервной системы
Урок обобщение и систематизации знаний
1
Соматический и вегетативный отделы н.с. гипоталамус, симпатическая и парасимпатическая подсистемы, блуждающий нерв, вегетативные узлы.
Формулировать понятие о соматическом и автономном отделах нервной системы, симпатическом и парасимпатическом подотделах, раскрывать их взаимосвязь.
53
Зачёт
Нервная система.
Урок контроля и корректировки знаний
1
Отделы нервной системы. Строение и значение нервной системы. Спинной мозг. Головной мозг.
Построение логической цепи рассуждений. Аргументация своего мнения. Построение речевых высказываний. Формулируют и объясняют основные понятия, формируемые в ходе изучения темы. Обосновывать: взаимосвязь строения органов и систем с функцией. Характеризовать строение и функцию нервной системы, её отделов. Обосновать:взаимосвязь между строением и функцией, зависимость низлежащих центров от высших при выполнении более сложных функций; роль н.с. в регуляции процессов жизнедеятельности организма. Владеть умениями излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки.
54
Органы чувств и восприятия. Зрительный анализатор.
Урок изучения нового материала
1
Понятие о анализаторах. Органы чувств, анализатор, модальность, рецепторы, нервные пути, зоны коры большого мозга, галлюцинации, иллюзии. Глазное яблоко, глазница, глазные мышцы, слёзная железа и канал, склера, роговица, зрачок, радужка, хрусталик, ресничное тело, стекловидное тело, сетчатка, палочки и колбочки, жёлтое пятно, слепое пятно, бинокулярное зрение.
Формулировать понятие анализатора, знать его строение и функцию; раскрывать механизмы обработки информации корой больших полушарий; Оценивать достоверность получаемой информации и пояснять природу иллюзий. Знать значение зрения, строение и функцию глаза, механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию, связь зрительных и мышечных компонентов в формировании зрительных образов в коре больших полушарий головного мозга, формировать представление о бинокулярном зрении.
55
Гигиена зрения. Глазные болезни.
Комбинированный урок
1
Глазные инфекции, конъюнктива, конъюнктивит, близорукость и дальнозоркость, диоптрия, бельмо.
Выявлять причины глазных болезней и их предупреждение, травма и первой помощи; причины дальнозоркости, близорукости, косоглазия; раскрывать роль гигиены зрения в их предупреждение; о причинах катаракты и бельма, способы их лечения Самостоятельно искать и выделять необходимую информацию
формировать и развивать
компетентность в области использования ИКТ подбирая информацию и создавая компьютерную презентацию
56
Слуховой анализатор.
Урок изучения нового материала
1
Наружное ухо: слуховой проход, ушная раковина, барабанная перепонка; среднее ухо: слуховые косточки, слуховая труба, перепонка овального и круглого окна; внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринт, улитка, рецепторы слуха, стереофоническое звучание, воспаление среднего уха, тугоухость.
Доказывать общность в строении зрительного и слухового анализаторов, эволюцию органов слуха, рассмотреть строение и функцию отделов органа слуха,объяснять причины заболевания слухового анализатора, знать правила гигиены органов слуха.
57
Органы равновесия, обоняния. Органы вкуса, кожно- мышечной чувствительности.
Комбинированный урок
1
Вестибулярный аппарат, мешочки, полукружные каналы, волосковые клетки, осязание, вкусовые сосочки. Вкусовые рецепторы.
Объяснять механизмы работы вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов, их взаимодействие и взаимный контроль.
58
Лабораторная работа «Умственная работоспособность»
1
Показатели умственной работоспособности: коэффициенты точности, эффективности.
Л
Уметь определять количественные и качественные личные показатели умственной работоспособности, проводить сравнительный анализ по группе исследуемых. Уметь
строить умозаключения и делать выводы. Систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы, устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать со сверстниками в группе при проведении работы.
59
Зачёт: «Анализаторы»
Урок контроля и корректировки знаний
1
Зрительный анализатор.Органы равновесия, обоняния. Органы вкуса, кожно- мышечной чувствительности. Слуховой анализатор.Гигиена органов чувств.
Характеризовать строение и функции анализаторов, их виды. Обосновывать взаимосвязь между строением и функцией, причины иллюзий. Развитие представлений и соблюдении правил личной гигиены для предупреждения заболеваний анализаторов.
60
Высшая нервная деятельность.
Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД.
Комбинированный урок
1
Высшая нервная деятельность, центральное торможение, безусловные и условные рефлексы, временная связь, растормаживание, доминанта.
Самостоятельно искать и выделять необходимую информацию
формировать и развивать
компетентность в области использования ИКТ подбирая информацию и создавая компьютерную презентации, раскрывающие роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова, А.А.Ухтомского в развитии учения о в.н.д.
61
Программы поведения.
Урок изучения нового материала
1
Врождённые программы поведения, безусловный рефлекс,инстинкты,импринтинг, этология;приобретённые программы поведения: условный рефлекс, рассудочная деятельность, динамический стериотип, эмоции, навыки, привычки.
Доказывать филогенетическую обусловленность врождённых форм поведения, направленных на сохранение вида в целом и приобретённые формы индивидуального поведения.
62
Сон и сновидения.
Урок обобщение и систематизации знаний
1
Биологические ритмы, сон и бодрствование, медленный и быстрый сон, сновидения.
Формулировать понятие о биоритмах на примере суточных ритмов, раскрывать природу сна и сновидений, показать фазы сна. Подбор информации о прогрессивных исследованиях в области физиологии сна.
63
Особенности ВНД человека.
Лабораторная работа Оценка устойчивости внимания.
Комбинированный урок
1
Базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция, речь, познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, объект, фон, наблюдение, представление, ум. Волевое действие, внушаемость, негативизм, аффект, стресс, внимание, рассеянность.
Л
Определять разницу в использовании звуковых сигналов животных и человека, формулировать понятие о базовых и вторичных потребностях, определить рол речи, доказывать разницу между осознанным и интуитивным решениями. Уметь определять волевые процессы, анализировать волевой акт, формулировать понятие об оценочной деятельности, знать значение эмоций, раскрывать физиологические основы произвольного и непроизвольного внимания, его основные свойства.
64
Эндокринная система Железы внутренней секреции,
Урок изучения нового материала
1
Эндокринная система, железы внутренней секреции: эпифиз, гипофиз, щитовидная, надпочечники; железы смешанной секреции: поджелудочная, половые; железы внешней секреции; нейрогормоны. норадреналин.
Формулировать понятие о железах внутренней, смешанной и внешней секреции; свойства гормонов, их отличие от других биологически активных веществ; выявлять связь нервной и эндокринной регуляции и их особенности.
65
Роль эндокринных желёз в гуморальной регуляции.
Гипофиз, гормон роста, акромегалия; щитовидная железа, базедова болезнь, микседема, кретинизм; половые железы: семенники, яичники; поджелудочная железа, инсулин, сахарный диабет, надпочечники: адреналин,
Знать функции гипофиза, щитовидной железы, половых желёз, надпочечников, поджелудочной железы; уметь различать нарушения связанные с гипо- и гиперфункцией желёз, меры профилактики болезней.
66
Индивидуальное развитие.
Половая система человека. Строение гамет.
Урок изучения нового материала
1
Сперматозоиды, семенники, семявыносящие каналы, простата,семенная жидкость; редукционное деление,гены, половые хромосомы, яичники. Маточные трубы, матка, графов пузырёк, яйцеклетка, овуляция, оплодотворение. Менструация, цикл, поллюция.
Формулировать понятие о жизненных циклах отдельных особей и условий существования вида; выявлять преимущества полового размножения перед бесполым; знать строение мужской и женской половых систем, особенности образования и развития зародыша.
67
Развитие зародыша и плода.
Урок изучения нового материала
1
Биогенетический закон, онтогенез, филогенез, плацента, пуповина, зародыш, плод, беременность, родовые схватки, плодные оболочки, пупок.
Уметь объяснять суть биогенетического закона Геккеля- Мюллера и разъяснять причины отклонения от него, знать закономерности органогенеза, раскрывать значение эмбриональных приспособлений, режима беременности и родах.
68
Наследственные, врожденные и приобретенные заболевания человека.
Урок изучения нового материала
1
Наследственные болезни(гемофилия), врождённые болезни( алкогольный синдром плода), венерические болезни,сифилис, бледная спирохета, СПИД, гепатит В.
Уметь различать наследственные и врождённые болезни, пути прогнозирования первых, профилактике вторых; знать о мерах профилактики и симптомах болезней, передающихся половым путем.
69
Постэмбриональный период.
Урок обобщение и систематизации знаний
1
Ребёнок новорожденный и грудной, пубертат, индивид, личность, экстраверты, интроверты, самооценка.
Знать физиологические основы гигиены новорожденных и грудных детей, обосновывать правила ухода за ними, показать изменения мужского и женского организма в состоянии пубертата и обосновывать правила гигиены, знать о психологических особенностях людей различных возрастов.
70
Итоговая контрольная работа.
Урок контроля знаний
1
Биологическая терминология, понятийный аппаратстроение и функции систем и органов.
Обосновывать взаимосвязь между строением и функциями; влияние различных факторов на работу систем органов, контроль знаний правил личной и общественной гигиены для профилактики заболеваний.